УИД 10MS0033-01-2018-004166-76
Сортавальский городской суд Дело № 12-106/2019
(г. Сортавала, ул. Лесная, д.2)
РЕШЕНИЕ
19 июля 2019 года г. Сортавала
Судья Сортавальского городского суда Республики Карелия Кустова Е.С., при секретаре Тигинян Е.В., рассмотрев жалобу главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного контроля после выпуска товаров Карельской таможни Некрасовой И.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Сортавала Республики Карелия от 03 июня 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Фортипартс», <Данные изъяты>
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Сортавала Республики Карелия от 03 июня 2019 г. дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Фортипартс» прекращено по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях ООО «Фортипартс» состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо Карельской таможни, составившее протокол об административном правонарушении, просит постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Сортавала Республики Карелия от 03 июня 2019 г. отменить, дело возвратить мировому судье на новое рассмотрение ввиду неправильного применения процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к правоотношениям, регламентированным таможенным законодательством Таможенного союза, полагая о наличии вины в действиях ООО «Фортипартс» в связи с несоблюдением запретов и ограничений в отношении ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и задекларированных в декларации <Номер обезличен> товаров – грейферных захватов. Указывает, что принятое мировым судьей решение на основании консультации АО «ВНИИС» противоречит действующему законодательству. Полагает, что мировым судьей не принято во внимание, что ввезенный «грейферный захват» по своему функциональному назначению и техническим характеристикам соответствует оборудованию категории «Приспособления для грузоподъемных операций» - Перечня объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» - ТР ТС 010/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 823. В ответ на запрос Карельской таможни Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), находящееся в ведении Минпромторга России, осуществляющего функции федерального органа по техническому регулированию, дало разъяснения от 12 июля 2018 года №АШ-11460/03 о том, что в соответствии с п. 5 Приложения № 3 технического регламента ТР ТС 010/2011 грейферные захваты для бревен, гидравлические, для гидроманипуляторов форвардера, ввозимые в 2017 году ООО «Фортипартс», включены в «Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента ТР ТС 010/2011, в форме декларирования соответствия», и классифицируются как «Приспособления для грузоподъемных операций». Вывод об отсутствии обязанности предоставления подтверждения соответствия перемещаемого товара требованиям ТР ТС 010/2011, так как отсутствует стандарт для конкретного товара «Грейферный захват», противоречит ст.ст. 6, 351 ТК РФ, ст. 1 ТК ТС, ТК ЕАЭС. Применение ТР ТС 010/2011, исходя из целей и задач его разработки - «для безопасности машин и оборудования», имеет общий характер, и в какой-либо отдельной экономической отрасли его применение не предусмотрено. В силу ст. 3 ТР ТС 010/2011 технический регламент не содержит исключений для подтверждения соответствия, связанных с наличием либо отсутствием каких-либо стандартов. Судом не было учтено, что с момента вступления в силу ТР ТС 010/2011 на аналогичные грейферные захваты, выпускаемые в обращение на таможенной территории ЕАЭС, различными аккредитованными органами по сертификации выдаются декларации соответствия, подтверждающие их соответствие ТР ТС 010/2011. ООО «Фортипартс» предоставлена Декларация о соответствии на аналогичный товар (код товара по ТНВЭД ЕАЭС №8431410000) от 14 марта 2016 года сроком действия до 13 марта 2017 года. Обществом с 2014 года ввозятся и декларируются таможенному органу грейферные захваты, схожие по своему техническому описанию и функциональному назначению. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 января 2018 года № 6, вступившим в силу 18 февраля 2018 г., утвержден перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается предоставлением документа об оценке соответствия ТР ТС 010/2011, в п. 19 указано, что на приспособления для грузоподъемных операций (7312, 8431) требуется декларация о соответствии или сертификат соответствия.
В судебном заседании представители Карельской таможни по доверенности Романова Е.Ю., Богатырев Д.А. поддержали доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Защитники ООО «Фортипартс» по доверенности Терентьева В.В., Полевая Н.А. возражали против удовлетворения жалобы, полагали, что оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется.
Исследовав доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом с учетом обстоятельств дела и положений ч.1 ст.30.3 КоАП РФ полагает срок обжалования постановления не пропущенным.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Материалами дела установлено, что <Дата обезличена> составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Фортипартс», согласно которому <Данные изъяты> не соблюдены запреты и ограничения в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров, а именно, не представлены документы, подтверждающие соответствие декларируемых товаров требованиям ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».
Деяние ООО «Фортипартс» квалифицировано по ст. 16.3 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Сортавала Республики Карелия от 03 июня 2019 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Фортипартс» прекращено на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.
Мировой судья пришёл к выводу, что грейферный захват гидравлический гидроманипулятора в Перечне объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» - ТР ТС 010/2011, отсутствует, стандарт в отношении такой продукции отсутствует, что подтверждается проведенной по делу № 5-20/2019 судебной экспертизой.
Принимая во внимание заключение АО «ВНИИС», отсутствие ГОСТа или иного стандарта на грейферы гидравлические, мировой судья пришёл к выводу об отсутствии возможности применения методов и способов их (грейферов) исследования (испытания), сертификации подлежит сам форвардер, а все его узлы и агрегаты испытываются при его сертификации и в соответствии с ней, в связи с чем отсутствует состав вменяемого обществу административного правонарушения.
Между тем, с таким выводом мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС в редакции на момент совершения правонарушения) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В силу ст. 181 ТК ТС, при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, в которой, кроме прочих сведений, указываются сведения о документах, представляемых в соответствии со ст. 183 ТК ТС.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 183 ТК ТС к числу таких документов относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
В силу п. 8 ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 823 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (TP ТС 010/2011), действие которого распространяется на машины и (или) оборудование, выпускаемое в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза.
Также Решением утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», а также Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.
Настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования к безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (п. 2).
Согласно ч. 2 ст. 8 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» подтверждение соответствия машин и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме: сертификации аккредитованным органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза; декларирования соответствия на основании собственных доказательств и (или) полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Декларация о соответствии или сертификат соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (п. 6 ст. 8 регламента).
При этом декларирование соответствия проводится заявителем в отношении машин и (или) оборудования, включенных в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия, приведенный в приложении № 3 (п. 4 ст. 8 регламента).
В приложении № 3 поименован Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» в форме декларирования соответствия, к которому отнесены приспособления для грузоподъемных операций (п.5).
В силу п. 7 ст. 1 ТР ТС 010/2011 при идентификации машин и (или) оборудования устанавливается соответствие конкретных машин и (или) оборудования образцу или их описанию, в качестве которого могут быть использованы стандарты, указанные в п. 1 ст. 6 настоящего технического регламента, классификаторы, спецификации и чертежи, технические условия, эксплуатационная документация.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года №54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» утверждена единая товарная номенклатура.
Под кодом ТНВЭД 8431 41000 0 значатся ковши, грейферы, захваты и черпаки.
Таким образом, техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» установлены обязательные требования к подтверждению соответствия в форме декларирования приспособлений грузоподъемных операций, к которым относятся грейферы.
Вместе с тем, мировой судья без достаточных к тому оснований прекратил производство по административному делу в отношении общества по ст. 16.3 КоАП РФ. В частности, не дал оценку имеющимся в деле декларациям соответствия на аналогичные грейферы, указав, что их наличие в деле не является основанием для утверждения о наличии в действия вины общества во вменяемом ему правонарушении. Безосновательно не принята во внимание декларация о соответствии ТС №RU-Д-FI.АУ37.В.23656 сроком действия до 13 марта 2017 года на грейферный захват фирмы «VAHVA» со ссылкой на отсутствие в декларации указания конкретного вида грейфера.
Однако, согласно декларации о соответствии <Номер обезличен> ООО «Фортипартс» заявляет, что приспособления для грузоподъемных операций, <Данные изъяты> изготовлены в соответствии с ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», изготовитель «<Данные изъяты>
Указанная декларация принята таможенным органом.
Из заявления общества следует, что тип объекта подтверждения – серийный выпуск.
Согласно материалам дела, общество неоднократно приобретало и ввозило на территорию Таможенного союза грейферные захваты указанной марки. Данные обстоятельства подтверждены сторонами.
Декларация на товары <Номер обезличен> в графе «Грузовые места и описание товара» предусматривает указание на маркировку и количества товара, отличительные особенности. Обществом заявлен грейферный захват для бревен гидравлический гидроманипулятора форвардера, новый 2017 г. модель <Данные изъяты> В дополнении к декларации указано описание товара: под действием гидравлической силы лапы захвата раздвигаются для захвата или сдвигаются для опускания сортимента. Захват крепится к гидроманипулятору на подвеску. Выполняемая функция – предназначен для захвата сортиментов при погрузке или опускании при выгрузке. Способность работать без декларируемой части – гидроманипулятор не способен работать без захвата. В графе «описание групп товара» указан принцип действия гидроманипулятора: с помощью гидравлической силы и навесного оборудования, на гидроманипуляторе происходит перемещение груза путем поворота стрелы гидроманипулятора, которая крепится на колонне. Предназначен для погрузо-разгрузочных работ. Также указана марка и артикул товара, серийные номера.
Принимая во внимание, что обществом не представлено доказательств приобретения грейферных захватов иной марки либо иных характеристик, а материалы дела содержат доказательства возможности применения методов и способов их исследования (испытания) грейферных захватов на соответствие требованиям ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», вывод мирового судьи о том, что сертификации подлежит сам форвардер, а все его узлы и агрегаты испытываются при его сертификации и в соответствии с ней, является преждевременным и не подтвержденным.
При этом экспертное заключение Всероссийского научно-исследовательского института сертификации от 22 февраля 2019 года, проведенное по делу №5-1481/2018 (5-20/2019), которое легло в основу оспариваемого постановления, в материалах дела отсутствует. Кроме того, из определения о назначении экспертизы по указанному делу от 24 декабря 2018 года следует, что основанием к ее назначению послужила неопределенность в том, что согласно ТР ТС 010/2011 приспособления для грузоподъемных операций подлежат декларированию, в то время как в Перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, к приспособлениям для грузоподъемных операций поименованы только Грейферы канатные для наволочных грузов. Вместе с тем, мировым судьей поставлены вопросы правового характера, а не вопросы, требующие специальных познаний согласно ч. 1 ст.26.4 КоАП РФ.
Заключение АО «ВНИИС» от 22 февраля 2019 года не является достаточным доказательством для вывода об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, принимая во внимание, что данное заключение дано по запросу судьи в порядке консультации.
Кроме того, в соответствии с Решением Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года №294 «О Положении о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена, в том числе, в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года № 526 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования.
В пункте 1 указанного Единого перечня продукции поименованы «машины и оборудование».
Вместе с тем, мировым судьей не дана оценка указанному положению.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении мировым судьей судебного участка № 1 г. Сортавала Республики Карелия допущено нарушение требований ст. 24.1 КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а срок давности привлечения ООО «Фортипартс» к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Сортавала от 03 июня 2019 года, вынесенное по делу № 5-14/2019 в отношении ООО «Фортипартс» подлежит отмене, а дело - направлению мировому судье судебного участка № 1 г.Сортавала Республики Карелия на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Сортавала Республики Карелия от 03 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Фортипартс» отменить.
Дело возвратить мировому судье судебного участка № 1 г. Сортавала Республики Карелия на новое рассмотрение.
Судья Е.С. Кустова