Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-924/2021 ~ М-246/2021 от 28.01.2021

63RS0-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2021 года      <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Космынцевой Г.В.,

при секретаре Севастьяновой Я.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Явкина А. А. к ТСЖ «Август ТСЖ» об обязании произвести перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

Явкин А.А. обратился в суд с иском к ТСЖ «Август ТСЖ» об обязании произвести перерасчет, указав, что ему на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>Б. Данные нежилые помещения являются частью здания (жилого многоэтажного дома), в виде пристроя, и имеют отдельный вход. Ежемесячно ТСЖ «Август ТСЖ» выставляет в адрес собственника вышеуказанных нежилых помещений, квитанции на оплату сумм за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги. В расчет предъявляемых сумм, в числе прочих включаются: техобслуживание, из расчета кв.м., услуги вахтера, из расчета кв.м., резервный фонд, из расчета кв.м. Учитывая тот факт, что доступ в помещение собственника осуществляется через отдельный вход, то использование общего имущества дома, а именно входа в подъезды и сами подъезды, через которые осуществляется вход в жилые помещения (квартиры) иных собственников, являющихся членами ТСЖ «Август ТСЖ », Явкиным А.А. не происходит. Соответственно, услугами вахтера (консьержки) Явкин А.А. не пользуется. Также, собственник нежилых помещений, не использует и иное имущество общего пользования, в которых располагаются жилые помещения (квартиры), а именно: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, с учетом уточнений, просил обязать ответчика произвести перерасчет, за последние три года, с даты обращения в ТСЖ с письмом, за оказанные услуги по содержанию и ремонту помещений и за коммунальные услуги, и предоставить Явкину А.А. новые квитанции, за вычетом позиций, фактически не оказанных и документально не подтвержденных услуг по видеонаблюдению и услуг вахтера в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу <адрес>Б, принадлежащих Явкину А. А..

В судебном заседании представитель истца по доверенности Екатеринчева Т.Л. уточненные заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика по доверенности Седенкова К.Г. возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электроэнергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме: 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плата за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что Явкину А.А. на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>Б с кадастровыми номерами , что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-17), выписками ЕГРН (л.д.115-124).

Данные нежилые помещения являются частью здания (жилого многоэтажного дома), но имеют отдельный вход, указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

Управление вышеуказанным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «Август ТСЖ» на основании Устава (л.д.188-183).

Согласно представленным в материалы дела квитанциям, выставляемым ТСЖ «Август ТСЖ» в адрес собственника вышеуказанных нежилых помещений, в расчет предъявляемых сумм, в числе прочих включаются: техобслуживание, из расчета кв.м., услуги вахтера, из расчета кв.м., резервный фонд, из расчета кв.м. (л.д.18-20).

ДД.ММ.ГГГГ Явкин А.А. в лице представителя по доверенности, обратился в ТСЖ «Август ТСЖ» с заявлением о предоставлении информации о фактически оказанных услугах ресурсоснабжающими организациями и непосредственно ТСЖ «Август» по нежилым помещениям с кадастровыми номерами , принадлежащим Явкину А.А., с указанием цен и объема оказанной услуги, за последние 3 года, а также просил произвести перерасчет и предоставить новые квитанции за вычетом позиций, за фактически не оказанные и документально не подтвержденные услуги ресурсноснабжающими организациями и непосредственно ТСЖ «Август» по нежилым помещениям принадлежащим Явкину А.А, за последние 3 года (л.д.99-102).

ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Август ТСЖ» Явкину А.А. было отказано в перерасчете (л.д.103-105).

Статьями 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации определены компетенция, порядок и формы проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также процедура обжалования принимаемых ими решений.

В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из решений собраний в случаях, предусмотренных законом.

В п. 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, то есть определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Согласно ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

На основании ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Согласно ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, поскольку сам факт существования и сохранность каждого из помещений в многоквартирном доме обусловлены существованием и состоянием самого дома (здания), наличие права собственности на помещения в нем обусловливает и наличие права общей долевой собственности собственников этих помещений на общее имущество в таком доме, в том числе на общие нежилые помещения, несущие конструкции дома, сети и системы инженерно-технического обеспечения (ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации); в силу того что участники общей долевой собственности обязаны соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по этому имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации), несение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (фактически - здания и его конструктивных элементов) для каждого из собственников помещений в этом доме составляет не просто неотъемлемую часть бремени содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и обязанность, которая вытекает из факта участия в праве собственности на общее имущество и которую участник общей долевой собственности несет, в частности, перед другими ее участниками, чем обеспечивается сохранность как каждого конкретного помещения в многоквартирном доме, так и самого дома в целом.

Соответственно, не может расцениваться как неправомерное возложение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него ч. 3 ст. 39 и ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливающие, в частности, порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления размера расходов на его содержание, а постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 290 - Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и минимальный перечень таких услуг и работ. Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме, как разъяснил - в целях обеспечения единства практики применения судами соответствующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации, а также изданных в соответствии с ними нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации - Пленум Верховного Суда Российской Федерации, понимается комплекс работ и услуг, направленных на его поддержание в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (п. 14 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Согласно пункту 20 Минимального перечня работ и услуг, необходимых для надлежащего содержания дома, к работам выполняемым в целях надлежащего содержания электрооборудования относится техническое обслуживание и ремонт лифтов.

Согласно пункту 22 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме, включают в себя организацию системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта; обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов); обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов); обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования.

В соответствии с подпунктом «в» п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее перечень услуг и работ периодичность их оказания, выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного в реализованного способа управления многоквартирным домом, в порядке, определенном уставом товарищества или кооператива, - в случае, если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно товариществом собственников жилья.

Согласно п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Из пункта 33 указанных выше правил следует, что размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статей 181.4 и 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Л." собственникам помещений в многоквартирном доме при установлении решением общего собрания размера платы за содержание жилого помещения, включающей в себя, в том числе плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, либо размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, следует в первую очередь учитывать, что платежи, обязанность по внесению которых возлагается на всех собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть достаточными для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям. При этом законодательно установленный критерий распределения бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, а именно доля конкретного собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, сам по себе не исключает возможность учета при принятии указанного решения особенностей соответствующих помещений (в частности, их назначения), а также иных объективных обстоятельств, которые - при соблюдении баланса интересов различных категорий собственников помещений в многоквартирном доме - могут служить достаточным основанием для изменения долей их участия в обязательных расходах по содержанию общего имущества (соотношение общей площади жилых и нежилых помещений в конкретном доме, характер использования нежилых помещений и т.д.).

Судом установлено, что в соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений МКД было принято решение — установить с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячный сбор в резервный фонд в размере 5 руб. с квадратного метра (л.д. 208-213).

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений было принято решение — утвердить тарифы по содержанию и ремонту для нежилых помещений на 2017 год. Были утверждены тарифы, предложенные Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, был утвержден тариф на лифтовое обслуживание (л.д.198-203).

В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений Товарищества собственников жилья было принято решение — утвердить тарифы по содержанию и ремонту для нежилых помещений с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Приложению к протоколу «Смета» — были утверждены расходы на Вахту (л.д.194-197).

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений было принято решение — установке видеокамер, утверждении графика вахтеров, и тарифа «услуги вахтеров».

Таким образом, поскольку вышеуказанные решения общего собрания незаконными не признаны, несогласие истца с возложением обязанности по оплате содержания общего имущества многоквартирного дома, в том числе по оплате дополнительных услуг вахтера и виделнаблюдения, не исключает его обязанности исполнять решение общего собрания собственников помещений дома.

Доводы истца о том, что принадлежащие ему нежилые помещения не входит в состав многоквартирного дома, наличие самостоятельных договоров в отношении нежилых помещений не подтверждают факта нахождения нежилого помещения в отдельном от многоквартирного дома здании, не являющемся составной частью этого дома, и не освобождают собственника данного помещения от обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание нежилого помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги, полученные в результате эксплуатации этого нежилого помещения.

Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме приняты решения о возложении обязанности по оплате содержания общего имущества многоквартирного дома, в том числе по оплате дополнительных услуг. Данные решения в установленном порядке оспорены не были. Обязанность истца по оплате услуг возникла из указанных решений собраний, обязательных для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Итоги принятых собственниками решений в силу п. 2 ст. 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 5 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательны для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании, но не участвовавших в голосовании.

Приведенными выше нормами предусмотрены требования к содержанию общего имущества, в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Из представленных в материалы дела копий трудового договора и должностной инструкции (л.д.230-231) следует, что в обязанности вахтера входит проводить обходы и визуальные осмотры территории, звонить в полицию в случае преступных действий, спрашивать согласие жильцов на визиты прибывших к ним лиц, таким образом, вахтер фактически осуществляет функцию охраны общедомового имущества. С той же целью в доме установлена система видеонаблюдения.

Учитывая, что вопрос установления размера платы за содержание и ремонт общего входит в компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном решением собственников помещений в МКД утвержден перечень работ по содержанию общедомового имущества и размер платы за них, указанное решение не оспорено и не недействительным, решения общего собрания обязательны для всех собственников помещений, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Явкина А. А. к ТСЖ «Август ТСЖ» об обязании произвести перерасчет - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья          Г.В.Космынцева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-924/2021 ~ М-246/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Явкин А.А.
Ответчики
ТСЖ "Август ТСЖ"
Другие
представитель истца Екатеринчева Татьяна Людвиговна
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Космынцева Г. В.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
28.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2021Передача материалов судье
29.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.02.2021Предварительное судебное заседание
11.03.2021Судебное заседание
24.03.2021Судебное заседание
06.04.2021Судебное заседание
21.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2021Дело оформлено
20.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее