Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2321/2017 ~ М-1622/2017 от 23.06.2017

Дело № 2-2321/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 ноября 2017 года г. Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска

под председательством судьи Суворовой В.Ю.

при секретаре Усмановой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска к ФИО3 о взыскании суммы ущерба, причиненного окружающей среде,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – УПРиООС) обратилось в суд с иском к ответчику ФИО2 о взыскании суммы ущерба, причиненного окружающей среде. Требования мотивированы тем, что -Дата- председатель совета многоквартирного жилого ... ФИО2 обратился в УПРиООС с заявлением о выдаче разрешения на вырубку деревьев, произрастающих на придомовой территории указанного дома, в связи с реконструкцией зеленых насаждений, которая предполагала вырубку деревьев и посадку других зеленых насаждений взамен вырубленных. Ответчик в письме от -Дата- обязался произвести реконструкцию зеленых насаждений. В представленном протоколе общего очного собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу ..., в составе работ указывался спил тополей с последующей посадкой кустарников. -Дата- УПРиООС проведено обследование зеленых насаждений, подлежащих реконструкции, по результатам которого составлен акт /В. В соответствии с указанным актом комиссией было принято решение разрешить вырубку 11 деревьев, в том числе: тополь - 9 шт., тополь двуствольный - 1 шт., ясень - 1 шт., с последующей посадкой взамен вырубленных деревьев 13 кленов остролистных. -Дата- УПРиООС по Методике расчета компенсации при повреждении или уничтожении зеленых насаждений, являющейся приложением к Порядку вырубки, был определен размер вреда и составлен соответствующий расчет размера материального ущерба, причиненного зеленым насаждениям. Согласно расчету от -Дата- сумма ущерба от вырубки указанных в акте /В деревьев составила 46 447,80 рублей. Компенсационная стоимость проектируемых для посадки зеленых насаждений, взамен вырубленных составила 126 094,80 рублей. -Дата- ответчику было выдано разрешение на вырубку деревьев и кустарников на территории муниципального образования «...» . Согласно условиям разрешения, акта и расчета ответчику разрешалось произвести вырубку 11 деревьев на придомовой территории с северной стороны указанного дома без возмещения ущерба от вырубки в денежной форме, но с возложением на ответчика обязанности произвести посадку запроектированных 13 остролистных кленов в соответствии с опорным планом озеленения, согласованным с ГУАиГ. Данные документы были получены ответчиком -Дата-. -Дата- в УПРиООС поступила жалоба о вырубке деревьев, произрастающих по адресу .... В целях проверки поступившей информации, специалистами УПРиООС было проведено обследовании территории дома. В ходе осмотра был установлен факт вырубки 14 деревьев, в том числе: 11 деревьев, вырубленных ответчиком в соответствии с разрешением от -Дата- ; 2-х деревьев, вырубленных ООО УК «Авторемзавод-Индустриальный», на основании ранее выданного ему разрешения на вырубку деревьев и кустарников от -Дата- ; 1-го дерева тополь, в отношении которого разрешение на вырубку не выдавалось. Кроме того, в ходе осмотра было установлено, что несанкционированную вырубку совершил ответчик. Результаты осмотра были зафиксированы в акте по результатам обследования территории муниципального образования «Город Ижевск» от -Дата-. В соответствии с результатами осмотра, УПРиООС был определен размер ущерба, причиненного зеленому фонду города от несанкционированной вырубки дерева, который согласно расчету от -Дата- от 23 110 рублей. Таким образом, общая сумма ущерба, причиненная ответчиком вырубкой зеленых насаждений составила 69 604,80 рублей. Ответчик обязался возместить ущерб от совершенной им несанкционированной вырубки дерева в натуральной форме (посадками) в срок до -Дата-. В целях проверки выполнения ответчиком обязанность по посадке деревьев взамен вырубленных, -Дата- УПРиООС на основании п.п.2.15 и 4.1.2 Порядка вырубки, в присутствии ответчика, было проведено обследование придомовой территории дома. В результате обследования был установлен факт посадки ответчиком 11-ти деревьев, в том числе: клен остролистный - 5 шт., липа - 3 шт., береза - 3 шт. УПРиООС по Методике расчета компенсации при повреждении или уничтожении зеленых насаждений, являющейся приложением к Порядку вырубки была определена оценочная стоимость высаженных ответчиком деревьев. Указанная стоимость составила 96 604,80 рублей. Учитывая тот факт, что компенсационная стоимость высаженных деревьев превысила сумму ущерба, причиненного ответчиком зеленому фонду города в результате вырубки деревьев, по состоянию на -Дата-, ответчик выполнил обязанности по компенсационному озеленению надлежащим образом. Результаты обследования зафиксированы в акте /В от -Дата-. В целях контроля за приживаемостью высаженных в июне 2015 года ответчиком деревьев, УПРиООС -Дата- провело обследование придомовой территории по адресу .... В результате обследования было установлено то, что из высаженных в июне 2015 года 11 деревьев, фактически произрастают только 2 дерева - березы. 9 деревьев, высаженных в июне 2015 года, отсутствуют. Кроме того, был установлен факт посадки 1 дерева липы, отсутствующей на момент обследования в июне 2015 года. УПРиООС по Методике расчета компенсации при повреждении или уничтожении зеленых насаждений, являющейся приложением к Порядку вырубки, определена оценочная стоимость фактически произрастающих деревьев. Указанная стоимость составила 22 371,60 рублей. Таким образом, сумма ущерба, причиненная ответчиком вырубкой зеленых насаждений, невозмещенная ответчиком, по состоянию на -Дата- составила 47 186,20 рублей. Результаты проведенного обследования были зафиксированы в акте от -Дата-. О проведенном обследовании и необходимости возмещения ущерба, причиненного зеленому фонду города, ответчик был проинформирован путем направления в его адрес акта от -Дата-, с сопроводительным письмом. Письмо получено ответчиком -Дата-. Учитывая то обстоятельство, что факт посадки деревьев взамен вырубленных был зафиксирован -Дата-, согласно п.4.1.2 Порядка вырубки, ответчик имел возможность произвести дополнительные посадки деревьев взамен неприжившихся до -Дата-, тем самым полностью возместить ущерб, причиненный окружающей среде. -Дата- УПРиООС вновь провело обследование придомовой территории дома. В результате обследования было установлено, что работы по посадке зеленых насаждений взамен неприжившихся, ответчиком не произведены. Ущерб, причиненный зеленому фонду города от несанкционированной вырубки деревьев, совершенной ответчиком на сумму 23 110 рублей, возмещен частично в размере 22 371,60 рублей (посадками, зафиксированными в акте от -Дата-). Ущерб, причиненный зеленому фонду города при вырубке зеленых насаждений, в соответствии с условиями разрешения от -Дата- на сумму 46 447,80 рублей не возмещен. Результаты проведенного обследования были зафиксированы в акте от -Дата-. Общая сумма ущерба, причиненная ответчиком зеленому фонду г.Ижевска составила 56 475,76 рублей. Просит взыскать с ФИО2 в бюджет муниципального образования «город Ижевск» в счет возмещения вреда, причиненного зеленому фонду г.Ижевска от вырубки деревьев, произраставших на придомовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу ..., сумму ущерба в размере 56 475,76 рублей.

В судебном заседании представитель истца ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании ответчик ФИО2 исковые требования не признал, поддержал приобщенные к материалам дела письменные возражения, согласно которым ущерб, нанесенный зеленому фонду г.Ижевска был возмещен им в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО6, действующий на основании устного ходатайства, поддержал позицию ответчика ФИО2

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, изучив письменные доказательства, исследовав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Исходя из положений ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется судом путем восстановления нарушенного права и возмещения убытков.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) вред окружающей среде - вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

В силу п. 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно п. 34 постановления Пленума «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» от 18 октября 2012 года № 21 (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №21), вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (п. 1 ст. 77, п. 1 ст. 79 Закона об охране окружающей среды).

Согласно ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Закона об охране окружающей среды, вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.

В соответствии с положениями ст. 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ч. 1).

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (ч. 2).

При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (ч. 2.1).

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу ..., от -Дата- собственниками принято решение о спиле тополей во дворе указанного дома с последующей посадкой вдоль парковки кустарников.

-Дата- председатель совета многоквартирного жилого ... ФИО2 обратился в УПРиООС с заявлением о выдаче разрешения на вырубку деревьев, произрастающих на придомовой территории дома, в связи с реконструкцией зеленых насаждений, которая предполагала вырубку деревьев и посадку других зеленых насаждений взамен вырубленных.

Из акта /В обследования зеленых насаждений от -Дата- следует, что -Дата- комиссией в составе представителей УПРиООС, Администрации Индустриального района г.Ижевска, ГУАиГ проведено обследование зеленых насаждений, произрастающих по адресу ..., (северная сторона). Комиссией разрешена вырубка 11 деревьев (тополь - 9 шт., тополь двуствольный - 1 шт., ясень - 1 шт.), в связи с реконструкцией зеленых насаждений (опорный план озеленения, согласованный с ГУАиГ Администрации г.Ижевска -Дата-), согласно п.п.1.3, 2.15, 4.3 Порядка вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования «Город Ижевск», утвержденного решением Городской думы г.Ижевска от 29 ноября 2006 года №199), без возмещения ущерба. Оценочная стоимость вырубаемых деревьев (тополь - 9 шт., тополь двуствольный - 1 шт., ясень - 1 шт.), находящихся в удовлетворительном и неудовлетворительном состоянии, при реконструкции зеленых насаждений составляет 46447,80 рублей. Компенсационная стоимость проектируемых зеленых насаждений (клен остролистный - 13 шт.) составляет 126094,80 рублей, что подтверждается расчетом размера материального ущерба, причиненного зеленым насаждениям от -Дата-.

-Дата- ФИО2 выдано разрешение на вырубку деревьев и кустарников на территории муниципального образования «Город Ижевск», а именно, на вырубку 11 деревьев (тополь - 9 шт., тополь двуствольный - 1 шт., ясень - 1 шт.).

-Дата- в УПРиООС поступила жалоба о вырубке деревьев, произрастающих по адресу ....

Из акта /Ж по результатам обследования территории муниципального образования «Город Ижевск» по соблюдению требований «Порядка вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования «Город Ижевск», утвержденного решением Городской думы г.Ижевска от -Дата- , следует, что -Дата- представителями УПРиООС было проведено обследование участка территории муниципального образования «Город Ижевск» по адресу ... (северная сторона), по разрешениям от -Дата- , от -Дата- . Установлен факт вырубки 14 деревьев, в том числе, 2-х деревьев (тополь - 2 шт.), в соответствии с разрешением от -Дата- , 11-ти деревьев (тополь - 9 шт., тополь двуствольный - 1 шт., ясень - 1 шт.), в соответствии с разрешением от -Дата- , 1-го дерева (тополь - 1 шт.). Разрешение на вырубку 1-го дерева (тополь - 1 шт.) не выдавалось. Согласно п.п. 1.3 Порядка вырубка 1-го дерева (тополь - 1 шт.), является несанкционированной. Ущерб, причиненный зеленым насаждениям г.Ижевска, при вырубке 1-го дерева (тополь - 1 шт.), согласно п.п. 1.1, 1.2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.9 методики расчета компенсации при повреждении или уничтожении зеленых насаждений составляет 23 110 рублей, что подтверждается расчетом размера материального ущерба, причиненного зеленым насаждениям от -Дата-.

Из акта /В по результатам обследования территории муниципального образования «Город Ижевск» по соблюдению требований «Порядка вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования «Город Ижевск», утвержденного решением Городской думы ... от -Дата- , следует, что -Дата- представителями УПРиООС было проведено обследование участка территории муниципального образования «...» по адресу ... (северная сторона, двор). Установлен факт посадки 11-ти деревьев (клен остролистный - 5 шт., липа - 3 шт., береза - 3 шт.) с северной стороны ... (двор) на сумму 96604,80 рублей (клен остролистный: 9699,60 х 5= 48498 руб.; липа: 9699,60 х 3 = 29098,80 руб.; береза: 6336,00 х 3 = 19008 руб., итого - 48498 + 29098,80 + 19008 = 96604,80 руб.) по оценочной стоимости. Указанные деревья посажены в соответствии с планом озеленения, согласованным с ГУАиГ Администрации г.Ижевска -Дата-. Ущерб, нанесенный зеленому фонду г.Ижевска, возмещен в полном объеме. Указано о необходимости проведения обследования посаженных деревьев на приживаемость в срок до -Дата-, в соответствии с п. 4.1.2 Порядка .

Из акта по результатам обследования территории муниципального образования «Город Ижевск» по соблюдению требований «Порядка вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования «Город Ижевск», утвержденного решением Городской думы г.Ижевска от -Дата- , следует, что -Дата- представителями УПРиООС было проведено обследование участка территории муниципального образования «Город Ижевск» по адресу ... (двор с северной стороны дома). Проведено обследование зеленых насаждений, посаженных ФИО2 (компенсационное озеленение при несанкционированной вырубке на сумму 23 110 рублей) и при реконструкции зеленых насаждений на сумму 46 447,80 рублей, на приживаемость в соответствии с требованиями акта от -Дата- /В. Установлено, что 2 дерева (береза - 2шт.) находятся в удовлетворительном состоянии, 9 деревьев (клен остролистный - 5 шт., липа - 3 шт., береза - 1 шт.) отсутствуют. Установлен факт посадки 1-го дерева (липа - 1 шт.). Работы по компенсационному озеленению, проведенные ФИО2, не соответствуют требованиям п.4.1.1 Порядка в части неполного возмещения ущерба по причине отсутствия 9-ти деревьев (клен остролистный - 5 шт., липа - 3 шт., береза - 1 шт.). Ущерб, нанесенный зеленому фонду ..., при несанкционированной вырубке и при реконструкции зеленых насаждения на общую сумму 69 557,80 рублей не возмещен в полном объеме (береза: 6336 х 2 = 12672 руб., липа: 9699,60 х 1 = 9699,60 руб., итого: 22371,60 руб.). Указано, что ФИО2 необходимо возвестить ущерб, нанесенный зеленому фонду г.Ижевска, на сумму 47186,20 рублей в срок до -Дата-.

-Дата- УПРиООС в адрес ФИО2 направлен акт по результатам обследования территории муниципального образования «Город Ижевск» от -Дата- , который им получен -Дата-.

Из акта по результатам обследования территории муниципального образования «Город Ижевск» по соблюдению требований «Порядка вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования «Город Ижевск», утвержденного решением Городской думы г.Ижевска от -Дата- , следует, что -Дата- представителями УПРиООС было проведено обследование участка территории муниципального образования «Город Ижевск» по адресу ... (двор с северной стороны дома). Установлено, что работы по посадке зеленых насаждений взамен отсутствующих (возмещение ущерба на сумму 47186,20 рублей), согласно требованиям акта от -Дата- ФИО2 не проведены. Ущерб, нанесенный зеленому фонду г.Ижевска: при несанкционированной вырубке зеленых насаждений на сумму 23110 рублей возмещен частично на сумму 22371,60 рублей (с учетом посадки 3-х деревьев, указанных в п.п. 2, 3 акта от -Дата- – береза: 6336 х 2 шт. = 12672 руб., липа: 9699,60 х 1 шт. = 9699,60., итого: 22371,60 руб.), при реконструкции зеленых насаждений на сумму 46447,80 рублей не возмещен. Указано, что ФИО2 необходимо возместить ущерб за вырубку деревьев в денежной форме: на сумму 738,40 рублей (в результате несанкционированной вырубки), на сумму 55737,36 рублей (согласно расчету размера материального ущерба, причиненного зеленым насаждениям от -Дата- ).

-Дата- УПРиООС в адрес ФИО2 направлены материалы для возмещения ущерба, нанесенного зеленому фонду г.Ижевска на сумму 738,40 рублей (в результате несанкционированной вырубки), на сумму 55737,36 рублей (при реконструкции зеленых насаждений), которые им получены -Дата-.

Порядок вырубки деревьев и кустарников, произрастающих на территории муниципального образования «Город Ижевск», регулируется Решением Городской думы г.Ижевска от 29 ноября 2006 года N 199 «Об утверждении Порядка вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования «Город Ижевск» (далее - Порядок вырубки).

Согласно п. 4.1 Порядка вырубки возмещение вреда от повреждения или уничтожения зеленых насаждений производится в денежной форме в полном объеме.

Согласно п. 4.1.1 Порядка вырубки размер платы определяется УПРиООС путем расчета размера материального ущерба, причиненного зеленым насаждениям (далее - Расчет) (приложение N 3), выполненного представителем УПРиООС по Методике расчета компенсации при повреждении или уничтожении зеленых насаждений (далее - Методика расчета) (приложение N 4) на основании представленного заявителем плана таксации или акта.

Согласно п. 4.1.2 Порядка вырубки заявитель вправе произвести возмещение вреда от повреждения или уничтожения зеленых насаждений в натуральной форме в соответствии с представленным в УПРиООС проектом компенсационного озеленения или опорным планом озеленения, рассмотренным ГУАиГ, в случае, если обеспечит проведение работ по посадке зеленых насаждений, посева газона на территории города в течение одного года с момента вырубки, зафиксированной актом, указанным в п. 2.13 Порядка.

Размер материального ущерба, причиненного зеленым насаждениям и подлежащим возмещению в натуральной форме, определяется путем Расчета, выполненного представителем УПРиООС по Методике расчета на основании представленного заявителем проекта компенсационного озеленения или опорного плана озеленения.

При возмещении вреда в натуральной форме УПРиООС выдает Порубочный билет в течение 30 дней с момента поступления заявления на вырубку с указанием в нем сроков проведения компенсационного озеленения и последующим контролем посаженных зеленых насаждений на приживаемость в течение одного года после осуществления посадок.

В случае невыполнения обязательств по возмещению ущерба в натуральной форме в течение года (в полном объеме, при частичном возмещении) заявитель возмещает ущерб, причиненный зеленым насаждениям, в денежной форме. Размер платы определяется УПРиООС путем Расчета размера материального ущерба, причиненного зеленым насаждениям (приложение N 9). Оплата производится заявителем в течение 30 календарных дней с момента получения Расчета размера материального ущерба, причиненного зеленым насаждениям.

Согласно п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №21 компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда. При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении. Отсутствие такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. В этом случае определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

Одновременно Пленум Верховного Суда Российской Федерации в том же п. 37 постановления №21 разъяснил, что по смыслу п. 2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды, вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Возмещение вреда в натуре - один из способов возмещения вреда, предусмотренный нормами ст. 1082 ГК РФ, согласно которой, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Таким образом, исходя из совокупного анализа приведенных правовых норм, следует, что действующим федеральным законодательством не установлен приоритет какой-либо из форм возмещения вреда окружающей среде: денежной или натуральной.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ответчик ФИО2 возместил ущерб, нанесенный зеленому фонду г.Ижевска, в полном объеме, что подтверждается материалами дела, в том числе, актом от -Дата-, актом от -Дата-.

Так, из акта по результатам обследования территории муниципального образования «Город Ижевск» по соблюдению требований «Порядка вырубки деревьев и кустарников на территории муниципального образования «Город Ижевск», утвержденного решением Городской думы г.Ижевска от -Дата- , следует, что -Дата- представителями УПРиООС в присутствии ФИО2 было проведено обследование участка территории муниципального образования «...» по адресу ... (территория дома с северной стороны дома). Установлено, что на придомовой территории указанного дома произрастают 12 деревьев (клен остролистный - 2 шт., вяз - 1 шт., липа - 1 шт., береза - 8 шт.) и 1 кустарник (сирень - 1 шт.). На придомовой территории дома обнаружен 1 саженец березы, сломанный у основания ствола. Повреждения привели к прекращению роста. Освидетельствованные зеленые насаждения высажены в вегетационный период 2017 года. Факт наличия освидетельствованных зеленых насаждений не подлежит зачету в счет возмещения ущерба, причиненного в результате вырубки, произведенной ФИО2 по разрешению от -Дата- и несанкционированный вырубки, зафиксированной в акте от -Дата-, так как в нарушение требований Порядка N 199, посадка освидетельствованных зеленых насаждений взамен вырубленных произведена с нарушением срока компенсационных мероприятий.

Позиция истца сводится к тому, что вред может быть возмещен только в денежной форме и его расчет должен быть произведен только по приведенной им методике.

Вместе с тем, в случае добровольного восстановления виновным лицом нарушенного состояния окружающей среды взыскание с него суммы возмещения вреда повлечет за собой двойную меру ответственности, что закону не соответствует.

Закон не лишает нарушителя права выбора способа возмещения вреда в досудебном порядке. Недостаточность мероприятий по добровольному возмещению вреда определяет возможность уполномоченному органу перейти к судебному порядку и определить ту или иную форму возмещения вреда. При этом суд, исходя из обстоятельств дела, также вправе отдать предпочтение той или иной форме. При этом истец не освобождается от обязанности доказывания избранного им способа защиты нарушенного права.

В силу ст.ст. 12, 56 ГПК РФ на лице, заявляющем требование о возмещении внедоговорного вреда, лежит обязанность доказать наличие вреда и его размер, противоправность поведения лица, причинившего вред, причинную связь между наступившими убытками и действиями (бездействием) причинителя вреда, а также его вину, за исключением случаев, когда ответственность наступает без вины. При этом ответственность ответчика наступает при доказанности истцом всех перечисленных обстоятельств.

Между тем, истец не представил убедительных, бесспорных и достоверных доказательств, с безусловностью свидетельствующих о том, что незаконные действия (бездействие) ответчика причинили ущерб в заявленном размере.

Кроме того, с учетом разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №21, изложенных в п. 41, по делам, связанным с причинением вреда окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан, судам необходимо устанавливать причинную связь между совершенными деяниями и наступившими последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей.

Принимая во внимание вышеизложенные требования действующего законодательства, суд приходит к выводу, что истец наличие данных обстоятельств не доказал, как и не доказал невозможность возмещения вреда в натуральной форме.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации г.Ижевска к ФИО2 о взыскании в бюджет муниципального образования «Город Ижевск» в счет возмещения вреда, причиненного зеленому фонду города Ижевска от вырубки деревьев, произраставших на придомовой территории многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу ..., суммы в размере 56 475,76 рублей – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2017 года.

Судья В.Ю.Суворова                     

2-2321/2017 ~ М-1622/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление природных ресурсов и охраны окр.среды Администрации г.Ижевска
Ответчики
Докучаев Анатолий Пантилимонович
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Суворова Вера Ювенарьевна
Дело на странице суда
industrialnyy--udm.sudrf.ru
23.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2017Передача материалов судье
28.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.09.2017Предварительное судебное заседание
12.10.2017Судебное заседание
13.11.2017Судебное заседание
17.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2018Дело оформлено
26.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее