Дело № 2-13/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2018 года с. Ербогачен
Катангский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Кийко Т.А.,
при секретаре Марасуловой Е.Н.,
с участием: помощника прокурора Катангского района Залтанова В.В.,
главного врача ОГБУЗ «Катангская районная больница» Молоткова П.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Катангского района в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Катангская районная больница» о возложении обязанности обеспечить минимальный ассортимент лекарственных препаратов, их розничную торговлю во врачебной амбулатории с. Преображенка,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Катангского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Катангская районная больница» о возложении обязанности обеспечить минимальный ассортимент лекарственных препаратов, их розничную торговлю во врачебной амбулатории с. Преображенка, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об обращении лекарственных средств ОГБУЗ «Катангская РБ», в ходе которой установлено, что врачебная амбулатория с. Преображенка, расположенная по адресу: <адрес>, является структурным подразделением ОГБУЗ «Катангская РБ» и имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 11.06.2015 г. № ЛО-38-02-001237, выданную Министерством здравоохранения Иркутской области. На момент проверки 08.02.2018 г. действовал минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 г. № 2323-р. В нарушение указанных требований во врачебной амбулатории с. Преображенка полный объем лекарственных препаратов, входящих в минимальный ассортимент- отсутствует, розничная торговля ими не осуществляется. Согласно информации Преображенского муниципального образования, на территории с. Преображенка аптечные организации отсутствуют, розничная торговля лекарственными препаратами для населения с. Преображенка не осуществляется, в связи с чем, население вынуждено приобретать лекарственные препараты в других населенных пунктах Катангского района. Прокурор просил обязать ОГБУЗ «Катангская районная больница», расположенное по адресу: <адрес>, обеспечить наличие во врачебной амбулатории с. Преображенка, расположенной по адресу: <адрес> установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также организовать и обеспечить во врачебной амбулатории с. Преображенка в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, осуществление фармацевтической деятельности (розничную торговлю лекарственными препаратами).
В судебном заседании помощник прокурора Залтанов В.В. поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика исковые требования прокурора не признал, представил возражения и просил отказать прокурору в удовлетворении исковых требований, поскольку не может быть ответчиком по данному гражданскому делу.
Выслушав помощника прокурора Катангского района Залтанова В.В., представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 45 ГПК РФ и части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ одним из принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В силу ст.18 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ каждый имеет право на охрану здоровья, которое обеспечивается, в том числе, реализацией качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов.
Согласно ст.52 Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010 г. «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В силу положений п.35 ст.4, ч.6 ст.55 Федерального закона № 61-ФЗ структурное подразделение медицинской организации, осуществляющее розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения, является аптечной организацией, в обязанности которой входит обеспечение утвержденного Правительством РФ и формирование в установленном им порядке минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Согласно п.74 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55, продавец обязан обеспечить продажу лекарственных препаратов минимального ассортимента, необходимых для оказания медицинской помощи, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
На основании Распоряжения Правительства РФ от 23.10.2017 г. № 2323-р действует минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
В соответствии с пп.7 п.2.2 Устава ОГБУЗ «Катангская РБ» предметом основной деятельности Учреждения является в том числе и осуществление фармацевтической деятельности в соответствии с лицензией.
Из материалов дела следует, что врачебная амбулатория с. Преображенка, расположенная по адресу: <адрес>, является структурным подразделением ОГБУЗ «Катангская РБ». (л.д.11-12) и имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от ДД.ММ.ГГГГ № ЛО-38-02-001237, выданную Министерством здравоохранения Иркутской области. (л.д.9-10).
В результате проведенной прокуратурой Катангского района проверки во врачебной амбулатории с. Преображенка, установлено отсутствие лекарственных средств включенных в минимальный ассортимент и необходимых для оказания медицинской помощи, розничная торговля ими не осуществляется. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 08 февраля 2018 года (л.д. 17 - 23).
Из содержания информации, предоставленной администрацией Преображенского муниципального образования, следует, что на территории с. Преображенка аптечные организации отсутствуют, розничная торговля лекарственными препаратами для населения с. Преображенка не осуществляется (л.д.24).
Представитель ОГБУЗ «Катангская РБ» в судебном заседании пояснил, что функции по учету товародвижения лекарственных средств, контроль их сроков годности, формирование их розничной цены и т.д. являются функциями аптечных организаций, а не районной больницы. Кроме того, внебюджетных денежных средств на компенсацию транспортных расходов на доставку лекарственных средств в населенные пункты района в ОГБУЗ «Катангская РБ» нет. При этом представитель указал, что ОГБУЗ «Катангская РБ» регулярно осуществляет поставку медикаментов для оказания первичной медико- санитарной помощи, экстренной и неотложной медицинской помощи в структурные подразделения, и он как главный врач готов обеспечить в структурных подразделениях наличие минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Поскольку во врачебной амбулатории с. Преображенка Катангского района Иркутской области на момент проверки отсутствовал минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, и их розничная торговля не осуществлялась, суд пришел к выводу о нарушении ОГБУЗ «Катангская РБ» требований статьи 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств».
Доводы ответчика о том, что ОГБУЗ «Катангская РБ» является ненадлежащим ответчиком не состоятельны, поскольку в соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения Иркутской области от 30 января 2017 г. № 137 утверждена структура ОГБУЗ «Катангская РБ», куда входит и врачебная амбулатория с. Преображенка (л.д.11-12).
Неисполнение ОГБУЗ «Катангская РБ» требований федерального законодательства в сфере обращения лекарственных средств, нарушает права неопределенного круга лиц на медицинскую помощь и охрану здоровья.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░