Судебный акт #1 (Не определен) по делу № 2-1568/2015 ~ М-134/2015 от 14.01.2015

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                          <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Штукиной Н.В.,

при секретаре Жегульской П.В.,

с участием адвоката    Летуновского С.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Студеникиной ФИО11, Болдырева ФИО12, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Болдыревой ФИО13, к Завертень ФИО14, Администрации городского округа <адрес> о признании права постоянного пользования жилым помещением и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Студеникина О.И., Болдырев А.К., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Болдыревой Л.А., обратились в суд с иском к Завертень Л.Н., Администрации городского округа <адрес> о признании права постоянного пользования жилым помещением и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований указывают, что руководство ЗАО <данные изъяты> предоставило истцам как нуждающимся в жилом помещении комнаты в здании ведомственного общежития коридорного типа, расположенного по адресу:                  <адрес>, спорные изолированные жилые помещения с отдельными входами из общего коридора, пригодные для постоянного проживания.

В настоящее время истцы зарегистрированы и постоянно проживают по данному адресу. Студеникина Д.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, однако она уже участвовала в приватизации и в настоящий момент не возражает и согласна с приватизацией спорной комнаты своей матерью Студеникиной О.И.

Вселение истцов производилось на условиях договора специализированного жилого помещения в общежитии, то есть, не в частный жилищный фонд, а в государственный жилищный фонд. Фактическое пользование спорным жилым помещением истцами осуществляется на условиях социального найма, и, следовательно, они имеют право на приватизацию спорного жилого помещения.

<адрес> до сих пор имеет статус малосемейного общежития (постановление от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации <адрес>). Таким образом, спорное жилое помещение в общежитии не относится к частному жилищному фонду и до сих пор продолжает находиться в государственной собственности, поэтому спорные правоотношения должны регулироваться жилищным законодательством.

На имя Студеникиной О.И. и Болдырева А.К. открыты лицевые счета, они исполняют обязанности главных квартиросъемщиков, истцы производят текущий ремонт помещений и несут расходы по их содержанию и обслуживанию самостоятельно. Плату за жилое помещение и коммунальные платежи осуществляют своевременно и в полном объеме в установленный срок, задолженности не имеют. Комнатами пользуются с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требования законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №25.

Неоднократно предприятия освобождали от несвойственных им функций по содержанию объектов коммунально-бытового назначения, и обязывали передать в муниципальную собственность как объекты жилищного фонда (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 235).

Решением исполнительного Комитета <адрес> городского совета депутатов трудящихся тресту <данные изъяты> был отведен участок по <адрес> для строительства спорного здания - общежития на государственные денежные средства, предоставленные Министерством жилищно-гражданского строительства РСФСР. После госприемки и ввода в эксплуатацию под нужды общежития в ДД.ММ.ГГГГ году здание общежития было передано в оперативное управление государственному предприятию <данные изъяты>, который являлся балансодержателем здания спорного общежития в период с ДД.ММ.ГГГГ.

Ведомственное общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, до приватизации являлось государственной собственностью.

Вопреки действующему законодательству Комитет по управлению государственным имуществом <адрес> решением от ДД.ММ.ГГГГ за передало ЗАО <данные изъяты> в порядке приватизации государственное имущество, в том числе, здание спорного общежития, общей площадью 3826,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Таким образом, построенное за государственный счет здание спорного общежития со всеми жителями было внесено в уставной капитал приватизируемого государственного предприятия <данные изъяты>, на балансе которого оно находилось, и затем незаконно перешло в частную собственность.

Истцы считают, что при приватизации имущественного комплекса государственного предприятия ЗАО <данные изъяты> включение в перечень приватизируемых объектов недвижимости здания спорного общежития было неправомерно, а поэтому право частной собственности на спорное жилое помещение у ЗАО <данные изъяты> не возникло.

Исходя из презумпции знания законов, следует, что сделка приватизации государственного жилищного фонда (здание общежития в <адрес>) путем внесения в уставной капитал ЗАО <данные изъяты> является ничтожной согласно ст. 168 ГК РФ, так как не соответствует требованиям законодательства о приватизации. А ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом согласно п.1 ст. 166 ГК РФ. Недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения согласно п.1 ст. 167 ГК РФ.

Следовательно, данная сделка не могла повлечь за собой правовых последствий в виде возникновения права собственности у ЗАО <данные изъяты> на спорное здание общежития, и последующей купли-продажи спорного жилого помещения в здании общежития Завертень Л.Н., потому что не возникло право собственности на жилищный фонд у вновь созданного частного предприятия - ЗАО <данные изъяты> Исходя из изложенного, истцы считают, что спорным жилым помещением ответчик Завертень Л.Н. владеет незаконно.

В сведениях управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отсутствует запись о регистрации прав на спорное жилое помещение.

Истцы указывают, что отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не должно препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. До настоящего времени передача в муниципальный жилищный фонд спорного здания общежития по адресу: <адрес> не произведена.

Таким образом, не было издано распоряжение о передаче здания общежития в муниципальный жилищный фонд. Данное обстоятельство не может ограничивать права истцов на приватизацию спорного жилого помещения в <адрес>, поскольку реализация их прав не может быть, поставлена в зависимость от добросовестного исполнения обязанностей соответствующего органа власти и предприятия.

Истцы обращались к ЗАО <данные изъяты> и в Управление жилищных отношений Администрации городского округа <адрес> по вопросу передачи в собственность спорных жилых помещений в <адрес>, но получили отказ в приватизации, в связи с отсутствием в реестре федерального имущества спорных помещений.

Считая причину отказа в приватизации необоснованной и противоречащей действующему законодательству, полагая, что спорные жилые помещения, не подпадают под категорию жилых помещений, не подлежащих приватизации, истцы обратились в суд с иском, в котором просят признать за ними право постоянного пользования жилыми помещениями №, площадью 17,2 кв.м. и № площадью 17,1 кв.м., расположенными по адресу: <адрес>, а также признать право собственности Студеникиной О.И. на жилое помещение № площадью 17,2 кв.м., за Болдыревым А.К. и Болдыревой Л.А. на жилое помещение №, площадью 17,1 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

Истцы Студеникина О.И., Болдырев А.К., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Болдыревой Л.А., и их адвокат Летуновский С.Э. в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить, пояснив изложенное в исковом заявлении.

Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, с просьбой об отложении не обращались.

Третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений администрации <адрес> в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, с просьбой об отложении не обращался.

Третье лицо Студеникина Д.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ) приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений

В силу ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

    Как следует из материалов дела, Студеникиной О.И., на основании ордера на право занятия жилой площади в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ года, предоставлена жилая площадь (комната ) в общежитии по адресу: <адрес> (л.д.24).

    Студеникина О.И. проживает совместно с дочерью Студеникиной Д.А. по указанному адресу на основании вышеуказанного ордера.

     Согласно адресной справке от ДД.ММ.ГГГГ Студеникина О.И. зарегистрирована по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, общ. (л.д. 18).

    Студеникина Д.А. зарегистрирована по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> общ., согласно адресной справке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Студеникиной Д.А. приватизировано жилое помещение по адресу: <адрес> (1/3 доля-договор о приватизации от ДД.ММ.ГГГГ.) (л.д. 20).

    Болдыреву А.К., на основании ордера на право занятия жилой площади в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ года, предоставлена жилая площадь (комната ) в общежитии по адресу: <адрес> (л.д.32).

    Болдырев А.К. проживает совместно с дочерью Болдыревой Л.А. по указанному адресу на основании вышеуказанного ордера.

     Согласно адресной справке от ДД.ММ.ГГГГ Болдырев А.К. зарегистрирован по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, общ. (л.д. 32).

    Болдырева Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> общ., согласно адресной справке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33).

Истцы, решив воспользоваться предоставленным Законом правом на бесплатную приватизацию жилого помещения, обратились в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> и Территориальное управление Росимущества в <адрес> с заявлениями о передаче комнат и (соответственно) <адрес> в собственность в порядке приватизации.

Согласно сообщению Администрации городского округа <адрес> жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении муниципальной услуги, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества (жилые объекты) городского округа <адрес> не учитывается, в связи с чем передать в собственность в порядке приватизации указанное жилое помещение не представляется возможным (л.д.23-24).

Согласно сообщению Администрации городского округа <адрес> жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении муниципальной услуги, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества (жилые объекты) городского округа <адрес> не учитывается, в связи с чем передать в собственность в порядке приватизации указанное жилое помещение не представляется возможным (л.д.38-39).

Согласно повторному свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, Завертень Л.Н. на праве собственности принадлежит встроенное помещение в лит. А, назначение: жилое, общая площадь 641,1 кв.м., этаж 4, номера на поэтажном плане , , , места общего пользования , и к комнате , расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер (л.д.40).

В соответствии с решением Комитета по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы комиссии по приватизации государственного имущества, арендованного АП <данные изъяты> действия комиссии по приватизации государственного имущества, арендованного АП <данные изъяты> признаны правомерными, утверждены оценочные акты приватизируемого предприятия, акты оценки имущества (приложения 1-9), утвержден план предприятия, передано свидетельство о праве собственности на государственное имущество в областной Фонд государственного имущества.

Согласно сообщению Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> общежитие по <адрес> вошло в уставной капитал АОЗТ <данные изъяты>

В силу ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1531-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Согласно п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», акционерному обществу передаются объекты социально - культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. По объектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.

В силу ст. 18 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР»: жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

В дальнейшем федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и прав приватизацию жилья.

В силу ст. 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах федеральной жилищной политики», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

По Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» объекты жилищного фонда не могли быть включены в состав приватизируемого имущества.

План приватизации АП «Воронежгражданстрой» был утвержден в период действия Указа Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», по которому приватизация жилищного фонда подлежала урегулированию иными законодательными актами, и Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», предусматривающего что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения, мог быть приватизирован только на условиях, установленных законодательством.

К спорным правоотношениям в части осуществлении гражданским прав сторон, возникших в связи с введением в действие Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», на момент утверждения плана приватизации – ДД.ММ.ГГГГ, применялись нормы главы 1 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик».

В силу статьи 5 главы 1 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» (утв. ВС СССР ДД.ММ.ГГГГ № 2211-1) (действовавших и подлежавших применению судами с ДД.ММ.ГГГГ - времени вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" (ст.ст. 2, 3 Закона РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу Законов РСФСР и других актов, принятых Съездами народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" от ДД.ММ.ГГГГ) осуществление гражданских прав не должно нарушать прав и охраняемых законодательством интересов других лиц. При осуществлении прав граждане и юридические лица должны уважать моральные принципы общества и правила деловой этики. Гражданские права охраняются законодательством, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.

Анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что право каждого гражданина на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз принадлежало в силу ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и гражданам, занимавшим жилые помещения спорного общежития, так как (и на момент утверждения плана приватизации) не было оснований считать государственный или муниципальный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), жилищным фондом, не являвшимся объектом жилищных прав граждан, в том числе, права на приватизацию жилья.

Детальное уточнение законодателем ДД.ММ.ГГГГ объекта права граждан на приватизацию исключило возможность ошибочного понимания норм указанных статей Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» - позволявшего считать проживавших в общежитиях граждан лишенными права на приватизацию данного жилья. Внесенные ДД.ММ.ГГГГ изменения и дополнения являлись законодательным средством защиты прав граждан от их нарушения лицами, осуществлявшими приватизацию государственных или муниципальных предприятий.

В силу ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

Суд приходит к выводу о том, что сделка по приватизации общежития, расположенного по адресу: <адрес>, является ничтожной, так как она не соответствовала требованиям Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» о правах граждан на приватизацию жилья и находящимся в системной взаимосвязи с нормами указанного закона положениям статьи 5 главы 1, «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» (утв. ВС СССР ДД.ММ.ГГГГ N 2211-1) и нарушала право граждан на приватизацию жилых помещений.

Из смысла ч. 1 ст. 166 ГК РФ следует, что ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой.

В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Как видно из материалов дела, истцы приобрели право пользования спорными комнатами, зарегистрированы там по месту жительства и проживают постоянно, вселялись в жилые помещения государственного жилищного фонда на законных основаниях.

В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.

В Примерном положении об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 328, указано, что на основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (Приложение). При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается.

Как следует из пояснений истцов, на основании принятого решения, администрацией выдавался ордер на занятие спорных комнат, при вселении в общежитие ордер сдавался администрации общежития.

Жилищный Кодекс Российской Федерации (в действующей редакции) также не допускает возможность включения общежитий в частный жилищный фонд. Как указано в ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Поскольку проживание в жилых помещениях общежития носит постоянный характер, из помещений общежития истцы не были выселены, право пользования жилой площадью в общежитии не прекращалось, следует признать, что они занимают жилое помещение на условиях договора социального найма.

Одним из условий договора социального найма является право нанимателя на осуществление прав, перечисленных в ст. 67 ЖК РФ, а также прав, предусмотренных другими федеральными законами, то есть, в том числе, права на приватизацию, предусмотренного ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Лица, проживавшие в общежитии по договору социального найма до перехода общежития в собственность общества и имевшие в силу этого право на приватизацию, сохраняют такое же право и впоследствии. От того, кто потенциально может являться стороной в договоре приватизации, объем указанных прав не изменяется.

Согласно представленным справкам БТИ занимаемые истцами жилые помещения являются изолированными, имеют отдельный вход и в силу ст. 62 ЖК РФ соответствуют самостоятельному предмету договора социального найма, являются объектами жилищных прав при его приватизации. Истцы несут бремя содержания помещений, оплачивают коммунальные услуги, что подтверждается квитанциями об оплате.

Кроме этого, в силу действовавшего на тот момент законодательства, в частности Постановление Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Примерного положения об общежитиях», ст.ст. 53, 54 ЖК РСФСР наниматель вправе был в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требовалось согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Аналогичные нормы содержатся в действующем в настоящее время ЖК РФ, в силу ст. 69 которого к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя (ст. 70 ЖК РФ).

Так, в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № 9-П и от ДД.ММ.ГГГГ № 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных норм, положений ст. 53 и 54 ЖК РСФСР, ч. 2 ст. 70 ЖК РФ, суд полагает необходимым признать за истцами право постоянного пользования вышеуказанными жилыми помещениями по договору социального найма и признать за ними право собственности в соответствии с их волеизъявлением, в порядке приватизации.

Решение суда о признании за истцами права собственности на жилые помещения в порядке приватизации, является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Установить право постоянного пользования Студеникиной ФИО11 жилым помещением - комнатой №, площадью 17,2 кв.м. в <адрес> по договору социального найма.

Признать в порядке приватизации право собственности за Студеникиной ФИО11 на жилое помещение – комнату №, площадью 17,2 кв.м. в <адрес>.

Установить право постоянного пользования Болдыревым ФИО12 и Болдыревой ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением - комнатой № , площадью 17,1 кв.м. в <адрес> по договору социального найма.

Признать в порядке приватизации право общей долевой собственности за Болдыревым ФИО12 и Болдыревой ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на жилое помещение – комнату №, площадью 17,1 кв.м. в <адрес> по 1/2 доли каждому.

Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество в части исключения из записи о государственной регистрации права собственности Завертень ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилых помещений и в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                       Н.В. Штукина

Решение в окончательной форме

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                          <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Штукиной Н.В.,

при секретаре Жегульской П.В.,

с участием адвоката    Летуновского С.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Студеникиной ФИО11, Болдырева ФИО12, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Болдыревой ФИО13, к Завертень ФИО14, Администрации городского округа <адрес> о признании права постоянного пользования жилым помещением и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Студеникина О.И., Болдырев А.К., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Болдыревой Л.А., обратились в суд с иском к Завертень Л.Н., Администрации городского округа <адрес> о признании права постоянного пользования жилым помещением и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований указывают, что руководство ЗАО <данные изъяты> предоставило истцам как нуждающимся в жилом помещении комнаты в здании ведомственного общежития коридорного типа, расположенного по адресу:                  <адрес>, спорные изолированные жилые помещения с отдельными входами из общего коридора, пригодные для постоянного проживания.

В настоящее время истцы зарегистрированы и постоянно проживают по данному адресу. Студеникина Д.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, однако она уже участвовала в приватизации и в настоящий момент не возражает и согласна с приватизацией спорной комнаты своей матерью Студеникиной О.И.

Вселение истцов производилось на условиях договора специализированного жилого помещения в общежитии, то есть, не в частный жилищный фонд, а в государственный жилищный фонд. Фактическое пользование спорным жилым помещением истцами осуществляется на условиях социального найма, и, следовательно, они имеют право на приватизацию спорного жилого помещения.

<адрес> до сих пор имеет статус малосемейного общежития (постановление от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации <адрес>). Таким образом, спорное жилое помещение в общежитии не относится к частному жилищному фонду и до сих пор продолжает находиться в государственной собственности, поэтому спорные правоотношения должны регулироваться жилищным законодательством.

На имя Студеникиной О.И. и Болдырева А.К. открыты лицевые счета, они исполняют обязанности главных квартиросъемщиков, истцы производят текущий ремонт помещений и несут расходы по их содержанию и обслуживанию самостоятельно. Плату за жилое помещение и коммунальные платежи осуществляют своевременно и в полном объеме в установленный срок, задолженности не имеют. Комнатами пользуются с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требования законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №25.

Неоднократно предприятия освобождали от несвойственных им функций по содержанию объектов коммунально-бытового назначения, и обязывали передать в муниципальную собственность как объекты жилищного фонда (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 235).

Решением исполнительного Комитета <адрес> городского совета депутатов трудящихся тресту <данные изъяты> был отведен участок по <адрес> для строительства спорного здания - общежития на государственные денежные средства, предоставленные Министерством жилищно-гражданского строительства РСФСР. После госприемки и ввода в эксплуатацию под нужды общежития в ДД.ММ.ГГГГ году здание общежития было передано в оперативное управление государственному предприятию <данные изъяты>, который являлся балансодержателем здания спорного общежития в период с ДД.ММ.ГГГГ.

Ведомственное общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, до приватизации являлось государственной собственностью.

Вопреки действующему законодательству Комитет по управлению государственным имуществом <адрес> решением от ДД.ММ.ГГГГ за передало ЗАО <данные изъяты> в порядке приватизации государственное имущество, в том числе, здание спорного общежития, общей площадью 3826,2 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Таким образом, построенное за государственный счет здание спорного общежития со всеми жителями было внесено в уставной капитал приватизируемого государственного предприятия <данные изъяты>, на балансе которого оно находилось, и затем незаконно перешло в частную собственность.

Истцы считают, что при приватизации имущественного комплекса государственного предприятия ЗАО <данные изъяты> включение в перечень приватизируемых объектов недвижимости здания спорного общежития было неправомерно, а поэтому право частной собственности на спорное жилое помещение у ЗАО <данные изъяты> не возникло.

Исходя из презумпции знания законов, следует, что сделка приватизации государственного жилищного фонда (здание общежития в <адрес>) путем внесения в уставной капитал ЗАО <данные изъяты> является ничтожной согласно ст. 168 ГК РФ, так как не соответствует требованиям законодательства о приватизации. А ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом согласно п.1 ст. 166 ГК РФ. Недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения согласно п.1 ст. 167 ГК РФ.

Следовательно, данная сделка не могла повлечь за собой правовых последствий в виде возникновения права собственности у ЗАО <данные изъяты> на спорное здание общежития, и последующей купли-продажи спорного жилого помещения в здании общежития Завертень Л.Н., потому что не возникло право собственности на жилищный фонд у вновь созданного частного предприятия - ЗАО <данные изъяты> Исходя из изложенного, истцы считают, что спорным жилым помещением ответчик Завертень Л.Н. владеет незаконно.

В сведениях управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отсутствует запись о регистрации прав на спорное жилое помещение.

Истцы указывают, что отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не должно препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. До настоящего времени передача в муниципальный жилищный фонд спорного здания общежития по адресу: <адрес> не произведена.

Таким образом, не было издано распоряжение о передаче здания общежития в муниципальный жилищный фонд. Данное обстоятельство не может ограничивать права истцов на приватизацию спорного жилого помещения в <адрес>, поскольку реализация их прав не может быть, поставлена в зависимость от добросовестного исполнения обязанностей соответствующего органа власти и предприятия.

Истцы обращались к ЗАО <данные изъяты> и в Управление жилищных отношений Администрации городского округа <адрес> по вопросу передачи в собственность спорных жилых помещений в <адрес>, но получили отказ в приватизации, в связи с отсутствием в реестре федерального имущества спорных помещений.

Считая причину отказа в приватизации необоснованной и противоречащей действующему законодательству, полагая, что спорные жилые помещения, не подпадают под категорию жилых помещений, не подлежащих приватизации, истцы обратились в суд с иском, в котором просят признать за ними право постоянного пользования жилыми помещениями №, площадью 17,2 кв.м. и № площадью 17,1 кв.м., расположенными по адресу: <адрес>, а также признать право собственности Студеникиной О.И. на жилое помещение № площадью 17,2 кв.м., за Болдыревым А.К. и Болдыревой Л.А. на жилое помещение №, площадью 17,1 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

Истцы Студеникина О.И., Болдырев А.К., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Болдыревой Л.А., и их адвокат Летуновский С.Э. в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить, пояснив изложенное в исковом заявлении.

Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, с просьбой об отложении не обращались.

Третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений администрации <адрес> в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, с просьбой об отложении не обращался.

Третье лицо Студеникина Д.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте извещена своевременно и надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ) приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений

В силу ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

    Как следует из материалов дела, Студеникиной О.И., на основании ордера на право занятия жилой площади в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ года, предоставлена жилая площадь (комната ) в общежитии по адресу: <адрес> (л.д.24).

    Студеникина О.И. проживает совместно с дочерью Студеникиной Д.А. по указанному адресу на основании вышеуказанного ордера.

     Согласно адресной справке от ДД.ММ.ГГГГ Студеникина О.И. зарегистрирована по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, общ. (л.д. 18).

    Студеникина Д.А. зарегистрирована по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> общ., согласно адресной справке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Студеникиной Д.А. приватизировано жилое помещение по адресу: <адрес> (1/3 доля-договор о приватизации от ДД.ММ.ГГГГ.) (л.д. 20).

    Болдыреву А.К., на основании ордера на право занятия жилой площади в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ года, предоставлена жилая площадь (комната ) в общежитии по адресу: <адрес> (л.д.32).

    Болдырев А.К. проживает совместно с дочерью Болдыревой Л.А. по указанному адресу на основании вышеуказанного ордера.

     Согласно адресной справке от ДД.ММ.ГГГГ Болдырев А.К. зарегистрирован по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, общ. (л.д. 32).

    Болдырева Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> общ., согласно адресной справке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33).

Истцы, решив воспользоваться предоставленным Законом правом на бесплатную приватизацию жилого помещения, обратились в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> и Территориальное управление Росимущества в <адрес> с заявлениями о передаче комнат и (соответственно) <адрес> в собственность в порядке приватизации.

Согласно сообщению Администрации городского округа <адрес> жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении муниципальной услуги, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества (жилые объекты) городского округа <адрес> не учитывается, в связи с чем передать в собственность в порядке приватизации указанное жилое помещение не представляется возможным (л.д.23-24).

Согласно сообщению Администрации городского округа <адрес> жилищных отношений от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении муниципальной услуги, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества (жилые объекты) городского округа <адрес> не учитывается, в связи с чем передать в собственность в порядке приватизации указанное жилое помещение не представляется возможным (л.д.38-39).

Согласно повторному свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, Завертень Л.Н. на праве собственности принадлежит встроенное помещение в лит. А, назначение: жилое, общая площадь 641,1 кв.м., этаж 4, номера на поэтажном плане , , , места общего пользования , и к комнате , расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер (л.д.40).

В соответствии с решением Комитета по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах работы комиссии по приватизации государственного имущества, арендованного АП <данные изъяты> действия комиссии по приватизации государственного имущества, арендованного АП <данные изъяты> признаны правомерными, утверждены оценочные акты приватизируемого предприятия, акты оценки имущества (приложения 1-9), утвержден план предприятия, передано свидетельство о праве собственности на государственное имущество в областной Фонд государственного имущества.

Согласно сообщению Комитета по управлению государственным имуществом <адрес> общежитие по <адрес> вошло в уставной капитал АОЗТ <данные изъяты>

В силу ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1531-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Согласно п. 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», акционерному обществу передаются объекты социально - культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. По объектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества.

В силу ст. 18 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР»: жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

В дальнейшем федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление приемников этих предприятий, учреждений (если определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и прав приватизацию жилья.

В силу ст. 9 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах федеральной жилищной политики», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

По Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» объекты жилищного фонда не могли быть включены в состав приватизируемого имущества.

План приватизации АП «Воронежгражданстрой» был утвержден в период действия Указа Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», по которому приватизация жилищного фонда подлежала урегулированию иными законодательными актами, и Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», предусматривающего что жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве хозяйственного ведения, мог быть приватизирован только на условиях, установленных законодательством.

К спорным правоотношениям в части осуществлении гражданским прав сторон, возникших в связи с введением в действие Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», на момент утверждения плана приватизации – ДД.ММ.ГГГГ, применялись нормы главы 1 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик».

В силу статьи 5 главы 1 «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» (утв. ВС СССР ДД.ММ.ГГГГ № 2211-1) (действовавших и подлежавших применению судами с ДД.ММ.ГГГГ - времени вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" (ст.ст. 2, 3 Закона РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу Законов РСФСР и других актов, принятых Съездами народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" от ДД.ММ.ГГГГ) осуществление гражданских прав не должно нарушать прав и охраняемых законодательством интересов других лиц. При осуществлении прав граждане и юридические лица должны уважать моральные принципы общества и правила деловой этики. Гражданские права охраняются законодательством, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с назначением этих прав.

Анализируя вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что право каждого гражданина на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз принадлежало в силу ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и гражданам, занимавшим жилые помещения спорного общежития, так как (и на момент утверждения плана приватизации) не было оснований считать государственный или муниципальный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), жилищным фондом, не являвшимся объектом жилищных прав граждан, в том числе, права на приватизацию жилья.

Детальное уточнение законодателем ДД.ММ.ГГГГ объекта права граждан на приватизацию исключило возможность ошибочного понимания норм указанных статей Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» - позволявшего считать проживавших в общежитиях граждан лишенными права на приватизацию данного жилья. Внесенные ДД.ММ.ГГГГ изменения и дополнения являлись законодательным средством защиты прав граждан от их нарушения лицами, осуществлявшими приватизацию государственных или муниципальных предприятий.

В силу ч. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.

Суд приходит к выводу о том, что сделка по приватизации общежития, расположенного по адресу: <адрес>, является ничтожной, так как она не соответствовала требованиям Закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» о правах граждан на приватизацию жилья и находящимся в системной взаимосвязи с нормами указанного закона положениям статьи 5 главы 1, «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик» (утв. ВС СССР ДД.ММ.ГГГГ N 2211-1) и нарушала право граждан на приватизацию жилых помещений.

Из смысла ч. 1 ст. 166 ГК РФ следует, что ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой.

В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Как видно из материалов дела, истцы приобрели право пользования спорными комнатами, зарегистрированы там по месту жительства и проживают постоянно, вселялись в жилые помещения государственного жилищного фонда на законных основаниях.

В силу ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.

В Примерном положении об общежитиях, утвержденном Постановлением Совета министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 328, указано, что на основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (Приложение). При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается.

Как следует из пояснений истцов, на основании принятого решения, администрацией выдавался ордер на занятие спорных комнат, при вселении в общежитие ордер сдавался администрации общежития.

Жилищный Кодекс Российской Федерации (в действующей редакции) также не допускает возможность включения общежитий в частный жилищный фонд. Как указано в ст. 19 ЖК РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Поскольку проживание в жилых помещениях общежития носит постоянный характер, из помещений общежития истцы не были выселены, право пользования жилой площадью в общежитии не прекращалось, следует признать, что они занимают жилое помещение на условиях договора социального найма.

Одним из условий договора социального найма является право нанимателя на осуществление прав, перечисленных в ст. 67 ЖК РФ, а также прав, предусмотренных другими федеральными законами, то есть, в том числе, права на приватизацию, предусмотренного ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Лица, проживавшие в общежитии по договору социального найма до перехода общежития в собственность общества и имевшие в силу этого право на приватизацию, сохраняют такое же право и впоследствии. От того, кто потенциально может являться стороной в договоре приватизации, объем указанных прав не изменяется.

Согласно представленным справкам БТИ занимаемые истцами жилые помещения являются изолированными, имеют отдельный вход и в силу ст. 62 ЖК РФ соответствуют самостоятельному предмету договора социального найма, являются объектами жилищных прав при его приватизации. Истцы несут бремя содержания помещений, оплачивают коммунальные услуги, что подтверждается квитанциями об оплате.

Кроме этого, в силу действовавшего на тот момент законодательства, в частности Постановление Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Примерного положения об общежитиях», ст.ст. 53, 54 ЖК РСФСР наниматель вправе был в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требовалось согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Аналогичные нормы содержатся в действующем в настоящее время ЖК РФ, в силу ст. 69 которого к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.

Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя (ст. 70 ЖК РФ).

Так, в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № 9-П и от ДД.ММ.ГГГГ № 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных норм, положений ст. 53 и 54 ЖК РСФСР, ч. 2 ст. 70 ЖК РФ, суд полагает необходимым признать за истцами право постоянного пользования вышеуказанными жилыми помещениями по договору социального найма и признать за ними право собственности в соответствии с их волеизъявлением, в порядке приватизации.

Решение суда о признании за истцами права собственности на жилые помещения в порядке приватизации, является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Установить право постоянного пользования Студеникиной ФИО11 жилым помещением - комнатой №, площадью 17,2 кв.м. в <адрес> по договору социального найма.

Признать в порядке приватизации право собственности за Студеникиной ФИО11 на жилое помещение – комнату №, площадью 17,2 кв.м. в <адрес>.

Установить право постоянного пользования Болдыревым ФИО12 и Болдыревой ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением - комнатой № , площадью 17,1 кв.м. в <адрес> по договору социального найма.

Признать в порядке приватизации право общей долевой собственности за Болдыревым ФИО12 и Болдыревой ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на жилое помещение – комнату №, площадью 17,1 кв.м. в <адрес> по 1/2 доли каждому.

Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество в части исключения из записи о государственной регистрации права собственности Завертень ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилых помещений и в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                       Н.В. Штукина

Решение в окончательной форме

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.

1версия для печати

2-1568/2015 ~ М-134/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Студеникина Ольга Ивановна
Болдырев Александр Кузьмич
Ответчики
Завертень Лидия Николаевна
Администрация г.о. г. Воронеж
Другие
ДИЗО Воронежской области
Направляется в Ваш адрес исполнительный лист серия ФС № 000411143 на сумму 2 169 ,55 рублей на основании решения Ленинского районного суда г. Воронежа от 17.04.2014 г., по гражданскому делу № 2-1329/2014 по иску Лесных Галины Васильевны к открытом
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Штукина Надежда Васильевна
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
14.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.01.2015Передача материалов судье
16.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.02.2015Предварительное судебное заседание
17.03.2015Судебное заседание
23.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2016Дело оформлено
21.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Не определен)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее