Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-552/2017 ~ М-12837/2016 от 01.01.2017

                                                                   Дело № 2-552/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

22 февраля 2017 года                                                                              г. Благовещенск

        Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

        председательствующего судьи Диких Е.С.

        при секретаре Волобуеве А.А.,

        с участием представителя администрации г. Благовещенска Змеу Ю.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисова Ивана Ивановича к правительству Амурской области, министерству образования и науки Амурской области, администрации г. Благовещенска о предоставлении жилого помещения,

    У С Т А Н О В И Л :

Борисов И.И. обратился в суд с данным иском, указав, что является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывался в ГОАУ школа-интернат № 5, имеет право на получение жилого помещения. Постановлением главы Архаринской поселковой администрации Амурской области от 31.10.1195 г. № 215 был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. После выпуска из школы интернат № 5 он был принят в ПТУ №1. В период обучения проживал в г. Благовещенск, в общежитии которое было выделено ему (Борисову И.И.) как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что документы о том, что он (Борисов И.И.) является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, должны были быть переданы в администрацию города Благовещенска, которая в свою очередь должна ему предоставить жилье. В настоящее время, жильем истец не обеспечен. Истец просит возложить на ответчиков обязанность предоставить Борисову И.И. жилое помещение в городе Благовещенске в виде однокомнатной квартиры, отвечающее современным стандартам новой планировки не ниже 36 кв.м. и не более 56 кв.м. общей площади в течение 1 месяца в центральном районе города Благовещенска, в месте расположения администрация города Благовещенска.

В судебное заседание не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела истец Борисов И.И. (отбывает наказание, в исковом заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии), представители ответчиков - правительства Амурской области, министерства образования и науки Амурской области, представители третьих лиц - министерства финансов Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, администрации Архаринского района, МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр». В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.

Представитель администрации г. Благовещенск в судебном заседании исковые требования не признала, из ее пояснений в суде, а также письменных возражений следует, что право на обеспечение жилым помещением лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется по месту принятия данных лиц на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Указанные лица включаются по месту регистрационного учета в соответствующий список, формируемый в порядке, установленном законодательством субъекта Амурской области. Истец не состоит в администрации г. Благовещенска на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, с заявлением о постановке на данный учет не обращался, поэтому в соответствии с установленным порядком нет оснований для обеспечения истца жильем, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования г. Благовещенска. В настоящее время истец, как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в Архаринском районе, поэтому имеет право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Архаринском районе. Согласно Закону Амурской области от 14.03.2005 N 447-О3 «О наделении муниципального образования города Благовещенск статусом городского округа и об установлении его границ» муниципальное образование город Благовещенск наделено статусом городского округа, в состав которого входят сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями: 1) село Белогорье, поселок Мухинка, железнодорожные станции Белогорье и Призейская; 2) село Плодопитомник, село Садовое, а также установлены границы города Благовещенск в соответствии с картографическим описанием и картой с учетом территорий сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. Учитывая обстоятельства того, что в границы территории муниципального образования города Благовещенска входят населенные пункты, на территории которых возможно предоставление жилых помещений лицам, из числа детей сирот, следовательно, доводы истца о необходимости предоставления жилого помещения ему по договору найма специализированного жилого помещения жилого помещения только в городе Благовещенске границы которого ни чем не установлены, прямо противоречит требованиям действующего законодательства. В связи с чем, доводы истца о необходимости предоставлении ему жилого помещения исключительно в г. Благовещенске (центре), не соответствуют требованиям действующего законодательства. Законные права истца администрация г. Благовещенска не нарушала. Также пояснила, что при рассмотрении вопроса о принятии на жилищный учет орган учета вправе проверять нуждаемость заявителя в жилом помещении, его обеспеченность жильем применительно к тем основаниям нуждаемости, которые установлены в данном муниципальном образовании. Просит в иске отказать.

Из письменного отзыва представителя правительства Амурской области Лагута М.Ф. следует, что в соответствии с постановлением правительства области от 08.04.2013 № 144 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Пунктом 4 указанного Порядка установлено, что предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области. Законом Амурской области от 14.12.2015 № 619-03 «Об областном бюджете на 2016 год» (приложения № 24, № 30) предусмотрено распределение субвенций бюджетам муниципальных образований на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2016 год в размере 248428,40 тыс. рублей. Исходя из вышеизложенного, следует, что правительство Амурской области, как высший исполнительный орган государственной власти области, выполнило все установленные законодательством требования в рассматриваемой сфере, и не может быть признано надлежащим ответчиком по данному делу. Просит в иске отказать.

Из письменного отзыва главы Архаринского района следует, что согласно сведениям органов опеки и попечительства отдела образования администрации Архаринского района Борисов И.И. проживал в поселке Архара Архаринского района Амурской области, остался без попечения родителей в 1994 году и был направлен в Мазановскую школу-интернат. Пакет документов на Борисова И.И. был передан в школу интернат. Какие-либо иные документы отсутствуют. В администрации поселка Архара, Борисов И.И. состоит на очереди на внеочередное предоставление жилья с 31.10.1995 года. По поводу предоставления жилья не обращался, сведений о закреплении за ним какого-либо жилья не имеется.

Из письменного отзыва и.о. директора МУ «БГАЖЦ» следует, что требования Борисова И.И. удовлетворению не подлежат, поскольку как следует, из положений ст. 4.1 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года. Таким образом, из анализа указанных положений закона следует, что право на обеспечение жилым помещением лиц, из числа детей-сирот, связано с местом принятия на регистрационный учет в качестве нуждающегося по месту жительства и включения по месту постановки на учет в соответствующий список, формируемый в порядке, установленном законодательством субъекта Амурской области. Истец Борисов Иван Иванович на учете в качестве нуждающегося на территории г. Благовещенска не состоит, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Благовещенске не включен. В связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В письменном отзыве представитель министерства социальной защиты населения Амурской области указала, что согласно п. 4 ст. 41 Закона № 472-03 лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями на основании их заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона 159-ФЗ. К указанным обстоятельствам относится не только достижение совершеннолетия и поступление заявления о предоставлении жилого помещения, но и окончание срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях. Таким образом, предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления на основании письменного заявления граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достигших возраста 18 лет, а также в связи с окончанием отбывания наказания в исправительных учреждениях. Нахождение Борисова И.И. в исправительном учреждении является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Кроме того, как следует из представленных к исковому заявлению документов, постановлением Архаринской поселковой администрации Амурской области от 31.10.1995 № 215 Борисов И.И., 1990 года рождения, был поставлен на льготную очередь для получения жилой площади при достижении совершеннолетия. Однако с заявлением по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, Борисов И.И. в органы местного самоуправления не обращался. Отмечает, что на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении Борисов И.И. в муниципальном образовании г. Благовещенска не состоял. В списке детей-сирот обращавшихся в орган местного самоуправления принятия на регистрационный учет Борисов И.И. не значится, в связи с чем, просит в иске отказать.

Выслушав пояснения представителя ответчика администрации города Благовещенска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Борисов И.И.. 08.08.1990 года рождения, остался без попечения родителей в 1994 году.

Постановлением главы Архаринской поселковой администрации Амурской области от 31.10.1995 года № 215 Борисов И.И. был поставлен на льготную очередь для получения жилой площади при достижении совершеннолетия.

Согласно доводам истца, поскольку он (Борисов И.И.) был переведен в Мазановскую школу-интернат как лицо из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, то попечителями школы включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а в последующем при обучении им в ПТУ № 1 г. Благовещенска, должен был быть переведен и поставлен на учет в городе Благовещенск, поскольку обучался в городе Благовещенске, а также выбрал местом своего жительства город Благовещенск.

В связи с чем, полагает, что ему должно быть предоставлено жилое помещение в г. Благовещенске.

Согласно части 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абз. 4 ст. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись во внеочередном порядке, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

В связи с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен п. 2 ч. 2 статьи.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из анализа приведенных правовых норм следует, что истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что Борисов И.И. реализовал свое право на получение жилого помещения.

Вместе с тем суд учитывает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Положениями п. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, определенном правительством области.

В соответствии с п. 4 ст. 4.1 этого же Закона регистрационный учет лиц указанной категории, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляют органы местного самоуправления.

Постановлением правительства Амурской области от 08 апреля 2013 г. № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок, в соответствии с которым заявление о предоставлении жилого помещения подается по месту принятия лица на жилищный учет (п.5).

Как следует из материалов дела, на момент рассмотрения спора Борисов И.И. не состоит на жилищном учете в администрации г. Благовещенска, с заявлением о постановке на такой учет в администрацию г. Благовещенска не обращался, в постановке на учет в администрации г. Благовещенска ему не было отказано.

Суд считает обоснованными доводы представителя ответчика администрации г. Благовещенска о том, что в силу положений действующего законодательства - ст. 52 ЖК РФ, Закона Амурской области № 472-ОЗ от 11 апреля 2005 г., постановления правительства Амурской области от 08 апреля 2013 г. № 144 – принятие решений о признании за кем-либо права на получение жилья сопряжено с проверкой оснований для постановки на жилищный учет и отнесено к компетенции органа местного самоуправления конкретного муниципального образования.

Заявление истца о том, что директором ПТУ №1, где он обучался, он должен был быть поставлен на регистрационный учет в г. Благовещенске, однако указанная обязанность им (директором) выполнена не была, не свидетельствует о наличии обязанности у органа местного самоуправления по предоставлению Борисову И.И. жилого помещения. На сегодняшний день Борисов И.И. достиг совершеннолетия, следовательно, должен самостоятельно обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов.

Кроме этого, на сегодняшний день, Борисов И.И. состоит на регистрационном учете в Архаринском районе (постановление главы Архаринской поселковой от 31.10.1995 года № 215).

Также суд находит заслуживающими внимание доводы представителя министерства социальной защиты населения Амурской области о том, что жилое помещение детям-сиротам предоставляется не только по достижению ими 18 лет, а также после завершения получения профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях

Согласно п. 4 ст. 41 Закона № 472-ОЗ от 11 апреля 2005 г. лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями на основании их заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абз. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона 159-ФЗ.

К указанным обстоятельствам относится не только достижение совершеннолетия и поступление заявления о предоставлении жилого помещения, но и окончание срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Как следует, из сведений ИК-23 ФКУ ОИУ-25 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, Борисов И.И. подлежит отбыванию наказанию в местах лишения свободы до 30.11.2020 года.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для возложения на администрацию г. Благовещенска обязанности по предоставлению Борисову И.И. жилого помещения в г. Благовещенске, не имеется.

Что касается заявленных истцом исковых требований к правительству Амурской области, министерству образования и науки Амурской области о предоставлении жилого помещения, то они являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку в соответствии с п.21 Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. постановлением правительства Амурской области от 08.04.2013 N 144, детям-сиротам жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района и городского округа области предоставляют органы местного самоуправления.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований искового заявления Борисова Ивана Ивановича к правительству Амурской области, министерству образования и науки Амурской области, администрации г. Благовещенска о предоставлении жилого помещения в г. Благовещенске – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                                              Е.С. Диких

Решение в окончательной форме изготовлено 27 февраля 2017 года.

Председательствующий                                                Е.С. Диких

2-552/2017 ~ М-12837/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Борисов Иван Иванович
Ответчики
Правительство АО
Министерство образования и науки АО
Другие
Министерство финансов РФ
Президент РФ
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Диких Е.С.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
01.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2017Передача материалов судье
09.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2017Судебное заседание
22.02.2017Судебное заседание
27.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее