Гражданское дело № 2-866/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации 9 июля 2014 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Борисовой Л.А.
при секретаре Толкушкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Бориса Петровича и Поповой Галины Алексеевны к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ, ФГКУ Центральное региональное управление жилищного обеспечения, Войсковой части №14058 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и прекращении права государственной собственности на приватизируемое жилое помещение,
установил:
Супруги Поповы обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, ФГКУ Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ, ФГКУ Центральное региональное управление жилищного обеспечения, Войсковой части №14058 о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: Красноярский край, город Енисейск-4, <адрес> и прекращении права государственной собственности на это жилое помещение. Свои требования истцы мотивировали тем, что квартира предоставлена Попову Б.П. для проживания в период работы в войсковой части №14058 по решению жилищной комиссии и командира части, им был выдан ордер на право вселения в квартиру, однако о служебном статусе предоставляемого жилого помещения речи не было. Военный городок, в котором находится указанная квартира, ранее был отнесен к числу закрытых военных городков, но в настоящее время таковым не является. Квартира не является служебной, в приватизации они никогда ранее не участвовали, в связи с чем имеют право на получение в собственность занимаемого жилого помещения.
Рассмотрение иска осуществлено в отсутствие истца Попова Б.П. по его просьбе.
В судебном заседании Попова Г.А., действуя также в интересах мужа по доверенности, на удовлетворении иска настаивала, пояснив, что в военном городке №1 они живут много лет, муж с 1973 года работал беспрерывно в войсковой части №14058 на различных должностях. В 2003 году он уволен в связи с нетрудоспособностью по медицинским показаниям. Первоначально им предоставлялась однокомнатная квартира в одном из домов военного городка, но подтвердить факт проживания в ней в настоящее время невозможно, поскольку документы не сохранились, затем в 1986 г. в связи с увеличением состава семьи и рождением детей им предоставлена трехкомнатная квартира № в ДОС <адрес> в ней они прожили до 2002 г., затем в порядке обмена на жилье меньшей площади с разрешения командования части вселились в квартиру <адрес>. В ноябре 2002 года им был выдан ордер, который они считали документом, подтверждающим право проживания в квартире. После увольнения Попова Б.П. никто не требовал освобождения жилья, до настоящего времени они проживают в квартире, оплачивают все услуги и готовы нести все обязанности, связанные с передачей жилья в собственность. Никаких препятствий к приватизации не имеют.
Ответчики о времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, представители ответчиков в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не просили, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Представителем Министерства обороны РФ и ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» В.Н.Махмудовой в ходе досудебной подготовки представлены возражения против иска, она считала требования необоснованными. При этом в отзывах указала, что данное жилое помещение до настоящего времени сохраняет статус служебного жилья, из специализированного жилищного фонда не исключалось, предназначено для проживания исключительно военнослужащих, ни Министерство обороны РФ, ни ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» полномочиями в части передачи жилья в собственность граждан не наделялось., обязанности обеспечивать жильем лиц, не имеющих отношения к военной службе ответчики не имеют.
Представитель ФГКУ Центральное региональное управление жилищного обеспечения Т.Г.Юсупова считала требования необоснованными, также ссылаясь на служебный статус жилья, что указала в своем отзыве на иск.
Представитель войсковой части №14058 О.А.Устиненко просила в отзыве на иск отказать истцам в удовлетворении исковых требований, также настаивая на служебном статусе спорного жилого помещения; указала, что квартира расположена на территории военного городка Енисейск-1, постановлением администрации г. Енисейска № 386-п от 14.07.2000 г. весь жилищный фонд закрытого военного городка № 1 признан служебным. В муниципальную собственность жилье не передавалось, кроме того, квартира предназначена для проживания военнослужащих, проходящих службу в войсковой части № 14058.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы истицы, суд приходит к следующему:
Статьей 35 Конституции РФ гарантировано, что каждый вправе иметь имущество в собственности.
В силу ст.1,2 Закона Российской Федерации от 047.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В этой связи требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009)).
На основании ст. 4 приведенного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 6 того же Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8, 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ").
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что супруги Поповы проживают на территории военного городка №1 с 1973 года. Достоверно установлено, что с 1986 г по 2002 г. они проживали в квартире <адрес> а в 2002 году переселились в порядке изменения жилищных условий в квартиру <адрес>. Вселение в первую квартиру осуществлено в порядке улучшения жилищных условий в связи с рождением детей и в связи с работой Попова Б.П. в войсковой части №14058 на различных должностях, связанных с обслуживанием жилищного и казарменного фонда. Факт работы истца с 1973 по 2003 г.г в войсковой части №14058 подтвержден содержанием трудовой книжки, факт вселения в ту и другую квартиры- финансово-лицевым счетом, выпиской из домовой книги, справкой РЭУ №7 филиала «Красноярский»ОАО «Славянка».
При вселении в спорную квартиру Попову Б.П. 28 ноября 2002 г. был выдан ордер №1131 с отметкой о том, что он является служебным. Кроме того, Постановлением Администрации города Енисейска №386-п от 14 июля 2000 г. все жилье, расположенное на территории военного городка №1 в г.Енисейске признано служебным.
Однако вывод представителей ответчиков о том, что спорная квартира была предоставлена Поповым в качестве служебного жилого помещения, суд считает необоснованным.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (пункт 41).
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент вселения истцов в спорную квартиру, жилое помещение включается в число служебных жилых помещений решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и других), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из него производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных помещений данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.
Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей (пункт 7).
Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.
В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона).
Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).
Исходя из вышеприведенных положений закона, на жилые помещения распространяется правовой режим служебного жилого помещения при условии соблюдения установленного законом порядка включения его в число специализированного жилищного фонда, несоблюдение же данной процедуры является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
В судебном заседании установлено, что Попову Б.П. ордер с отметкой «служебный» выдан не Квартирно-эксплутационной частью Красноярского района, а исполнительным комитетом г.Красноярск-66. Договор найма служебного жилья на время работы с Поповым Б.П. не заключался. В квартире Поповы проживают более 10 лет, осуществляя все необходимые платежи. Попову Б.П. с 2003 года с момента увольнения по состоянию здоровья и до настоящего времени требования о необходимости освобождения жилого помещения не предъявлялись.
Более того, такие требования удовлетворению не подлежали, поскольку действовавшая в 2003 г., т.е. в период прекращения трудовых отношений, редакция ст. 108 ЖК РСФСР не предусматривала возможности выселения из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения лиц, проработавших на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет. Изменения, внесенные в данную норму, и закрепившие возможность выселения граждан со стажем работы более 10 лет из квартир Министерства обороны РФ, на Попова Б.П. в силу Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР" не распространяются.
Доказательств тому, что после принятия Администрацией города Енисейска решения о включении жилой площади военного городка №1 в число служебных спорное жилое помещение зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости ответчики суду не представили.
Таким образом, следует считать, что спорное жилое помещение используется Поповыми на условиях социального найма и может быть передано им в собственность.
Согласно справкам, выданным Отделом по вопросам имущественных отношений Администрации города Енисейска истцы в приватизации на территории г. Енисейска в период с 1991 г. участия не принимали. Из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что в собственности Поповы жилых помещений на территории РФ не имеют.
Доказательств наличия у истцов иных жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих им на праве собственности, ответчиками также не представлено.
Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 752-р в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности был включен военный городок №1 в г. Енисейске.
Однако Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 487-р внесены изменения в раздел «Вооруженные силы РФ» Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной безопасности, подраздел «Красноярский край», в том числе и военный городок №1, из Перечня исключен.
Таким образом, в настоящее время занимаемое истцами жилое помещение не относится к жилищному фонду закрытого военного городка.
Занимаемая квартира в момент ее предоставления являлась государственной собственностью и относилась к ведомственному жилищному фонту.
До настоящего времени квартира остается в федеральной собственности и в муниципальную собственность города Енисейска не передавалась.
В соответствии с п.12 ст.1 ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основании Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основании передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ от 01.04.2011 жилой дом №10, в котором находится квартира истцов, был передан ФГУ «Красноярская КЭЧ района» в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ» на праве оперативного управления.
Учитывая то, что жилое помещение - квартира <адрес> в военном городке №1 г. Енисейска-4 в 2002 году предоставлялось Поповым в соответствии с действовавшим законодательством, относится к государственному жилищному фонду, служебным не является, истцы ранее не принимали участия в приватизации жилья, их требования подлежат удовлетворению. У Поповых возникло право на приватизацию спорной квартиры, реализовать которое без судебного решения они возможности не имеют.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Спорная квартира имеет площадь <адрес>, состоит на кадастровом учете, ей присвоен кадастровый номер №
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Поповым Борисом Петровичем родившимся 31 октября 1941 года, и Поповой Галиной Алексеевной, родившейся 12 декабря 1947 года, право собственности в порядке приватизации в равных долях по 1/2 доле каждому на жилое помещение - квартиру, общей площадью <адрес> кв.м, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: Красноярский край, город Енисейск-4, <адрес>
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Л.А. Борисова