Дело № 2-423/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Республика Карелия г. Лахденпохья 19 декабря 2016 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Герасимове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тароевой Ольги Александровны к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, администрации Мийнальского сельского поселения, Горбуновой Светлане Александровне, Наумовой Елене Александровне о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования,
у с т а н о в и л :
Тароева О.А. обратилась в суд с названным иском (подан в ее интересах Лимановой Т.В.) к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок. Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее брат В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Наследниками имущества, оставшегося после его смерти, являются истец, Горбунова С.А. (сестра), Наумова Е.А. (сестра). Наследуемое имущество состоит из ? доли земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. В связи с трудным материальным положением, длительным оформлением земельно-правовых документов и скоропостижной смертью В не успели зарегистрировать право общей совместной собственности на указанный земельный участок.
На основании изложенного, истица просила восстановить срок для принятия наследства, включить в наследственную массу долю земельного участка площадью хх.хх.хх. кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, урочище <адрес> и признать право собственности на долю указанного участка за Тароевой О.А. в порядке наследования.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация Мийнальского сельского поселения, Горбунова С.А., Наумова Е.А.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Лиманова Т.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, отказалась от исковых требований в части восстановления срока для принятия наследства и признания права собственности на земельный участок.
Истец Тароева О.А. отказалась от исковых требований в части восстановления срока для принятия наследства и признания права собственности на земельный участок. Требования о включении имущества в наследственную массу поддержала по основаниям, изложенным в иске. Участком пользуется, то есть фактически приняла наследство. На участок периодически выезжают отдыхать, выращивают ягодные кустарники, сделан огород.
Ответчик – представитель администрации Мийнальского сельского поселения (далее МСП) Привалов Р.А. не возражал против удовлетворения иска.
Ответчик – представитель Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в суд не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В представленном отзыве на иск, указали, что не являются надлежащими ответчиками по делу по тем основаниям, что в соответствии со ст.1151 Гражданского кодекса РФ, выморочное имущество переходит в собственность соответствующего сельского поселения. В связи с чем, просили отказать истцу в удовлетворении заявленных требований к ним, рассмотреть дело без их участия.
Ответчики Горбунова С.А., Наумова Е.А., третьи лица – нотариус Лахденпохского нотариального округа Шкуро А.В., Нуйя И.В., Нуйя Г.В., законный представитель Нуйя Г.В. – Нуйя Л.А. в суд не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено следующее.
Постановлением местной администрации Лахденпохского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № В, проживающему по адресу: <адрес> и Тароевой Ольге Александровне, проживающей в <адрес> выделен земельный участок площадью хх.хх.хх. (л.д.16).
ДД.ММ.ГГГГ умер В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (наследодатель), проживавший постоянно на день смерти по адресу: <адрес> <адрес> (л.д. 5, 19).
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Лахденпохского нотариального округа заведено наследственное дело после смерти В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Наследниками имущества, оставшегося после смерти В являются истец Тароева О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Горбунова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сестра), Наумова Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сестра).
Истец Тароева О.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к нотариусу Лахденпохского нотариального округа с заявлением о принятии наследства после смерти В
Постановлением администрации МСП от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым №, площадью хх.хх.хх. расположенный в <адрес>, в <адрес> отнесен к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения (л.д.17).
Право собственности на земельный участок с кадастровым №, расположенный в <адрес>, в урочище <адрес>, в ЕГРП не зарегистрировано (л.д.37).
Согласно кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым №, земельный участок расположен в <адрес>, в <адрес> площадью хх.хх.хх. разрешенное использование – для строительства индивидуального дома-дачи, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. Правообладателями земельного участка указаны В, Тароева Ольга Александровна (л.д.18).
ДД.ММ.ГГГГ истец Тароева О.А. обратилась к нотариусу Лахденпохского нотариального округа с заявлением о принятии наследства после смерти В
В своем ответе на заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ нотариус отказал в выдаче свидетельства о праве на наследство, оставшегося после смерти В, по тем основаниям, что в представленных документах на земельный участок имеется постановление № от ДД.ММ.ГГГГ., в котором не установлено какое-либо право владения, распоряжения земельным участком, отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок (л.д.24).
Свидетели А и Б в судебном заседании подтвердили, что истица, вместе с другими членами семьи, в том числе и после смерти наследодателя, продолжала пользоваться наследственным имуществом – земельным участком (возделывали, выращивали плодово-ягодные кустарники).В силу ст. 1112 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе, имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст.ст. 1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Частью 2 ст. 218 ГК РФ определено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
Согласно статье 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство не только в случае подачи заявления нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство, но и если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
При этом в силу пункта 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
На основании ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статьёй 1168 ГК РФ установлено, что наследник, обладавший совместно с наследодателем правом общей собственности на неделимую вещь (статья 133), доля в праве на которую входит в состав наследства, имеет при разделе наследства преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли вещи, находившейся в общей собственности, перед наследниками, которые ранее не являлись участниками общей собственности, независимо от того, пользовались они этой вещью или нет.
Согласно положениям ч.ч. 1, 3, 4 ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.
В соответствии с абз. 2 п. 9.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В силу положений ст.ст. 1151, 1117, 1158 ГК РФ суд считает Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом ненадлежащим ответчиком, так как выморочное имущество в рассматриваемом случае поступает в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению. Анализ исследованных доказательств позволяет сделать однозначный вывод о том, что вышеперечисленными и исследованными судом правоустанавливающими документами, подтверждается возникновение права на получение в собственность оспариваемого земельного участка при жизни В
Исходя из положений ч.ч. 1, 3, 4 ст. 244 ГК РФ доли истца Тароевой О.А. и наследодателя В в оспариваемом имуществе (земельном участке) являются равными, у каждого по хх.хх.хх. доле. В связи с чем, суд полагает возможным включить в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти В, хх.хх.хх. долю земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>
Доказательств того, что наследодатель или наследники отказались от своих прав на имущество или совершили действия, являющиеся основанием для прекращения прав на него, суду не представлено. Притязаний на оспариваемое имущество от иных лиц не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
Иск удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, хх.хх.хх. долю земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, урочище «Каменный мост».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.Б.Каменев
Решение в окончательной форме составлено 26 декабря 2016 года.
Председательствующий: А.Б.Каменев