Дело № 2а-3095/18-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сенькина Сергея Викторовича об оспаривании заключения межведомственной комиссии Администрации Петрозаводского городского округа от 26.02.2018 и Постановления от 05.03.2018 №611,
установил:
Сенькин С.В. обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости с кадастровым номером 10:01:0200140:85. Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 05.03.2018г.№611 <данные изъяты>, признана подлежащей капитальному ремонту. В заключении межведомственной комиссии от 26.02.2018 указывается, что согласно акта осмотра жилого помещения, который составлялся на основании визуального наблюдения двумя специалистами межведомственной комиссии, квартира будет пригодна для проживания после проведения ремонта. При этом специалисты провели лишь визуальный осмотр жилого помещения, и фотографирование. Никаких специальных приборов, для определения наличия или отсутствия уклонов пола или перекоса дверных стояков, не применяли. С заключением административный истец не согласен, полагает его не основанным на нормах действующих нормативно-правовых актов, просит признать незаконным и отменить заключение межведомственной комиссии Администрации Петрозаводского городского округа № 18 от 26 февраля 2018 года и Постановление от 05.03.2018 №611, возложить на Администрацию устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании Сенькин С.В. не присутствовал, извещен надлежащим образом, его представитель по доверенности Петрашкевич Л.С. на заявленных требованиях настаивала.
Представитель административного ответчика Калачева М.В., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы отзыва.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, гражданское дело №2-2008/2017, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Сенькин С.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости с кадастровым номером 10:01:0200140:85.
Дом <данные изъяты> 1932 года постройки, двухэтажный, 12- ти квартирный, общ. площадью 545 м2, оборудован печным отоплением, холодным водоснабжением и канализацией. Однокомнатная квартира № расположена на втором этаже двухэтажного дома, жилой площадью <данные изъяты> кв.м.
09.02.2018 Сенькин С.В. обратился в Администрацию ПГО с заявлением о рассмотрении вопроса о признании жилого помещения <адрес> непригодным для проживания.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно п. 8 ч. 1 от. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочих, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2016) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 7 вышеназванного Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии.
Телефонограммой от 21.02.2018 Администрация ПГО в соответствии с пп.5 п.7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 уведомила заявителя о дате и времени заседания межведомственной комиссии, на которой будет рассматриваться вопрос о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
На основании п. п. 42, 43 Положения, Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Положением определены требования, которым должно отвечать жилое помещение: несущие и ограждающие конструкции жилого помещения в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не должны приводить к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и должны обеспечивать безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Согласно пункту 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
При этом в соответствии с пунктом 33 названного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34 Положения).
21.02.2018 МКУ «Служба заказчика» было проведено комиссионное обследование технического состояния жилого помещения с составлением соответствующего акта.
В ходе рассмотрения документов межведомственной комиссией было установлено, дом <адрес> 1932 года постройки, двухэтажный, 12- ти квартирный, общ. площ. 545 м2, оборудован печным отоплением, холодным водоснабжением и канализацией. Однокомнатная квартира № расположена на втором этаже двухэтажного дома, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Ремонт в квартире не выполнялся длительное время, перекос дверных коробок, крысиные дыры в стене, в комнате отопительная печь в неудовлетворительном состоянии, в кухне варочная панель отошла от печного стояка. На момент проверки квартира не отапливается, стояк холодной воды заморожен. Электропроводка в неудовлетворительном состоянии. Жалобы на продуваемость наружных стен.
По итогам рассмотрения комиссией было принято заключение о выявлении оснований для признания помещения <адрес> подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленным Постановлением №47 от 28.01.2006.
При этом в нарушение пунктов Положения обоснование принятого межведомственной комиссией заключения об оценке соответствия жилого помещения требованиям, установленным в Положении, в решении не приведено. Также специалисты проводившие обследование технического состояния жилого помещения, провели лишь визуальный осмотр жилого помещения, и произвели фотографирование. Никаких специальных приборов, для определения наличия или отсутствия уклонов пола или перекоса дверных стояков, не применяли. Кроме того, не указано, проводились ли какие либо исследования позволяющие выявить вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, было ли проведено исследование степени деформации фундамента, стен, несущих конструкций и степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций в многоквартирном доме <адрес>.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, вопросы признания помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии. При рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.
Исходя из позиции, изложенной в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя таким образом основания принятого решения.
Таким образом, с учетом установленных действующим законодательством требований к форме заключения межведомственной комиссии, предметом судебной проверки могут являться лишь те основания и фактические обстоятельства, которые положены в основу оспариваемого решения и отражены в его тексте.
Поскольку мотивы, по которым межведомственная комиссия пришла к выводу о том, что помещение <адрес> подлежит капитальному ремонту, в оспариваемом заключении не приведены, и не представляет заключение специализированной организации по результатам оценки помещения, в том числе по обследованию элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, Заключение межведомственной комиссии Администрации Петрозаводского городского округа № 18 от 26 февраля 2018 года нельзя признать законным и обоснованным.
На основании данного заключения, 05.03.2018 Администрацией ПГО было вынесено Постановление №611 о признании <адрес>, подлежащей капитальному ремонту.
С учетом вышеустановленных обстоятельств, Постановление №611 от 05.03.2018 также нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования административного истца подлежащими удовлетворению.
Частью 1 статьи 111 КАС РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Сенькина Сергея Викторовича удовлетворить.
Признать заключение межведомственной комиссии Администрации Петрозаводского городского округа № 18 от 26 февраля 2018 о непризнании жилого помещения <адрес> не пригодным для проживания - незаконным.
Признать Постановление Администрации Петрозаводского городского округа №611 от 05.03.2018 о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ в квартире <адрес>, подлежащей капитальному ремонту- незаконным.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление от 09.02.2018 №3.214-214, поданное Сенькиным Сергеем Викторовичем, о признании жилого помещения не пригодным для проживания.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Сенькина Сергея Викторовича судебные расходы в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 14.05.2018 года.