РЕШЕНИЕ Дело № 2-1222/2018
Именем Российской Федерации
г. Минусинск 9 июня 2018 года
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Шкарина Д.В.,
при секретаре Витютневой П.С.,
с участием помощника прокурора Солтукаевой А.В.
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Мыркина А.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Минусинского района о признании решений незаконными; о понуждении к совершению действия,
У С Т А Н О В И Л:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Мыркина А.В. обратился в Минусинский городской суд с иском к УСЗН администрации Минусинского района о признании решений незаконными; о понуждении к совершению действия. Свои требования мотивировав тем, что Мыркин А.В. является инвалидом 3 группы, зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Мыркин А.В. имеет право на предоставление мер социальной поддержки (льготы), предусмотренной статьей 17 Федерального закона 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Мерами социальной поддержки Мыркин А.В. пользовался до 01.11.2016 года. В Управление социальной защиты населения администрации Минусинского района поступила информация об имеющейся у истца задолженности по оплате жилищно- коммунальных услуг. В связи с тем, что задолженность составила более двух месяцев, приняты решения о приостановлении с 01.11.2016 г. и прекращении с 10.02.2017 г. мер социальной поддержки на оплату жилищно- коммунальных услуг инвалиду 3 группы Мыркину А.В. Принятое решение УСЗН Минусинского района являются незаконными, противоречащим нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, поскольку выплата предусмотренных законодательством льгот на оплату жилищно- коммунальных услуг, оплату и доставку твердого топлива, не может быть приостановлена либо прекращена на основании того, что имеется задолженность по их оплате. В связи с чем просит о признании решения о приостановлении с 01.11.2016 г. и прекращении с 10.02.2017 г. предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно- коммунальных услуг, о понуждении УСЗН администрации Минусинского района возобновить с 01.11.2016 г. предоставление Мыркину А.В. меры социальной поддержки в виде оплаты жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов, платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема поставляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утвержденных в установленном законодательством РФ порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в установленном законодательством РФ порядке (л.д. 4).
В судебном заседании помощник прокурора Солтукаева А.В., исковые требования уточнила, просила обязать УСЗН Минусинского района возобновить предоставление Мыркину А.В. меры социальной поддержки в виде оплаты жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов, платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема поставляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утвержденных в установленном законодательством РФ порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в установленном законодательством РФ порядке, в период времени с 01.11.2016 г. по 31.12.2017г., в остальной части исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Истец Мыркин А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался, надлежащим образом (л.д. 34), об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
Представитель Управления социальной защиты населения администрации Минусинского района по доверенности Наригняк Н.В. (л.д. 29) в судебном заседании доводы изложенные в возражении на исковое заявление, согласно которому п. 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено единое условие предоставления мер социальной поддержки гражданам при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ко всем категориям граждан, которым федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органе; местного самоуправления могут предоставляться меры социальной поддержки на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Сущность компенсационного механизма заключается в возмещении гражданам произведенных ими расходов, в размере установленном законодательством РФ, субъектов РФ, или местными правовыми актами. При обращении инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, за предоставлением мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг орган социальной защиты населения не имеет права требовать в обязательном порядке документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашен задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг). Такие документы уполномоченный орган получает путем направления межведомственных запросов либо они представляются инвалидами, семьями, имеющими детей-инвалидов по собственной инициативе. Вместе с тем, п. 1 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предусматривается предоставление гражданам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии у них задолженности по оплате этих услуг или при заключении и (или) выполнении гражданам соглашений по ее погашению. Орган социальной защиты населения при получении в рамках информационного обмена сведений о наличии у инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за два и более месяца (в том числе у инвалидов, в отношении которых при первичном обращении было принято решение предоставлении мер социальной поддержки при отсутствии сведений о наличии задолженности) либо неисполнении соглашений по погашению такой задолженности (при ее наличии) в соответствии с п. 2 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 (как и в отношение остальных льготников) принимает решение о приостановлении предоставления мер социальной поддержки для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности но не более чем на один месяц (п. 2 ст. 20.1 не был оспорен ВС РФ, что делает возможным его применение). Признание Определением ВС РФ недействующим п. 4 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 в той мере, в которой его действие распространено на инвалидов, не позволяет его применение при прекращении предоставления мер социальной поддержки инвалидам, семьях: имеющих детей-инвалидов, в случае непогашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки. Вместе с тем, подпунктом «в» п. 9 ст. 23 Закона края № 13-2804 предусмотрено, что орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 Закона края № 13- 2804, в случае «непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки». Мыркин А.В. проживает в Минусинском районе, является инвалидом. На основании заявления ему предоставлялись меры социальной поддержки. Мыркин А.В. имел задолженность превышающую сумму оплаты услуг за два месяца. Управлением принято решение о приостановлении с 01.11.2016 года и прекращении с 10.02.2017 г. предоставления мер социальной поддержки Мыркину А.В., о чем направлены в его адрес уведомления. Дополнительно суда пояснила, что меры социальной поддержки Мыркину А.В.возобновлены с 01.01.2018 г. Просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен, об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора, представителя Управления социальной защиты населения администрации Минусинского района, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводам о частичном удовлетворении исковых требований прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно п. 5 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Статья 160 ЖК РФ предусматривает компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан и содержит указание на то, что такая компенсация предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 28.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил субсидии предоставляются гражданам, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.
При этом, подпунктом "г" п. 8 Правил предусмотрено, что для предоставления субсидии, заявитель представляет документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
В соответствии с п. 33 Правил при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи, в том числе супругом (супругой).
В соответствии с пп. "А" п. 56 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 14.12.2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии: неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев.
Пунктами 58, 59 Правил предусмотрено, что при наличии уважительных причин (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.
При отсутствии уважительных причин предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности), либо после выполнения получателем субсидии требований, предусмотренных п. 48 настоящих Правил.
На основании пп. "г" п. 60 Правил, предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).
В соответствии с ч. 13 ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Согласно п.п. «в» п.9 ст.23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Согласно п.4 ст.20.1 указанного Закона края предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Судом установлено, что Мыркин А.В. является инвали<адрес> группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ (л.д. 6), зарегистрирован и проживает по месту жительства: <адрес> (л.д. 5 оборот).
УСЗН администрации Минусинского района принято решение о приостановлении Мыркину А.В. мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.11.2016 г., в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о чем ему направлено уведомление № 357 от 03.11.2016 г. (л.д. 6 оборот,22).
10.02.2017 г. УСЗН администрации Минусинского района Мыркину А.В. направлено уведомление (л.д. 7) о прекращении предоставления мер социальной поддержки с 10.02.2017 г. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В п.15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ № 901 от 27.07.1996 указано на то, что основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
В ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена передача полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг органам государственной власти субъектов РФ.
Со ссылкой на ст.20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» ответчикам приостановлено а затем принято решение прекратить предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ввиду наличия задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за 2 и более месяца и отсутствия соглашения по погашению задолженности.
Как указано Верховным Судом РФ в определении от 03.06.2015 № 53-АПГ15-24 ссылка на ст.160 Жилищного кодекса РФ, предусматривающую компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не свидетельствует о наличии у законодателя Красноярского края полномочий по установлению для данной категории граждан дополнительных обязанностей, при исполнении которых у инвалида возникает право на получение предусмотренной федеральным законом льготы.
Из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-АПГ15-24, следует, что предоставление мер социальной поддержки определенной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, заключающейся в установлении такого порядка их реализации, который обеспечивал бы социально незащищенным гражданам получение законных льгот в полном объеме без возложения дополнительных обязанностей и введения каких-либо ухудшающих их положение условий, способных создать препятствия для реализации социальных прав.
Доводы ответчика о том, что применению подлежат положения п.п.1, 2 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» от 17 декабря 2004 года № 13-2804, предусматривающие предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суд во внимание принять не может, поскольку толкование норм законодательства, регулирующих вопрос предоставления мер социальной поддержки инвалидам, не свидетельствует о возможности прекращения таких мер при возникновении у инвалида задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» от 17 декабря 2004 года № 13-2804, в редакции Закона Красноярского края от 4 февраля 2016 года 10-4209, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Соответственно, наличие у материального истца задолженности оплате жилищно-коммунальных услуг не может служить основанием для отказа в прекращении мер социальной поддержки инвалиду в виде компенсации расходов в размере пятидесяти процентов по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Согласно уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24), Мыркину А.В. возобновлено предоставление мер социальной поддержки в связи с отсутствием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01.01.2018 г.
Таким образом, требование прокурора о признании незаконным решения УСЗН администрации Минусинского района о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг; возложении обязанности на УСЗН администрации Минусинского района возобновить предоставление Мыркину А.В. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, подлежат удовлетворению, поскольку наличие задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, не может явиться основанием для прекращения в предоставлении инвалиду мер социальной поддержки.
Что касается требования о признании незаконным решения ответчика о приостановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требования в этой части не имеется, поскольку никаких ограничений для инвалида в данной части законодательством не предусмотрено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации Минусинского района о прекращении с 10.02.2017 года предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг инвалиду 3 группы Мыркину А.В..
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Минусинского района возобновить предоставление инвалиду 3группы Мыркину А.В. мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 %: платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, с 10.02.2017 г. по 31.12.2017г., в остальной части исковые требования - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения изготовлен 14 июня 2018года