Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-18121/2015 от 31.07.2015

Судья – Курин Ю.В. дело № 33-18121/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 августа 2015 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Дунюшкиной Н.В.

судей Палянчук Т.А., Башинского Д.А.

по докладу судьи краевого суда Палянчук Т.А.

при секретаре Попове С.Н.

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности < Ф.И.О. >11 на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 20 мая 2015 года,

заслушав доклад судьи Палянчук Т.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ярославцев < Ф.И.О. >12 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия департамента архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи по изготовлению и утверждению схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <...>, занимаемого многоквартирным жилым домом <...>, на кадастровом плане соответствующей территории, а также признании незаконным действий главы Центрального района города Сочи по отзыву своей подписи на листе согласований проекта постановления администрации города Сочи об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории для эксплуатации многоквартирного жилого дома.

В обоснование доводов указано, что он является собственником помещений в многоквартирном жилом доме <...>. Решением общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома он был избран уполномоченным лицом по вопросу формирования земельного участка, занимаемого многоквартирным домом. В <...> году администрация города Сочи по заявлению собственников многоквартирного жилого дома выступила заказчиком работ по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации жилого дома. Исполнителем данных работ ООО <...> была подготовлена схема расположения земельного участка под жилым домом <...>, согласно которой минимальная площадь земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома определена в размере <...> кв.м.. Формируемый земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер <...>, однако границы его до настоящего времени в соответствии с законодательством не сформированы и не уточнены. <...> года в его адрес поступил ответ администрации Центрального района города Сочи на обращение по вопросу оформления земельного участка придомовой территории дома <...>, в котором указано, что проектируемые границы земельного участка ООО <...> занятого многоквартирным домом накладываются на границы земельного участка формируемого для строительства олимпийского объекта <...>, в связи с чем главой администрации Центрального района города Сочи была отозвана подпись на листе согласования проекта постановления Главы города Сочи «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <...> для эксплуатации многоквартирного жилого дома». Однако, в соответствии с информацией, представленной департаментом архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, территория в районе жилого дома <...> не вошла в утвержденный перечень многоуровневых паркингов и автостоянок, планируемых для размещения на территории города Сочи. <...> года он вновь обратился в департамент архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи по вопросу изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории на основании ранее согласованной собственниками помещений в указанном многоквартирном доме и департаментом архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи схемы расположения земельного участка общей площадью <...> кв.м. на кадастровом плане территории от <...> года и утверждения администрацией города Сочи данной схемы расположения земельного участка с кадастровым номером <...> на кадастровом плане соответствующей территории, установив границы данного земельного участка в соответствии с согласованной сторонами схемой от <...> года. Письмом департамента архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от <...> ему разъяснено, что для возможности принятия администрацией города Сочи постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, занимаемого многоквартирным жилым домом <...>, необходимо представить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, занятого данным многоквартирным жилым домом, разработанную в соответствии с приказом Минэкономразвития России от <...> года <...> и Земельным кодексом РФ в редакции, вступившей в силу <...> года. <...> года он обратился в администрацию города Сочи с заявлением, в котором просил сформировать земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, для предоставления в общую долевую собственность собственников помещений. Письмом департамента архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от <...> года, ему разъяснено, что распоряжение администрации города Сочи от <...> года <...> «О внесении изменений в распоряжение администрации города Сочи от <...> года <...> «Об утверждении графика проведения работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования город-курорт Сочи», проведение работ по формированию указанного участка департаментом архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи возможно после внесения изменений в распоряжение администрации города Сочи от <...> года <...> «Об утверждении графика проведения работ по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования город-курорт Сочи», при наличии достаточных финансовых средств. Дополнительно сообщено, что собственники помещений в многоквартирных домах вправе самостоятельно осуществить формирование земельного участка, занятого многоквартирным домом в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Полагает, что данное бездействие органа местного самоуправления города-курорта города Сочи в подготовке и утверждения схемы расположения спорного земельного участка под многоквартирным домом нарушает права собственников помещений этого многоквартирного дома и препятствует в реализации их права на получение безвозмездно в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома.

В судебном заседании представитель заявителя Ярославцева < Ф.И.О. >14 по доверенности < Ф.И.О. >15 по изложенным основаниям просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представители администрации Центрального района города Сочи и администрации города Сочи < Ф.И.О. >16 и < Ф.И.О. >17 требования заявителя не признали и пояснили, что подготовленные ООО <...> проектируемые границы земельного участка, занятого многоквартирным домом <...>, накладываются на границы земельного участка, формируемого для строительства олимпийского объекта <...> <...>.

Обжалуемым решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 20 мая 2015 года заявление Ярославцева < Ф.И.О. >18 об оспаривании бездействия органа местного самоуправления города-курорта Сочи по утверждению схемы расположения земельного участка с кадастровым <...>, занимаемого многоквартирным жилым домом <...>, на кадастровом плане соответствующей территории признано обоснованным.

Орган местного самоуправления города-курорта Сочи в лице администрации города Сочи обязан устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов Ярославцева < Ф.И.О. >19 и собственников помещений многоквартирного дома <...> и утвердить подготовленную и согласованную <...> года департаментом архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи схему расположения земельного участка с кадастровым номером <...> под многоквартирным жилым домом <...>.

В удовлетворении остальной части требований Ярославцева < Ф.И.О. >20 отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, представитель администрации города Сочи по доверенности < Ф.И.О. >21 подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение.

В возражениях на апелляционную жалобу, представитель Ярославцева < Ф.И.О. >22 по доверенности < Ф.И.О. >23 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав Ярославцева < Ф.И.О. >24 и его представителя по доверенности < Ф.И.О. >25, просивших оставить без изменения решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома <...> Ярославцев < Ф.И.О. >26 был избран уполномоченным лицом по вопросу формирования земельного участка, занимаемого данным домом.

В <...> году администрация города Сочи по заявлению собственников многоквартирного жилого дома <...> выступила заказчиком работ по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации указанного жилого дома.

ООО <...>, являющимся исполнителем кадастровых работ, была подготовлена схема расположения земельного участка под жилым домом <...>, согласно которой минимальная площадь земельного участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома <...> определена в размере <...> кв.м..

<...> года проектируемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер <...>, однако границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.

<...> года схема границ земельного участка с кадастровым номером <...> под многоквартирным домом <...> согласована директором департамента архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи.

<...> года в адрес Ярославцева < Ф.И.О. >27 поступил ответ администрации Центрального района города Сочи, оформленный письмом <...>, в котором указано, что проектируемые ООО <...> границы земельного участка под многоквартирным домом <...> накладываются на границы земельного участка, формируемого для строительства олимпийского объекта <...>, в связи с чем главой администрации Центрального района города Сочи была отозвана его подпись на листе согласования проекта постановления Главы города Сочи «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <...> для эксплуатации многоквартирного жилого дома».

Однако, согласно сведениям департамента архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, изложенным в письме в адрес руководителя департамента имущественных отношений администрации города Сочи от <...> года <...>, перечень стоянок и парковок на территории города Сочи, определен распоряжением администрации города Сочи от <...> года <...> (в редакции от <...> года <...>) «Об утверждении перечня многоуровневых паркингов и автостоянок, планируемых для размещения на территории муниципального образования город-курорт Сочи» и территория в районе жилого дома <...> не вошла в данный перечень многоуровневых паркингов и автостоянок, планируемых для размещения на территории города Сочи.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Частью 2 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Согласно пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Постановлением администрации города Сочи от 14.02.2011 года № 205 утвержден Административный регламент по предоставлению администрацией города Сочи муниципальной услуги «Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории».

Согласно пункта 2 указанного постановления администрации города Сочи (в редакции действовавший на момент возникновения спорных правоотношений) уполномоченным органом по предоставлению муниципальной услуги «Выдача утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории» является Управление архитектуры и градостроительства администрации города Сочи.

Постановлением Главы города Сочи от 27.05.2009 года № 180 утверждена Инструкция о порядке подготовке подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории (действовавшая на момент возникновения спорных правоотношений).

Пунктом 3 названной Инструкции предусмотрено, что схемы расположения земельных участков на кадастровых картах или кадастровых планах соответствующих территорий для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), садоводства, дачного и гаражного строительства, занятых зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам и юридическим лицам на праве собственности, подлежат согласованию архитектором внутригородского района города Сочи и утверждению главой администрации внутригородского района города Сочи в форме распоряжения.

Схемы расположения земельных участков на кадастровых картах или кадастровых планах соответствующих территорий, за исключением указанных в пункте 3 настоящего постановления, в соответствии с пунктом 4 указанного постановления подлежат согласованию начальником департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи и утверждению постановлением администрации города Сочи.

Таким образом, принятый органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи Административный регламент утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также Инструкция о порядке подготовке подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории не наделяют глав администраций внутригородских районов города Сочи полномочиями по согласованию, либо утверждению схем расположения формируемых земельных участков под многоквартирными жилыми домами.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что действия по отзыву главой администрации Центрального района города Сочи подписи на листе согласования проекта постановления администрации города Сочи об утверждении схемы расположения формируемого земельного участка под многоквартирным жилым домом <...> на кадастровом плане территории, не могут служить препятствием к изданию органом местного самоуправления города Сочи распоряжения по согласованию указанной схемы расположения формируемого земельного участка под многоквартирным жилым домом и, как следствие, не нарушает права и интересы собственников помещений данного жилого дома в оспариваемой ими части.

Пунктом 4 статьи 29 Земельного кодекса РФ (в редакции действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления граждан, заинтересованных в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Постановлением администрации города Сочи от <...> года <...> (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) уполномоченным органом администрации города Сочи, осуществляющим формирование земельных участков, утвержден департамент архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи.

В соответствии с данным постановлением в полномочия департамента архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи входит, в том числе: изготовление схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории с учетом сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Сочи, подготовка постановлений администрации города Сочи об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение изготовления межевых планов земельных участков и постановка земельных участков на кадастровый учет (в том числе, получение кадастровых паспортов земельных участков).

Полномочия органов местного самоуправления по формированию границ земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории предусмотрены нормами действующего земельного законодательства.

Согласно части 3 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками (часть 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).

Судом первой инстанции установлено, что многочисленные обращения Ярославцева < Ф.И.О. >28 в орган местного самоуправления города Сочи по вопросу согласования и утверждения схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом <...> на кадастровом плане соответствующей территории, в том числе <...> года и <...> года до настоящего времени в нарушение приведенных выше правовых норм не удовлетворены органом местного самоуправления и согласованная <...> года департаментом архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи схема расположения формируемого земельного участка под многоквартирным жилым домом <...> на кадастровом плане территории не утверждена.

Разрешая данный судебный спор, суд первой инстанции обоснованно также принял во внимание разъяснения, содержащиеся в пунктах 67 и 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которым если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ.

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Органом местного самоуправления города-курорта Сочи не представлено доказательств, подтверждающих законность и обоснованность оспариваемого бездействия по утверждению согласованной <...> года департаментом архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи схемы расположения формируемого земельного участка под многоквартирным жилым домом <...> на кадастровом плане территории, в связи с чем верно судом первой инстанции признано незаконным и нарушающим права и законные интересы собственников помещений указанного многоквартирного жилого дома.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего спора, не допущено.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 20 мая 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Сочи - оставить без удовлетворения.

Председательствующий -

Судьи -

33-18121/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ярославцев А.В.
Другие
Администрация ЦВО г Сочи
Департамент архитектуры, градостроит и благоустройства администрации г Сочи
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Палянчук Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
06.08.2015Судебное заседание
10.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2015Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее