Дело № 2К-204/2013
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
24 декабря 2013 года пос. Калевала
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бакулина И.В.,
при секретаре Богдановой И.В.,
с участием истца Аксёновой Т.В.,
представителя ответчика Озолиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Аксёновой Татьяны Владимировны к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Калевальском районе Республики Карелия о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Аксёнова Т.В. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа - 25 лет на соответствующих видах работ.
При исчислении стажа - в календарном, а не в льготном (1 год работы за 1 год 3 месяца) порядке учтены периоды отпуска по беременности и родам с 25.10.1993 по 29.03.1994 и с 23.09.1996 по 09.02.1997. В специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.01.1992 по 15.02.1992, с 08.01.2004 по 06.02.2004, с 18.01.2010 по 16.02.2010.
Истец просила обязать ответчика включить в медицинский стаж указанные периоды отпуска по беременности и родам в льготном исчислении, и периоды нахождения на курсах повышения квалификации - в календарном исчислении и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения в Пенсионный орган.
В судебном заседании истец Аксёнова Т.В. иск поддержала, увеличив заявленные требования - просила включить период нахождения на курсах повышения квалификации с 19.01.1992 по 15.02.1992 в трудовой стаж в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца) и назначить досрочную трудовую пенсию с ...... года.
Представитель ответчика Озолина А.А. иск не признала по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан. Полагала, что истице в назначении досрочной пенсии по старости комиссией по назначению пенсий отказано правомерно по причине недостаточности требуемого стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. Указала, что в случае включения спорных периодов в испрашиваемом порядке в трудовой стаж истца, право на досрочную трудовую пенсию возникнет у нее с ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, обозрев отказное пенсионное дело истца, суд приходит к следующему.
По делу установлено, что Аксёнова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начала свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры терапевтических палат в МУ <адрес> больница № №. На момент обращения с иском в суд (16.12.2013) истец продолжала работать в должности старшей медицинской сестры общесоматического отделения территориально-обособленного объекта «Боровская больница» ГБУЗ «Калевальская ЦРБ».
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Отдел Пенсионного фонда РФ в Калевальском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по правилам подп. 20 п.1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением медицинской деятельности в муниципальном учреждении здравоохранения <адрес>.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточностью стажа работы на соответствующих видах работ. Стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, определенный органом пенсионного обеспечения, составил 24 года 05 месяцев 12 дней. В зачет в медицинский стаж истца ответчик не включил: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.01.1992 по 15.02.1992, с 08.01.2004 по 06.02.2004, с 18.01.2010 по 16.02.2010, когда за истцом сохранялся средний заработок, а также отказал во включении в специальный стаж в льготном исчислении (1 год за 1 год 3 мес.) периоды отпуска по беременности и родам с 25.10.1993 по 29.03.1994; с 23.09.1996 по 09.02.1997.
Вместе с тем такой подход ответчика при определении права истца на пенсию как медицинскому работнику не может быть признан обоснованным.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости может быть назначена независимо от возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет - в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение такой пенсии.
Названным Списком предусмотрено, что периоды работы в должности медицинской сестры в больницах всех наименований подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и в поселке городского типа, периоды работы в должностях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.
Между тем, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление № 1066).
Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
При таких обстоятельствах, при разрешении настоящего дела, в отношении обозначенных истцом периодов трудовой деятельности, имевших место до 01 ноября 1999 года, суд полагает правомерным применить льготный порядок исчисления трудового стажа (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
При решении вопроса о необходимости зачисления на общих основаниях в стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов, когда истица фактически не выполняла своих трудовых функций, а получала пособие по беременности и родам, находилась на курсах повышения квалификации, суд исходит из следующего.
В соответствии с трудовым законодательством отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам являлся выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 №13-6), который служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность. Данный отпуск оплачивался через пособие по государственному социальному страхованию по беременности и родам. Таким образом, период отпуска по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия в период временной нетрудоспособности, который в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 5), включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Как видно из материалов дела, истец является матерью А. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно справке ГБУЗ РК «Калевальская центральная районная больница» истцу по предъявлении листка нетрудоспособности (больничного листа) был предоставлен отпуск по беременности и родам в период с 25.10.1993 по 29.03.1994; с 23.09.1996 по 09.02.1997. Следовательно, данные периоды, как состоявшиеся до 01 ноября 1999 года, подлежат включению в медицинский стаж истца в льготном порядке исчисления (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
Вопреки доводам ответчика о том, что включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, не подлежат периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, суд исходит из следующего.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Как видно из дела, с 19.01.1992 по 15.02.1992, с 08.01.2004 по 06.02.2004, с 18.01.2010 по 16.02.2010 истец с целью усовершенствования направлялась работодателем для прохождения курсов повышения квалификации, в материалах дела имеются выписки из приказов от 10.01.1992 № 3/к, от 08.01.2004 № 2, от 30.12.2009 № 244. Периодам нахождения истицы на курсах повышения квалификации предшествовала работа в должности медицинской сестры терапевтического отделения Боровской районной больницы №1, старшей медицинской сестры отделения сестринского ухода. Прохождение курсов являлось необходимым условием дальнейшей работы истца, и после прохождения курсов она продолжала работать в указанной должности. В указанные периоды за истцом сохранялось место работы и средняя заработная плата.
При таких обстоятельствах, учитывая, что периодам нахождения истца на курсах повышения квалификации предшествовала работа в должности медицинской сестры, прохождение курсов являлось необходимым условием дальнейшей работы истца, после прохождения курсов она продолжала работать в указанной должности, следовательно, обозначенные периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом период с 19.01.1992 по 15.02.1992, как состоявшийся до 01 ноября 1999 года, подлежит включению в медицинский стаж истицы в льготном порядке исчисления (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
Исчисление и включение в специальный стаж остальных периодов осуществления трудовой деятельности истца сторонами по делу не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включения периодов, указанных выше, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке п/п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», право на пенсию возникло у Аксёновой Т.В. ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика надлежит взыскать в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Аксёновой Татьяны Владимировны удовлетворить.
Включить Аксёновой Татьяне Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 3 месяца) - период нахождения на курсах повышения квалификации с 19.01.1992 по 15.02.1992; периоды отпуска по беременности и родам с 25.10.1993 по 29.03.1994; с 23.09.1996 по 09.02.1997; в календарном исчислении - периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08.01.2004 по 06.02.2004, с 18.01.2010 по 16.02.2010.
Обязать Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Карелия назначить Аксёновой ФИО2 досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Карелия в пользу Аксёновой Татьяны Владимировны 200 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья подпись И.В.Бакулин
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФсоставлено 25 декабря 2013 года
Справка: решение вступило в законную силу 28 января 2014 года.
Копия верна
Судья ФИО7
Секретарь суда ФИО8