РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2016 года Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе: председательствующего судьи Дроздовой Т.И.,
при секретаре Захаровой Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3141/2016 по исковому заявлению Молоцило В.А. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 135» муниципального образования города Братска о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Истец Молоцило В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 135» муниципального образования города Братска, в обоснование своих требований указала, что состоит в трудовых отношениях с МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 135» муниципального образования города Братска. На основании трудового договора № 41 от 23.11.2009 г. она принята на работу в учреждение младшим воспитателем на неопределенный срок. 28.02.2014 г. работодатель заключил с ней дополнительное соглашение, согласно которому, она с 01.03.2014 г. занимает должность помощника воспитателя и ей установлен должностной оклад в размере 3 733 руб. 00 коп. с начисление к заработной плате северной надбавки, в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 50% и районного коэффициента 40 %.
По состоянию на 14.10.2016 года указанные условия оплаты не изменялись. Однако, установленный работодателем размер месячной заработной платы не соответствует требованиям трудового законодательства, так как на основании Федерального Закона от 02.06.2016 г. минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 01.07.2016 г. составляет 7 500 руб. в месяц. Следовательно, минимальный размер оплаты труда работнику, отработавшему полностью месячную норму рабочего времени с 01.07.2016 г. должен составлять не менее 14 250 руб. (МРОТ 7 500 руб. + 50% северная надбавка + 40% районный коэффициент). Из ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размере оплаты труда, установленного Федеральным Законом.
Просит взыскать с МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 135» муниципального образования г. Братска в ее пользу недоначисленную заработную плату за период с 01.08.2016 г. по 30.09.2016 г. в сумме 8 256 руб. 00 коп.
Истец Молоцило В.А. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, дело просила рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 135» муниципального образования г. Братска - Коротаева Е.В., действующая на основании прав по должности, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования г. Братска – Москаленко О.Н., действующая на основании доверенности, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а статья 37 Конституции Российской Федерации признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
В соответствии со ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод является, в том числе и судебная защита права. Статьей 382 ТК Российской Федерации установлено, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
Действовавшее до 1 сентября 2007 г. правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 сентября 2007 г., из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть вторая. С 1 сентября 2007 г. также признана утратившей силу часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Действующей в настоящее время частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает оплату труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года № 4520-1 также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
В соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Братск и Братский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
Статьями 10, 11 Закона Российской Федерации «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.
В силу пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера» 28 января 1993 года главой Администрации Иркутской области издано Постановление № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», согласно которому с 01 января 1993 года районный коэффициент к заработной плате на территории г. Братска составляет 1,4.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Исходя из ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе, тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, муниципальными учреждениями, обеспечиваются за счет средств местных бюджетов.
Положениями ч. 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016 года) «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2016 года в сумме 7 500 руб. в месяц.
В целях установления размера минимальной заработной платы в Иркутской области в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Иркутской области, Союз «Иркутское областное объединение организаций профсоюзов», представляющий работников, Иркутская региональная ассоциация работодателей «Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей», представляющая работодателей, 23 мая 2016 года заключили Региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год».
Как следует из ст. 1 указанного Соглашения на территории Иркутской области установлен размер минимальной заработной платы для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Иркутской области, с 01 июля 2016 года – в сумме 10 122 рубля.
Размер месячной заработной платы работника, работающего на территории Иркутской области и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует настоящее Соглашение, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного настоящим Соглашением, при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Согласно ст. 3 Соглашения настоящее Соглашение распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области, заключивших настоящее Соглашение или присоединившихся к настоящему Соглашению в порядке, установленном статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета. Настоящее Соглашение действует с 01 июля 2016 года по 31 декабря 2016 года.
Материалами дела установлено, что согласно копии приказа № 4-к от 10.01.1996 года, копии трудового договора № 41 от 23.11.2009 года, копии дополнительного соглашения к трудовому договору от 23.11.2009 г. № 41, копии трудовой книжки, Молоцило В.А. принята на работу в МБДОУ «ДСОВ № 135» младшим воспитателем, переведена 01.03.2014 года помощником воспитателя, ей установлена заработная плата, состоящая из: должностного оклада 3 733 руб. за ставку заработной платы; компенсационных выплат, также ей выплачивается районный коэффициент - 40 %, процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50 %.
Анализируя представленные доказательства, суд установил, что истец состоит в трудовых отношениях с МБДОУ «ДСОВ № 135».
Трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору, приказом о приеме работника на работу, истцу установлен должностной оклад в соответствии с занимаемой должности, при расчете заработной платы на оклад истца начисляются районный коэффициент; надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в установленных законом размерах, а также иные надбавки и доплаты, в том числе, стимулирующие выплаты.
Данные обстоятельства никем не оспариваются и подтверждаются материалами дела.
Согласно расчету истца, в августе 2016 г. она отработала 165,6 часов при норме 165,6 часов. За отработанное время начислена заработная плата в общем размере 10 122 руб., в связи с чем считает, что ей недоночислена заработная плата за август 2016 г. в размере 4 128 руб. (14 250 руб. – 10 122 руб.).
В сентябре 2016 г. она отработала 158,4 часов при норме 158,4 часов. За отработанное время начислена заработная плата в общем размере 10 122 руб., в связи с чем считает, что ей недоночислена заработная плата за сентябрь 2016 г. в размере 4 128 руб. (14 250 руб. – 10 122 руб.).
Однако с представленным расчетом истца суд согласиться не может, поскольку он не основан на законе.
Проанализировав представленные расчетные листки и справку о начисленной заработной плате истцу за оспариваемый период и количество отработанных часов, суд приходит к выводу, что расчет начисленной и полученной заработной платы истцом соответствует требованиям закона.
В августе 2016 года Молоцило В.А. отработала 165,6 час при норме 165,6 часа. Следовательно, ее заработная плата за август 2016 года не может быть ниже 10 122 руб. 00 коп.
Истцу выплачена заработная плата за август 2016 года в размере 10 122 руб. 00 коп.
Таким образом, размер начисленной заработной платы Молоцило В.А. за август 2016 года превысил установленный федеральным законом с 01 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда, установленный в размере 7 500 руб., и соответствует размеру заработной платы исчисленной в соответствии с региональным соглашением – 10 122 руб. 00 коп.
В сентябре 2016 года Молоцило В.А. отработала 158,4 час при норме 158,4 часа. Следовательно, ее заработная плата за сентябрь 2016 года не может быть ниже 10 122 руб. 00 коп.
Истцу выплачена заработная плата за сентябрь 2016 года в размере 10 122 руб. 00 коп.
Таким образом, размер начисленной заработной платы Молоцило В.А. за сентябрь 2016 года превысил установленный федеральным законом с 01 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда, установленный в размере 7 500 руб., и соответствует размеру заработной платы исчисленной в соответствии с региональным соглашением – 10 122 руб. 00 коп.
Поскольку размер месячной заработной платы истца Молоцило В.А., с учетом начисления на оклад истца районного коэффициента, надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также иных надбавок и доплат, в том числе, стимулирующих выплат, а также с учетом отработанной нормы рабочего времени, не был ниже установленного региональным соглашением «О минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год» размера в 10 122 руб., а истцом, в нарушении ст. 56 ГПК Российской Федерации, доказательств выполнения работ в большем объеме не представлено, суд пришел к выводу, что заявленные требования о взыскании с ответчика недоначисленной заработной платы за период с 01.08.2016 г. по 30.09.2016 г. в пользу истца Молоцило В.А. являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.
Довод истца, о том, что размер месячной заработной платы не соответствует требования трудового законодательства, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку заработная плата Молоцило В.А. за оспариваемый период превышает минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом и Региональным соглашением с 01 июля 2016 года, что соответствует требованиям части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Оценивая в совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся доказательства, с учетом норм материального и процессуального права, подлежащих применению к данным правоотношениям, суд приходит к выводу, что исковые требования Молоцило В.А. о взыскании с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 135» муниципального образования города Братска недоначисленной заработной платы за период с 01.08.2016 г. по 30.09.2016 г. в размере 8 256 руб. 00 коп. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Молоцило В.А. о взыскании с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 135» муниципального образования города Братска недоначисленной заработной платы за период с 01.08.2016 г. по 30.09.2016 г. в размере 8 256 руб. 00 коп. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Падунский районный суд г. Братска Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья: Т.И. Дроздова