Дело № 2-83/2015 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2015 года г. Кемь, РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гришанова О.А. к Министерству Финансов Российской Федерации, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Кемский», Отделению Министерства внутренних дел России по Кемскому району и Военной прокуратуре Республики Карелия о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Гришанов О.А. обратился в суд с иском Министерству Финансов РФ, МО МВД России «Кемский» и Военной прокуратуре РК по тем основаниям, что его обвиняли в том, чего он не совершал. Следователь МО МВД России «Кемский» собрал недостаточно доказательств его вины, прежде чем предъявить ему обвинение. Его действия затронули его достоинство, он очень сильно переживал. Ежедневные звонки и допросы следователя травмировали его психику. По приговору Петрозаводского военного суда от ДД.ММ.ГГГГ он был приговорен к 2-м годам 6 месяцам лишения свободы и водворен в ПФРСИ ФКУ ИК-9 откуда должен был быть этапирован в Сегежу в ИК-7 для отбытия наказания, но из-за того, что ему были предъявлены обвинения по ч. 3 ст. 158 УК РФ и ч. 2 ст. 163 УК РФ, его содержали в ПФРСИ, где он испытывал моральное давление, душевное волнение, дискомфорт и неудобство. Все это он испытывал из-за того, что ему в МО МВД России «Кемский» предъявили обвинение и не этапировали в ИК-7, а продолжали содержать в тюремных условиях. Просил взыскать с ответчиков 1млн. 400 тыс. рублей.
Определением суда от 21 января 2015 года в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, для участия в деле в качестве соответчика привлечено Отделение министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемскому району. Приказом МВД по РК № 487 от 15 октября 2014 года МО МВД России «Кемский» переименован в Отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемскому району, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным приказом МВД по РК № 521 от 24 октября 2014 года (приказ вступил в силу 01 января 2015 года).
В судебное заседание истец Гришанов О.А своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, отбывает наказание в местах лишения свободы. Дело рассмотрено без участия осужденного истца. В представленных суду дополнениях истец привел в обоснование заявленных требований ссылки на статьи 1070, 1069, 150 Гражданского кодекса РФ, статью 21 Конституции РФ и Постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2013 г. № 5.
Представитель ответчика Отделения МВД РФ по Кемскому р-ну по доверенности - Бахур Р.Н. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, поддержав, представленный суду отзыв, из которого следует, что в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств в подтверждение того, что он испытывал нравственные страдания. Истцом не приведено обоснований заявленной к взысканию суммы, которая является необоснованной и завышенной. В отношении Гришанова О.А. судом не постановлялся обвинительный приговор, в отношении него не выносилось постановление о привлечении в качестве обвиняемого по уголовному делу, не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу или подписки о невыезде, поэтому отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда.
Представитель ответчика Военной прокуратуры Петрозаводского военного гарнизона по доверенности - помощник военного прокурора Свистунов Е.В. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования частично, взыскав с Управления федерального казначейства компенсацию морального вреда в минимальном размере, в удовлетворении требований к Военной прокуратуре – отказать. Пояснил, что Гришанов О.А. находился в ИК-9 не в связи с расследованием данного уголовного дела, а так как был приговорен по другому делу.
Представитель ответчика – Министерства финансов РФ, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил. В ранее представленном отзыве представитель ответчика по доверенности Манин П.А. просил в удовлетворении иска отказать по тем основаниям, что истцом не представлено достаточных доказательств причинения ему нравственных или физических страданий уголовным преследованием, не представлено доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между его привлечением к уголовной ответственности и возникшими у него нравственными и физическими страданиями. В отношении истца судом не постановлялся обвинительный приговор, не выносилось постановление о привлечении в качестве обвиняемого по уголовному делу, не избиралась мера пресечения, период уголовного преследования был достаточно небольшим, поэтому основания для компенсации морального вреда отсутствуют.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - заместитель руководителя военного следственного отдела Лысенко А.В. в судебном заседании пояснил, что компенсация должна быть минимальной. Военный следственный отдел не причинял истцу вреда, так как меру пресечения Гришанову О.А. не избирали, постановление о привлечении в качестве обвиняемого не выносили, уголовное дело в отношении истца не возбуждалось. Дело поступило в военную прокуратуру 03 мая 2015 года. Осужденного можно содержать в следственном изоляторе, если есть другое уголовное дело.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - старший следователь военного следственного отдела Расулов Р.Р., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, материалы уголовного дела по обвинению П., удовлетворяет иск частично.
Судом установлено, что в ходе расследования уголовного дела по обвинению П. в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 158 ч. 3 п. «а», 163 ч. 2 п. «в» УК РФ истец Гришанов О.А. был допрошен в качестве свидетеля в СО при Кемском РОВД 13 января, 27 января, 07 февраля 2011 года, а так же 26 января, 07 февраля, 08 февраля, 04 марта 2011 года с истцом, выступающим в качестве свидетеля, были проведены очные ставки в СО при Кемском РОВД (том № 2 уголовного дела, л.д. 123-144, 148-166).
11 мая 2011 года старшим следователем военного следственного отдела Расуловым Р.Р. истец Гришанов О.А. был уведомлен о том, что он подозревается в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 158 ч. 3 п. «а», 163 ч. 2 п. «а,в» УК РФ, 13 мая 2011 года тем же следователем истец был допрошен в качестве подозреваемого, 16 июня 2011 года заместителем руководителя военного следственного отдела Лысенко А.В. истцу было объявлено о составе следственной группы, 30 июня 2011 года Лысенко А.В. было вынесено постановление о прекращении уголовного преследования Гришанова О.А. на основании п. 2 ч. 1 ст. 27- п.2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ - в связи с отсутствием в его деянии состава преступления. За Гришановым О.А. было признано право на реабилитацию и разъяснен порядок возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием (том № 2 уголовного дела, л.д. 167-195), (л.д. 9-13).
19 сентября 2011 года Гришанов О.А. вновь был допрошен в качестве свидетеля в СО МО МВД России «Кемский» и 08 октября 2011 года с Гришановым О.А. – свидетелем проведена очная ставка (том № 2 уголовного дела, л.д. 196-209).
Иные следственные действия с Гришановым О.А. не производились, уголовное дело в отношении него не возбуждалось, мера пресечения не избиралась, постановление о привлечении в качестве обвиняемого не выносилось.
Кроме того, судом установлено, что Гришанов О.А. был осужден приговором Петрозаводского гарнизонного военного суда 05 апреля 2011 года по ч. 1 ст. 161 и п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 2-м годам 6-ти месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д. 19-23). Приговор вступил в законную силу 27 мая 2011 года. При вынесении приговора мера пресечения Гришанову О.А. была измена на заключение под стражу и определено, что до вступления приговора в законную силу Гришанов О.А. должен содержаться в ИЗ-10/1 г. Петрозаводска. Из сообщения Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 9 от 02 февраля 2015 года следует, что Гришанов О.А. содержался в ПФРСИ (помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора) учреждения с 05.04.2011 г. по 13.07.2011 г. (л.д. 59)
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с Постановлением пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 № 10, от 15.01.98 № 1), под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.
Право на компенсацию морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, провозглашается в статье 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждый, кто стал жертвой ареста или задержания в нарушение положений данной статьи, имеет право на компенсацию.
В соответствии с частью 1 статьи 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Статьей 1100 ГК РФ установлено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.
В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 46 Уголовно-процессуального кодекса РФ подозреваемым является лицо, которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 настоящего Кодекса.
В части 1 ст. 223.1 УПК РФуказано, что в случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.
В пункте 55 статьи 5 УПК РФ дано понятие уголовного преследования, которое определяется как процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Из пункта 45 той же статьи следует, что функции обвинения и уголовного преследования тождественны.
Таким образом, судом установлено, что в соответствии с действующими нормами Уголовно-процессуального кодекса в отношении истца Гришанова О.А. осуществлялось уголовное преследование, поскольку он был уведомлен об имеющихся в отношении него подозрениях, получив статус подозреваемого, и был допрошен в качестве подозреваемого, то есть привлечен к уголовной ответственности. Из изложенного и приведенных норм права следует, что истец имеет право на компенсацию морального вреда.
Судом установлено, что в отношении истца мера пресечения в виде заключения под стражу и иная мера пресечения не избирались, постановление о привлечении в качестве обвиняемого не выносилось, истец Гришанов О.А. содержался в ПФРСИ ИК-9 по Приговору Петрозаводского гарнизонного военного суда от 05 апреля 2011 года в период с 05 апреля 2011 года по 27 мая 2011 года, то есть до момента вступления приговора уда в законную силу. В дальнейшем – по 13 июля 2011 года Гришанов О.А. содержался в ПФРСИ в связи с осуществлением в отношении него уголовного преследования органами Следственного отдела Следственного Комитета России по Петрозаводскому гарнизону Западного военного округа.
Учитывая установленные судом обстоятельства и приведенные нормы права, учитывая положения статей 150,151,1099-1101 ГК РФ, а также принципы разумности и справедливости, суд частично удовлетворяет исковые требования и взыскивает в пользу истца в счет компенсации морального вреда 1000 рублей.
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Исходя из содержания части 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов Российской Федерации или их должностными лицами, возложено на Министерство финансов Российской Федерации.
Учитывая положения приведенных норм права, обязанность по возмещению вреда истцу в данном случае возложена на казну Российской Федерации, поэтому надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство финансов РФ, с которого суд взыскивает определенную судом сумму компенсации морального вреда, а МО МВД России «Кемский», Отделение МВД РФ по Кемскому району и Военная прокуратура являются ненадлежащими ответчиками, поэтому в иске к названным ответчикам суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гришанова О.А. - удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет Казны российской Федерации в пользу Гришанова О.А. в счет компенсации морального вреда 1000 (одну тысячу) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Гришанова О.А., а также в удовлетворении требований Гришанова О.А. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Кемский», Отделению Министерства внутренних дел России по Кемскому району и Военной прокуратуре Республики Карелия – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья: В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 13 марта 2015 года.