Судья Садов Б. Н. Дело № 33-18484/2021 (2-158/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
16 июня 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего Гончаровой С. Ю.
судей Башинского Д. А., Малахай Г. А.
с участием помощника прокурора Ибрагимовой Л. А.
при ведении протокола с/з
помощником судьи Миловой Е. Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Геленджика в интересах неопределенного круга лиц к ИП Башкирцеву В. В. о возложении обязанностей устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, законодательства о защите прав потребителей,
по апелляционному представлению прокурора г. Геленджик на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 05 марта 2021 года,
Руководствуясь ст.ст. 330 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 05 марта 2021 года отменить в части.
Удовлетворить частично исковые требования Прокурора г. Геленджика в интересах неопределенного круга лиц к ИП Башкирцеву В. В. о возложении обязанностей устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, законодательства о защите прав потребителей.
Возложить на индивидуального предпринимателя Башкирцева Виталия Владимировича обязанность устранить допущенные нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, законодательства о защите прав потребителей путем разработки проекта и организации санитарно-защитной зоны вокруг автозаправочной станции для заправки автотранспорта газовым топливом, расположенной на земельном участке с кадастровым номером <№...> по адресу: г<Адрес...>; разместить на эксплуатируемом объекте пожарный водоемобъемом не менее <...> обеспечить необходимое расстояние (более <...> м) от АГЗС с одностенным наземным резервуаром СУГ до жилых зданий.
В остальной части решение Геленджикского городского суда от 05 марта 2021 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Судья Садов Б. Н. Дело № 33-18484/2021 (2-158/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего Гончаровой С. Ю.
судей Башинского Д. А., Малахай Г. А.
с участием помощника прокурора Ибрагимовой Л. А.
при ведении протокола с/з
помощником судьи Миловой Е. Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Геленджика в интересах неопределенного круга лиц к ИП Башкирцеву В. В. о возложении обязанностей устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, законодательства о защите прав потребителей,
по апелляционному представлению прокурора г. Геленджик на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 05 марта 2021 года,
Заслушав доклад судьи Гончаровой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Геленджика обратился в суд с исковым заявлением к ИП Башкирцеву В.В. о возложении обязанности устранить допущенные нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, законодательства о защите прав потребителей путем разработки проекта и организации санитарно-защитной зоны вокруг автозаправочной станции для заправки автотранспорта газовым топливом, расположенной на земельному участке с кадастровым номером <№...> по адресу: <Адрес...>; организовать в установленном порядке обучение мерам пожарной безопасности лиц, планируемых к допуску на работу на АГЗС; разместить на эксплуатируемом объекте пожарный водоем не менее <...> обеспечить необходимое расстояние от АГЗС с одностенным наземным резервуаром СУГ до жилых зданий (более <...> разместить на соответствующем информационном стенде информацию о государственной регистрации и наименовании регистрационного органа, информацию о режиме работы предприятия.
Обжалуемым решением суда отказано в удовлетворении исковых требований прокурора г. Геленджик в интересах неопределенного круга лиц к ИП Башкирцеву В. В. о возложении обязанностей устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, законодательства о защите прав потребителей.
В апелляционном представлении прокурор г. Геленджика просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает на то, что ответчиком не предоставлено доказательств, подтверждающих выполнение мероприятий по организации санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемой АГЗС.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор, участвующий в деле Ибрагимова Л. А. полагала решение суда отменить и удовлетворить заявленные исковые требования. Представитель Башкирцева В. В. по доверенности Русских Д. Б. полагал решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;
отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью
или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части.
Разрешая спор, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Земельный участок под АГЗС с кадастровым номером <№...>, находящийся в субаренде у ИП Башкирцева В.В., имеет вид разрешенного использования - для строительства газонаполнительной станции.
Согласно ст. 3 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 Закона № 52 - ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства.
Закон № 52 - ФЗ направлен на обеспечение санитарно эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 10 Закона № 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52 - ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно- защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений (п. 2.1). Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (п. 2.2).
Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении (п. 3.3). В зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и/или от источника выбросов загрязняющих веществ. От границы территории промплощадки: от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках; в случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории промплощадки; при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.
От источников выбросов: при наличии высоких, средних источников нагретых выбросов (п. 3.4). Размер санитарно-защитной зоны для автозаправочных станций для заправки транспортных средств жидким и газовым моторным топливом составляет 100 м. (пп. 5 п. 7.1.12).
В силу СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест» для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. Санитарная классификация, размер СЗЗ, ее организация и благоустройство определяются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к санитарно - защитным зонам (п. 3.1.6).
Ответчиком в суд первой инстанции представлен проект санитарно- защитной зоны вокруг АГЗС, а также экспертное заключение <...> от 11.12.2020 и положительное санитарно-эпидемиологическое заключение № 23.КК.03.000.Т.003520.12.20.20 от 31.12.2020, согласно которых проект санитарно-защитной зоны для АГЗС ИП Башкирцев В.В., расположенной по адресу: <Адрес...> соответствует СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест», ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно- допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», ГН 2.16.2309-07 «Ориентировочно безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
Однако, данный проект органами Роспотребнадзора не согласован, решение на установление санитарно-защитной зоны не получено, что свидетельствует о неисполнении требований законодательства об организации санитарно-защитной зоны вокруг автозаправочной станции для заправки автотранспорта газовым топливом.
Доводы ответчика о неправомерности требований прокурора о соблюдении требований «НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 № 25, которые утратили силу не могут быть приняты, поскольку аналогичные требования пожарной безопасности для АГЗС с одностенным наземным резервуаром СУГ в части наличия водоема объемом не менее 200 м3 и расстояния от до жилых зданий 300 м содержатся в Своде правил СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 5 мая 2014 г. № 221 (далее - Свод правил).
Судом первой инстанции сделана ссылка на представленную ответчиком фотографию пожарной емкости объемом 150 куб. м. в качестве доказательств исполнения требований пожарной безопасности. Однако данная фотография не может служить достаточным доказательством выполнения ответчиком требований пожарной безопасности, а именно п. 8.49 Свода правил, согласно которому подача воды на наружное пожаротушение и орошение АЗС с наличием газового моторного топлива допускается осуществлять посредством насосной станции пожаротушения от противопожарных водоемов или резервуаров, расположенных от АЗС на расстоянии не более чем 200 м. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 м3. Из представленной фотографии невозможно установить место установки противопожарного водоема (резервуара), его объем и соответствие требованиям пожарной безопасности.
Кроме того, в соответствии с п. 8.55 Свода правил специфические требования к АГЗС с одностенными резервуарами хранения СУГ следует уточнять в соответствии с приложением Е, согласно которому расстояние от оборудования технологических систем АГЗС с надземными резервуарами СУГ, зданий и сооружений с этим оборудованием до зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1 - Ф4 должна составлять 300 м. (в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей.
Из материалов дела следует, что расстояние от принадлежащей ИП Башкирцеву В.В.АГЗС с одностенным наземным резервуаром СУГ до жилых зданий фактически составляет 30 м, что свидетельствует о неисполнении ответчиком требований пожарной безопасности.
Данное обстоятельство не принято во внимание судом 1 инстанции, в связи с чем решение суда подлежит отмене в части и частичном удовлетворении исковых требований Прокурора г. Геленджика в интересах неопределенного круга лиц к ИП Башкирцеву В. В. о возложении обязанностей устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, законодательства о защите прав потребителей.
Судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на неправильном применении норм процессуального права, что в силу пунктов 1, 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены судебного акта.
При установлении оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании изложенного решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 05 марта 2021 года подлежит отмене, с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований прокурора г. Геленджика в интересах неопределенного круга лиц к ИП Башкирцеву В. В. о возложении обязанностей устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, законодательства о защите прав потребителей.
Руководствуясь ст.ст. 330 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 05 марта 2021 года отменить в части.
В отмененной части вынести решение о частичном удовлетворении исковых требований прокурора г. Геленджик в интересах неопределенного круга лиц к ИП Башкирцеву В. В. о возложении обязанностей устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, законодательства о защите прав потребителей.
Возложить на индивидуального предпринимателя Башкирцева Виталия Владимировича обязанность устранить допущенные нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности, законодательства о защите прав потребителей путем разработки проекта и организации санитарно-защитной зоны вокруг автозаправочной станции для заправки автотранспорта газовым топливом, расположенной на земельном участке с кадастровым номером <№...> по адресу: <Адрес...>; разместить на эксплуатируемом объекте пожарный водоем объемом не менее <...>; обеспечить необходимое расстояние (более 300 м) от АГЗС с одностенным наземным резервуаром СУГ до жилых зданий.
В остальной части решение Геленджикского городского суда от 05 марта 2021 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд в течении трех месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи