Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2014/2020 ~ М-1253/2020 от 13.03.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июня 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего судьи     Осьмининой Ю.С.

при секретаре             Дановской А.Г.,

представителя истца Щипанова А.В., действующего на основании доверенности от 27.02.2020 г.,

представителя ответчика Зыкова В.Ю., действующего на основании доверенности от 27.12.2019 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гавриловой А.С. к администрации городского округа Тольятти об оспаривании распоряжения органа местного самоуправления, обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

УСТАНОВИЛ:

Гаврилова А.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. о. Тольятти о признании незаконными распоряжения об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамах реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской     Федерации».

В обоснование иска Гаврилова А.С. указала, уведомлением от 23.01.2020 г. администрация г.о. Тольятти уведомила истца н том, что ее семья включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 г. по г.о. Тольятти.

На основании распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти от 19.02.2020 г., Гавриловой А.С. с составом семьи, состоящей из четырех человек (дочь – Г., сын И., дочь – Г1) было отказано на основании п. 33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением к особенностям реализации отдельным мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1020, в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

Истец полагает, что вынесенное в отношении нее указанное выше распоряжение является незаконным, считает, что администрация г.о. Тольятти должна выдать Гавриловой А.С. с составом семьи 4 человека свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамах реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской     Федерации».

В судебном заседании представитель истца Щипанов А.В., действующий по доверенности, полностью поддержал исковые требования, просил их удовлетворить. Дополнил, что истцом не было нарушено условий участия в целевой программе, поскольку ею был оформлен целевой кредит «Приобретение строящегося жилья», которым предусматривается инвестирование строительства объекта недвижимости, что с использованием кредитных денежных средств истцом не было приобретено жилье. Указал на то, что широкое толкование понятия инвестирование строительства, в данном случае не допустимо.

Представитель ответчика по делу администрации г.о. Тольятти – Зыков В.Ю., действующий по доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что оспариваемое распоряжение администрации г.о. Тольятти законно и обосновано, поскольку заключив целевой кредит «Приобретение строящегося жилья» Гаврилова А.С. стала участником долевого строительства, фактически приобрела право собственности на жилое помещение.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Из содержания ст.ст. 72,76 Конституции РФ и ч. 1 ст. 5 ЖК РФ следует. что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и (или) в отношении иных (кроме малоимущих) категорий граждан по основаниям, предусмотренным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Во исполнение положений части 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в целях формирования рынка доступного жилья экономического класса, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - программа).

В качестве составной части данной Программы утверждена также отдельная подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - подпрограмма), направленная на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, и предусматривающая для них возможность получения за счет бюджетных ассигнований социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома экономического класса, которую они вправе использовать наряду с привлечением собственных средств и дополнительных средств кредитных и других организаций.

Условия предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы".

В соответствия с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» участницей программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органами исполнительной власти субъекта Российской Федерация решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет; признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствия с пунктом 6 Правил; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании распоряжения заместителя мэра от 18.05.2012 г. семья Гавриловой А.С. с составом семьи 3 человека была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище».

Уведомлением от 23.01.2020 г. администрации г.о. Тольятти от истца были истребованы документы, необходимые для использования социальной выплаты для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения; оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома; осуществление последнего платежа в счет уплаты первого взноса в полном размере; для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита или займа; цены договора участия в долевом строительстве, в число которых входили копия кредитного договора, справка кредитора о сумме остатка основного долга в сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом.

Гавриловой А.С. были предоставлены администрации г.о. Тольятти все необходимые документы для получения социальной выплаты в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг.

На основании распоряжения заместителя главы г.о. Тольятти от 19.02.2020 г., Гавриловой А.С. с составом семьи, состоящей из четырех человек (дочь – Г. сын И., дочь – Г1.) было отказано на основании п. 33 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением № 1 к особенностям реализации отдельным мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Причиной отказа явилось предоставление неполного пакета документов, необходимых для получения свидетельства, а именно, отсутствие копии кредитного договора, соответствующего требованиям подпункта «е» п. 2 Правил (кредитный договор от 06.02.2018 г. был признан несоответствующим требованиям подпункта «е» пункта 2 Правил).

Не согласившись с данным отказом, истец обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что на момент приобретения квартиры и заключения кредитного ипотечного договора истец являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий и была включена в список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату. Постановлением Правительства РФ от 14.08.2018 г. № 940 в п. 2 Правил введен пункт «ж», предусматривающий возможность использования социальной выплаты для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу. Таким образом, отказ ответчика в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты является неправомерным, основан на формальном исполнении п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, нельзя признать законным.

24.01.2018 г. между истцом и <данные изъяты> заключен договор о долевом участии в строительстве многоквартирного жилого дома, в соответствии с условиями которого застройщик обязуется построить многоквартирный жилой дом, входящий в состав строящегося объекта «<адрес>» и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию, передать участнику долевого строительства квартиру со строительным номером <адрес>.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.5, 2.5.1 общая стоимость строящейся квартиры составляет 1 813 950 рублей, из которых 1 813 950 рублей – средства кредита, предоставленного Гавриловой А.С. <данные изъяты> от 06.02.2018 г.

Исходя из п. 11 Кредитного договора от 06.02.2018 г. целью использование заемщиком потребительского кредита является инвестирование строительства объекта недвижимости: двухкомнатная квартиира в 18-тиэтажном многоквартирном жилом доме, входящий в состав строящегося объекта «<адрес>» и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию, передать участнику долевого строительства квартиру со строительным номером 60.

В соответствии с актом приема-передачи объекта долевого строительства от 25.02.2019 г. <данные изъяты> истец приняла указанную квартиру со строительным номером <данные изъяты>.

В отношении указанной выше квартиры осуществлен кадастровый учет от 11.01.2019 г., присвоен кадастровый номер . 04.03.2019 г. право собственности Гавриловой А.С. на указанное выше жилое помещение было зарегистрировано в установленном законом порядке.

Суду представлена справка о задолженности заемщика по состоянию на 06.02.2020 г., согласно которой полная задолженность по кредиту на дату расчета составила <данные изъяты> рубля.

В силу подпункта "е" пункта 2 данных Правил социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Таким образом, социальная выплата могла быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставляемым для приобретения жилья.

Постановлением Правительства РФ от 14.08.2019 г. № 940 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» Правила Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением № 1 к особенностям реализации отдельным мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1020, были дополнены подпунктом «ж» п. 2, согласно которому социальная выплата может быть использована для уплаты цены договора участия в долевом строительстве, который предусматривает в качестве объекта долевого строительства жилое помещение, путем внесения соответствующих средств на счет эскроу.

Также Правила дополнены п. 45 (1), который предусматривает, что в случае направления социальной выплаты на цель, предусмотренную подпунктом "ж" пункта 2 настоящих Правил, распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор участия в долевом строительстве и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для уплаты цены договора участия в долевом строительстве в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В договоре участия в долевом строительстве указываются реквизиты свидетельства о праве на получение социальной выплаты (номер, дата выдачи, орган, выдавший свидетельство) и банковского счета (банковских счетов), с которого (которых) будут осуществляться операции по уплате цены договора участия в долевом строительстве, а также определяется порядок уплаты суммы, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Данные изменения вступили в законную силу с 01.09.2018 г.

По смыслу Конституции РФ общим правилом для всех отраслей права является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ прямо предусмотрено, что в Российской    Федерации прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, когда это прямо предусмотрено законом.

Аналогичные положения закреплены в ст. 6 ЖК РФ, согласно которой акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из ч. 1 ст. 1, ст.ст. 2, 18, ч. 1 ст. 54, ч.ч. 2, 3 ст. 55, ст. 57 Конституции РФ.

Вместе с тем, в силу пп. «е» п. 2 Правил социальные выплаты могут использоваться для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Таким образом, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитам, предоставляемым для приобретения жилья.

Договор долевого участия является одним из видов договора приобретения жилья в собственность.

Молодая семья может приобрести жилье по любому из предусмотренных законом гражданско-правовых договоров, в том числе и по договору долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, существование которых не ограничено программой.

Запрета на использовании социальной выплаты для погашения кредитного договора, взятого на жилищные нужды, по договору долевого участия в строительстве жилого помещения в федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 г. – 2020 г. не содержится.

Таким образом, поскольку квартира приобретена истцом с использованием средств целевого кредита на приобретение строящегося жилья, она вправе направить социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь указанными нормами материального права, приходит к выводу, что оснований для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской     Федерации» у администрации г.о. Тольятти не имелось.

Поскольку судом установлено, что Гаврилова А.С. 06.02.2018 г. заключила с <данные изъяты> кредитный договор «Приобретение строящегося жилья», который является одним из видов договора приобретения жилья в собственность, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для восстановления нарушенного права Гавриловой А.С. на получение мер социальной поддержки, в связи с чем распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти от 19.02.2020 г. «Об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в части отказа Гавриловой А.С. с составом семьи 4 человека в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой параграммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 г. № 1710 является незаконным и подлежит отмене.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти от 19.02.2020 «Об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в части отказа Гавриловой А.С. с составом семьи 4 человека в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой параграммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 г. № 1710.

Обязать администрацию городского округа Тольятти выдать Гавриловой А.С., с составом семьи 4 человека свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой параграммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 г. № 1710.

Решение может быть обжаловано, в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11.06.2020 г.

Председательствующий:                 Ю.С.Осьминина

2-2014/2020 ~ М-1253/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гаврилова А.С.
Ответчики
Администрация г.о.Тольятти
Другие
Щипанов А.В.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Осьминина Ю. С.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
12.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.06.2020Предварительное судебное заседание
13.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Подготовка дела (собеседование)
16.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.05.2020Предварительное судебное заседание
04.06.2020Судебное заседание
11.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее