Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1184/2019 ~ М-235/2019 от 16.01.2019

            Дело № 2-1184/19                                                                          строка 2.095

            РЕШЕНИЕ

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            20 февраля 2019 г. Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

            председательствующего судьи Щербатых Е.Г.

            при секретаре                                Мячиной Е.В.,

            рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Мартынова Николая Вячеславовича к ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

                УСТАНОВИЛ:

            Мартынов Н.В. обратился в суд с иском к ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, указывая в обоснование заявленных требований, что является инвалидом 3 группы и участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., в связи с чем, имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в целях профилактики основных заболеваний. 14 декабря 2017 г. Мартынов Н.В. обратился в Департамент социальной защиты Воронежской области с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Письмом от 24 мая 2018 г. Мартынову Н.В. фактически отказано в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение по тем мотивам, что очередь истца на получение путевки еще не подошла. Полагая свое право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение нарушенным, Мартынов Н.В. обратился в суд с иском, в котором просит обязать ответчика предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение за 2017 г. – 2018 г. по профилю рекомендуемого лечения с учетом рекомендованных сезонов.

        В судебном заседании истец Мартынов Н.В. поданное исковое заявление по изложенным в нем основаниям поддержал, просил суд его удовлетворить.

        Представитель ответчика ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Журавлева Н.Н. против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, приведенным в письменном отзыве, указав, что поступившее от истца заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение принято к рассмотрению, а так как реестр предоставления путевок формируется в хронологической последовательности, Мартынов Н.В. поставлен в очередь на получение путевки в зависимости от даты его обращения. В реализации права на получение указанной меры социальной поддержки уполномоченным органом истцу не отказано, такое право за истцом сохраняется, однако действующее законодательство не предполагает случаев внеочередного (приоритетного) предоставления таких мер.

        Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

        Установлено, что истец Мартынов Н.В. является инвалидом 3 группы, участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 1986 – 1987 гг. и имеет медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.6).

        На основании заявления от 14 декабря 2017 г. Мартынов Н.В. включен в реестр граждан, имеющих право на получение путевок на санаторно-курортное лечение в 2018 г. По состоянию на 18 февраля 2019 г. порядковый номер истца в очереди – 10 038.

        За заявленный истцом период путевка на санаторно-курортное лечение Мартынову Н.В. не предоставлялась.

    Полагая гарантированное законодательством право на получение социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение за 2017 г. – 2018 г. нарушенным, Мартынов Н.В. обратился в суд с настоящим иском.

    Однако, приводимые истцом в обоснование поданного заявления доводы, что требуемая им мера социальной поддержки подлежит предоставлению без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, суд не может признать состоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

    Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

    В соответствии со статьей 6.1 названного Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

    В состав набора социальных услуг включается, согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Закона).

    В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

    Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).

    Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.

    При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).

    Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8 Порядка).

    Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (пункт 3.9 Порядка).

    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

    Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда заявителю при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно являются:

    заявление о предоставлении государственной услуги (рекомендуемая форма заявления приведена в приложении N 4 к настоящему Административному регламенту);

    справка для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256 "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение", выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (пункт 13 Административного регламента).

    Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся:

    обращение с заявлением лиц, не относящихся к категориям заявителей и их представителей, указанных в пункте 2 настоящего Административного регламента;

    непредставление заявителем (представителем заявителя) документов, предусмотренных пунктами 13, 15 настоящего Административного регламента;

    отказ заявителя от получения государственной услуги полностью, а также отказ заявителя от получения государственной услуги в части обеспечения при наличии медицинских показаний путевкой на санаторно-курортное лечение, оформленный в виде заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), подаваемого в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с частями 3, 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

    предоставление заявителем документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

    Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

    Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

    Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).

    В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

    Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

    Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).

    Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

    Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

    Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.

    Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).

    Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

    Положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

    Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

    Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.

    Таким образом, с учетом приведенных выше нормативных положений, непредоставление ответчиком Мартынову Н.В. путевки на санаторно-курортное лечение за спорный период не следует рассматривать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.

    При принятии решения о предоставлении гражданину путевки на санаторно-курортное лечение, подлежат учету также права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в уполномоченный орган по данному вопросу.

    Заявление Мартынова Н.В. о предоставлении санаторно-курортной путевки ответчиком рассмотрено. С 14 декабря 2017 г. истец принят на учет для обеспечения путевкой, что подтверждается сообщением ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 24 мая 2018 г. По состоянию на 18 февраля 2019 г. его порядковый номер в очереди - 10 038.

        При таком положении, поскольку в настоящее время истец состоит на учете нуждающихся в предоставлении мер социальной поддержки, в реализации данного права истцу уполномоченным органом не отказано, и такое право за истцом сохраняется, оснований полагать право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления санаторно-курортной путевки за 2017 г. – 2018 г. нарушенным не имеется, учитывая, что нормы действующего законодательства не предполагают случаев внеочередного (приоритетного) предоставления таких мер, срок для предоставления путевок также не предусмотрен.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                РЕШИЛ:

    В удовлетворении иска Мартынова Николая Вячеславовича к ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2017-2018 г.г. отказать.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Судья:                                                                                         Е.Г. Щербатых

        Решение изготовлено в окончательной форме 25 февраля 2019 г.

            Дело № 2-1184/19                                                                          строка 2.095

            РЕШЕНИЕ

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            20 февраля 2019 г. Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

            председательствующего судьи Щербатых Е.Г.

            при секретаре                                Мячиной Е.В.,

            рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Мартынова Николая Вячеславовича к ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение,

                УСТАНОВИЛ:

            Мартынов Н.В. обратился в суд с иском к ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, указывая в обоснование заявленных требований, что является инвалидом 3 группы и участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., в связи с чем, имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в целях профилактики основных заболеваний. 14 декабря 2017 г. Мартынов Н.В. обратился в Департамент социальной защиты Воронежской области с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Письмом от 24 мая 2018 г. Мартынову Н.В. фактически отказано в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение по тем мотивам, что очередь истца на получение путевки еще не подошла. Полагая свое право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение нарушенным, Мартынов Н.В. обратился в суд с иском, в котором просит обязать ответчика предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение за 2017 г. – 2018 г. по профилю рекомендуемого лечения с учетом рекомендованных сезонов.

        В судебном заседании истец Мартынов Н.В. поданное исковое заявление по изложенным в нем основаниям поддержал, просил суд его удовлетворить.

        Представитель ответчика ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по доверенности Журавлева Н.Н. против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, приведенным в письменном отзыве, указав, что поступившее от истца заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение принято к рассмотрению, а так как реестр предоставления путевок формируется в хронологической последовательности, Мартынов Н.В. поставлен в очередь на получение путевки в зависимости от даты его обращения. В реализации права на получение указанной меры социальной поддержки уполномоченным органом истцу не отказано, такое право за истцом сохраняется, однако действующее законодательство не предполагает случаев внеочередного (приоритетного) предоставления таких мер.

        Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

        Установлено, что истец Мартынов Н.В. является инвалидом 3 группы, участником ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 1986 – 1987 гг. и имеет медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение (л.д.6).

        На основании заявления от 14 декабря 2017 г. Мартынов Н.В. включен в реестр граждан, имеющих право на получение путевок на санаторно-курортное лечение в 2018 г. По состоянию на 18 февраля 2019 г. порядковый номер истца в очереди – 10 038.

        За заявленный истцом период путевка на санаторно-курортное лечение Мартынову Н.В. не предоставлялась.

    Полагая гарантированное законодательством право на получение социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение за 2017 г. – 2018 г. нарушенным, Мартынов Н.В. обратился в суд с настоящим иском.

    Однако, приводимые истцом в обоснование поданного заявления доводы, что требуемая им мера социальной поддержки подлежит предоставлению без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, суд не может признать состоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

    Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

    В соответствии со статьей 6.1 названного Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

    В состав набора социальных услуг включается, согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Закона).

    В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

    Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).

    Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.

    При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).

    Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (пункт 3.8 Порядка).

    Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (пункт 3.9 Порядка).

    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

    Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда заявителю при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно являются:

    заявление о предоставлении государственной услуги (рекомендуемая форма заявления приведена в приложении N 4 к настоящему Административному регламенту);

    справка для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256 "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение", выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (пункт 13 Административного регламента).

    Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся:

    обращение с заявлением лиц, не относящихся к категориям заявителей и их представителей, указанных в пункте 2 настоящего Административного регламента;

    непредставление заявителем (представителем заявителя) документов, предусмотренных пунктами 13, 15 настоящего Административного регламента;

    отказ заявителя от получения государственной услуги полностью, а также отказ заявителя от получения государственной услуги в части обеспечения при наличии медицинских показаний путевкой на санаторно-курортное лечение, оформленный в виде заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), подаваемого в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с частями 3, 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

    предоставление заявителем документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

    Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

    Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

    Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пункты 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).

    В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

    Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

    Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).

    Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

    Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

    Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.

    Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).

    Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

    Положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

    Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

    Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.

    Таким образом, с учетом приведенных выше нормативных положений, непредоставление ответчиком Мартынову Н.В. путевки на санаторно-курортное лечение за спорный период не следует рассматривать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.

    При принятии решения о предоставлении гражданину путевки на санаторно-курортное лечение, подлежат учету также права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в уполномоченный орган по данному вопросу.

    Заявление Мартынова Н.В. о предоставлении санаторно-курортной путевки ответчиком рассмотрено. С 14 декабря 2017 г. истец принят на учет для обеспечения путевкой, что подтверждается сообщением ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 24 мая 2018 г. По состоянию на 18 февраля 2019 г. его порядковый номер в очереди - 10 038.

        При таком положении, поскольку в настоящее время истец состоит на учете нуждающихся в предоставлении мер социальной поддержки, в реализации данного права истцу уполномоченным органом не отказано, и такое право за истцом сохраняется, оснований полагать право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления санаторно-курортной путевки за 2017 г. – 2018 г. нарушенным не имеется, учитывая, что нормы действующего законодательства не предполагают случаев внеочередного (приоритетного) предоставления таких мер, срок для предоставления путевок также не предусмотрен.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                РЕШИЛ:

    В удовлетворении иска Мартынова Николая Вячеславовича к ГУ - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2017-2018 г.г. отказать.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Судья:                                                                                         Е.Г. Щербатых

        Решение изготовлено в окончательной форме 25 февраля 2019 г.

1версия для печати

2-1184/2019 ~ М-235/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мартынов Николай Вячеславович
Ответчики
ГУ-Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Щербатых Евгений Геннадьевич
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
16.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.01.2019Передача материалов судье
21.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.02.2019Предварительное судебное заседание
20.02.2019Судебное заседание
25.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2020Дело оформлено
14.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее