Решение по делу № 12-113/2016 от 31.03.2016

Дело № 12-113/2016

РЕШЕНИЕ

19 апреля 2016 года                                           г. Белорецк

Белорецкий межрайонный суд РБ в составе:

председательствующего судьи Мосунова О.Л.,

при секретаре Бориновой А.В.,

с участием прокурора Киреева Н.З.

рассмотрев в судебном заседании протест заместителя Белорецкого межрайонного прокурора на постановление председателя административной комиссии Администрации муниципального района Белорецкий район РБ по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях в отношении Прокопьева Ю.М.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением председателя административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ Прокопьев Ю.М. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "сумма".

Не согласившись с указанным постановлением, заместитель Белорецкого межрайонного прокурора подал протест, в котором просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование протеста указал, что ДД.ММ.ГГГГ Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения административного законодательства, в ходе которой выявлены грубые нарушения.

Постановлением председателя административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ от ДД.ММ.ГГГГ Прокопьев Ю.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в размере "сумма" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях.

Считает, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

В нарушение ст.28.2 КоАП РФ протокол от ДД.ММ.ГГГГ не содержит достаточных сведений о надлежащем извещении физического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Протокол свидетельствует о том, что права и обязанности Прокопьеву Ю.М., а также иным участникам производства по делу не разъяснялись, возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении не представлялась.

В нарушение ст.25.1 КоАП РФ в материалах дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не имеется сведений о присутствии Прокопьева Ю.М. при рассмотрении данного дела и о его надлежащем извещении, что лишило его возможности реализовать свои права на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.

Таким образом, составив протокол об административном правонарушении в отсутствие Прокопьева Ю.М., не ознакомив его с его копией и не направив ему копию для ознакомления, а также рассмотрев дело в его отсутствие нарушено право на защиту, в том числе на представление доказательств в свою пользу, дачу объяснения, заявление ходатайств.

При рассмотрении данного дела не были соблюдены требования п.п.4, 6 ч.1 ст.29.10, ст.26.1 КоАП РФ.

Административной комиссией не установлены обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в постановлении не отражены. К примеру, не установлено посягали ли действия Прокопьева Ю.М. на здоровье, честь и достоинство членов семьи, совместно проживающих лиц, время совершения административного правонарушения.

Таким образом, объективная сторона вменяемого административного правонарушения, наличие события административного правонарушения не установлены.

В нарушение ч.2 ст.4.1 КоАП РФ постановление не содержит указания на обстоятельства, которые учитывались при назначении наказания в виде штрафа (характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение и т.п.)

В нарушение ч.1 ст.29.6 КоАП РФ установлено, что материалы дела в отношении Прокопьева Ю.М. поступили в административную комиссию Администрации муниципального района Белорецкий район РБ 08.02.2016 г., протокол составлен 10.02.2016 г., а рассмотрены материалы и протокол лишь 22.03.2016 г., то есть на 44 день с момента поступления материалов и на 42 день после составления протокола об административном правонарушении.

В нарушение ч.1 ст.29.10 КоАП РФ постановление не содержит информацию о получателе штрафа.

При изучении материала установлено, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Прокопьеву Ю.М. при даче им объяснений ДД.ММ.ГГГГ не были разъяснены права, предусмотренные ч.1 ст.25.1 КоАП РФ

Свидетелям ФИО5, ФИО6 не были разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч.3 ст.25.6 КоАП РФ. Таким образом, объяснения вышеуказанных лиц, полученные с нарушениями норм КоАП РФ невозможно использовать в качестве доказательств по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании помощник Белорецкого межрайонного прокурора _________ изложенные в протесте доводы поддержала, просит постановление председателя административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Прокопьева Ю.М. отменить, производство по делу прекратить.

Представитель административной комиссии администрации муниципального района Белорецкий район РБ ФИО7 действующая на основании доверенности, в судебном заседании с доводами, изложенными заместителя Белорецкого межрайонного прокурора в протесте, согласилась частично.

Прокопьев Ю.М. в судебном заседании не присутствует о времени и месте слушания дела судом извещался по последнему известному месту жительства, однако конверт вернулся с отметкой за истечением срока хранения.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76).

В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ административными комиссиями, созданными в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий, установленных этими законами.

Таким законом Республики Башкортостан является Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях, принятый Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан 16 июня 2011 года.

В соответствии с ст. 1.1 указанного Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях законодательство Республики Башкортостан об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законах, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Кодекса.

Поскольку порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях не урегулирован Кодексом Республики Башкортостан об административных правонарушениях, следовательно, эти правоотношения подлежат разрешению в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 13.8 КоАП Республики Башкортостан совершение рукоприкладства, ругательств, иных действий, посягающих на здоровье, честь и достоинство членов семьи, а также совместно проживающих лиц (семейно-бытовое дебоширство ), если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере трехсот рублей.

Как установлено в судебном заседании и следует из административного дела, ДД.ММ.ГГГГ в Отдел МВД России по Белорецкому району от ФИО8 поступило заявление о том, что ее сын Прокопьев Ю.М., совместно с ней проживающий, злоупотребляет спиртными напитками, собирает в гараже посторонних.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ от ФИО8, Прокопьева Ю.М. и ФИО6 отобраны объяснения и ДД.ММ.ГГГГ участковым уполномоченным ОУУП и ПДН отдела МВД России по Белорецкому району в отношении Прокопьева Ю.М. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием признака преступления, предусмотренного ст.213 УК РФ, т.к. грубого нарушения общественного порядка допущено не было.

Изучение данного материала показало, что объяснения от Прокопьева Ю.М. как лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении получены не были, права, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ последнему разъяснены не были, что является нарушением, влекущим невозможность использования доказательств.

В соответствии с ч.1 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела МВД России по Белорецкому району вынесено определение о передаче административного дела в отношении Прокопьева Ю.М. по подведомственности в административную комиссию.

ДД.ММ.ГГГГ данный материал, согласно штампу входящей корреспонденции, поступил в административную комиссию.

Протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

Исходя из положений указанной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ст.29.8 КоАП РФ протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.

В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

1) дата и место рассмотрения дела;

2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;

3) событие рассматриваемого административного правонарушения;

4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

Согласно п.п. 3-4.1 ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Таким образом, по смыслу указанных положений, физическое лицо должно присутствовать при составлении протокола.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Следовательно, рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении Прокопьева Ю.М. к административной ответственности возможны только при условии наличия данных о надлежащем извещении его о месте и времени рассмотрения указанного дела.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Такое разъяснение дал Пленум ВАС РФ в п. 10 Постановления от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Если в ходе рассмотрения дела будет выявлено, что протокол был составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.

Вместе с тем из материалов дела следует, что о времени, дате и месте составления протокола об административном правонарушении Прокопьев Ю.М. надлежащим образом не извещен, процессуальные права и обязанности ему не разъяснены, письменные объяснения Прокопьева Ю.М. не отобраны, доказательства направления Прокопьеву Ю.М. копии протокола отсутствуют.

Таким образом, протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие Прокопьева Ю.М., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Как следует из текста постановления от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении Прокопьева Ю.М. производилось в его отсутствие, тогда как в силу ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения, в нарушение указанной нормы, постановление вынесено в отсутствие привлекаемого к административному наказанию лица.

Сведения об извещении Прокопьева Ю.М. о месте и времени рассмотрения дела отсутствуют, поскольку в протоколе об административном правонарушении содержится фраза «гр. Извещен надлежащим образом на заседание не явился», однако подпись Прокопьева Ю.М. в данном протоколе отсутствует, доказательств направления копии протокола, а также доказательств, свидетельствующих о его извещении (повестки, реестра об отправке заказного письма и т.п.) не имеется.

Указанные обстоятельства лишили Прокопьева Ю.М. возможности реализовать свои права на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.

В силу п.п.4, 6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Так, административная ответственность по ч. 1 ст.13.8 КоАП РБ за семейно-бытовое дебоширство предусмотрена в случае совершения рукоприкладства, ругательств, иных действий, посягающих на здоровье, честь и достоинство членов семьи, а также совместно проживающих лиц если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного законодательством Российской Федерации, то есть состав вменяемого административного правонарушения является альтернативным.

Между тем, административной комиссией обстоятельства совершения правонарушения не установлены, в постановлении не отражены, не установлено в чем выразились действия Прокопьева Ю.М., посягал ли он на здоровье, честь и достоинство членов семьи, совместно проживающих лиц, время совершения административного правонарушения.

Кроме того, согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер завершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В нарушение данного требования и ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность правонарушителя, по делу не установлены и в постановлении об административном правонарушении не указаны.

Также в нарушение ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ постановление не содержит указания на обстоятельства, которые учитывались при назначении наказания в виде штрафа (характер совместного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение и т.п.).

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Со дня совершения Прокопьевым Ю.М. административного правонарушения - 28.01.2016 года, прошло более двух месяцев, в связи с чем, производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление председателя административной комиссии администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Прокопьева Ю.М. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.13.8 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Белорецкий межрайонный суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья: подпись     Мосунов О.Л.

12-113/2016

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
В.А. Чиликин
Ответчики
Прокопьев Юрий Михайлович
Суд
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Мосунов О.Л.
Статьи

Другой кодекс: ст. 13.8 ч.1

Дело на странице суда
belorecky--bkr.sudrf.ru
31.03.2016Материалы переданы в производство судье
19.04.2016Судебное заседание
20.04.2016Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
21.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2016Вступило в законную силу
13.05.2016Дело оформлено
06.03.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее