Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2435/2013 ~ М-1177/2013 от 10.04.2013

Дело №2-2435/2013

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 сентября 2013 года                              п. Емельяново

    Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.

при секретаре Кольман Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Муниципальному унитарному предприятию Емельяновского района «Частоостровское» о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л;

    Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Муниципальному унитарному предприятию Емельяновского района «Частоостровское» о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия.

Требования мотивирует тем, что ответчик является правообладателем лицензии КРР 01671 ВЭ от 31 мая 2007 года сроком действия до 31 мая 2027 года на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения сельского населенного пункта и технологического обеспечения водой промышленных объектов. В ходе проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой проверки по выполнению ответчиком условий лицензионного соглашения к вышеуказанной лицензии, было установлено, что в нарушение ст. 29 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» и п. 3.2 лицензионного соглашения к вышеуказанной лицензии ответчиком не проведена государственная экспертиза запасов подземных вод в установленном законом порядке, что нарушает права Российской Федерации, как собственника недр. Просит признать незаконным пользование Муниципальным унитарным предприятием Емельяновского района «Частоостровское» недрами на основании лицензии КРР 01671 ВЭ от 31 мая 2007 года с целевым назначением и видами работ: добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения сельского населенного пункта и технологического обеспечения водой промышленных объектов, без оценки эксплуатационных запасов подземных вод; обязать Муниципальное унитарное предприятие Емельяновского района «Частоостровское» провести оценку эксплуатационных запасов подземных вод лицензируемых участков недр и предоставить в Управление по недропользованию по Красноярскому краю отчет с подсчетом запасов на государственную экспертизу не позднее одного года с момента вынесения судебного решения.

В судебном заседании Красноярский природоохранный прокурор Вигель А.И. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Муниципального унитарного предприятия Емельяновского района «Частоостровское» надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомил, не просил об отложении слушания дела. С согласия прокурора дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

    В судебное заседание представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской федерации «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводство и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно преамбуле к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 23 Закона Российской Федерации «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является проведение государственной экспертизы и государственньш учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Статьей 29 Закона Российской Федерации «О недрах» предусмотрено, что в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для их постановки на государственный учет. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр.

В силу ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения*, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 11 Закона Российской Федерации «О недрах» определено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Из материалов дела следует, что 31 мая 2007 года Муниципальному унитарному предприятию Емельяновского района «Частоостровское» выдана лицензия КРР 01761 ВЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения сельского населенного пункта и технологического обеспечения водой промышленных объектов.

Право на пользование земельными участками получено от администрации Частоостровского сельсовета на основании постановления №78 от 24 мая 2005 года.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю была проведена плановая проверка в отношении Муниципального унитарного предприятия Емельяновского района «Частоостровское» по соблюдению законодательства в области окружающей среды и в области выполнения условий лицензионных соглашений к лицензии КРР 01761 ВЭ, о чем был акт №НЗ-345 от 03 ноября 2009 года. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения со стороны Муниципального унитарного предприятия Емельяновского района «Частоостровское» обязательных требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в том числе, были выявлены нарушения п. 3.2 лицензионного соглашения к лицензии КРР № 01761 ВЭ и требований п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1, а именно, Муниципальное унитарное предприятие Емельяновского района «Частоостровское» с момента получения лицензии не выполнило и до настоящего времени не выполняет оценку эксплуатационных запасов подземных вод лицензируемых участков недр, нарушен установленный срок представления отчета с подсчетом запасов на государственную экспертизу. По итогам проведения проверки Муниципальному унитарному предприятию Емельяновского района «Частоостровское» было вынесено предписание № НЗ-345 от 03 ноября 2009 года, в соответствии с которым предписывалось произвести экспертную оценку эксплуатационных запасов подземных вод в пределах лицензируемых участков недр.

Впоследствии Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Муниципального унитарного предприятия Емельяновского района «Частоостровское» в части выполнения предписания от 03 ноября 2009 года № НЗ-345, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, о чем был составлен акт № Н-479в от 20 декабря 2010 года. В ходе проведения проверки был выявлен факт невыполнения Муниципальным унитарным предприятием Емельяновского района «Частоостровское» предписания. Так, не была произведена экспертная оценка эксплуатационных запасов подземных вод в пределах лицензируемых участков недр.

27 февраля 2012 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Муниципального унитарного предприятия Емельяновского района «Частоостровское» в части выполнения предписания от 21 декабря 2010 года № НЗ-479, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, о чем составлен акт № Н-058в от 27 февраля 2012 года. В ходе проведения проверки был выявлен факт невыполнения Муниципальным унитарным предприятием Емельяновского района «Частоостровское» предписания.

Согласно проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой проверки по выполнению Муниципальным унитарным предприятием Емельяновского района «Частоостровское» условий лицензионного соглашения к лицензии КРР 01761 ВЭ от 31 мая 2007 года на право пользования недрами было выявлено, что Муниципальным унитарным предприятием Емельяновского района «Частоостровское» в нарушение ст. 29 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» и п. 3.2 лицензионного соглашения к лицензии КРР 01456 ВЭ от 03 июня 2004 года до настоящего времени не проведена государственная экспертиза запасов полезных ископаемых в установленном законом порядке. Доказательств обратного, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований.

Учитывая выявленное нарушение, длительность его не устранения со стороны ответчика, требования действующего законодательства к рациональному использованию и охране недр, суд считает необходимым исковые требования Красноярского природоохранного прокурора удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным пользование Муниципальным унитарным предприятием Емельяновского района «Частоостровское» недрами на основании лицензии КРР 01671 ВЭ от 31 мая 2007 года с целевым назначением и видами работ: добыча питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения сельского населенного пункта и технологического обеспечения водой промышленных объектов, без оценки эксплуатационных запасов подземных вод.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие Емельяновского района «Частоостровское» провести оценку эксплуатационных запасов подземных вод лицензируемых участков недр и предоставить в Управление по недропользованию по Красноярскому краю отчет с подсчетом запасов на государственную экспертизу не позднее 16 сентября 2014 года.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий:

Копия верна:

Судья Емельяновского районного суда Е.Н. Горбачева

2-2435/2013 ~ М-1177/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Красноярский природоохранный прокурор
Ответчики
МУП "Частоостровское"
Другие
Роспотребнадзор
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Горбачева Елена Николаевна
Дело на сайте суда
emel--krk.sudrf.ru
10.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2013Передача материалов судье
15.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.07.2013Предварительное судебное заседание
16.09.2013Судебное заседание
16.09.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2013Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
13.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее