Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 августа 2015 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Бабкина С.В.,
с участием помощника прокурора г. Сызрани Сафроновой Е.О.,
при секретаре Ефиминой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3638/15 по иску Администрации г.о. Сызрань к Межрайонному отделу судебных приставов г. Сызрани об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
Установил :
Администрация г.о. Сызрань обратилась в Сызранский городской суд с иском к Межрайонному отделу судебных приставов г. Сызрани об освобождении от взыскания исполнительского сбора, мотивируя тем, что <дата> судебным приставом-исполнителем вынесено Постановление о взыскании с Администрации г.о. Сызрань исполнительского сбора в размере 50000 руб. в рамках исполнительного производства № № *** В соответствии со ст. 112 Федерального Закона № 229-ФЗ от <дата> «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с разъяснениями в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от <дата> № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнения производства. Таким образом, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора. Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Поэтому Администрация г.о. Сызрань считает, что вина в нарушении немедленного исполнения решения суда, в течение суток, установленных судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения с момента получения Постановления, не усматривается, поскольку обеспечение детей-сирот и лиц, приравненных к ним, жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством относится к государственным полномочиям. В соответствии с Законом Самарской области от <дата> № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Денежные средства, выделенные в 2014 году, Администрацией г.о. Сызрань освоены полностью, а на выполнение вышеуказанных государственных полномочий субвенции в 2015 году в бюджет городского округа Сызрань еще не поступали. Администрацией г.о. Сызрань в целях исполнения требований исполнительного документа были предприняты все необходимые меры к добровольному исполнению исполнительного документа. Администрация г.о. Сызрань не уклонялась от исполнения, а объективно не могла в установленный судебным приставом срок исполнить требование исполнительного документа о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм с учетом проведения всех необходимых действий. Кроме того, Администрация г.о. Сызрань сразу же уведомила об этом судебного пристава-исполнителя и обратилась с ходатайством об отложении исполнительных действий. В соответствии с Постановлением Администрации г.о. Сызрань от <дата> № *** «Об определении уполномоченных органов Администрации городского округа Сызрань по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории городского округа Сызрань», уполномоченными органами по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются КЖКХ Администрации г.о. Сызрань и Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань. Процедура проведения торгов определена Федеральным законом № 44-ФЗ и составляет длительное время, что делает невозможным исполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. Уполномоченным органом по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, КЖКХ Администрации г.о. Сызрань, была подана заявка на проведение торгов на покупку 6 жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Конкурсная документация размещена на официальном сайте муниципального образования городского округа Сызрань. Дата проведения электронных аукционов <дата> Однако, <дата> электронные аукционы были признаны несостоявшимися, так как по окончании срока подачи заявок до 10 часов 00 минут <дата> не подана ни одна заявка на участие в аукционах. Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. округа Сызрань повторно были сформированы пакеты документов для размещения на электронной площадке заявок на покупку 6 жилых помещений для детей-сирот и лиц, приравненных к ним. Дата проведения аукционов в электронной форме <дата> Однако, и эти аукционы были признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. В настоящее время Комитетом ЖКХ Администрации г.о. Сызрань по итогам проведения электронного аукциона с ООО «Гарантия» заключены Муниципальные контракты №№ № *** от <дата> на приобретение жилых помещений специализированного жилищного фонда посредством участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома (многоквартирных жилых домов) в части включения в него жилых помещений для предоставления детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Самарской области на территории городского округа Сызрань. Срок исполнения обязательства по передаче жилых помещений в муниципальную собственность до <дата> Администрация г.о. Сызрань полагает, что в настоящее время имеет место существенное препятствие, не позволяющее исполнить решение суда в полном объеме, в связи с отсутствием специализированного жилищного фонда, который формируется за счет средств вышестоящих бюджетов. Кроме этого во исполнение статьи 4 Закона Самарской области № 135-ГД, для расчета в соответствии с методикой, объема субвенций, необходимых для исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий, Управлением по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань ежеквартально представляются в уполномоченный орган Правительства Самарской области списки детей-сирот и лиц, приравненных к ним, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств областного бюджета, а также ежемесячно направляется уточненная информация о количестве детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по состоянию на первое число каждого месяца. Кроме того, в соответствии с письмом Министерства строительства Самарской области № *** от <дата> Администрацией г.о. Сызрань ежеквартально направляет списки детей-сирот и лиц из их числа, в отношении которых вступили в силу и не исполнены судебные решения об обеспечении их жилыми помещениями. Таким образом, уполномоченные Правительством Самарской области органы обладают всей информацией о количестве детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на сегодняшний день. Согласно ст. 59 Устава городского округа Сызрань бюджет городского округа Сызрань - форма образования и расходования средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления городского округа Сызрань. В соответствии с абзацем 2 части 3 ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации использование при распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации показателей, характеризующих собственные доходы местных бюджетов, не допускается. Бюджет городского округа Сызрань является дотационным, сформирован с дефицитом, в связи чем исполнение решения суда по обеспечению детей-сирот и лиц, приравненных к ним, жилыми помещениями без соответствующих средств областного бюджета незаконно. Таким образом, наличие норм закона, напрямую регламентирующих исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам и лицам, приравненным к ним, жилых помещений согласно действующего законодательства за счет денежных средств, перечисленных субъектом РФ из областного бюджета в местный бюджет, является объективным и неоспоримым доказательством невозможности исполнения органом местного самоуправления данных полномочий в отсутствие соответствующих денежных средств. Поскольку порядок выделения денежных средств из областного бюджета установлен в нормативно-правовых актах (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Законы Самарской области Российской Федерации), то он не может быть нарушен волеизъявлением органа местного самоуправления. Администрацией г.о. Сызрань были направлены письма в Министерство строительства Самарской области № *** от <дата> и Губернатору Самарской области № *** от <дата> г., в Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области № *** от <дата> о предоставлении из областного бюджета денежных средств, необходимых для исполнения решения суда. Поэтому можно сделать вывод о том, что нарушение сроков исполнения требований исполнительного документа вызвано непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Администрации городского округа Сызрань. В связи с тем, что Администрация г.о. Сызрань осуществляет государственные полномочия Самарской области в пределах, выделенных для этого финансовых средств за счет бюджета Самарской области и не может повлиять на сроки выделения указанных средств, считаем, что Администрация г.о. Сызрань предприняла все возможные меры для исполнения обязательства, но при всей необходимой степени заботливости и осмотрительности не может исполнить судебное решение в добровольном порядке в силу особенности характера обязательства, ввиду чего просим освободить от уплаты исполнительского сбора. В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от <дата> № *** «О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве» с должника не подлежит взысканию исполнительский сбор, если им будут представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение. Поэтому Администрация г.о. Сызрань обратилась с данным иском в суд и просит освободить Администрацию городского округа Сызрань от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства № № ***
В судебном заседании представитель Администрации г.о. Сызрань по доверенности Корнилова Н.А. заявленные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Судебный пристав-исполнитель МО СП г. Сызрани Парамонова Е.В. в судебное заседание не явилась, сообщив по телефону о рассмотрении дела без ее участия, с иском не согласна и просила в удовлетворении отказать, поскольку отсутствие денежных средств у Администрации г.о. Сызрань на исполнение решения суда не является основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
Представитель третьего лица Управления по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна, поэтому суд определил о рассмотрении дела без их участия.
Представитель прокуратуры г. Сызрани Сафронова Е.О. возражала против удовлетворения исковых требований Администрации г.о. Сызрань и пояснила, что предусмотренные законом основания для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора отсутствуют.
Третье лицо Безбородова К.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, т.к. она до сих пор не получила квартиру и вынуждена снимать жилье.
Представитель третьего лица КЖКХ Администрации г.о. Сызрань по доверенности Шашкова Ю.Ю. в судебное заседание не явилась, предоставив в суд о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд определил рассмотреть дело без их участия.
Суд, заслушав пояснения сторон, заключение помощника прокурора г. Сызрани, проверив письменные материалы дела, а также материалы гражданского дела № *** по иску прокурора г. Сызрани в интересах Безбородовой К.Д. к Администрации г.о. Сызрань о понуждении предоставления жилого помещения, полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 112 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В соответствии с ч. 3 ст. 112 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» (изменения в соответствии ФЗ-441 от 28.12.2013г.) в случае не исполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор устанавливается с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя в размере пяти тысяч рублей, с должника -организации - пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что решением Сызранского городского суда от <дата> были удовлетворены требования прокурора г. Сызрани, которым Администрация г.о. Сызрань Самарской области была обязана предоставить Безбородовой (до брака Ануфриевой) Кристине Дмитриевне, <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.
<дата> судебным приставом-исполнителем МРО СП г. Сызрани Парамоновой Е.В. было возбуждено исполнительное производство № *** на основании решения с Сызранского городского суда по гражданскому делу № *** от <дата> о понуждении Администрации г.о. Сызрань предоставить Безбородовой К.Д. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилого помещения, не ниже установленных социальных норм в пределах г.о. Сызрань.
Постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено в адрес должника – Администрации г.о. Сызрань. Неоднократно в адрес должника направлялись требования об исполнении решения суда, однако каких-либо документов, подтверждающих исполнение решения суда судебному приставу-исполнителю не поступало.
Согласно материалам исполнительного производства Администрация г.о. Сызрань обращалась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Определением Сызранского городского суда от <дата> Администрации г.о. Сызрань была предоставлена отсрочка исполнения решения суда на срок до <дата> Данное определение суда вступило в законную силу.
В соответствии с нормами ст. 112 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» <дата> судебным приставом-исполнителем Парамоновой Е.В. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. с Администрации г.о. Сызрань по исполнительному производству № № ***, возбужденному <дата>
В соответствии с ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель не применяет меры для принудительного исполнения решения суда в случае, если исполнительное производство приостановлено судом (ст. 39 ФЗ-229). На момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора решения суда о приостановлении исполнительного производства в адрес МРО СП г. Сызрани не поступало.
В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Также судом установлено, что с момента возбуждения исполнительного производства до настоящего времени Администрация г.о. Сызрань не исполнила решение суда. В случае освобождения Администрации г.о. Сызрань от исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя будут отсутствовать меры принудительного исполнения решения суда в части привлечения должника к административной, а также уголовной ответственности за неисполнение решения суда. В связи с этим каких-либо оснований к освобождению Администрации г.о. Сызрань от уплаты исполнительского сбора не имеется.
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112, 116 настоящего Федерального закона.
Положения ч. 1 ст. 105 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривают, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от <дата> № 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ не исполнен в установленный срок и без уважительных причин. С учетом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в п. 1 ст. 81 ФЗ "Об исполнительном производстве" нарушение условий и порядка исполнительного производства, направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, правоприменитель, во всяком случае, обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнительных документов вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписания п. 1 ст. 81 вышеупомянутого Федерального закона.
Таким образом, единственным основанием для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие объективно непреодолимых чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне контроля должника, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от <дата> № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), следовательно, налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя и характера совершенного правонарушения.
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 названной статьи при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Конституционный Суд РФ в указанном выше постановлении разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.
Принимая во внимание положения ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст. 401 ГК РФ и правовую позицию Конституционного Суда РФ, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника.
Между тем надлежащих и убедительных доказательств, подтверждающих наличие действительных уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом срок и свидетельствующих об отсутствии вины должника, либо качественно влияющих на оценку ее степени, последним суду представлено не было.
В обоснование требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора Администрация г.о. Сызрань ссылалось на свое имущественное положение, не позволяющее своевременно исполнить решение суда, а также длительность процедуры заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений.
Оценивая обоснованность заявленных исковых требований, суд полагает, что имущественное положение должника, как это прямо следует из положений ч. 1 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", может являться основанием лишь для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты исполнительского сбора, основанием для освобождения от его уплаты может быть лишь отсутствие вины должника.
Поскольку соответствующих доказательств, как того требуют положения п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ, подтверждающих отсутствие вины заявителя в неисполнении решения суда не представлено, а имеющиеся документы не свидетельствуют о принятии Администрацией г.о. Сызрань в установленный срок мер для надлежащего исполнения обязательства, то суд полагает отказать в удовлетворении требований.
В установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок должник не сообщил судебному приставу-исполнителю о невозможности исполнения решения суда, о наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа.
В связи с этим ссылки на длительность установленной процедуры выделения денежных средств детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на приобретение жилого помещения, и зависимость от выделения субвенций из областного бюджета, суд считает несостоятельными.
С учетом изложенного, суд не находит оснований к освобождению от взыскания исполнительского сбора, поскольку Администрация г.о. Сызрань не представила доказательств объективной невозможности своевременного исполнения судебного решения, а кроме этого до сих пор решение суда не исполнено – жилое помещение Безбородовой К.Д. не предоставлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Администрации г.о. Сызрань к Межрайонному отделу судебных приставов г. Сызрани об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № *** от <дата> г., - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья : Бабкин С.В.
Мотивированное решение составлено 10 августа 2015 года.
Судья : Бабкин С.В.