Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 марта 2015 года город Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сапего О.В.
при секретаре Степановой О.В.
с участием представителя прокуратуры Антоновой В.М.
и адвоката в порядке ст.50 ГПК РФ Кузнецова А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1054/15 по иску прокурора г. Сызрани в интересах Российской Федерации к ФИО1, ФИО3 о признании постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания недействительной, возложение на орган миграционного учета обязанности снять иностранного гражданина с учета,
У с т а н о в и л:
Прокурор г. Сызрани в интересах Российской Федерации обратился с названными выше требованиями, в обоснование которых указал, что прокуратурой г. Сызрани в рамках проверки информации Отдела УФМС России по Самарской области в г. Сызрани №00 от **.**.**** г. установлен факт постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания без его фактического проживания по месту регистрации.
Так, выступая в качестве принимающей стороны, ФИО2 осуществил постановку иностранных гражданин – ФИО1, **.**.**** г..р., ФИО3, **.**.**** г. г.р. на миграционный учет, по месту своей регистрации: гул. ХХХ, ул. ХХХ.
Фактически же ответчики встали на миграционный учет по данному адресу заведомо зная, что не будут находиться в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания.
Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства ответчиков. Органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) является жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (п.4 ч.1 названной статьи).
Согласно ст. 21 Закона основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо почтовым отправлением.
К стороне, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, в соответствии с п.7 ч.1 ст. 2 Закона №109-ФЗ, относятся находящиеся в Российской Федерации физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает ил и осуществляет трудовую деятельность.
Таким образом, постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета при получении от принимающей стороны (гражданина или юридического лица) уведомления о прибытии иностранного гражданина по адресу, где иностранный гражданин или лицо без гражданства находятся.
Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования процессов и направлен на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
В целях выработки реализации государственной политики в сфере миграции органам государственной власти необходимо получать реальные данные о въезжающих, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, временно пребывающих иностранных граждан и лиц без гражданства. Необходимость сбора такой информации обусловлена прежде всего необходимостью обеспечения национальной безопасности страны, что и повлекло обращение в суд.
В судебном заседании представитель прокуратуры г.о. Сызрань ФИО7 поддержала исковые требования, сославшись на изложенные выше доводы.
Ответчики ФИО8 и ФИО3 в суд не явились, их место нахождения суду не известно. В соответствии со ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика. В силу ст. 50 ГПК РФ суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, место пребывания которого суду неизвестно с участием адвоката по назначению.
Судом назначен ответчикам представитель в порядке ст. 50 ГПК РФ. Представитель ответчиков в порядке ст. 50 ГПК РФ адвокат ФИО9 в судебном заседании полагал разрешение спора по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель Отдела УВМС России по Самарской области в г. Сызрани в суд не явился, о дате слушания дела уведомлен, причины неявки суду не сообщил, в связи с чем суд определил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо ФИО2 в судебном заседании против иска не возражал и пояснил, что по просьбе знакомых он зарегистрировал ответчиков в принадлежащем ему жилом доме, однако они не проживали в доме, их вещей там нет.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 4 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" (далее Закон № 109-ФЗ) миграционный учет осуществляется в целях: формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан.
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона № 109-ФЗ, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
В силу ч.1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место жительства) - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
Регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (далее - регистрация по месту жительства) - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства;
Учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания;
Согласно ст. 21 Закона основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
В силу ст. 22 Закона № 109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания.
Иностранный гражданин по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту, после направления принимающей стороной уведомления о его прибытии в место пребывания получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4 настоящей статьи.
Принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о "прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
При наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета, указанное уведомление должно быть представлено в орган миграционного учета непосредственно указанным иностранным гражданином.
При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин лично представляет уведомление о своем прибытии в место пребывания непосредственно в орган миграционного учета либо через многофункциональный центр.
Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания соответствующий орган миграционного учета непосредственно либо почтовым отправлением.
К стороне, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, в соответствии с п.7 ч.1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ, относятся находящиеся в Российской Федерации физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность.
Таким образом, постановка иностранного гражданина на учет по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета при получении от принимающей стороны (гражданина или юридического лица) уведомления о прибытии иностранного гражданина по адресу, где иностранный гражданин или лицо без гражданства находятся.
Судом установлено, что ответчики ФИО10 и ФИО3 были поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: г. ул. ХХХ, ул. ХХХ, принимающей стороной гражданкой Российской Федерации ФИО2 В.В., что подтверждается уведомлением о прибытии иностранного гражданина, миграционной картой.
В ходе проведенной Отделом УФМС России по Самарской области в г. Сызрани проверки мест компактного пребывания иностранных граждан был выявлен факт фиктивной постановки на миграционный учет вышеуказанного гражданина, а именно установлено, что граждане Республики Армения ФИО10 и ФИО3 предоставили при осуществлении миграционного учета заведомо ложные сведения о месте своего пребывания по адресу: гул. ХХХ, ул. ХХХ, при постановке на миграционный учет по месту пребывания, в нарушение п.п. «а» п.23 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 г. № 9.
Таким образом, из представленных суду материалов установлено, что выступая в качестве принимающей стороны ФИО2 осуществил постановку иностранных гражданин на миграционный учет по месту своей регистрации: г. ул. ХХХ, ул. ХХХ. Фактически же ответчики по названному адресу не проживали, встали на миграционный учет, заведомо зная, что не будет находиться в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания.
Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства ответчиков, в связи с чем органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
При таких обстоятельствах суд приходи к выводу о том, что ответчики никогда не вселялись в жилое помещение по адресу: г. ул. ХХХ, ул. ХХХ, а в органы миграционной службы представлены заведомо несоответствующие действительности сведения о месте их пребывания.
Статьей 23 Федерального закона N 109-ФЗ от 18.07.2006 г. предусмотрены случаи снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания по решению органа миграционной службы. Однако в этот перечень не входит возможность снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания по решению органа миграционной службы в случае нарушения миграционного законодательства (принятие уведомления без принимающей стороны).
С учетом вышеприведенных норм закона и фактических материалов дела, суд полагает иск прокурора г. Сызрани подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Признать недействительной постановку ФИО1, **.**.**** г.р., уроженки и граждански Республики Армения, на учет по месту пребывания: ул. ХХХ, ул. ХХХ, на период с **.**.**** г. по **.**.**** г..
Признать недействительной постановку ФИО3, **.**.**** г.р., уроженца и гражданина Республики Армения, на учет по месту пребывания: г. ул. ХХХ, ул. ХХХ, на период с **.**.**** г. по **.**.**** г..
Обязать Отдел Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области в г. Сызрани снять с миграционного учета по месту пребывания по адресу ул. ХХХ, ул. ХХХ, иностранных граждан ФИО1 и ФИО3.
Решение с правом обжалования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. А также судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным решением, было реализовано право на апелляционное обжалование решения.
Судья: