№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Костомукша 15 января 2019 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гельфенштейна В.П.,
при секретаре Марцынюк Е.Н.,
с участием истца Климов С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климов С.Н. к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г. Костомукши», Министерству социальной защиты Республики Карелия о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, возложении обязанности выдать удостоверение единого образца,
установил:
Истец Климов С.Н. обратился в суд с иском к ГКУСЗ РК «Центр социальной работы г. Костомукши», Минсоцзащиты РК о признании его лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний и возложении обязанности выдать удостоверение единого образца по тем основаниям, что он, в период с ноября 1982 года по ноябрь 1984 года проходил службу в войсковой части №, которая дислоцировалась в г. Семипалатинске, в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Учреждением социальной защиты ему отказано в выдаче удостоверения единого образца, как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне по той причине, что г. Семипалатинск не входит в перечень населённых пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 07 августа 1962 года. Полагает, что данный отказ нарушает его конституционные права, поскольку само по себе не включение населенного пункта в установленный Правительством Перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Просит признать его подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, признав за ним право на получение мер социальной поддержки и возложить обязанность на Министерство социальной защиты РК выдать удостоверение единого образца.
В судебном заседании истец Климов С.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков ГКУСЗ «Центр социальной работы г. Костомукши», Минсоцзащиты РК, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица Главного Управления Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по РК, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участвующего в деле лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53). Этим конституционным положениям корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее Закон от 10 января 2002 года N 2-ФЗ) гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки, установленные данным законом.
Меры социальной поддержки предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.
Согласно ст. 5 Закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В судебном заседании установлено, что в период с ноября 1982 года по ноябрь 1984 года истец Климов С.Н. проходил службу в войсковой части № 14380, которая дислоцировалась в г. Семипалатинске, в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В июне 2018 года истец обратился в Министерство социальной защиты Республики Карелия с заявлением о выдаче ему удостоверения единого образца, как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Как следует из ответа Министерства социальной защиты РК от 29.06.2018, направленного в адрес Климова С.Н., город Семипалатинск Республики Казахстан не входит в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с чем у истца отсутствуют правовые основания для оформления и выдачи удостоверения, поскольку.
При этом, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года N 960-О-П разъяснено, что часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 07 августа 1962 года.
Согласно представленной справке Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии Республики Казахстан от 10.08.2016 суммарная эффективная эквивалентная доза Климова С.Н. составляет 0.520 сЗв.
В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г., ратифицированной РФ и Республикой Казахстан, официальные документы одной из указанных сторон рассматриваются на территории другой страны как официальные документы, пользующиеся доказательной силой.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и междугородных договоров РФ" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор РФ, который вступил в силу и стал обязательным для РФ и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 1 и 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах", ч. 2 ст. 7 ГК РФ).
Однако, международных договоров между РФ и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, в связи с чем оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан, на территории РФ не имеется.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что представленная истцом справка Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии Республики Казахстан от 10.08.2016 не может свидетельствовать о наличии у истца суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству РФ, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 196-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Климов С.Н. к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы г. Костомукши», Министерству социальной защиты Республики Карелия о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний, возложении обязанности выдать удостоверение единого образца отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья В.П.Гельфенштейн
Мотивированное решение суда составлено 21 января 2019 года.