Дело № 5-24/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Красновишерск 25 февраля 2021 года
Судья Красновишерского районного суда Пермского края Суранова Е.П.
при секретаре Собяниной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Красновишерск дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении Южанинова В.Ю. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, в браке не состоящего, проживающего по адресу: <адрес>, привлекался к административной ответственности, имеющего временные заработки,
У С Т А Н О В И Л:
25 ноября 2020 года участковым уполномоченным Отделения МВД России по Красновишерскому городскому округу Судницыной К.Е. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 20.61 КоАП РФ, в отношении Южанинова В.Ю. о том, что 25 ноября 2020 года в 19 часов 45 минут находился в общественном месте в помещении магазина «Пятерочка», расположенного по <адрес>, не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Пермского края, а именно, находился в магазине без средств индивидуальной защиты (маски, перчаток), то есть, находясь в общественном месте, нарушил требования п. 10 ст. 4.1, ст. 28 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 года № 239, п.п.1,3,4 «Правил поведения при введении режима повышенной готовности обязательных для исполнения гражданами и организациями», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 417 от 02.05.2020, п. 7.2 Указа Губернатора Пермского края от 20.08.2020 № 121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19) в Пермском крае».
В судебное заседание Южанинов В.Ю. не явился, судебное извещение, направленное по месту его проживания, возвращено в суд без вручения по истечении срока хранения.
Поскольку в судебное заседание Южанинов В.Ю. не явился, о причинах своей неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, своего представителя не направил, судья, учитывая, что письмо, направленное ему по месту его фактического проживания (<адрес>) возвращено в суд за истечением срока хранения (л.д. 9), суд перешел к рассмотрению протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Судницына К.Е. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. КоАП РФ не содержит последствий не явки должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Суд, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение законодательства в области обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Нарушение требований ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации влечет назначение наказания в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи рублей до тридцати тысяч рублей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из представленных в суд материалов следует, что 25 ноября 2020 года в отношении Южанинова В.Ю. участковым уполномоченным ОМВД России по Красновишерскому городскому округу Судницыной К.Е. был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренным ст.20.6? КоАП РФ, согласно которому 25 ноября 2020 года в 19 часов 45 минут находился в общественном месте в помещении магазина «Пятерочка», расположенного по <адрес>, не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Пермского края, а именно, находился в магазине без средств индивидуальной защиты (маски, перчаток чем нарушил правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности, при ЧС. Из данного протокола в отношении Южанинова В.Ю. не следовало, по какой части статьи 20.61 КоАП РФ составлен протокол.( л.д. 2)
Протокол на основании определения 27 ноября 2020 года в порядке ст. 29.4 КоАП РФ был возвращен должностному лицу административного органа для устранения недостатков.
4 февраля 2021 года протокол в отношении Южанинова В.Ю. повторно поступил в Красновишерский районный суд Пермского края для рассмотрения.
В судебном заседании были исследованы представленные документы, включая протокол об административном правонарушении, в отношении Южанинова В.Ю. ( л.д. 2).
Из представленных в суд после устранения недостатков материалов, в частности протокола об административном правонарушении от 25 ноября 2020 года (л.д. 2), представленных материалов, установлено, что после возвращения материала с протоколом об административном правонарушении для устранения недостатков в порядке ст. 29.4 КоАП РФ, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении участковым уполномоченным ОМВД России по Красновишерскому городскому округу Судницыной К.Е. были внесены исправления в протокол № по делу об административном правонарушении от 25ноября 2020 года в отношении Южанинова В.Ю. в нарушение установленного статьей 28.2 КоАП РФ порядка составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 6 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Толкование положений частей 4, 4.1, 6 статьи 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, иные процессуальные документы, составленные при возбуждении дела, сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в процессуальные акты только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола об административном правонарушении, иные процессуальные документы, и внесении изменений в такие процессуальные акты.
В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять, либо вносить изменения в протокол об административном правонарушении и иные документы.
Из материалов дела об административном правонарушении в отношении Южанинова В.Ю. усматривается, что в протоколе об административном правонарушении 25 ноября 2020 года действия Южанинова В.Ю. были квалифицированы по ст. 20.6 1 КоАП РФ, при этом, в описательной части протокола должностное лицо фактически ограничилось указанием на диспозицию означенной нормы, обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены, из текста протокола невозможно установить, какие конкретно действия (бездействие) вменяются в вину Южанинову В.Ю. ; не указаны, какой пункт закона им был нарушен.
4 февраля 2021 года материалы были возвращены с дополнениями, исправлениями, сделанными в протоколе, однако, когда, при каких обстоятельства внесены были вышеуказанные изменения в протокол, а также, кто при этом присутствовал, материалы дела об административном правонарушении сведений не содержат.
Таким образом, полагать, что в протокол об административном правонарушении от 25 ноября 2020 года должностным лицом исправления были внесены в установленном законом порядке, оснований не имеется.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что изменения в протокол об административном правонарушении внесены должностным лицом ОМВД России по Красновишерскому городскому округу району с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту.
Наличие процессуальных нарушений, допущенных должностным лицом при производстве по делу в виде внесения в протокол исправлений без извещения Южанинова В.Ю. , являются существенными, свидетельствуют о нарушении права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которое она не могла осуществлять в связи с непредставлением ей указанной возможности.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах в действиях Южанинова В.Ю. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 1 КоАП РФ, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Постановил:
Производство по делу в отношении Южанинова В.Ю. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях Российской Федерации прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение в течение 10-ти дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд.
Судья Е.П. Суранова