Дело № 2-1110\2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.
При секретаре Баженовой Д.А.
С участием истца Спиридонова В.Н., представителя истца Богачева М.М., представителя ответчика Пономаревой А.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спиридонова Виктора Николаевича к Военному комиссариату Амурской области о признании отказа в выдаче справки незаконным, понуждении выдать справку,
установил:
Спиридонов Виктор Николаевич обратился в суд с настоящим иском, в обоснование которого указал, что является пенсионером Министерств обороны Российской Ферации и получает пенсию за выслугу лет. При увольнении в запас в *** году воинские перевозочные документы для перевозки домашних вещей к избранному месту постоянного жительства по форме - 2 (далее ВПД Ф- 2) и ВПД Ф - 1 (проезд военнослужащего и членов его семьи) не получал. В настоящее время истец намерен переехать на постоянное место жительство в районный центр Бутурлино Нижегородской области. С целью получения перевозочных документов истец обратился в военный комиссариат Амурской области с соответствующим заявлением. Между тем, в выдаче запрашиваемых документов ответчиком было отказано. Когда военнослужащий увольняется в запас ему в личном деле офицера делается запись о выдаче ему ВПД по форме *** и ***. На момент увольнения это регламентировалось Приказом МО СССР *** от ***. В настоящее время регламентируется Приказом МО РФ *** от ***. Срок давности по выдаче ВПД уволенным военнослужащим в запас и членам их семей не существует. На основании изложенного просил обязать военный комиссариат Амурской области по городу Благовещенску и Благовещенскому району выдать истцу и его супруги воинские перевозочные документы по форме *** и *** для проезда железнодорожным транспортом и перевозки домашнего имущества от железнодорожной станции Благовещенск до железнодорожной станции районный центр ***.
В дальнейшем истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил свои требования и просил признать незаконным отказ начальника отдела Военного комиссариата Амурской области по городу Благовещенску и Благовещенскому району в выдаче Спиридонову Виктору Николаевичу воинских перевозочных документов по форме 1 для проезда железнодорожным транспортом от станции Благовещенск Амурской области до станции районный центр ***.
Обязать Военный комиссариат Амурской области в лице отдела по городу Благовещенску и Благовещенскому району выдать Спиридонову Виктору Николаевичу воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества по форме 2 от станции Благовещенск Амурской области до станции районный центр ***.
В судебном заседании истец и его представитель на требованиях с учетом их уточнений настаивали, подтвердили доводы, изложенные в иске, просили удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что для выдачи военным комиссариатом воинских перевозочных документов необходимо предоставление правки формы I. О выданных увольняемом военнослужащему воинских перевозочных документов (денежных средствах) на проезд и перевозку личного имущества производится запись в денежном аттестате, предписании. Из имеющихся в личном пенсионном деле истца данных следует, что в денежном аттестате, в приказе об увольнении отсутствует указание о выдаче/невыдаче воинских перевозочных документов. Таким образом, препятствием к выдаче военных перевозочных документов истцу явилось отсутствие в личном деле сведений, подтверждающих необходимые данные о выдаче/невыдаче ему требования формы I. Формы перевозочных документов являются на основании п.70 приказа от *** документами строгой отчетности. Истцом не было предоставлено доказательств того, что данные документы не выдавались.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с часть. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено, следует из материалов дела, что Спиридонов В.Н. проходил военную службу, уволен с военной службы в запас ***, является получателем пенсии за выслугу лет с ***.
*** истец обратился в Военный комиссариат Амурской области за получением воинских перевозочных документов, на что *** получил ответ об отсутствии прав на проезд и провоз контейнера по линии Военного комиссариата, так как не представлены справки Ф *** и Ф ***. При этом, военную службу Спиридонов В.Н. проходил в войсковой части ***, что подтверждает выписка из приказа командира части в которой нет ссылки «выдать справки Ф-1 и Ф-2».
Право военнослужащего в случае увольнения с военной службы на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на избранное место жительства, а также на перевоз на безвозмездной основе до 20 тонн личного имущества в контейнерах от прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, либо иным транспортом (за исключением воздушного) предусмотрено частями 1 и 1.2 ст. 20 ФЗ от *** *** «О статусе военнослужащих».
Часть 2 названной статьи распространяет указанные гарантии и на членов семьи военнослужащих, перечень которых приведен в абзацах 6-10 пункта 5 статьи 2 названного закона, и к которым относятся супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Порядок выдачи и использования воинских перевозочных документов, оформляемых для проезда и перевозки личного имущества установлен положениями Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Минобороны РФ от *** *** «Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации" (далее Руководство).
В соответствии с п.п. 69,70 Руководства военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и офицеры, проходящие военную службу по призыву, увольняемые с военной службы, а также члены их семей имеют право на получение воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества от прежнего места жительства к новому постоянному месту жительства, избранному военнослужащим при увольнении. В случае, если при увольнении с военной службы военнослужащие не избрали места жительства, они зачисляются на учет в военных комиссариатах по месту увольнения с военной службы, а воинские части выдают им требования формы 1, в которых производится запись о том, что военнослужащему при увольнении воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества не выдавались. Военные комиссариаты по месту учета уволенных военнослужащих на основании их рапортов или заявлений членов семьи и указанных требований формы 1 выдают им воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества в установленном порядке к избранному месту жительства один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы.
Требование формы 1 утверждено приказом Минобороны от *** *** в качестве приложения *** к приказу и отнесено к воинским перевозочным документам для оформления пассажирских билетов на проезд одиночно следующих военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников) и воинских команд железнодорожным, воздушным и водным транспортом (п. 3 Руководства).
Таким образом, реализация права на бесплатный проезд и провоз личного имущества к избранному месту жительства сохраняется за уволенным военнослужащим и членами его семьи один раз независимо от времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы с условием предоставления в военный комиссариат требования формы 1, подлежащего выдаче воинской частью с указанием, что при увольнении военнослужащий не использовал данное право.
Как установлено в судебном заседании, требование формы 1 у Спиридонова В.Н. отсутствует.
Из ответа Военного комиссариата Амурской области, а так же из пенсионного дела истца, следует, что истец проходил военную службу в войсковой части ***. Сведений выдаче Спиридонову В.Н. требования формы 1, равно как о выдаче на его основании военных перевозочных документов материалы дела не содержат.
Суд учитывает, что предоставление справки формы 1 предусмотрено приказом Минобороны РФ от *** ***, в то время как увольнение Спиридонова В.Н. с военной службы произведено в *** году, то есть до принятия названного приказа.
В соответствии с Законом РФ «О статусе военнослужащих» от *** ***, предусматривалось право военнослужащих, в том числе уволенных с военной службы, железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (кроме такси) транспортом в командировки, в связи с переводом к новому месту военной службы, к местам использования основного отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, к постоянному месту жительства при увольнении с военной службы;
.Действующей на момент увольнения ВИ Инструкцией о порядке оформления, выдачи воинских перевозочных документов и оплаты воинских перевозок в системе МВД СССР, утвержденной Приказом МВД СССР от *** *** предусматривалась выдача воинских перевозочных документов воинскими частями на основании предписания, отпускного удостоверения или проходного свидетельства, в которых указывался также состав семьи сотрудника или военнослужащего, переезжающей совместно с ним, срок действия воинских перевозочных документов для уволенного с военной службы был установлен в течение шести месяцев со дня увольнения с военной службы (исключения из списков личного состава).
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от *** ***, сохранил за военнослужащими право на бесплатный проезд, однако в целях его реализации Министром обороны РФ приказом от *** *** установлен иной порядок оформления и выдачи воинских перевозочных документов.
Из общеправового принципа нераспространения действия нормативного правового акта на отношения, возникшие до его вступления в силу, положения приказа Минобороны РФ от *** *** не подлежат применению к настоящему спору, соответственно, не могут являться препятствием для реализации истцом предусмотренного законом права.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений, право на судебную защиту является существенно ущемленным в тех случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу его фактические обстоятельства, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы (Постановления от *** ***, от *** ***, от *** ***, от *** ***).
Таким образом, отсутствие у Спиридонова В.Н. справки формы 1 при условии, что в распоряжении военного комиссариата отсутствуют сведения о реализации им и членами его семьи права на бесплатный проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства, а само по себе предоставление справки формы 1 не представляется возможным ввиду расформирования воинской части, где проходил службу истец, с учетом признания ответчиком факта невыдачи истцу справки формы 1 при его увольнении с военной службы, что отражено в ответе от ***, данное обстоятельство не может служить препятствием для получения истцом воинских перевозочных документов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что отказ Военного комиссариата Амурской области в выдаче Спиридонову В.Н. воинских перевозочных документов на проезд и перевозку личного имущества к избранному месту жительства от станции Благовещенск Амурской области до станции районный центр *** является незаконным.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, требования Спиридонова В.Н. подлежат удовлетворению с учетом предоставления справки на состав семьи - *** ВИ (свидетельство о заключении брака от *** ***).
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на уплату государственной пошлины в размере *** рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194,199 ГПК РФ, суд
решил :
Признать незаконным отказ начальника отдела Военного комиссариата Амурской области по городу Благовещенску и Благовещенскому району в выдаче Спиридонову Виктору Николаевичу воинских перевозочных документов по форме 1 для проезда железнодорожным транспортом от станции Благовещенск Амурской области до станции районный центр ***.
Обязать Военный комиссариат Амурской области в лице отдела по городу Благовещенску и Благовещенскому району выдать Спиридонову Виктору Николаевичу с учетом члена его семьи жены ВИ воинские перевозочные документы на проезд и перевозку личного имущества по форме 2 от станции Благовещенск Амурской области до станции районный центр ***.
Взыскать с Военного комиссариата Амурской области в пользу Спиридонова Виктора Николаевича *** рублей по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, начиная с ***.
Судья Матюханова Н.Н.