Решение по делу № 2-939/2012 ~ М-614/2012 от 29.02.2012

Дело № 2-939/12

Решение

Именем Российской Федерации

Г. Иваново 16 апреля 2012 года

Фрунзенский районный суд города Иваново

в составе председательствующего судьи Бабашова А.В.,

при секретаре Хозиной С.Ш.,

с участием представителя истца Боровской Е.Т, представителя ИФНС России по г. Иваново Мичуриной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Вихляева Н.М. к ИФНС России по г. Иваново о признании задолженности по налогам, сборам и взносам, суммы начисленных на них пени безнадежными к взысканию

Установил:

Истец обратился в суд с иском мотивируя следующими доводами.

В ноябре 2011 года Ленинским районным судом города Иваново рассматривалось гражданское дело №2-2778/11 по иску Вихляева Н.М. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Ивановской области о защите субъективного права. В ходе рассмотрения данного дела представителем Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Ивановской области суду и представителю истца была представлена справка №70165 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 14 ноября 2011 года (форма №39-1), согласно которой за Вихляевым Н.М. числится общая задолженность в сумме 86 079,86 рублей:

-задолженность по пени налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленных п. 1 ст.224 НК РФ в сумме 8,79 рублей;

-задолженность по пени единый налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 387,34 рубля;

-недоимка по транспортному налогу с физических лиц в сумме 2 108 рублей;

-задолженность по пени по транспортному налогу с физических лиц в сумме 3,76 рублей;

-недоимка по налогу с продаж в сумме 6 716,64 рубля;

-задолженность по пени по налогу с продаж в сумме 56 835,38 рублей;

-недоимка по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 4 512 рублей;

-задолженность по пени в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 7 458,17 рублей;

-недоимка по взносам в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 7,71 рубля;

-задолженность по пени в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 98,45 рублей;

-недоимка по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 2 557,17 рублей;

-задолженность по пени в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 5 386,45 рублей.

25 ноября 2011 года истец получил от ответчика по почте требование №24562 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.11.2011 года. В данном документе также указано, что за истцом числится общая задолженность в сумме 86 028,20 рублей, которую ему было предложено погасить. Истец считает, что требование налогового органа в части предложения погасить числящуюся за ним задолженность в сумме 86 028,20 рублей является неправомерным, поскольку за последние 10 лет ему ни разу не приходило требование об уплате каких-либо налогов. Первичная документация о том каким образом образовалась данная задолженность у ответчика отсутствует. Кроме того, даже если такая задолженность и имела место быть, то ответчик давно утратил возможность ее взыскания в связи с истечением установленных процессуальных сроков. Согласно налоговому законодательству недоимка может быть выявлена налоговым органом, например, в ходе налоговых проверок, при осуществлении иных мероприятий налогового контроля, при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам. Статьями 88, 89, 100 и 101 НК РФ установлены сроки проведения налоговых проверок, периоды, которые могут быть охвачены налоговой проверкой, сроки оформления результатов налоговых проверок и вынесения решений по материалам налоговых проверок. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи. Пунктом 2 ст. 70 Кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения. В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 100 Кодекса по результатам налоговой проверки составляется акт налоговой проверки, в котором указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. По результатам рассмотрения акта налоговой проверки и других материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа принимается решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором указывается сумма недоимки, выявленная в ходе налоговой проверки (п. 8| ст. 101 Кодекса). При выявлении недоимки в ходе камеральной налоговой проверки и отсутствии признаков состава нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в ходе иных мероприятий налогового контроля, по результатам которых составление акта не предусмотрено, налоговым органом в силу абз. 2 п. 1 ст. 70 Кодекса должен быть составлен документ о выявлении недоимки у налогоплательщика по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825. Если бы за истцом действительно числились недоимки, то исходя из данных норм права, ответчик должен был ежегодно направлять в его адрес требования об уплате налогов. Однако, за последние 10 лет ему ни разу не приходило требование об уплате каких-либо налогов, в связи с чем истец считает, что сведения содержащиеся в компьютерной базе ответчика, являются ошибочными. Данные о наличии у истца недоимки по налогам, вызывают отрицательные последствия. Так, при обращении истца в кредитные организации для того, чтобы взять кредит, ему было отказано, поскольку в справке ответчика указано на наличие у него задолженности в указанной сумме. В пункте 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 229-ФЗ) приведен перечень оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, безнадежными к взысканию. Одно из них - принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания. В этой связи истец просит суд: признать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №6 по Ивановской области утратившей возможность взыскания с Вихляева Н.М. недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам согласно справке №70165 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 14 ноября 2011 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Представитель ответчика на иск возражала, при этом пояснила, что в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога. Вихляев Н.М. по состоянию на 13.03.2012 г. имеет задолженность в общей сумме 84 414 руб. 30 коп., возникшую в период осуществления им предпринимательской деятельности, с 21.06.1995 г.по 02.05.2001 г.:

- по налогу на доходы физических лиц от осуществления деятельности индивидуальным предпринимателем - пени 8 руб. 79 коп.,

- по единому налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы - пени 387 руб. 34 коп.,

- по налогу с продаж - налог 6716 руб. 64 коп, пени 57052 руб. 63 коп.,

- недоимка по взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации - недоимка 4512 руб. 00 коп., пени 7604 руб. 16 коп.,

- недоимка по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а именно - недоимка 7 руб. 71 коп., пени 98 руб. 70 коп.,

- недоимка по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, а именно- недоимка 2557 руб. 17 коп., пени 5469 руб. 16 коп.

Доказать факт представления истцом налоговой отчетности, в которой им заявлялись суммы к уплате по вышеуказанным платежам, ответчиком не предоставляется возможным в связи с тем, что cpок хранения налоговой отчетности истек. У налогового органа по той же причине не имеется возможности подтвердить факт направлении истцу требований об уплате числящейся за ним задолженности. Представитель ответчика также пояснила, что сведения о наличии задолженности по налогам у истца за период осуществления им предпринимательской деятельности с 1995 по 2001 годы имеются только в электронной базе данных. Какого- либо документального подтверждения наличия недоимки по налогам у истца у налогового органа нет. В тоже время, считает, что если такие сведения имеются в электронной базе, то значит задолженность у истца имеется, просила в удовлетворении иска отказать.

После пояснений, данных представителем ответчика представитель истца уточнила исковые требования и просила суд:

-признать задолженность в сумме 84 414,30 рублей по налогам, сборам и взносам, суммы начисленных на них пени, числящиеся на лицевом счете налогоплательщика Вихляева Н.М. безнадежными к взысканию и подлежащими исключению из сведений данного налогоплательщика;

- признать задолженность по пеням, возникшим в период с 14.03.2012 года по день фактического исполнения решения суда, числящиеся на лицевом счете налогоплательщика Вихляева Н.М., безнадежными к взысканию и подлежащими исключению из сведений данного налогоплательщика.

Суд выслушав стороны, изучив материалы дела приходит к следующему.

Согласно Справке ИФНС по г. Иваново №72884 по состоянию на 13 марта 2012 года за налогоплательщиком Вихляевым Н.М., как предпринимателем без образования юридического лица, числится задолженность в размере 84 414,30 рублей:

- по налогу на доходы физических лиц от осуществления деятельности индивидуальным предпринимателем - пени 8 руб. 79 коп.,

- по единому налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы - пени 387 руб. 34 коп.,

- по налогу с продаж - налог 6716 руб. 64 коп, пени 57052 руб. 63 коп.,

- задолженность по взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации - недоимка 4512 руб. 00 коп., пени 7604 руб. 16 коп.,

- задолженность по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - недоимка 7 руб. 71 коп., пени 98 руб. 70 коп.,

- задолженность по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - недоимка 2557 руб. 17 коп., пени 5469 руб. 16 коп. (л.д. 26).

Из данной Справки не следует в связи с чем и за какой именно налоговый период образовалась недоимка у налогоплательщика.

Допустимых (документальных) доказательств наличия недоимки у налогоплательщика Вихляева Н.М. за период 1995-2001 годы, ответчиком суду не представлено, равно, как и доказательств направления в адрес истца, начиная с 1995 по октябрь 2011 года включительно налоговых уведомлений и требований об уплате недоимки по налогам по вышеуказанным позициям.

Об имеющейся задолженности истцу стало известно лишь в ноябре 2011 года когда им было получено Требование за № 24562 об уплате транспортного налога за 2010 год, в котором в графе «справочно» было указано, что за ним числится общая задолженность в сумме 86 028,20 рублей, без какой-либо расшифровки (л.д.12).

В соответствии с п. 1 ст. 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется Налоговым Кодексом РФ и иными федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 22 НК РФ права обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

В соответствии с п.п. 1-2 ст. 33 НК РФ - должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами, реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов, в частности:

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ - направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

В рассматриваемом случае представителем налогового органа не представлено суду каких-либо допустимых доказательств, подтверждающих направление заявителю налоговых уведомлений об имеющейся у него задолженности, либо требований об уплате последним таковой.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Согласно ст. 52 НК РФ налоговое уведомление является письменным документом, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога, и составляется по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти. Поэтому факт направления налогового уведомления может быть подтвержден только письменными доказательствами.

Налоговое законодательство связывает возможность принудительного взыскания налога с исполнением требования об уплате налога.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2006 году) исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2007 года), требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Таким образом, при надлежащем выполнении положения закона о сроках направления налогового требования исковое заявление о взыскании недоимки по налогу могло быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные ст. 70 НК РФ.

Нарушение налоговым органом срока направления требования не может повлечь изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога.

Срок направления требования об уплате налогов, предусмотренный п. 1 ст. 70 НК РФ в редакции Федерального закона N 154-ФЗ от 9 июля 1999 года, определен не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, кроме случаев, когда требование направляется по результатам налоговой проверки. В таком случае, требование об уплате налога и соответствующих пеней, должно быть направлено налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Однако в нарушение указанной нормы закона ИФНС по г. Иваново ни уведомлений, ни требований об уплате числящейся за Вихляевым Н.М. задолженности по налогам в адрес истца за перод с 1995 по ноябрь 2011 года вообще не направлялось, обращений в суд с иском о взимании недоимки не инициировалось.

Несоблюдение налоговым органом срока направления налогоплательщику требования об уплате транспортного налога установленного статьей 70 Налогового кодекса РФ и срока обращения за принудительным взысканием налога, установленного статьей 48 данного Кодекса повлекло утрату права на принудительное взыскание недоимки и пеней по налогам в размере 84 414,30 рублей, указанным в Справке ИФНС по г. Иваново №72884 по состоянию на 13 марта 2012 года и числящейся за налогоплательщиком Вихляевым Н.М.

Предложение налогового органав в своем Требовании № 24562 оплатить Вихляеву Н.М. задолженность по налогам и сборам за период с 1995 по 2001 года в указанной выше сумме суд ситает недопустимым, поскольку это противоречит налоговому законодательству, в частности ст. ст. 48, 70 НК РФ, устанавливающим порядок взимания недоимок, имеющихся у налогоплательщиков и которое фактически является требованием об уплате задолженности по налогам.

Указанное обстоятельство, влечет нарушение прав налогоплательщика на гарантированную судебную защиту их прав и законных интересов, поскольку в данном случае налогоплательщик лишен возможности опозиционировать в суде относительно предъявляемых требований, заявить о пропуске срока исковой давности, воспользоваться помощью квалифицированного представителя и т.п.

Кроме того, не основанное на законе предложение налогового органа в оспариваемом решении произвести налогоплательщику оплату безнадежно числящейся задолженности, ставит, принадлежащее последнему законное право на возврат излишне уплаченного налога в зависимость, от «необходимой» уплаты недоимки, право на возврат которой у налогового органа утрачено, что подтверждается судебным решением по делу № 2-2778/11 от 22 ноября 2011 года по иску Вихляева Н.М. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Ивановской области о защите субьективного права.

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК РФ, безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Пункт 3 статьи 44 НК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым прекращается обязанность по уплате налога и (или) сбора, а именно:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) со смертью физического лица - налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со статьей 49 НК РФ;

4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В силу статьи 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

по федеральным налогам и сборам - Правительством РФ;

по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.

Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.

Во исполнение статьи 59 НК РФ Правительство РФ приняло Постановление от 12.02.2001 N 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ.

Вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам решают органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления применительно к порядку, определенному данным Постановлением.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.

Списание безнадежной к взысканию задолженности в судебном порядке действующим законодательством не предусмотрено.

Согласно статье 3 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1) налоговые органы в своей деятельности руководствуются НК РФ и другими федеральными законами, Законом N 943-1 и иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.

У суда также не имеется оснований понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.

Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные Приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку таковая имеет место быть. Однако, наличие в документах внутриведомственного учета безнадежной ко взысканию задолженности, затрагивает интересы налогоплательщиков при реализации своих прав, в различных сферах гражданских правоотношений.

На основани изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск удовлетворить.

Признать задолженность по налогам, числящуюся на лицевом счете налогоплательщика Вихляева Н.М. возникшую за период до 02.05.2001 года, как безнадежную к взысканию и подлежащей исключению из сведений данного налогоплательщика, равно как и сумму начисленных на них пени, по состоянию на 13 марта 2012 года, которая в общей сумме составляет - 84 414 рублей 30 копеек.

Признать задолженность по пеням, возникшим в период с 14 марта 2012 года по день фактического исполнения решения суда, числящуюся на лицевом счете Вихляева Н.М. как безнадежную к взысканию и подлежащей исключению из сведений данного налогоплательщика

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд города Иваново в течение о

2-939/2012 ~ М-614/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вихляев Николай Михайлович
Ответчики
МИФНС №6
Суд
Фрунзенский районный суд г. Иваново
Судья
Бабашов Алексей Владимирович
Дело на странице суда
frunzensky--iwn.sudrf.ru
29.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.02.2012Передача материалов судье
02.03.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.03.2012Предварительное судебное заседание
06.04.2012Судебное заседание
16.04.2012Судебное заседание
05.06.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2012Дело оформлено
28.06.2012Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее