РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сургут 21 октября 2015 года
Сургутский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа –Югры, Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Хуруджи В.Н.,
при секретаре Алексеенко И.А.,
с участием представителя ответчика Баяновой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сургутского городского суда гражданское дело № 2-8723/2015 по иску Щербаковой Т.В. к ОУФМС России по ХМАО-Югре в г. Сургуте и УФМС России по ХМАО-Югре о признании незаконным заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, признании факта получения травмы ДД.ММ.ГГГГ, при следовании в лечебное учреждение при обстоятельствах связанных с исполнением служебных обязанностей, возложении на УФМС России по ХМАО-Югре обязанность внесения изменения в пункт 2 заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ с указанием что травма получена при исполнении служебных обязанностей, возложении обязанности внесения изменения в табель учета рабочего времени ДД.ММ.ГГГГ, взысканиит компенсации морального вреда,
установил:
Истец Щербакова Т.В. обратилась в Сургутский городской суд с иском к ОУФМС России по ХМАО-Югре в г. Сургуте и УФМС России по ХМАО-Югре о признании незаконным заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, признании факта получения травмы ДД.ММ.ГГГГ, при следовании в лечебное учреждение при обстоятельствах связанных с исполнением служебных обязанностей, возложении на УФМС России по ХМАО-Югре обязанность внесения изменения в пункт 2 заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ с указанием что травма получена при исполнении служебных обязанностей, возложении обязанности внесения изменения в табель учета рабочего времени ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.
Исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в органах внутренних дел, с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в отделе УФМС России по ХМАО-Югре в г.Сургуте.
ДД.ММ.ГГГГ обратилась с рапортом о предоставлении ежегодного отпуска за ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ.
Так же ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> следуя в больницу на прием к врачу в поликлинику <данные изъяты> и находясь на <адрес> споткнулась и упала повредив руку, после чего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила лечение.
По данному факту составлено заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ утвержденное врио начальника УФМС России по ХМАО-Югре.
С заключением служебной проверки о том, что истец не находилась на службе, не согласна, поскольку полагает ее составленной с нарушением Порядка проведения служебных проверок, утвержденного Приказом МВД от 26.03.2013 года №161. Полагает, что поскольку в соответствии с п.2 ч.3 ст.68 Федерального закона о службе в органах внутренних дел, считается что сотрудник независимо где он находиться и времени суток считается выполняющим служебные обязанности.
При получении травмы Щербакова следовала к месту лечения. Рабьотодатель в соответствии со ст.91 ТК РФ обязан вести учет рабочего времени. В табеле учета рабочего времени за ДД.ММ.ГГГГ указано, что Щербакова находилась в отпуске.
Полагает действия ответчика не обоснованными и просит признать незаконным заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца, что травма получена не при исполнении служебных обязанностей, признании факта получения травмы ДД.ММ.ГГГГ, при следовании в лечебное учреждение при обстоятельствах связанных с исполнением служебных обязанностей, возложении на УФМС России по ХМАО-Югре обязанность внесения изменения в пункт 2 заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ с указанием что травма получена при исполнении служебных обязанностей, возложении обязанности внесения изменения в табель учета рабочего времени ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.
Представитель истца в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, ходатайствовал об отложении дела, уважительные причины не явки не указывает.
Истец будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание повторно не явилась, представила заявление об отложении дела, уважительная причина не явки судом не установлена.
Представитель ответчика настаивает на рассмотрении дела по существу. Полагает указанные истцом и ее представителя в качетве основания необходимость ознакомления с приказами и документами представленными ответчика не обоснованными поскольку копии документов и возражений вручены истцу, ранее неоднократно были предметом судебных споров в связи с чем отсутствуют основания для отложения.
Суд определил в порядке ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истца и ее представителя надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не ходатайствовавших о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчиков полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, представил возражение и дополнение к возражениям.
Полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В отдел кадрового и правового обеспечения УФМС России по ХМАО-Югре ДД.ММ.ГГГГ поступил рапорт капитана внутренней службы Щербаковой Т.В., о проведении служебной проверки по факту получения ею травмы ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.03.1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования, с наступлением которых возникает право на получение страховой суммы, является получение застрахованным лицом в период прохождения службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии). При этом для получения страховой суммы застрахованный (выгодоприобретатель) запрашивает в соответствующем кадровом органе, финансовой (пенсионной) службе, ВВК и представляет страховщику необходимые документы, в том числе, справку начальника органа внутренних дел об обстоятельствах наступления страхового случая и сведениях о застрахованном лице, форма которой предусматривает изложение обстоятельств и причин страхового события в материалах служебной проверки.
Щербакова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ находится в отпуске за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ находилась на больничном (справка о нетрудоспособности граждан № от ДД.ММ.ГГГГ), отпуск неоднократно продлевался.
Из объяснения капитана внутренней службы Щербаковой Т.В., поступившего в УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> в <адрес> она запнувшись об неровно выложенную тротуарную плитку, упала, в следствии чего получила <данные изъяты>, <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в <данные изъяты> где она проходила лечение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно предоставленного Щербаковой Т.В. копии снимка из <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ей был поставлен диагноз – <данные изъяты>.
На момент получения травмы капитан внутренней службы Щербакова Т.В. находилась не при исполнении служебных обязанностей, была в трезвом состоянии.
Согласно справок о нетрудоспособности граждан № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., оформленных <данные изъяты> капитан внутренней службы Щербакова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. была освобождена от исполнения служебных обязанностей.
При этом следует отметить, что по справке о нетрудоспособности граждан № от ДД.ММ.ГГГГ Щербакова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно находилась на больничном.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 68 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел независимо от места нахождения и времени суток считается выполняющим служебные обязанности, если он следует к месту службы, командирования, медицинского освидетельствования (обследования) или лечения и обратно.
Щербакова Т.В. ДД.ММ.ГГГГ не следовала к месту лечения, она уже находилась в очередном отпуске и на больничном непрерывно с ДД.ММ.ГГГГ.
Законодатель, подпунктом 2 пункта 3 статьи 68 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил, что сотрудника ОВД считается исполняющим обязанности при условии: следует к месту службы, следует к месту командирования, следует к месту медицинского освидетельствования (обследования), следует к месту лечения.
Щербакова Т.В. ДД.ММ.ГГГГ к месту лечения не направлялась, потому как соответствующее направление ей не выдавалось.
Более того, как отмечено выше, Щербакова Т.В. на момент получения травмы находилась на больничном, что по смыслу подпункта 2 пункта 3 статьи 68 Федерального закона прямо свидетельствует о том, что Заявитель не находилась при исполнении служебных обязанностей.
Фактически, Щербакова Т.В. находилась на больничном до наступления последствий (получение травмы), о которых она сообщила работодателю спустя 1 год (ДД.ММ.ГГГГ год – дата сообщения работодателю о получении травмы).
Пункт 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ содержит требование, в соответствии с которым сотрудник органов внутренних дел обязан в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей.
Между тем в материалах дела отсутствуют сведения о совершении Заявителем действий по сообщению в возможно короткие сроки непосредственному руководителю о случившемся с ней ДД.ММ.ГГГГ происшествии. Рапорт на имя работодателя подан спустя <данные изъяты>.
Следует отметить, что причинную связь телесных повреждений сотрудника органов внутренних дел с исполнением служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. №565 - о военно-врачебной экспертизе), может устанавливать лишь военно-врачебная комиссия.
В силу Положения о военно-врачебной экспертизе определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу, граждан, проходивших военные сборы, граждан, проходивших службу в органах, а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения с военной службы (службы в органах), после окончания военных сборов возлагается на военно-врачебные комиссии.
В соответствии с Положением военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья с формулировкой "военная травма", если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Возникновение же у освидетельствуемого в период прохождения военной службы заболевания является основанием для заключения о причинной связи с формулировкой "заболевание получено в период военной службы".
Право определять категорию годности к военной службе, равно как и устанавливать причинно-следственную связь полученного сотрудником органов внутренних дел увечья с формулировкой "военная травма" принадлежит исключительно органам военно-врачебной комиссии. Заключение, вынесенное военно-врачебной комиссией, в отношении гражданина может быть обжаловано им согласно Положения о военно-врачебной экспертизе в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
Следовательно, установление причинно-следственной связи полученного увечья сотрудником органов внутренних дел с формулировкой "военная травма", то есть при исполнении служебных обязанностей, возложено нормативными предписаниями исключительно на военно-врачебные комиссии.
Согласно статье 4 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования являются: установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Согласно п. 2 ст. 1 Закона N 52-ФЗ жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, военных сборов по день окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
При наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами 2 и 3 ст. 4 Закона N 52-ФЗ военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В соответствии с положениями ст. 6 Закона N 52-ФЗ договор обязательного государственного страхования заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - застрахованного лица (выгодоприобретателя). Договор страхования заключается в письменной форме на один календарный год. Порядок пролонгации действия указанного договора оговаривается при его заключении. Договор страхования включает соглашение о застрахованных лицах, размерах страховых сумм, сроке действия договора, размере, сроке и порядке уплаты страховой премии (страхового взноса), правах, об обязанностях и ответственности страхователя и страховщика, перечень страховых случаев и способы перечисления (выплаты) страховых сумм застрахованному лицу (выгодоприобретателю). Правоотношения между страхователем и страховщиком возникают после заключения договора страхования.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
Как следует из абз. 5 ст. 4 Закона N 52-ФЗ страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 855 утвержден перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Действующее Законодательство Российской Федерации в отношении сотрудников ОВД определяет, что получение страховой выплаты по факту получения травмы не зависит от нахождения либо не нахождения сотрудника при исполнении служебных обязанностей.
Следовательно, получение травмы сотрудником ОВД при исполнении служебных обязанностей, или будучи на больничном, или будучи в отпуске в равной степени закрепляет за сотрудником право на получение страховой выплаты.
В этой связи следует лишь отметить, что такая выплата возможна при условии, что травма входит в перечень утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 855.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 14 июля 2010 г. N 523 утверждена Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с п.340 Инструкции для определения степени тяжести увечья, полученного сотрудником в период службы, военнослужащим в период военной службы, гражданином в период военных сборов, в ВВК должны быть представлены следующие материалы:
340.1. Справка о травме (приложение N 10 к настоящей Инструкции) и (или) заключение служебной проверки об обстоятельствах получения увечья сотрудником, военнослужащим, гражданином, призванным на военные сборы.
340.2. Документ (справка), подтверждающий факт освобождения сотрудника (военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы) от служебных обязанностей (обязанностей военной службы) по временной нетрудоспособности.
340.3. Медицинские документы, подтверждающие факт обращения сотрудника, военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, за медицинской помощью, пребывания на амбулаторном (стационарном) лечении (медицинская карта амбулаторного (стационарного) больного и подробный выписной эпикриз из нее о лечении по факту увечья), результаты инструментальных методов исследования, заключения врачей-специалистов.
Щербаковой Т.В. неоднократно предлагалось представить соответствующие медицинские документы для формирования дела и направления документов в МСЧ УВД ХМАО для определения степени тяжести полученной травмы и получению ею соответствующей страховой выплаты.
Однако указанные документы в адрес УФМС России по ХМАО-Югре от Щербаковой Т.В. не поступали.
Приказом МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ заявительница уволена со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением занимаемой должности.
Приказом Управления Федеральной миграционной службы по ХМАО – Югре от ДД.ММ.ГГГГ № зачислена в распоряжение начальника УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре с ДД.ММ.ГГГГ (с даты увольнения).
Приказом УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от ДД.ММ.ГГГГ № «По личному составу» капитану внутренней службы Щербаковой Т.В. предоставлен отпуск за ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно; а так же предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный служебный день, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
С ДД.ММ.ГГГГ капитану внутренней службы Щербаковой Т.В., <данные изъяты> УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в г. Сургуте приказом УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от ДД.ММ.ГГГГ № «По личному составу» предоставлен отпуск.
Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ Щербакова Т.В. была освобождена от исполнения служебных обязанностей в связи с уходом в отпуск.
ДД.ММ.ГГГГ за входящим № адвокатом Евтух Г.И. в Управление Федеральной миграционной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре представлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ о принятии листов освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности от ДД.ММ.ГГГГ № (освобождение от служебных обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); от ДД.ММ.ГГГГ № (освобождение от служебных обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а так же справка о нетрудоспособности граждан, не подлежащих социальному страхованию от ДД.ММ.ГГГГ № (освобождение от работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) с приложением перечисленных документов.
Одновременно с заявлением Евтух Г.И. ДД.ММ.ГГГГ в управление ФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре за входящими номерами № и № поступили рапорта Щербаковой Т.В. о переносе отпуска за ненормированный служебный день на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и переносе отпуска на ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
На основании этого, отпуск Щербаковой Т.В., согласно Федерального закона Российской Федерации № 342-ФЗ был продлен на количество дней, совпавших с периодом временной нетрудоспособности, а именно согласно Приказа УФМС России по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ № отпуск Щербаковой Т.В. продлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, ДД.ММ.ГГГГ Щербакова Т.В. – дата получения травмы, была освобождена от исполнения служебных обязанностей.
При таких обстоятельствах, Щербакова Т.В. не может в силу прямого указания Закона считаться находящийся при исполнении служебных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Сургутского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
В силу пункта 1 части 1 статьи 59 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставленный сотруднику органов внутренних дел основной отпуск или дополнительный отпуск продлевается либо переносится на другой срок, определяемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, с учетом пожеланий сотрудника в случае временной нетрудоспособности сотрудника.
Частью 1 статьи 65 указанного закона предусмотрено, что освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Следовательно, Щербакова Т.В. будучи освобожденной от исполнения служебных обязанностей в связи с нахождением в отпуске и последующим его продлении не может по смыслу действующего Законодательства Российской Федерации быть одновременно в отпуске и находиться при исполнении служебных обязанностей.
Полагая заявленные требования не обоснованными представитель ответчиков просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав объяснение представителя ответчика, допросив свидетеля со стороны истца, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает что исковые требования Щербаковой Т.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, приказом УФМС России по ХМАО-Югре от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Щербакова Т.В. назначена на должность <данные изъяты> УФМС России по ХМАО-Югре в г.Сургуте с ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ № назначена на должность <данные изъяты> того же отдела с ДД.ММ.ГГГГ.
Правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19.07.2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел», а также нормативными правовыми актами МВД России.
С учётом особого правового статуса сотрудников органов внутренних дел, обусловленного спецификой правоохранительной службы, отношения, связанные с прохождением и прекращением службы в указанных органах, в период увольнения истца регулировались специальным Федеральным законом «О полиции» и «Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
Особый характер службы в органах внутренних дел не исключает установления для сотрудников этих органов объёма гарантий, отличающихся от установленных трудовым законодательством, которое применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы и требуется применение норм Трудового кодекса Российской Федерации по аналогии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Федерального закона N 342-Ф3 при реорганизации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения либо изменении их структуры правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальном органе или подразделении, могут быть прекращены в случае сокращения должности в органах внутренних дел.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт прекращается, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Пункт 9 статьи 36 Федерального закона № 342-Ф3 предусматривает, что для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел.
Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные настоящим Федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией).
Пункт 10 той же статьи устанавливает, что зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в следующих случаях: упразднение (ликвидация) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращение замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел; освобождение сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел в связи с переводом на иную должность в органах внутренних дел; проведение процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел; окончание приостановления сотрудником службы в органах внутренних дел; направление сотрудника в соответствии с частью 3 статьи 65 настоящего Федерального закона на медицинское освидетельствование (обследование); невыполнение сотрудником более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на лечении, в том числе в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными им при выполнении служебных обязанностей); направление сотрудника в служебную командировку на срок более одного года, в том числе за границу, и период трудоустройства по окончании служебной командировки, предусмотренный пунктом 5 части 11 настоящей статьи; восстановление в должности сотрудника, ранее замещавшего эту должность; окончание срока прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона.
Пунктом 11 установлено, что сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в течение следующего срока: не более двух месяцев - в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 10 настоящей статьи; в течение периода, необходимого для передачи дел по должности, но не более одного месяца - в случае, предусмотренном пунктом 2 части 10 настоящей статьи; в течение периода, необходимого для прохождения медицинского освидетельствования (обследования), но не более двух месяцев - в случае, предусмотренном пунктом 5 части 10 настоящей статьи; в течение периода временной нетрудоспособности, но не более одного года - в случае, предусмотренном пунктом 6 части 10 настоящей статьи; в течение периода, необходимого для трудоустройства, но не более трех месяцев - в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 7 - 9 части 10 настоящей статьи; в течение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и периода, необходимого для трудоустройства, но не более двух месяцев после окончания указанного отпуска - в случае, предусмотренном пунктом 1 части 10 настоящей статьи.
Приказом МВД- России № от ДД.ММ.ГГГГ Щербакова Т.В. уволена со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением занимаемой должности.
Щербакова Т.В. приказом Управления Федеральной миграционной службы по ХМАО - Югре от ДД.ММ.ГГГГ № зачислена в распоряжение начальника УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с ДД.ММ.ГГГГ (с даты увольнения).
Вышеуказанные приказы были обжалованы истцом в судебном порядке и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Щербаковой Т.В. к Министерству внутренних дел РФ, УФМС России по ХМАО-Югре о признании незаконными приказов и взыскании компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
В соответствии со статьей 85 Федерального закона № 342-ФЗ расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в период временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел либо в период его пребывания в отпуске или в командировке не допускается.
Таким образом, запрет на увольнение в период временной нетрудоспособности является гарантией, предоставляемой Федеральным законом сотрудникам органов внутренних дел в случае расторжения с ними контракта.
С ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Щербаковой Т.В., <данные изъяты> УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в г. Сургуте приказом УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от ДД.ММ.ГГГГ № «По личному составу» предоставлен отпуск. Приказ не отменялся, незаконным не признавался, является действующим.
В соответствии с ч. 11, ч. 12 ст. 56 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному частью 1, пунктом 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18, 19 или 321 части 2 либо пунктом 6, 1 1 или 12 части 3 статьи 82 настоящего Федерального законы, по желанию предоставляются предусмотренные законодательством РФ отпуска. Предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска, соединение или разделение отпусков, продление или перенос отпуска, замена части отпуска денежной компенсацией и отзыв сотрудника из отпуска оформляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
В силу п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 59 ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставленный сотруднику органов внутренних дел основной отпуск или дополнительный отпуск продлевается либо переносится на другой срок, определяемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, с учетом пожеланий сотрудника в случае временной нетрудоспособности сотрудника.
Продление основного отпуска или дополнительного отпуска осуществляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при предоставлении документов, подтверждающих наличие оснований для его продления.
Пунктом 15.17. Инструкции установлено, что и в случаях увольнения сотрудника из органов внутренних дел, отпуск сотруднику предоставляется на общих основаниях. Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации не содержит нормы, ограничивающей право сотрудника, находящегося в распоряжении, на предоставление ему отпуска на общих основаниях в соответствии с графиком отпусков и на основании его рапорта.
Частью 1 ст. 124 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случае временной нетрудоспособности работника.
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ отпуск за ДД.ММ.ГГГГ Щербаковой Т.В. продлен на <данные изъяты> календарных дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Основаниями для продления отпусков являлись рапорта истца.
В период нахождения в отпуске со слов истца ДД.ММ.ГГГГ при следовании на прием к врачу <данные изъяты> она получила травму в результате неосторожных действий.
В обоснование данных обстоятельств истец привлекла свидетеля ФИО6, подтвердившего доводы Щербаковой Т.В..
В отдел кадрового и правового обеспечения УФМС России по ХМАО-Югре ДД.ММ.ГГГГ поступил рапорт капитана внутренней службы Щербаковой Т.В., о проведении служебной проверки по факту получения ею травмы ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.03.1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования, с наступлением которых возникает право на получение страховой суммы, является получение застрахованным лицом в период прохождения службы, военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии). При этом для получения страховой суммы застрахованный (выгодоприобретатель) запрашивает в соответствующем кадровом органе, финансовой (пенсионной) службе, ВВК и представляет страховщику необходимые документы, в том числе, справку начальника органа внутренних дел об обстоятельствах наступления страхового случая и сведениях о застрахованном лице, форма которой предусматривает изложение обстоятельств и причин страхового события в материалах служебной проверки.
ДД.ММ.ГГГГ Врио начальника УФМС России по ХМАО-Югре утверждена служебная проверка по факту получения травмы капитаном внутренней службы Щербаковой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ согласно которой(п.2), травма капитаном внутренней службы Щербаковой Т.В. получена в период прохождения службы в органах внутренних дел, не при исполнении служебных обязанностей.
Согласно проверки Щербакова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ находится в отпуске за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ находилась на больничном (справка о нетрудоспособности граждан № от ДД.ММ.ГГГГ), отпуск неоднократно продлевался.
Из объяснения капитана внутренней службы Щербаковой Т.В., поступившего в УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> часов в <адрес> она запнувшись об неровно выложенную тротуарную плитку, упала, в следствии чего получила <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в <данные изъяты> где она проходила лечение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно предоставленного Щербаковой Т.В. копии снимка из <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ей был поставлен диагноз – <данные изъяты>.
На момент получения травмы капитан внутренней службы Щербакова Т.В. находилась не при исполнении служебных обязанностей, была в трезвом состоянии.
Согласно справок о нетрудоспособности граждан № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., оформленных <данные изъяты> <данные изъяты> Щербакова Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. была освобождена от исполнения служебных обязанностей.
Установленные служебной проверкой объективно подтверждаются представленными ответчиком письменными материалами.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 68 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел независимо от места нахождения и времени суток считается выполняющим служебные обязанности, если он следует к месту службы, командирования, медицинского освидетельствования (обследования) или лечения и обратно.
Щербакова Т.В. ДД.ММ.ГГГГ не исполняла служебные обязанности поскольку находилась в отпуске с ДД.ММ.ГГГГ с она уже находилась в очередном отпуске и который продлевался по ее заявлениям в связи с продолжительной болезнью. В указанной части заключение служебной проверки соответствуют установленным обстоятельствам при ее проведении.
Истец не оспаривая обстоятельства нахождения ее в отпуске и длительной болезнь обжалует лишь формулировку выводов заключения.
При этом, суд исходит из того, что вопросы установления причинной связи полученных телесных повреждений сотрудника органов внутренних дел с исполнением служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. №565 - о военно-врачебной экспертизе), может устанавливать лишь военно-врачебная комиссия, которая на основании медицинских документов делает окончательное заключение.
Поскольку выводы сделанные в оспариваемом заключении соответствуют установленным обстоятельствам, требования о признании заключения не законным и внесение в него изменений не подлежат удовлетворению.
Не подлежат удовлетворению и требования в части возложении обязанности внесения изменения в табель учета рабочего времени ДД.ММ.ГГГГ, поскольку они не конкретизированы, а представленная копия табеля учета рабочего времени о нахождении в ДД.ММ.ГГГГ истица в отпуске соответствует обстоятельствам дела.
На основании вышеизложенного, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности суд приходит к выводу, что исковые требования о признании незаконным заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, признании факта получения травмы ДД.ММ.ГГГГ, при следовании в лечебное учреждение при обстоятельствах связанных с исполнением служебных обязанностей, возложении на УФМС России по ХМАО-Югре обязанность внесения изменения в пункт 2 заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ с указанием что травма получена при исполнении служебных обязанностей, возложении обязанности внесения изменения в табель учета рабочего времени ДД.ММ.ГГГГ- удовлетворению не подлежат.
Поскольку судом не установлено нарушение трудовых прав истицы, согласно положениям статьи 237 ТК РФ суд не находит оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 98 – 101, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Щербаковой Т.В. к ОУФМС России по ХМАО-Югре в г. Сургуте и УФМС России по ХМАО-Югре о признании незаконным заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, признании факта получения травмы ДД.ММ.ГГГГ, при следовании в лечебное учреждение при обстоятельствах связанных с исполнением служебных обязанностей, возложении на УФМС России по ХМАО-Югре обязанность внесения изменения в пункт 2 заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ с указанием что травма получена при исполнении служебных обязанностей, возложении обязанности внесения изменения в табель учета рабочего времени ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>-отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ХМАО-Югры через Сургутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Н.Хуруджи
Копия верна: В.Н.Хуруджи