Решение по делу № 2-1891/2012 ~ М-1820/2012 от 08.08.2012

Дело № 2-1891/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20.09.2012г

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Хасановой Н.В.,

с участием истца Емельяновой Е.А.,

при секретаре Грицан Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске гражданское дело по иску

Емельяновой Е.А. к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в исковом заявлении, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. Дом управляется ООО «УО «Наш дом». С января 2011 года по июнь 2012 года ответчик выставлял ей счета на оплату электроэнергии, потребленной в ее жилом помещении, в объемах, определенных на основании индивидуального прибора учета, и часть электроэнергии, потреблённой во всём доме, определённой расчетным путем, на основании показаний ОДНУ (Общедомового прибора учета) - ОДН (расходы на общедомовые нужды). Считает, что действия ответчика нарушают ее права как потребителя и противоречат действующему законодательству.

Просит признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Емельяновой Е.А., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с января 2011 года по июнь 2012 года по адресу: <адрес>. Возложить на ОАО «ДЭК» обязанность произвести перерасчет платы за электроэнергию Емельяновой Е.А., исключив <данные изъяты> руб. из начислений за период с января 2011 года по июнь 2012 года и зачесть их в счет будущих платежей за электроэнергию по адресу <адрес> соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии. Просит признать незаконным установку ОДПУ по адресу <адрес>, прос<адрес>; запретить ОАО «ДЭК» впредь, до принятия собственниками помещений в доме Октябрьский 19 решения о выборе непосредственной формы управления домом, начислять и указывать в квитанциях, предъявляемых Емельяновой Е.А. по адресу <адрес> плату за потребленную электроэнергию на общедомовое потребление.

Истец о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.20), в судебное заседание явилась.

Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.21), в судебное заседание не явился, не представил письменные возражения по исковому заявлению, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица, извещенный судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв на указанное заявление, просил рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.22,23).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие ответчика, третьего лица.

Истец Емельянова Е.А. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, суду пояснила, что не знает, где расположен общедомовой прибор учета электроэнергии, договор с ответчиком не заключала, счета оплачивала, дом управляется компанией «Наш дом», когда будет меняться форма управления многоквартирным домом, в котором она имеет в собственности жилое помещение, не знает.

Из письменного отзыва ООО «УО «Наш дом» следует, что указанное юридическое лицо с исковыми требованиями не согласно по следующим основаниям: истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. Целью договора управления данным многоквартирным домом /далее МКД/ является эффективное управление многоквартирным домом, направленное на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания в нем собственников и нанимателей, надлежащее содержание общего имущества дома, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме. В соответствии с абз. 2 п. 2.1 договора управления МКД, собственники и наниматели помещений заключают договоры о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии, а также водоотведению непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

Согласно решению общего собрания собственников многоквартирного дома (протокол № 1/10 от 11.10.2010) по адресу: <адрес>, собственники и наниматели помещений МКД голосовали против наделения управляющей компании полномочиями предоставлять коммунальные услуги для данного МКД.

Согласно ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» производимые, передаваемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно п. 5, ст. 13 данного ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в срок до 01.07.2012 г. собственники помещений в мно­гоквартирных домах, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии собственников жилых домов и собственников помещений в МКД возлагаются установить общедомовой прибор учета электроэнергии.

Установка общедомового (коллективного) прибора учета электрической энергии производилась силами и за счет средств энергоснабжающей организацией (ОАО «ДЭК») и в отношении собственников и нанимателей данного МКД носило безвозмездный характер.

Договор, регулирующий условия установки коллективного прибора учета используемого энергетического ресурса, должен заключатся с лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, т.е. управляющей организацией. Управляющая компания действует от имени и во благо собственников жилых помещений МКД.

ООО УК «Наш дом» 01.10.2010 г заключило с ОАО «ДЭК» договор энергоснабжения № 3201, подписала Акт ввода в эксплуатацию (обследовании) измерительного комплекса расчетного учета электроэнергии и подписала акт разграничения балансовой ответственности сторон, регулирующих установку общедомового прибора учета. На основании п.1.1. Договора Управляющая компания передает Амурскому отделению ОАО «ДЭК» функции на предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам – потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий, в части по определению стоимости коммунальной услуги – электроснабжение, организовывать начисление и получение платы за потребленную электрическую энергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании управляющей компании по договору управления МКД.

Энергоснабжение является коммунальной услугой. Начисление размера платы за потребленную энергию производится в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. ПП РФ № 307 от 23.05.2006 г.). Согласно абз.2 п. 7 Правил собственники (наниматели) помещений в МКД вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в МКД. Согласно п. 23 данных правил, при оборудовании МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного, горячего водоснабжения; газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пунктом 3 приложения № 2 к настоящим Правилам (формула 9).

Из разъяснений министерства регионального развития РФ (письмо от 18 июня 2007г. № 11356-ЮТ/07) следует, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

Безвозмездная установка общедомовых приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах ведет к освобождению граждан-потребителей от расходов по выполнению возложенной на них законом обязанности, что соответствует их интересам. Формальное нарушение процедуры согласования с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах установки общедомовых приборов учета электроэнергии не свидетельствует о нарушении их прав (л.д.23).

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям:

Наличие в собственности Емельяновой Е.А. квартиры по адресу <адрес> подтверждено свидетельством о регистрации права собственности (л.д. 5).

<адрес> является многоквартирным, управление домом осуществляет ООО УК «Наш дом», что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес>, на котором была избрана форма управления данным домом - управление управляющей организацией ООО УК «Наш дом», договором управления многоквартирным домом (л.д.24-31). Управляющая компания является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законом (л.д.33-42).

ОАО «ДЭК» и филиал ОАО «ДЭК»-«Хабаровскэнергосбыт» являются юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законом (л.д.44-59).

Выставление Амурским отделением филиала ОАО «ДЭК» «Хабаровскэнергосбыт» в счетах на оплату электроэнергии, предъявляемых абоненту Емельяновой Е.А. проживающей по адресу <адрес>, в период с января 2011 года по июнь 2012 года, наряду с требованиями об оплате электроэнергии, учтенной по поквартирному учету, также дополнительного требования об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, подтверждается представленными в суд квитанциями (л.д.7-14). Всего в период с января 2011 года по июнь 2012 года истцу была выставлена плата за ОДН на 3097,01 руб., которая была истцом оплачена.

Согласно ст. 155 ЖК РФ, граждане (арендаторы, наниматели, в том числе по договору социального найма, либо собственники жилых помещений) и организаций обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.

Согласно п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, действовавших на момент спорных правоотношений, электроснабжение – круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.

Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Как следует из пункта 6.2 ст.155 ЖК РФ, если управление домом осуществляет управляющая организация, эта организация получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми управляющей организацией заключены договоры, в том числе электроснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).

Согласно ч.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Федеральным законом от 04.06.2011 года № 3-ФЗ в часть 7 ст.155 ЖК РФ внесены изменения, согласно которым плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Согласно ч.7.1 ст.155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно письму Министерства регионального развития РФ от 02 мая 2007 года № 8167 –ЮТ /07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги», расчет размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, ведение базы данных потребителей, печать и доставка потребителям платежных документов является обязанностью управляющих организаций, а при непосредственном управлении многоквартирным домом соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций.

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, действовавших в периода возникновения спорных правоотношений, оказание коммунальных услуг – это деятельность исполнителя коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения; исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги/ управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы/.

В соответствии с ч.2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно п.89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 года № 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей. Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.

В соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1 -го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Расчет размера платы за коммунальные услуги является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8№7-ЮТ/07).

Согласно п. 3.1.4 договора управления многоквартирным домом по <адрес> управляющая компания обязалась обеспечить предоставление собственникам и законно проживающим в жилом помещении гражданам предоставление следующих коммунальных услуг: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (л.д.24).

Как следует из материалов дела, управление домом, в котором проживает истец, осуществляет ООО «УК «Наш дом». Следовательно, с учетом вышеприведенных норм, истец является потребителем услуги по электроснабжению, ООО «УК «Наш дом» является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению, ОАО «ДЭК» - ресурсоснабжающая организация.

Исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530.

В целях электроснабжения обслуживаемого многоквартирного дома, ООО «УК «Наш дом» обязано приобретать электроэнергию у ресурсоснабжающей организации.

В плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН), которую истец обязан вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО «УО «Наш дом», в свою очередь, обязано рассчитываться с ОАО «ДЭК» за потребленную многоквартирным домом электроэнергию.

ОАО «ДЭК» не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению <адрес>, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям этой коммунальной услуги.

Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии в спорный период была предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

Пункт 90 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, допускает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Вместе с тем, такое право требования возникает у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.

Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.

Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.

В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату коммунальной услуги электроснабжения, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.

Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества поставленной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. А управляющая организация в ситуации, имеющей место в данном случае, фактически самоустраняется от выполнения обязанностей, возложенных на неё вышеуказанными нормативно-правовыми актами.

В то же время, в силу требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», именно управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, в данном случае обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме.

Таким образом, действия ОАО «ДЭК» по выставлению истцу напрямую счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, являются незаконными, выставленные истцу по лицевому счету и оплаченные им начисления в счёт оплаты электроэнергии на ОДН подлежат возврату истцу путем зачета их в счет будущих платежей за электроэнергию.

Доводы третьего лица о том, что собственники указанного МКД не наделили управляющую компанию полномочиями предоставления коммунальных услуг для указанного МКД; о заключении договора энергоснабжения, которым ответчику предоставлено право производить начисления за потребленную электроэнергию, выставлять счета потребителям, принимать плату, не являются основанием для отказа в иске, поскольку названный договор в части передачи полномочий по начислению и выставлению счетов жильцам многоквартирного дома непосредственно ресурсоснабжающей организацией суду не представлен, что делает невозможным его исследование в данном судебном заседании; доказательств заключения договора с ресурсоснабжающей организацией от имени собственников, и истца, в том числе, суду не представлено.

Иные доводы, содержащиеся в возражениях третьего лица на иск, не могут быть приняты судом во внимание как основание к отказу в удовлетворении законных и обоснованных требований истца за счёт ОАО «ДЭК», поскольку сводятся к неверному толкованию подлежащих применению в данном деле правовых норм, даваемому без учёта их места в системе действующего правового регулирования существующих правоотношений участвующих в деле лиц.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что действия ответчика по начислению истцу за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды /ОДН/ многоквартирного дома являются незаконными, следовательно, суммы, начисленные за ОДН (3097,01 руб.), подлежат исключению из лицевого счета истца. Поскольку 3097,01 руб. были оплачены истцом, указанная сумма подлежит зачету в счет будущих платежей, рассчитываемых, исходя из показаний индивидуального прибора учета электрической энергии.

Требование истца о признании установки ОДПУ по вышеуказанному адресу незаконной суд находит подлежащим оставлению без удовлетворения, исходя из следующего.

Соответствующий ОДПУ используется и иными лицами, в связи с чем удовлетворение требования о признании установки указанного прибора незаконной безусловно повлечёт нарушение прав иных, не участвующих в деле лиц.

Согласно действующему законодательству, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за приобретенные объемы электроэнергии, исходя из показаний прибора учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Общий объем потребленной электроэнергии, определенный, исходя из показаний коллективных приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Постановления Правительства от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета – пропорционально их показаниям. Согласно пункту 22 Постановления № 307, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Таким образом, сама по себе установка ОДПУ для учета потребляемой электроэнергии не противоречит закону. Доказательств же нарушения технических норм и правил при установке счетчика истцом не представлено, и в исковом заявлении на эти обстоятельства истец не ссылается.

Отказывая истцу в удовлетворении указанного требования, суд исходит из того, что удовлетворение данного требования нарушило бы права и законные интересы других собственников помещений указанного многоквартирного дома. Признание установки ОДПУ незаконной повлечет демонтаж данного счетчика и повторную установку аналогичного. Требование возместить расходы на приобретение и установку ОДПУ к собственникам помещений не предъявлялось, т.е. счетчик был установлен безвозмездно, доказательств иного истцом суду не представлено. Повторная установка ОДПУ потребует возмещения расходов на его стоимость и установку всеми собственниками помещений данного дома в принудительном, а не добровольном порядке.

Указанный прибор учёта используется не только для расчётов ответчика с истцом и другими потребителями, но и с поставщиком (производителем) электроэнергии.

Также суд учитывает, что в соответствие с Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» с 01.07.2012 г. установка ОДПУ является обязанностью собственников помещений, а не правом, и такие счетчики должны быть установлены независимо от волеизъявления собственников помещений.

С учетом того, что до 1 июля 2012 года собственники жилых помещений обязаны организовать установку общедомовых приборов учета электроэнергии, а после указанной даты будет иметь место принудительный порядок установки счетчиков с возмещением затрат на установку счетчиков с собственников жилых помещений, признание установки счетчика незаконной может негативно повлиять на права иных собственников, которые могут понести дополнительные расходы, связанные с принудительным порядком установки счетчика.

Таким образом, удовлетворение требования о признании незаконной установки прибора учёта в данном случае приведёт к неоправданному и несоразмерному нарушению баланса интересов истца и иных лиц.

Требование о запрете ответчику в дальнейшем начислять истцу плату за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома суд также не находит подлежащим удовлетворению. Согласно части третьей статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Поскольку жилищным законодательством для собственников квартир, осуществляющих непосредственное управление домом (ч.8 ст. 155 ЖК РФ), а также для собственников и нанимателей жилых помещений в случае принятия по этому вопросу решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (ч.7.1 ст.155 ЖК РФ) предусмотрена возможность оплаты услуг ресурсоснабжающим организациям, то в случае изменения способа управления многоквартирным домом или принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений, изменится и порядок оплаты истцом сумм за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды. Также ответчик и управляющая компания вправе заключить агентский договор, по которому ОАО «ДЭК», оказывая услуги управляющей компании, будет вправе совершать определенные действия, например, указывать в квитанциях суммы оплат.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг», вступившим в законную силу в марте 2012 года, предусмотрена возможность заключения управляющей компанией договоров энергоснабжения с ресурсоснабжающими организациями. Существенным условием договора является, среди прочих, порядок оплаты коммунального ресурса.

Согласно ст.25 названного Постановления при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты: в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством РФ. В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

При таких обстоятельствах суд не вправе запретить ответчику осуществлять определенные действия относительно тех гражданских прав, которые могут возникнуть в будущем.

Кроме того, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г.N354, вступившими в законную силу с 01.09.2012 (далее – Правила), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия) (п. 6 Правил).Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п. 7 Правил). Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно п. 34 Правил потребитель обязан, в том числе, в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

Судом установлено, что истец как потребитель пользуется коммунальной услугой по энергоснабжению как в квартире собственника, так и в многоквартирном доме, в котором она проживает, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем, с ОАО «ДЭК» в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 214 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Емельяновой Е.А. удовлетворить частично.

Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Емельяновой Е.А., произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с января 2011 года по июнь 2012 года по адресу <адрес>.

Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Емельяновой Е.А., исключив <данные изъяты> руб. из начислений за период с января 2011 года по июнь 2012 года и зачесть их в счет будущих платежей за электроэнергию по адресу <адрес> соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания в пользу бюджета Амурского муниципального района госпошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, то есть с 27.09.2012 (с учетом выходных дней 22,23 сентября 2012 года).

Судья Решение вступило в законную силу 30.10.2012 года

2-1891/2012 ~ М-1820/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Емельянова Екатерина Андреевна
Ответчики
ОАО "Дальневосточная энергетическая компания"
Другие
ООО УО"Наш дом"
Суд
Амурский городской суд Хабаровского края
Судья
Хасанова Наталья Викторовна
Дело на сайте суда
amursky--hbr.sudrf.ru
08.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2012Передача материалов судье
10.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2012Судебное заседание
26.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2012Дело оформлено
05.01.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее