Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-249/2020 ~ М-244/2020 от 21.07.2020

Дело № 2а-249/2020

         Строка № 022а

УИД 36RS0019-01-2020-000397-72

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

р.п. Кантемировка 06 октября 2020 года

Кантемировский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Грибченко Е.Д.,

при секретаре Великоцкой И.В.,

с участием представителя административного истца Коростова А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Лысункина В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-249/2020 по административному исковому заявлению Коростова Антона Алексеевича к администрации Кантемировского городского поселения о признании бездействия администрации Кантемировского городского поселения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Коростов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кантемировского городского поселения, в котором просил (с учетом уточнений) признать бездействие администрации Кантемировского городского поселения по организации деятельности содержания контейнерной площадки (по адресу: р.п. Кантемировка, ул. Фрунзе), не отвечающее требованиям п. 2.6 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных Главным государственным санитарным врачом (СанПин 2.1.7.3550-19), незаконным; возложить обязанность на администрацию Кантемировского городского поселения по содержанию места накопления мусора – мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: Воронежская область, р.п. Кантемировка, ул. Фрунзе, д. 9, в соответствии с п. 2.6 Санитарных правил (СанПин 2.1.7.3550-19 (л.д. 5-9, 145).

В обоснование заявленных требований указал на то, что в период с 13.07.2020 г. по 15.07.2020 г. при выносе им бытового мусора в мусорный контейнер, находящийся на ул. Фрунзе р.п. Кантемировка, он обнаружил, что мусорный контейнер не имеет никакой крышки, из контейнера разносится мусорный запах отходов потребления, отсутствие крышки позволяло накопившемуся мусору сваливаться из мусорного контейнера на мусорную контейнерную площадку. Полагает, что указанные обстоятельства являются факторами, оказывающими вредное воздействие на него и на других лиц, создает угрозу его здоровью и здоровью других лиц.

Определением Кантемировского районного суда Воронежской области от 06.08.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГУП ВО «Облкоммунсервис» и МБУ «Управление городского хозяйства» (л.д. 65).

Определением Кантемировского районного суда Воронежской области от 20.08.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУП «Кантемировский водоканал» (л.д. 128).

В судебное заседание административный истец Коростов А.А., уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 212), не явился по неизвестной суду причине.

В судебное заседание административный ответчик – администрация Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 210), не явился по уважительной причине, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д. 217), предоставив письменные возражения на административное исковое заявление и дополнения к ним, в которых просил в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказать, указывая на то, что на территории Кантемировского городского поселения организацией, занимающейся деятельностью по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором является ГУП ВО «Облкоммунсервис», который заключает с потребителями типовые договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. На территории Кантемировского городского поселения определены места нахождения контейнерных площадок. Собственниками контейнеров, осуществивших установку контейнеров, являются МУП «Кантемировский водоканал» и МБУ «Управление городского хозяйства». МБУ «Управление городского хозяйства» создано для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе участие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, которое является ответственным за создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в р.п. Кантемировка, как специально созданное управление для реализации полномочий органов местного самоуправления. Администрация Кантемировского городского поселения лишь организует деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а потому не является надлежащим административным ответчиком. Кроме того, административный истец не представил достоверных доказательств, подтверждающих, что его права нарушены. Администрация Кантемировского городского поселения создала контейнерную площадку на ул. Фрунзе для складирования ТКО и создала организации, осуществляющие ее содержание. Спорные контейнеры на балансе администрации поселения не состоят (л.д. 25-27, 149-151, 152-153, 169).

Заинтересованное лицо – МБУ «Управление городского хозяйства», уведомленное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 208), в судебное заседание не явилось по уважительной причине, просило дело рассмотреть в отсутствие его представителя (л.д. 215), предоставило письменные возражения, согласно которым МБУ «Управление городского хозяйства» на основании договора поставки приобрело 42 мусорных контейнера, которые были приняты на его баланс, часть из них была установлена на территории поселения. Мусорный контейнер на ул. Фрунзе р.п. Кантемировка ему не принадлежит и на балансе у него не состоит (л.д. 92-94, 97-101, 102, 103).

Заинтересованное лицо – ГУП ВО «Облкоммунсервис», уведомленное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 207), в судебное заседание не явилось, предоставило письменные возражения и дополнения к ним, в которых просило удовлетворить заявленные административным истцом требования, указывая на то, что оно является региональным оператором по обращению с ТКО, обязанность по установке контейнеров для сбора ТКО законом на него не возложена (л.д. 85-87, 197-200).

Заинтересованное лицо – МУП «Кантемировский водоканал», уведомленное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 209), в судебное заседание не явилось, предоставило письменные возражения, в которых просило отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требований в связи с несоответствием в выборе административного ответчика и третьих лиц, указывая на то, что контейнеры на ул. Фрунзе на балансе предприятия не состоят. Предприятие осуществляет сбор и вывоз ТКО на полигон, ответственность предприятия по содержанию мест накопления не предусмотрена (л.д. 175-176, 177-195).

В силу ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца Коростова А.А. – Лысункина В.К., действующего на основании доверенности, поддержавшего административные требования Коростова А.А. по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просившего их удовлетворить, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.

Как следует из материалов дела, в р.п. Кантемировка на ул. Фрунзе, д. 9, установлены два незакрытых контейнера для сбора мусора, что подтверждается видеозаписью, представленной административным истцом (л.д. 10). Данный факт административным ответчиком и иными лицами не оспорен. Доказательств того, что на момент рассмотрения административного дела контейнеры закрыты, что исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления, административным ответчиком иными лицами не представлено.

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу статей 8, 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 21 данного федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отнесено к компетенции органов местного самоуправления городских поселений. В связи с чем, доводы административного ответчика о том, что он не является надлежащим ответчиком по настоящему административному делу, являются несостоятельными.

Статьей 13.4. Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 3 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 2.7 Правил благоустройства территорий Кантемировского городского поселения сборник отходов – место временного хранения отходов (контейнер).

Площадка для установки мусоросборников (контейнерная площадка) - специально оборудованное место, предназначенное для сбора твердых бытовых отходов (ТБО), наличие которого следует предусматривать в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться ТБО (п. 2.9 Правил).

Судом установлено, что решением Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области от 11.11.2016 г. № 119 определены места нахождения контейнерных площадок на территории Кантемировского городского поселения: р.п. Кантемировка, ул. Фрунзе, д. 9 – 2 контейнера, д. 2 – 2 контейнера (л.д. 218-220).

Во исполнение решения Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области от 05.02.2016 г. № 50, для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения создано муниципальное бюджетное учреждение «Управление городского хозяйства» (л.д. 31), учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование Кантемировское городского поселение. Полномочия и функции учредителя и собственника имущества Учреждения осуществляет администрация Кантемировского городского поселения (п.п. 1.5, 1.6 Устава (л.д. 32).

Согласно п. 2.1 Устава МБУ «Управление городского хозяйства» основные цели деятельности Учреждения: реализация полномочий органов местного самоуправления Кантемировского городского поселения в сфере организации благоустройства, участие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д. 32).

Из п. 2.4 Устава следует, что муниципальные задания для Учреждения в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности формирует и утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (л.д. 33).

Согласно муниципальному заданию на 2020 и плановый период 2021 и 2022 г.г. МБУ «Управление городского хозяйства», утвержденному распоряжением администрации Кантемировского городского поселения от 15.11.2019 г. № 206-од, организация благоустройства территории включает в себя уборку территории и аналогичную деятельность, включающую в себя сбор мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз (л.д. 37-39 104-121).

Частью статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Частями 1, 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов и жидких отходов, установлены "СанПиН 2.1.7.3550-19. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 № 20. Согласно пункту 2.6 названных правил, мусоросборники должны быть закрыты, находиться в исправном состоянии. При накоплении ТКО на территориях муниципальных образований в мусоросборниках, в том числе при раздельном сборе отходов, должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления.

С учетом изложенного, довод административного ответчика о том, что на территории Кантемировского городского поселения организацией, занимающейся деятельностью по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором является ГУП ВО «Облкоммунсервис», а также МБУ «Управление городского хозяйства», которое является ответственным за создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в р.п. Кантемировка, судом отклоняются, поскольку они не соответствуют вышеприведенным нормам права, регулирующего спорные правоотношения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе, принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца обоснованные и подлежат удовлетворению, поскольку спорные контейнеры на балансе заинтересованных лиц не состоят, находятся на земельном участке поселения, администрация Кантемировского городского поселения уклоняется от исполнения обязанности, возложенной на нее законом, в связи с чем, бездействие административного ответчика является незаконным, нарушающим гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право Коростова А.А. на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории поселения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Коростова Антона Алексеевича к администрации Кантемировского городского поселения о признании бездействия администрации Кантемировского городского поселения незаконным удовлетворить.

признать бездействие администрации Кантемировского городского поселения по организации деятельности содержания контейнерной площадки (по адресу: р.п. Кантемировка, ул. Фрунзе), не отвечающее требованиям п. 2.6 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (СанПин 2.1.7.3550-19), незаконным.

Возложить обязанность на администрацию Кантемировского городского поселения по содержанию места накопления мусора – мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: Воронежская область, р.п. Кантемировка, ул. Фрунзе, д. 9, в соответствии с требованиями пункта 2.6 Санитарных правил (СанПин 2.1.7.3550-19).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кантемировский районный суд Воронежской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Изготовлено в совещательной комнате.

Судья Е.Д. Грибченко

Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2020 года.

Дело № 2а-249/2020

         Строка № 022а

УИД 36RS0019-01-2020-000397-72

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

р.п. Кантемировка 06 октября 2020 года

Кантемировский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Грибченко Е.Д.,

при секретаре Великоцкой И.В.,

с участием представителя административного истца Коростова А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Лысункина В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-249/2020 по административному исковому заявлению Коростова Антона Алексеевича к администрации Кантемировского городского поселения о признании бездействия администрации Кантемировского городского поселения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Коростов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Кантемировского городского поселения, в котором просил (с учетом уточнений) признать бездействие администрации Кантемировского городского поселения по организации деятельности содержания контейнерной площадки (по адресу: р.п. Кантемировка, ул. Фрунзе), не отвечающее требованиям п. 2.6 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных Главным государственным санитарным врачом (СанПин 2.1.7.3550-19), незаконным; возложить обязанность на администрацию Кантемировского городского поселения по содержанию места накопления мусора – мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: Воронежская область, р.п. Кантемировка, ул. Фрунзе, д. 9, в соответствии с п. 2.6 Санитарных правил (СанПин 2.1.7.3550-19 (л.д. 5-9, 145).

В обоснование заявленных требований указал на то, что в период с 13.07.2020 г. по 15.07.2020 г. при выносе им бытового мусора в мусорный контейнер, находящийся на ул. Фрунзе р.п. Кантемировка, он обнаружил, что мусорный контейнер не имеет никакой крышки, из контейнера разносится мусорный запах отходов потребления, отсутствие крышки позволяло накопившемуся мусору сваливаться из мусорного контейнера на мусорную контейнерную площадку. Полагает, что указанные обстоятельства являются факторами, оказывающими вредное воздействие на него и на других лиц, создает угрозу его здоровью и здоровью других лиц.

Определением Кантемировского районного суда Воронежской области от 06.08.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГУП ВО «Облкоммунсервис» и МБУ «Управление городского хозяйства» (л.д. 65).

Определением Кантемировского районного суда Воронежской области от 20.08.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МУП «Кантемировский водоканал» (л.д. 128).

В судебное заседание административный истец Коростов А.А., уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 212), не явился по неизвестной суду причине.

В судебное заседание административный ответчик – администрация Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области, уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 210), не явился по уважительной причине, просил дело рассмотреть в его отсутствие (л.д. 217), предоставив письменные возражения на административное исковое заявление и дополнения к ним, в которых просил в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказать, указывая на то, что на территории Кантемировского городского поселения организацией, занимающейся деятельностью по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором является ГУП ВО «Облкоммунсервис», который заключает с потребителями типовые договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. На территории Кантемировского городского поселения определены места нахождения контейнерных площадок. Собственниками контейнеров, осуществивших установку контейнеров, являются МУП «Кантемировский водоканал» и МБУ «Управление городского хозяйства». МБУ «Управление городского хозяйства» создано для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе участие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, которое является ответственным за создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в р.п. Кантемировка, как специально созданное управление для реализации полномочий органов местного самоуправления. Администрация Кантемировского городского поселения лишь организует деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а потому не является надлежащим административным ответчиком. Кроме того, административный истец не представил достоверных доказательств, подтверждающих, что его права нарушены. Администрация Кантемировского городского поселения создала контейнерную площадку на ул. Фрунзе для складирования ТКО и создала организации, осуществляющие ее содержание. Спорные контейнеры на балансе администрации поселения не состоят (л.д. 25-27, 149-151, 152-153, 169).

Заинтересованное лицо – МБУ «Управление городского хозяйства», уведомленное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 208), в судебное заседание не явилось по уважительной причине, просило дело рассмотреть в отсутствие его представителя (л.д. 215), предоставило письменные возражения, согласно которым МБУ «Управление городского хозяйства» на основании договора поставки приобрело 42 мусорных контейнера, которые были приняты на его баланс, часть из них была установлена на территории поселения. Мусорный контейнер на ул. Фрунзе р.п. Кантемировка ему не принадлежит и на балансе у него не состоит (л.д. 92-94, 97-101, 102, 103).

Заинтересованное лицо – ГУП ВО «Облкоммунсервис», уведомленное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 207), в судебное заседание не явилось, предоставило письменные возражения и дополнения к ним, в которых просило удовлетворить заявленные административным истцом требования, указывая на то, что оно является региональным оператором по обращению с ТКО, обязанность по установке контейнеров для сбора ТКО законом на него не возложена (л.д. 85-87, 197-200).

Заинтересованное лицо – МУП «Кантемировский водоканал», уведомленное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (л.д. 209), в судебное заседание не явилось, предоставило письменные возражения, в которых просило отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требований в связи с несоответствием в выборе административного ответчика и третьих лиц, указывая на то, что контейнеры на ул. Фрунзе на балансе предприятия не состоят. Предприятие осуществляет сбор и вывоз ТКО на полигон, ответственность предприятия по содержанию мест накопления не предусмотрена (л.д. 175-176, 177-195).

В силу ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца Коростова А.А. – Лысункина В.К., действующего на основании доверенности, поддержавшего административные требования Коростова А.А. по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просившего их удовлетворить, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.

Как следует из материалов дела, в р.п. Кантемировка на ул. Фрунзе, д. 9, установлены два незакрытых контейнера для сбора мусора, что подтверждается видеозаписью, представленной административным истцом (л.д. 10). Данный факт административным ответчиком и иными лицами не оспорен. Доказательств того, что на момент рассмотрения административного дела контейнеры закрыты, что исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления, административным ответчиком иными лицами не представлено.

Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу статей 8, 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 21 данного федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отнесено к компетенции органов местного самоуправления городских поселений. В связи с чем, доводы административного ответчика о том, что он не является надлежащим ответчиком по настоящему административному делу, являются несостоятельными.

Статьей 13.4. Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 3 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 2.7 Правил благоустройства территорий Кантемировского городского поселения сборник отходов – место временного хранения отходов (контейнер).

Площадка для установки мусоросборников (контейнерная площадка) - специально оборудованное место, предназначенное для сбора твердых бытовых отходов (ТБО), наличие которого следует предусматривать в составе территорий и участков любого функционального назначения, где могут накапливаться ТБО (п. 2.9 Правил).

Судом установлено, что решением Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области от 11.11.2016 г. № 119 определены места нахождения контейнерных площадок на территории Кантемировского городского поселения: р.п. Кантемировка, ул. Фрунзе, д. 9 – 2 контейнера, д. 2 – 2 контейнера (л.д. 218-220).

Во исполнение решения Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области от 05.02.2016 г. № 50, для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения создано муниципальное бюджетное учреждение «Управление городского хозяйства» (л.д. 31), учредителем и собственником имущества которого является муниципальное образование Кантемировское городского поселение. Полномочия и функции учредителя и собственника имущества Учреждения осуществляет администрация Кантемировского городского поселения (п.п. 1.5, 1.6 Устава (л.д. 32).

Согласно п. 2.1 Устава МБУ «Управление городского хозяйства» основные цели деятельности Учреждения: реализация полномочий органов местного самоуправления Кантемировского городского поселения в сфере организации благоустройства, участие в организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д. 32).

Из п. 2.4 Устава следует, что муниципальные задания для Учреждения в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности формирует и утверждает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (л.д. 33).

Согласно муниципальному заданию на 2020 и плановый период 2021 и 2022 г.г. МБУ «Управление городского хозяйства», утвержденному распоряжением администрации Кантемировского городского поселения от 15.11.2019 г. № 206-од, организация благоустройства территории включает в себя уборку территории и аналогичную деятельность, включающую в себя сбор мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз (л.д. 37-39 104-121).

Частью статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Частями 1, 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления, состоящих из твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов и жидких отходов, установлены "СанПиН 2.1.7.3550-19. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 № 20. Согласно пункту 2.6 названных правил, мусоросборники должны быть закрыты, находиться в исправном состоянии. При накоплении ТКО на территориях муниципальных образований в мусоросборниках, в том числе при раздельном сборе отходов, должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления.

С учетом изложенного, довод административного ответчика о том, что на территории Кантемировского городского поселения организацией, занимающейся деятельностью по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором является ГУП ВО «Облкоммунсервис», а также МБУ «Управление городского хозяйства», которое является ответственным за создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в р.п. Кантемировка, судом отклоняются, поскольку они не соответствуют вышеприведенным нормам права, регулирующего спорные правоотношения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе, принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца обоснованные и подлежат удовлетворению, поскольку спорные контейнеры на балансе заинтересованных лиц не состоят, находятся на земельном участке поселения, администрация Кантемировского городского поселения уклоняется от исполнения обязанности, возложенной на нее законом, в связи с чем, бездействие административного ответчика является незаконным, нарушающим гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право Коростова А.А. на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории поселения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Коростова Антона Алексеевича к администрации Кантемировского городского поселения о признании бездействия администрации Кантемировского городского поселения незаконным удовлетворить.

признать бездействие администрации Кантемировского городского поселения по организации деятельности содержания контейнерной площадки (по адресу: р.п. Кантемировка, ул. Фрунзе), не отвечающее требованиям п. 2.6 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (СанПин 2.1.7.3550-19), незаконным.

Возложить обязанность на администрацию Кантемировского городского поселения по содержанию места накопления мусора – мусорной контейнерной площадки, расположенной по адресу: Воронежская область, р.п. Кантемировка, ул. Фрунзе, д. 9, в соответствии с требованиями пункта 2.6 Санитарных правил (СанПин 2.1.7.3550-19).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кантемировский районный суд Воронежской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Изготовлено в совещательной комнате.

Судья Е.Д. Грибченко

Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2020 года.

1версия для печати

2а-249/2020 ~ М-244/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Коростов Антон Алексеевич
Ответчики
Администрация Кантемировского городского поселения
Другие
МБУ "Управление городского хозяйства"
ГУП ВО "Облкоммунсервис"
Лысункин Вячеслав Константинович
МУП " Кантемировский водоканал"
Кабакова Елена Евгеньевна
Суд
Кантемировский районный суд Воронежской области
Судья
Грибченко Елена Дмитриевна
Дело на странице суда
kantemirovsky--vrn.sudrf.ru
21.07.2020Регистрация административного искового заявления
21.07.2020Передача материалов судье
21.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2020Подготовка дела (собеседование)
29.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Подготовка дела (собеседование)
20.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2020Судебное заседание
16.09.2020Подготовка дела (собеседование)
16.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2020Судебное заседание
25.09.2020Судебное заседание
06.10.2020Судебное заседание
07.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2020Дело оформлено
20.01.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее