РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2023 года г.Самара
Советский районный суд г.Самары в составе:
судьи Никитиной С.Н.,
при секретаре судебного заседания Жирухиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-226/23 по административному исковому заявлению Балахновой Н.Е. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным действия (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
Балахнова Н.Е. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании незаконным уведомления №КУВД-001/2022-15567281/105-КУВД-001/2022-15567281/208 от 29.07.2022 в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на земельные участки ЗУ1-ЗУ52, образуемые в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, об обязании устранить допущенные нарушения путем осуществления государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на земельные участки ЗУ1-ЗУ52, образуемые в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> на основании заявлений от 14.04.2022 КУВД-001/2022-15567281.
В обоснование иска Балахнова Н.Е. указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Кадастровым инженером Губернаторовой Л.А. был подготовлен межевой план в связи с образованием 52 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. При этом через образуемые земельные участки ЗУ51 и ЗУ52 путем их обременения обеспечивается доступ к землям общего пользования – для образуемых смежных земельных участков ЗУ1-ЗУ50. 13.04.2022 Балахновой Н.Е. в Управление Росреестра по Самарской области было подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по образованию 52 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №. 29.07.2022 Балахновой Н.Е. были получены уведомления об отказе государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права №КУВД-001/2022-15567281/105 - №КУВД-001/2022-15567281/208 за подписью государственного регистратора ФИО4
Регистратор установил, что конфигурация и расположение вновь образованного земельного участка, обозначенного в межевом плане под номером ЗУ52, будет препятствовать рациональному использованию, что прямо запрещено п.6 ст.11.9 ЗК РФ. Более того, конфигурация земельного участка позволяет сделать вывод, что он образуется для целей проезда (прохода) между другими образуемыми участками. То есть образуется территория, которой беспрепятственно должны пользоваться все правообладатели смежных с ними участков (территория общего пользования). Отсутствует проект межевания. Также образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостатков, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ и другими федеральными законами. По его мнению, конфигурация и расположение образуемых земельных участков, обозначенных в межевом плане под номером 52, будет препятствовать рациональному использованию земельного участка. Однако образуемый земельный участок не имеет какую-либо особенно сложную конфигурацию, не доставляет неудобства в использовании в соответствии с основным ВРИ (предоставление коммунальных услуг) и вспомогательным ВРИ (предоставление коммунальных услуг), непрямолинейные границы земельного участка не препятствуют рациональному использованию земельного участка ЗУ52. Считает отказ незаконным и необоснованным.
Административный истец Балахнова Н.Е. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца по доверенности Купцова Н.Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что межевой план, выполненный кадастровым инженером Губернаторой Л.А. совпадает с межевым планом, изготовленным ранее кадастровым инженером Купцовой Н.Ю., который был предметом рассмотрения по административному делу №2а1020/22. Было подано повторное заявление в Управление Росреестра, но был получен вновь отказ.
Представитель административного ответчика Росреестра по Самарской области по доверенности Владимерцева Н.Н. с иском не согласилась, пояснила, что 29.04.2022 была приостановка регистрации, ЗУ51 и ЗУ52 фактически представляют собой проезд (проход) и сформированы с целью доступа к образуемым объектам недвижимости. Присутствует чересполосица, с чем согласился областной суд по ранее вынесенному аналогичному решению. Межевой план представлен такой же, ничего не изменилось. Кроме того, позиция Управления, что все-таки необходим документ по планировке территории, хотя областной суд в этой части решение изменил и не согласился. Межевой план, выполненный кадастровым инженером Губернаторой Л.А. совпадает с межевым планом, изготовленным ранее кадастровым инженером Купцовой Н.Ю., который был предметом рассмотрения по административному делу №2а1020/22.
Представитель заинтересованного лица кадастровый инженер Губернаторова Л.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив письменные доказательства по делу и оценив их с совокупности в соответствии с требованиями ст.ст. 60, 61 и 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Пунктом 3 ст.1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно ст.14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также требования к ним, установлены статьями 14, 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Статьей 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Приведенные в статье 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» положения следует толковать и применять не изолированно, а в системном единстве, в частности, упомянутую статью необходимо рассматривать во взаимосвязи со статьей 26 указанного закона, поскольку отказ в осуществлении кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является продолжением единой процедуры осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственно регистрации прав на недвижимое имущество и рассматривается именно исходя из оснований, послуживших в итоге причиной отказа, то есть оснований, которые ранее являлись основаниями для приостановления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, проверке подлежат действия регистрирующего органа по приостановлению осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Судом установлено, что Балахнова Н.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (запись № от 26.06.2020). В кадастре недвижимости ЕГРН содержится запись о земельном участке с уточненной площадью 50000 кв.м., категория - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства с кадастровым номером №, дата постановки 23.12.2009.
14.04.2022 Балахнова Е.Е. обратилась в Росреестр по Самарской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с образованием 52 земельных участков категория - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для индивидуального строительства ввиду раздела земельного участка с кадастровым номером №.
В качестве основания был предоставлен межевой план от 12.04.2022 и заключение кадастрового инженера Губернаторовой Л.А. (л.д.16-80), согласно которым при разделе земельного участка с кадастровым номером № для обеспечения образуемых земельных участков водой, теплом, электричеством, газом, отводом канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега), для доступа к землям общего пользования сформированы земельные участки с условными номерами :ЗУ51 и :ЗУ52. Согласно действующей редакции Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в территориальной зоне Ж1, в которой расположены образуемые земельные участки с условными номерами :ЗУ51 и :ЗУ52 предусмотрен вспомогательный ВРИ «Предоставление коммунальных услуг».
Согласно пояснений представителя административного истца и представителя административного ответчика межевой план, выполненный кадастровым инженером Губернаторой Л.А., совпадает с межевым планом, изготовленным ранее кадастровым инженером Купцовой Н.Ю., который был предметом рассмотрения по административному делу №2а1020/22 (копия решения от 16.05.2022 и апелляционное определение от 15.09.2022 приобщены к данному делу).
29.04.2022 на основании п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление заявленных учетно-регистрационных действия было приостановлено на срок до 29.07.2022 в связи с тем, что форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства РФ. Уведомление о приостановлении было направлено Балахновой Н.Е.
При принятии решения о приостановлении государственного кадастрового учета государственный регистратор исходил из следующего.
В соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В ходе проведения правовой экспертизы предоставленных документов государственным регистратором было установлено, что конфигурация и расположение вновь образуемого земельного участка ЗУ52 будет препятствовать рациональному использованию, что прямо запрещено законом.
Более того, конфигурация данного земельного участка позволяет сделать вывод, что он образуется для целей проезда (прохода) между другими земельными участками, то есть фактически образуется территория, которой беспрепятственно должны пользоваться все правообладатели смежных с ними земельных участков (территория общего пользования).
Согласно п.12 ст.1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары.
При этом в силу п.11 ст.1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст.42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (ч.3).
Согласно ч.6 ст.43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
Однако проект межевания территории, подготовленный на основании проекта планировки территории, которым установлены границы территории общего пользования, необходимые для использования образуемых в составе межевого плана иных, не указанных выше, земельных участков, отсутствует.
Осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав было приостановлено до 29.07.2022.
29.07.2022 в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих государственному кадастровому учету, государственный регистратор вынес уведомления об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (л.д.81-182): КУВД-001/2022-15567281/105 - КУВД-001/2022-15567281/208.
Судом установлено, что согласно Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне Ж1 (индивидуальное жилищное строительство).
Согласно Правил зона Ж1 предназначена для обеспечения правовых условий формирования жилой застройки из индивидуальных и блокированных жилых домов с размещением необходимых объектов обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Кроме того, согласно Правил в зоне Ж1 вспомогательные виды разрешенного использования предусматривают предоставление коммунальных услуг: размещение зданий, сооружений, обеспечивающих поставку воды, тепла, электричества, газа, отвод канализационных стоков и т.д.
Решением Советского районного суда г.Самары от 16.05.2022 было установлено, что 28.07.2021 Балахновой Н.Е. было подано в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области заявление, в котором она просила установить вид разрешенного использования образуемым в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № земельным участкам с ЗУ1 по ЗУ50 включительно – «для индивидуального жилищного строительства» в соответствии с установленными Правилами землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области видами разрешенного использования для территориальной зоны Ж-1.
Для земельного участка ЗУ52 она просила установить вид разрешенного использования - «Улично-дорожная сеть» в соответствии с установленными Правилами землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области видами разрешенного использования для территориальной зоны Ж-1 (л.д.7 том 3).
В удовлетворении данного заявления Балахновой Н.Е. было отказано.
Судом также установлено, что раздел земельного участка с кадастровым номером №, имеющего целевое назначение - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, находящегося в собственности на данный момент одного гражданина – Балахновой Н.Е., в силу правового режима каждого из 50 образующихся земельных участков с целевым назначением – для индивидуального жилищного строительства, повлечет за собой увеличение количества землепользователей, а последнее обстоятельство является предпосылкой для застройки названной территории объектами капитального строительства, что приведет к образованию жилого массива (возведению на территории 50 земельных участков жилых домов), проездом (проходом) к которым будут являться два земельных участка 51 и 52, для которых согласно заключения кадастрового инженера Губернаторовой Л.А. предусмотрен вспомогательный ВРИ «Предоставление коммунальных услуг».
Государственный регистратор установил, что конфигурация и расположение вновь образуемого земельного участка ЗУ52 будет препятствовать рациональному использованию, что прямо запрещено п.6 ст.11.9 ЗК РФ.
Суд не может не согласиться с данным обстоятельством, поскольку в соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В части законности отказа в совершении регистрационных действий по мотиву не предоставления проекта межевания территории, подготовленной на основании проекта планировки территории, суд полагает, данный довод административного ответчика необоснован. Однако, данное обстоятельство не может служить основанием для признания решения Росреестра по Самарской области незаконным.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку оспариваемое решение является правомерным в части того, что конфигурация и расположение вновь образуемого земельного участка ЗУ52 будет препятствовать рациональному использованию, что прямо запрещено п.6 ст.11.9 ЗК РФ, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований Балахновой Н.Е. следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 218 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №░░░░-001/2022-15567281/105-░░░░-001/2022-15567281/208 ░░ 29.07.2022 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░1-░░52, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░1-░░52, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 14.04.2022 ░░░░-001/2022-15567281 – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26.01.2023.
░░░░░: