Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-196/2012 ~ М-219/2012 от 26.11.2012

Дело № 2-196/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2012 года                         город Казань

Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,

при секретаре Вафиной А.В.,

с участием заявителя - Харина С.В. и его представителя - Полушиной Н.Г., представителя жилищной комиссии <данные изъяты> - Шубина В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <Номер> Харина С.В. об оспаривании действий жилищной комиссии <данные изъяты>, связанных с отказом в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Харин С.В. обратился в военный суд с вышеназванным заявлением. В обоснование своих требований он указал, что 30 октября 2012 года (протокол <Номер>) жилищной комиссией <данные изъяты> принято решение об отказе в постановке его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма жилого помещения. Полагая, что данное решение жилищной комиссии нарушает его право на получение жилья, просил суд признать указанное решение незаконным и обязать жилищную комиссию <данные изъяты> отменить его.

В судебном заседании Харин С.В. полностью поддержал заявленные требования, при этом пояснил, что 30 октября 2012 года, на основании рапорта о постановке его на учёт нуждающихся в жилом помещении, жилищная комиссия <данные изъяты> отказала заявителю в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме этого, Харин С.В. показал, что ранее он обеспечивался государством жилыми помещениями по установленным нормам обеспечения, однако в настоящее время зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, которое было предоставлено ему по договору социального найма воинской частью на семью из трёх человек. 11 августа 2009 года заявитель отказался от приватизации указанной квартиры и не возражал против приватизации данного жилого помещения его сыном - ФИО1. Полагая, что решение жилищной комиссии войсковой части об отказе в постановке его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным, просил удовлетворить заявленные им требования в полном объёме.

Представитель заявителя - Полушина Н.Г. полностью поддержала требования Харина С.В. и пояснила суду, что отказ заявителя от собственности, имеющейся у него доли жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> не является намеренным ухудшением жилищных условий, а представляет собой реализацию права гражданина на его участие в приватизации. Полагая действия жилищной комиссии <данные изъяты> незаконными, просила суд удовлетворить заявленные Хариным С.В. требования.

Представитель жилищной комиссии <данные изъяты> -Шубин В.Е. в судебном заседании требования заявителя не признал и пояснил, что решение жилищной комиссии <данные изъяты> от 30 октября 2012 года об отказе в принятии Харина С.В. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий принято на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно выявление в представленных документах сведений, не подтверждающих его право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно тот факт, что заявитель дважды по установленным нормам, обеспечивался государством жильём. Квартирой <Адрес обезличен>, Харин распорядился по своему усмотрению, а именно передал по договору дарения, вместе с членами его семьи, часть жилого помещения, в собственность своему тестю ФИО2. Предоставленное Министерством обороны Российской Федерации жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, в результате отказа Харина от участия в приватизации было передано в собственность его сыну. Полагая, что заявленные Хариным С.В. требования незаконными, просил суд отказать в их удовлетворении.

В судебном заседании были представлены и исследованы следующие доказательства.

Согласно справкам от 29 июня 2010 года № 8/4/528 и 21 ноября 2012 года № 8/4/823 Харин С.В. проходит военную службу в войсковой части <Номер>.

Из рапорта Харина С.В. командиру войсковой части <Номер> от 5 июля 2012 года видно, что заявитель просит принять его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии <данные изъяты> от 30 октября 2012 года <Номер> подтверждается, что Харину С.В. отказано в реализации его рапорта от 5 июля 2012 года на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.

Согласно копии контрольного талона к ордеру <Номер> от 20 августа 1982 года ФИО2 составом семьи 4 человека, в том числе Харину С.В., на основании решения Ленинского исполкома от 10 августа 1982 года <Номер>, предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>.

Из копии договора на передачу квартиры в собственность граждан от 28 августа 1996 года усматривается, что администрация <Адрес обезличен> на основании постановления от 28 августа 1996 года <Номер> передала гражданам ФИО2, ФИО3, ФИО4, Харину С.В. и ФИО1 бесплатно в совместную собственность квартиру, расположенную по адресу: <Адрес обезличен>.

По копии договора дарения от 1 июля 2003 года установлено, что ФИО4, Харин С.В. и ФИО1 безвозмездно передают в собственность ФИО2 принадлежащие им 3/5 доли в праве общей долевой собственности на квартиру расположенную по адресу: <Адрес обезличен>.

Согласно исследованного в суде решения Йошкар-Олинского городского суда от 1 октября 2009 года, вступившего в законную силу 16 октября 2009 года, за сыном заявителя - ФИО1 признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, при этом усматривается согласие Харина С.В. и ФИО4 на приватизацию вышеуказанной квартиры ФИО1, а также то, что указанное жилое помещение предоставлено Йошкар-Олинской КЭЧ района 16 мая 1994 года по ордеру <Номер> Харину С.В. на семью из 3 человек.

По копии нотариально удостоверенного согласия <Номер> от 11 августа 2009 года видно, что Харин С.В. и ФИО4 дают согласие и не возражают против приватизации жилого помещения, а также отказываются от права на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> пользу сына - ФИО1, при этом последствия отказа от права на приватизацию им были разъяснены.

Копией свидетельства о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по <Адрес обезличен> от 11 декабря 2009 года установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира общей площадью 32,9 кв. м по адресу: <Адрес обезличен>.

Из копии поквартирной карточки, выданной 5 июля 2012 года ООО «Домоуправление-17», усматривается, что в <Адрес обезличен> зарегистрированы Харин С.В. <Дата обезличена> года рождения, ФИО1 <Дата обезличена> года рождения и ФИО5 <Дата обезличена> года рождения.

Копией свидетельства о расторжении брака от <Дата обезличена> подтверждается расторжение брака между Хариным С.В. и ФИО4 - <Дата обезличена>.

Заслушав объяснения сторон и исследовав письменные доказательства, суд считает, что требования Харина С.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 и пунктом 1 статьи 45, а также статьи 59 в её взаимосвязи со статьями 32, 71, 72 и 114 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе и его право на жилище. Военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют своё право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение специфических задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также с иными специфическими условиями прохождения службы, обуславливается правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке обеспечения их жильём на основе законодательства в области военно-административных отношений, определяющих специальные правила.

К числу таких законов относятся Федеральный закон «О статусе военнослужащих», которым устанавливаются основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, в частности их права на жилище.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учётом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

Статьёй 31 Жилищного кодекса РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, нанимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Предоставление жилого помещения военнослужащим ФСБ России осуществляется на основании приказа ФСБ России от 24 октября 2011 года № 590 «Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями», п. 4 которого определено, что признание военнослужащих и членов их семей нуждающимися в жилых помещениях осуществляется жилищными комиссиями в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно п. 9 вышеуказанного Приказа, отказ в принятии военнослужащего и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении производится в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, п. 2 которой определён отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Таким образом, судом установлено, что Харину С.В. и членам его семьи, государством, по установленным нормам, по договору социального найма дважды обеспечивались жилыми помещениями в <Адрес обезличен>. Полученной жилой площадью Харин С.В. и члены его семьи распорядились по своему усмотрению, а именно: - 3/5 доли на праве общей долевой собственности на квартиру расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, безвозмездно передаются в собственность его тестю ФИО2, а <Адрес обезличен> передаётся в собственность сына - ФИО1 в результате отказа заявителя от права на приватизацию жилого помещения. 30 октября 2012 года жилищная комиссия <данные изъяты> отказала Харину С.В. в постановке его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма жилого помещения.

Данное решение жилищной комиссией <данные изъяты> принятое в связи с выявлением в представленных документах сведений, не подтверждающих право заявителя состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях суд считает законным по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 и ч. 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

В целях совершенствования порядка учёта военнослужащих нуждающихся в получении жилья, Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 6 сентября 1998 года № 1054 утвердило «Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

В указанных Правилах устанавливается единый порядок постановки в очередь нуждающихся в получении жилья, при этом согласно подп. «д» п. 10 данных Правил, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Предоставляя определенной в нормах вышеназванного Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания, Закон возлагает на исполнительный орган, в котором лицо проходит военную службу, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за всё время военной службы, что в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.

Анализ вышеперечисленных норм права позволяет суду сделать вывод о том, что, если военнослужащий распорядился ранее полученным от министерства или ведомства, в котором он проходит военную службу, по установленным нормам жильём и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса РФ, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства или избранного места жительства после увольнения военнослужащего в запас.

Поэтому позицию Харина С.В., реализовавшего своё право на получение жилья от министерства, в котором он проходил военную службу, получив жилое помещение по установленным нормам, и распорядившегося жильём по своему усмотрению, о его праве на новое обеспечение жильём от ФСБ России, суд признаёт не основанной на законе.

На основании изложенного, суд признаёт действия жилищной комиссии <данные изъяты> об отказе в постановке Харина С.В. на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, законными и обоснованными, и учитывая отсутствие каких-либо доказательств обратного, полагает необходимым отказать Харину С.В. в удовлетворении заявленных им требований.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 258, 320-321 ГПК РФ, военный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части <Номер> Харина С.В. об оспаривании действий жилищной комиссии <данные изъяты>, связанных с отказом в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                           Э.А. Сердитый

2-196/2012 ~ М-219/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Харин С.В.
Ответчики
Жилищная комиссия Авиабазы ФСБ РФ
Суд
Казанский гарнизонный военный суд (Республика Татарстан)
Судья
Сердитый Э. А.
Дело на странице суда
kazanskygvs--tat.sudrf.ru
26.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2012Передача материалов судье
26.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.12.2012Судебное заседание
10.12.2012Судебное заседание
28.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2013Дело оформлено
28.01.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее