Дело № 2-749/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Мыски 20 июня 2014 года
Мысковский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Пахорукова А.Ю.,
с участием истца Зиновьева В.А.,
представителя истца адвоката Кожевниковой Т.Н., действующей на основании удостоверения и ордера,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Мыски Кемеровской области Никитиной О.А., действующей на основании доверенности,
при секретаре Лысенко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиновьева В.А, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Мыски Кемеровской области об оспаривании решения Управления пенсионного фонда в городе Мыски,
УСТАНОВИЛ:
Зиновьев В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Мыски Кемеровской области об оспаривании решения Управления пенсионного фонда в городе Мыски. Просит признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Мыски Кемеровской области от 28 апреля 2014 года в части отказа во включении в специальный стаж периода обучения в СПТУ № с 01 сентября 1973 года по 18 июня 1977 года и периода прохождения военной службы с 09 ноября 1978 года по 29 ноября 1980 года, а также обязать ответчика включить указанные периоды в его льготный стаж и произвести перерасчет размера трудовой пенсии с 17 апреля 2014 года.
Требования мотивировал тем, что 17 апреля 2014 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости и включении в специальный стаж периодов обучения в СПТУ № с 01 сентября 1973 года по 18 июня 1977 года и прохождения военной службы с 09 ноября 1978 года по 29 ноября 1980 года. Решением ответчика от 28 апреля 2014 года ему отказано во включении в специальный стаж спорных периодов обучения и службы в армии в виду отсутствия правовых оснований. С принятым решением ответчика в указанной части истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим его права на пенсионное обеспечение. Полагает, что спорные периоды обучения и службы в армии подлежит зачету в специальный стаж, так как это было предусмотрено действующим на тот момент законодательством.
В судебном заседании истец Зиновьев В.А. и его представитель адвокат Кожевникова Т.Н. поддержали заявленные требования и настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Мыски Кемеровской области Никитина О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, так как действующее законодательство не предусматривает возможности зачета периода учебы и службы в армии в специальный стаж.
Выслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из данных протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28 апреля 2014 года № 101 (л.д.7), заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) (л.д.13), 17 апреля 2014 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему пенсии в соответствии с требованиями п.п. 1 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и включении в льготный стаж периода военной службы по призыву и периода обучения в СПТУ №. При проверке пенсионных прав истца установлено, что периоды обучения истца и службы в армии не могут быть засчитаны в льготный стаж, так как нормы действующего пенсионного законодательства не предполагают суммирование стажа соответствующих видах работ и службы в составе Вооруженных сил, а включение периодов обучения в образовательных учреждениях в общий трудовой и специальный стаж нормами законодательства не предусмотрено. Также установлено, что у истца имеются периоды работы относящейся к Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах: с 05 июля 1977 года по 20 апреля 1978 года, с 02 августа 1978 года по 02 ноября 1978 года, 02 февраля 1981 года по 03 марта 1983 года электрослесарем подземным шахтоуправления и шахты «Капитальная». Всего льготный страховой стаж на 17 апреля 2014 года составляет 3 года 1 месяц 19 дней.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Мыски Кемеровской области от 28 апреля 2014 года истцу отказано в назначении пенсии по п.п. 1 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в виду отсутствия необходимого льготного стажа (л.д.8).
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Подпунктом «а» п.1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
В спорный период обучения истца с 01 сентября 1973 года по 18 июня 1977 года и прохождения военной службы с 09 ноября 1978 года по 29 ноября 1980 года действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590.
В соответствии с п. 109 указанного Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» (служба в составе Вооруженных Сил СССР) приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.П.п. «з» п. 109 данного Постановления предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также: обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
При этом п. 109 Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), период, указанный в подпункте «з», приравнивался к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В материалах дела имеется диплом от 18 июня 1977 года (л.д.10), согласно которому, Зиновьев В.А. в 1973 году поступил и в 1977 году окончил полный курс профессионально-технического училища № по профессии электрослесарь подземный, присвоена квалификация электрослесаря подземного 3 разряда.
В соответствии с данными военного билета (л.д.9), представленной суду справки военного комиссариата Кемеровской области от 12 мая 2014 года, с 09 ноября 1978 года по 29 ноября 1980 года истец проходил действительную военную службу в Советской Армии.
Факт обучения истца в СПТУ № и службы в армии подтверждается данными его трудовой книжки (л.д.10-14), из которой видно, что истец обучался в СПТУ № с 01 сентября 1973 года по 18 июня 1977 года. После окончания обучения принят на должность электрослесаря подземного 3 разряда в *** 05 июля 1977 года. С 21 апреля 1978 года по 01 августа 1978 года проходил обучение на курсах шоферов. 02 августа 1978 года направлен на *** на должность электрослесаря подземного 3 разряда. 02 ноября уволен в связи с призывом в армию. С 09 ноября 1978 года по 29 ноября 1980 года проходил службу в Советской Армии. 02 февраля 1981 года принят на должность электрослесаря подземного 3 разряда на шахту «***».
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с разъяснением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 №70, при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 №2-П, правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении от 25.07.2008 №2-808-7, недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж, полностью или частично).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд установил, что истец как после учебы, так и до призыва в ряды Советской Армии и после демобилизации, работал электрослесарем подземным. Работа в указанной профессии давала истцу право на досрочное пенсионное обеспечение по ранее действовавшему законодательству и учтена ответчиком истцу в стаж работы с вредными условиями труда (Список №1). Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца на достойное пенсионное обеспечение, на которое он мог бы рассчитывать.
Поскольку ранее действовавшим законодательством предусматривалось включение периодов обучения и службы в армии в специальный стаж электрослесаря подземного при условии работы в данной должности после учебы и до службы в рядах Советской Армии, либо после окончания этого периода, суд приходит к выводу о необходимости включения периода обучения истца в СПТУ № с 01 сентября 1973 года по 18 июня 1977 года и периода службы в Советской Армии с 09 ноября 1978 года по 29 ноября 1980 года в стаж истца на соответствующих видах работ. Решение ответчика от 28 апреля 2014 года в части отказа в зачете в специальный трудовой стаж истца периода обучения и периода военной службы надлежит признать незаконным.
В силу ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком, если она не была получена своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
По делу видно, что пенсионный орган, получив документы от истца для назначения пенсии, произвел неверную оценку суммарной продолжительности его специального стажа.
Таким образом, установлено, что в результате неправомерных действий ответчика, специальный стаж истца был исчислен без учета подлежащих включению периодов его обучения и службы в армии. Следовательно, ответчик обязан включить в специальный стаж истца указанные периоды с момента его обращения с заявлением, то есть с 17 апреля 2014 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Зиновьева В.А, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Мыски Кемеровской области об оспаривании решения Управления пенсионного фонда в городе Мыски удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Мыски Кемеровской области от 28 апреля 2014 года в части отказа в зачете в специальный трудовой стаж Зиновьева В.А, периода обучения в СПТУ № с 01 сентября 1973 года по 18 июня 1977 года и периода службы в Советской Армии с 09 ноября 1978 года по 29 ноября 1980 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Мыски Кемеровской области зачесть Зиновьеву В.А, в стаж на соответствующих видах работ по Списку №1 период обучения в СПТУ № с 01 сентября 1973 года по 18 июня 1977 года и период службы в Советской Армии с 09 ноября 1978 года по 29 ноября 1980 года с момента обращения, то есть с 17 апреля 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мысковский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято судом 25 июня 2014 года.
Судья А.Ю.Пахоруков