Дело № 2-968/2014
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 сентября 2014 года Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Смирновой О.А., с участием истца Черепановой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску Черепановой <данные изъяты> к Муниципальному унитарному предприятию «Губахинское автотранспортное предприятие» о взыскании заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Черепанова О.П. обратилась в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Губахинское автотранспортное предприятие» (МУП «Губахинское АТП») о взыскании недополученной заработной платы в сумме <данные изъяты> руб. за май, июнь 2014 года с учетом Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014 - 2016 годы. Свои требования истец мотивировала тем, что его заработная плата состоит из основной заработной платы и дополнительных начислений. Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы, с 01.01.2014 размер минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда установлен в сумме 5 554 руб. В МУП «Губахинское АТП» с 01.02.2014 размер минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда составляет всего 1796,85 руб. Таким образом, заработная плата за май и июнь 2014 года выплачена истцу в меньшем, чем предусмотрено законодательством, размере.
В судебном заседании истец Черепанова О.П. на иске настаивала.
Представитель ответчика МУП «Губахинское АТП» в судебное заседание не явилась, в возражениях иск не признала.
Суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. ст. 40 – 43 Трудового кодекса РФ коллективный договор является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Порядок разработки и заключения коллективного договора, отдельных его положений, в том числе формы, системы и размеров оплаты труда определяются сторонами этого коллективного договора. Действие заключенного коллективного договора распространяется при этом на всех работников организации.
В соответствии со ст. 45 Трудового кодекса РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
В соответствии с ч. 7 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
В соответствии с ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В соответствии с ч. 10 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации, порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п. 1.1. Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 г.г., указанное отраслевое соглашение заключено на основании Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и нормативных правовых актов и регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
В соответствии с ч. 2 Порядка опубликования заключенных на Федеральном уровне отраслевых соглашений и предложений о присоединении к соглашению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2007 г. N 260 - после опубликования в журнале «Охрана и экономика труда» и размещения на официальном сайте Министерства (www.minzdravsoc.ru) стороны соглашения вправе предложить Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации обратиться к работодателям, осуществляющим деятельность в соответствующей отрасли и не участвовавшим в заключении соглашения, с предложением присоединиться к нему.
В соответствии с ч. 3 Порядка опубликования заключенных на Федеральном уровне отраслевых соглашений и предложений о присоединении к соглашению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2007 г. N 260 - предложение работодателям о присоединении к соглашению составляется согласно приложению к настоящему Порядку и направляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации для официального опубликования в «Российскую газету».
В судебном заседании установлено, что истец Черепанова О.П. с ДД.ММ.ГГГГ работает инженером по организации и нормированию труда «Губахинское АТП». МУП «Губахинское АТП» в соответствии с уставом занимается осуществлением перевозок пассажиров автобусами и грузов грузовыми автомобилями. На указанном предприятии с 01.02.2014 установлена минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда в размере 1796,85 руб. На федеральном уровне заключено Федеральное отраслевое соглашение на 2014-2016 годы, в соответствии с которым с 01.01.2014 в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, установлен размер минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда 5 554 руб. МУП «Губахинское АТП» не входит в объединение работодателей, подписавших Федеральное отраслевое соглашение на 2014-2016 годы, но ему было известно о данном отраслевом соглашении. 24.02.2014 Минтруд России опубликовал в официальном источнике «Российская газета» предложение о присоединении к данному соглашению и обратил внимание работодателей, не участвовавших в заключении этого соглашения о содержании и последствиях предусмотренных ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса РФ. МУП «Губахинское АТП» мотивированного письменного отказа о присоединении к вышеуказанному отраслевому соглашению в Министерство труда и социальной защиты РФ в установленный законом тридцатидневный срок не направило. С учетом положений Федерального отраслевого соглашения на 2014-2016 годы ответчик не доплатил Черепановой О.П. заработную плату за май и июнь 2014 года в размере <данные изъяты> руб.
Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании пояснениями истца, письменными доказательствами.
Истец Черепанова Н.Н в судебном заседании дала пояснения соответствующие установочной части решения. Дополнила, что надбавка за совмещение в размере 20 % от должностного оклада ей выплачивается на основании приказа работодателя 2014 года, за работу с программой «1С предприятие - 8.2» Указанная надбавка является доплатой, а не премией и выплачивается за выполненную работу, а не в качестве поощрения.
В п. 2.2 раздела 2 Устава МУП «Губахинское АТП» указано, что предприятие осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автобусами и грузов грузовыми автомобилями.
В протоколе заседания комиссии МУП «Губахинское АТП» от 27.03.2014 указано, что комиссия решила осуществить отказ от присоединения к Отраслевому соглашению.
В разделе 4 коллективного договора МУП «Губахинское АТП» на 2011 – 2014 г.г. указано, что оплата труда производится по единой тарифной сетке и составляет по пассажирскому транспорту 1485 руб.
В копии приказа № 32 от 28.01.2014 г. указано, что в МУП «Губахинское АТП» установлена тарифная ставка 1-го разряда автомобильного транспорта в размере 1796,85 руб.
В трудовом договоре и трудовой книжке указано, что Черепанова О.П. принята в МУП «Губахинское АТП» инженером по организации и нормированию труда.
В расчетных листах Черепановой О.П. указан размер начисленной заработной платы за май 2014 года – <данные изъяты> руб., за июнь 2014 года – <данные изъяты> руб.
В расчете заработной платы, представленном истцом указано, что недоначислена заработная плата: в мае – <данные изъяты> руб., в июне 2014 года – <данные изъяты> руб.
Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Исходя из вида деятельности, указанного в уставе МУП «Губахинское АТП» является организацией автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта. Указанное предприятие в 30 дневный срок с момента официального опубликования предложения Минтруда РФ о присоединении к Федеральному отраслевому соглашению на 2014-2016 годы, т.е. до 24.03.2014 не представило мотивированный отказ от присоединения к этому соглашению в соответствии с ч. 8 ст. 48 ТК РФ, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, поскольку такой отказ был составлен ответчиком по истечении указанного срока, поэтому данное соглашение распространяется на МУП «Губахинское АТП», которое обязано его исполнять, в том числе и в части установления минимальной тарифной ставки рабочего 1 разряда в размере 5554 руб.
Расчет истца у суда сомнений не вызывает. Использованный в расчете коэффициент 3,091, определен правильно. Размер минимальной тарифной ставки рабочего 1 разряда по Федеральному отраслевому соглашению на 2014-2016 годы в размере 5554 руб. разделен на размер минимальной тарифной ставки рабочего 1 разряда действующий на предприятии в размере 1796,85 руб. (5 554 / 1 796,85 = 3,091).
Суд соглашается с расчетом истицы, в том числе в части индексации входящей в состав заработной платы надбавки, поскольку составные части заработной платы начислены и выплачены по решению работодателя.
Согласно ч. 1 ст. 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
Таким образом, по смыслу приведенной нормы закона, оплата труда при расширении зоны обслуживания производится в форме доплаты, а не в форме премии как стимулирующей выплаты, выплачиваемой по усмотрению работодателя.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, обязывающей стороны представлять суду доказательства в подтверждение своих доводов и возражений, представителем ответчика не представлены доказательства тому, что доплата, предусмотренная в расчетном листе кодом 118, является по своей сути премией, начисленной в твердой сумме, а не доплатой, начисленной в процентном соотношении к должностному окладу.
Действия ответчика по начислению заработной платы в меньшем размере, чем предусмотрено действующим трудовым законодательством, нарушает права истца, поэтому иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поэтому с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче искового заявления был освобожден.
В соответствии с абз. 3 ст. 211 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Черепановой <данные изъяты> к Муниципальному унитарному предприятию «Губахинское автотранспортное предприятие» удовлетворить полностью.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Губахинское автотранспортное предприятие» в пользу Черепановой <данные изъяты> заработную плату в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Губахинское автотранспортное предприятие» в бюджет городского округа «Город Губаха» государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
Решение в части взыскания заработной платы обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 05 сентября 2014 года.
Председательствующий: