Дело №2-143/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Емельяново 20 апреля 2021 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.,
при секретаре Недбайловой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Россельхознадзора по <адрес> к Жукову С.А., администрации <адрес> о возложении обязанности по разработке проекта рекультивации земельных участков, проведении рекультивации земельных участков, взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Россельхознадзора по <адрес> обратилось в суд с иском к Жукову С.А., администрации <адрес> о возложении обязанности по разработке проекта рекультивации земельных участков, проведении рекультивации земельных участков, взыскании денежных средств.
Требования мотивированы тем, что в адрес Управления Россельхознадзора по <адрес> поступило обращение гражданина по факту несанкционированного размещения отходов на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № и №. Согласно данных публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером № по адресу: Россия, <адрес>, Шуваевский сельсовет, 1-й км. автодороги Красноярск-Сухая Балка, участок №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельхозугодий угодий с формой собственности - собственность публично-правовых образований. Согласно данным выписки из ЕГРН № № земельный участок с кадастровым номером № по адресу: Россия, <адрес>, МО Шуваевский сельсовет, 1200 метров на юг от <адрес>, участок № категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства является государственной собственностью, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве аренды Жукову С.А. сроком на 20 лет. Истцом была изучена информация о состоянии и способах использования земельных участков с кадастровыми номерами №, в результате чего установлено нарушение рельефа земельных участков. Данные земельные участки являются смежными, и составляют единое землепользование, имеются признаки неиспользования в соответствии с категорией и разрешенным видом использования, признаки нарушения почвенного покрова при проведении земляных работ, а также размещение отходов. Из договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между администрацией Шуваевского сельсовета <адрес> и гражданином Жуковым С.А. следует, что согласно пункту 4.4.2 договора «Арендатор» обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением. Согласно пункта 4.4.6 арендодатель обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях. После проведения истцом проверки о состоянии и способах использования земельного участка с кадастровым номером № за период с 15 июня 15 года по ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что земляные работы, связанные с нарушением почвенного покрова на участке проводились с 2015 года. Таким образом, истцом было установлено, что на земельном участке имеются признаки неиспользования в соответствии с категорией и разрешенным видом использования, а также признаки нарушения почвенного покрова при проведении земляных работ. Арендатором земельного участка не выполняются мероприятия по защите земель и охране почв от процессов негативного воздействия на окружающую среду при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, и возможно уничтожение плодородного слоя почвы, а также его загрязнение. Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Жуков С.А. был уведомлен об осмотре вышеуказанного земельного участка и отборе почвенных проб. Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> была уведомлена об осмотре вышеуказанных земельных участков и отборе почвенных проб. В результате осмотра земельного участка с кадастровым номером № было установлено, что доступ на участок ограничен шлагбаумом, участок с юго-западной и западной стороны граничит с проселочной дорогой, с этих же сторон огорожен забором, с восточной стороны границы участка в натуре не вынесены, граничит с земельным участком с кадастровым номером №. При этом поверхность земельного участка представлена техногенным почвоподобным образованием, представляющим собой минеральный грунт, который является смесью ПГС, битого стекла, грунт светлого цвета (глина), битого кирпича. При движении по направлению на север зафиксировано понижающееся углубление поверхности земли по форме рельефа-лощина, при движении по склону которой с левой стороны зафиксирована выемка, представляющая собой замкнутое с трех сторон углубление, где фото и видеосъемкой зафиксировано, что в разрезе южная и западная стены выемки представлены сильно спрессованными отходами. На южной стенке котлована зафиксировано, что поверх спрессованных отходов нанесен светлый горизонт почвы, и далее, темный горизонт. Таким образом, истцом было установлено, что на данной части участка ранее была проведена рекультивация полигона отходов и произведено восстановление почвы. При движении в обратном направлении установлено, что в центральной, западной и восточной частях участка светлый и темный горизонты почвы отсутствуют до горизонта со складированными отходами, которые частично заросли травянистой растительностью, частично находятся в рыхлом (не спрессованном состоянии), то есть проводятся земляные работы по перемещению грунта. Для фиксации и определения площади осмотр продолжен по восточной стороне по наклонной (к северу) поверхности, где котлован уже представлен в форме карьерной выемки, из которой вынут и перемещен грунт на восточную сторону в форме буртов поверх имеющихся отходов. Восточная часть участка представлена низменностями и возвышенностями, состоящими из отходов (стекло, кирпич, ЖБИ, гравий, резина), западная граница участка вдоль забора является бортом выемки и представлена отходами. Внутри выемки зафиксирован кусок почвенного монолита, на котором прослеживаются два почвенных горизонта, ранее образованных при проведении рекультивации свалки, при измерении линейкой плодородной слой почвы темного цвета составил 20 см, грунт светлого цвета (глина) около 40 см, сверху на глине спрессованные отходы. При движении в северном направлении около забора зафиксирована естественная часть участка, которая не была рекультивирована, и на которой прослеживается естественный слой почвенногопрофиля, образовавшийся в результате почвообразовательных процессов и отличающийся от других горизонтов по морфологическим признакам от светлого к темному. Для установления границ движение продолжено на восток, и далее на юг, при этом зафиксировано, что работы по выемке и перемещению отходов одномоментно проводятся и на смежном участке, как на едином землепользовании, отходы складируются поверх плодородного слоя почвы, далее по границе со складированными в навалы отходами. По восточной границе участка проведен осмотр до северной границы, которая зарастает сорной растительностью.
В результате осмотра смежного земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Россия, <адрес>, Шуваевский сельсовет, 1-й км. автодороги Красноярск-Сухая Балка, участок №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельхозугодий было зафиксировано, что отходы уплотнены, заросли сорной растительностью, и представляют собой террасу (ярус), на котором складированы еще одним ярусом отходы, находящиеся в рыхлом состоянии и не заросшие (свежая выработка). С верхней точки зафиксировано, что за буртом находится выемка с перемешанным грунтом, которая расположена на земельных участках с кадастровыми номерами №. При движении вдоль восточной границы участка зафиксировано свежее складирование отходов ТКО. На восточной стороне участка № имеется фрагмент монолита почвы с генетическими слоями. С верхней точки бурта зафиксирован котлован глубиной 10 м, в котором находится трактор и экскаватор. Истцом зафиксированы вынутые бурты с отходами, складированные на южной стороне участка, где бурты граничат с ненарушенной частью участка (выкопана почвенная прикопка), от границы нарушенного участка № до проселочной дороги по южной границе земельного участка.
Таким образом, при осмотре земельных участков с кадастровыми номерами № зафиксировано, что на обоих участках ведутся земляные работы по извлечению ранее захороненных отходов, которые внутри участков перемещаются с места на место, складирование плодородного слоя почвы отсутствует, почвенный профиль нарушен, то есть установлена совокупность генетически сопряженных и закономерно сменяющихся почвенных горизонтов на которые расчленяется почва в процессе почвообразования отсутствует. Осмотром также установлено, что ранее на месте захоронения отходов была проведена рекультивация путем засыпки мусора слоем глины и поверх глины был нанесен ПСП. В ходе земляных работ были нарушены слои почвы, образованные при проведении рекультивации земельных участков (плодородный слой и слой глины (защитный экран). В ходе осмотра вышеуказанных земельных участков установлено присутствие характерного запаха гниющих отходов. В ходе осмотра почвоведом ФИО3 отобраны почвенные пробы. Согласно экспертному заключению ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» № от ДД.ММ.ГГГГ, на земельных участках с кадастровыми номерами № почвенные образцы характеризуется очень высоким содержанием калия, что не свойственно естественному плодородию и свидетельствует о том, что за период перегнивания бытовых отходов под плодородным слоем почвы после рекультивации в условиях рассматриваемого участка произошло накопление соединений калия и фосфора. Очень высокое содержание органического вещества указывает на процессы химического и биологического разложения органических отходов в анаэробных условиях во времени в условиях захоронения. Таким образом, по агрохимическим и химико-токсикологическим показателям почвенные образцы, отобранные на земельном участке с кадастровым номером №, не соответствует качеству контрольных проб.
Согласно ответу № от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес>, последняя не обладает информацией о лице, которым в 1980-1990 г.г. осуществлялось захоронение отходов. Мероприятия по рекультивации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на земельных участках с кадастровыми номерами № администрацией <адрес> не проводились.
По результатам административного расследования в отношении Жукова С.А. ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ за не выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения,что привело к ухудшению физического, биологического и токсикологического состояния почвы земельных участков с кадастровыми номерами №на общей площади 19297,20 кв.м. с полной потерей плодородия. По результатам исследования снимков государственной корпорации «Роскосмос» установлено, что земляные работы на земельном участке с кадастровым номером № зафиксированы с ДД.ММ.ГГГГ по его восточной границе, на снимках от ДД.ММ.ГГГГ извлеченный грунт складировался на восточной части нарушенного участка, а также за восточной границей на смежном участке с кадастровым номером №. На снимке от ДД.ММ.ГГГГ произошло увеличение нарушенной площади по направлению на север по восточной границе земельного участка с кадастровым номером № в длину до 225 метров, по западной границе земельного участка с кадастровым номером № - в длину до 262,5 метров. На снимке от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, что в центральной части земельного участка с кадастровым номером № ведутся работы по разработке выемки вглубь, границы нарушенной части участка в сравнении со снимком от ДД.ММ.ГГГГ изменились значительным образом. Таким образом, истец указывает на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Жуковым С.А.проводились земляные работы, в том числе по прокладке водопроводной трубы на земельном участке с кадастровым номером №, связанные с нарушением почвенного покрова и извлечением ранее захороненных отходов, в результате которых уничтожен плодородный слой почвы на площади <данные изъяты> кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №. Совершена порча почвы при перекрытии плодородного слоя почвы извлеченными отходами на общей площади <данные изъяты> кв.м. на земельном участке с кадастровым номером № на площади <данные изъяты> кв.м; на земельном участке с кадастровым номером № на площади <данные изъяты> кв.м). Земельные участки загрязнены химическими веществами 1, 2 и 3 класса опасности с чрезвычайно опасной степенью загрязнения почвы медью, свинцом, цинком, никелем и высокоопасной степенью загрязнения серой и мышьяком. На общей нарушенной площади <данные изъяты> кв.м. земельного участка с кадастровым номером № отсутствует плодородный слой почвы. Постановлением № Управления Россельхознадзора по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Жуков С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
По результатам административного расследования в отношении администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, поскольку обнаруженные в исследуемых почвенных образцах высокотоксичные химические вещества, не свойственные естественным концентрациям в химическом составе почв и многократно превышающие предельно допустимые концентрации, относятся к группе потенциально опасных для экологического состояния почвенного покрова, роста и развития растений, а также для окружающей среды, для здоровья и жизни человека. Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ. В настоящее время на земельных участках ведутся работы арендатором Жуковым С.А., при этом администрацией <адрес> не приняты меры по прекращению незаконной деятельности. Размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, определен в стоимостной форме в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированной в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ №, и составил 670 446 400 рублей.
Просит, с учетом уточненных исковых требований, возложить на администрацию <адрес>, Жукова С.А. в равных долях обязанность по разработке проекта рекультивации земельных участков с кадастровыми номерами № на общей нарушенной площади <данные изъяты> кв.м. (уч. 1, 2, 3, 3/1, 5, 5/1 на рабочей план-схеме к протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ осмотра территории), в соответствии с требованиями Постановления № от ДД.ММ.ГГГГг. Правительства Российской Федерации «О проведении рекультивации и консервации земель» в течение 3 месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
Возложить на <адрес> обязанность по разработке проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером № на нарушенной площади 22108,4 кв.м. (уч. 2/1, 4, 7, 8 на рабочей план-схеме к протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ осмотра территории), в соответствии с требованиями Постановления № от ДД.ММ.ГГГГг. Правительства Российской Федерации «О проведении рекультивации и консервации земель» в течение 3 месяцев со дня вступления в силу судебного решения.
Обязать <адрес>, Жукова С.А. провести рекультивацию в равных долях на земельных участках с кадастровыми номерами № на общей нарушенной площади 19297,2 кв.м. (уч. 1, 2, 3, 3/1, 5, 5/1 на рабочей план-схеме к протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ осмотра территории), в соответствии с требованиями Постановления № от ДД.ММ.ГГГГг. Правительства Российской Федерации «О проведении рекультивации и консервации земель» в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Обязать <адрес> провести рекультивацию на земельном участке с кадастровым номером № на нарушенной площади <данные изъяты> кв.м. (уч. 2/1, 4, 7, 8 на рабочей план-схеме к протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ осмотра территории), в соответствии с требованиями Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Правительства Российской Федерации «О проведении рекультивации и консервации земель» в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Обязать Жукова С.А. в случае непроведения рекультивации или частичного проведения рекультивации на нарушенной площади <данные изъяты> кв.м., на земельных участках с кадастровыми номерами № в течение 60 (шестидесяти) рабочих дней с момента окончания срока ее завершения, установленного судебным решением, выплатить в доход бюджета муниципального района денежную сумму, исчисленную исходя из нерекультивированной площади земельного участка и расчетной суммы вреда в размере <данные изъяты> за 1,0 кв.м., нерекультивированных земель.
В судебном заседании представители истцов ФИО4 (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО5 (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) поддержали заявленные требования в полном объеме, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.
Ответчик Жуков С.А. в судебное заседание не явился, был извещен. Представитель ответчика ФИО6 (действующая по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что истцом не представлено доказательств виновных действий ответчика, а именно причинение вреда окружающей среде в размере нарушенной площади 19297, 20 кв.м. На момент заключения договора аренды между администрацией <адрес> и Жуковым С.А. рельеф выделенного ему земельного участка уже был нарушен, так как частично отсутствовал плодородный слой почвы, имелся котлован около 70м х 60 м. глубиной 8м., с левой и правой стороны котлована находился мусор. В связи с чем в ДД.ММ.ГГГГ году Жуков С.А. обратился в администрацию Шуваевского сельсовета <адрес> с заявлением, в котором просил осуществить земельный контроль за состоянием земельного участка.
В судебное заседание представитель ответчика – администрации <адрес> ФИО7 (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что администрация <адрес> не наделена полномочиями по проведению проверочных мероприятий в рамках экологического контроля. Жукову С.А. администрацией Шуваевского сельсовета <адрес> предоставлен по договору аренды земельный участок с кадастровым номером №, в связи с чем он несет ответственность за состоянием плодородного слоя почвы.
В судебном заседании представитель администрации Шуваевского сельсовета <адрес> ФИО8 (действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что надлежащим ответчиком по делу будет являться Территориальное управление Росимущества в <адрес>, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами № расположены на землях неразграниченной собственности.
В судебном заседании председатель СНТ «Солнышко» ФИО9 возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что Жуковым С.А.проводились земляные работы, в том числе по прокладке водопроводной трубы на земельном участке с кадастровым номером №, которая является собственностью СНТ «Солнышко». После приобретения земельного участка в аренду, Жуков С.А. расчистил территорию от бытового мусора, огородил земельный участок металлическим забором. В 90-е годы неизвестные лица приезжали на земельные участки с кадастровыми номерами №, рыли котлован.
В судебное заседание представители третьих лиц - Территориального управления Росимущества в <адрес>, ООО «Сибирская строительная компания», МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» не явились, были извещены. В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Выслушав лиц участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Обязанности собственников, владельцев, пользователей земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения установлены ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Из ст.8 данного Закона следует, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия сельскохозяйственного назначения» воспроизводство плодородия сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий.
Согласно ст.ст. 3,4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Согласно ст.ст. 11,12,13 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации; воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи <адрес> администрация <адрес> - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления <адрес>, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.
Согласно пункту 3 статьи <адрес> в структуру администрации <адрес> входят отделы, управления и другие структурные подразделения.
Структурные подразделения администрации <адрес> осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на исполнение решений районного Совета депутатов, правовых актов <адрес>, администрации района и структурных подразделений государственной власти, принятых в пределах их компетенции (пункт 5 статьи <адрес>).
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: Россия, <адрес>, Шуваевский сельсовет, 1-й км. автодороги Красноярск-Сухая Балка, участок №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, а также земельный участок с кадастровым номером № по адресу: Россия, <адрес>, участок № категория земель - земли с/х назначения с разрешенным видом использования для с/х производства относятся к категории земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ООО «Сибирская строительная компания» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № сроком по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок соответствует в соответствии с целями его предоставления и требованиям, установленным действующим законодательством. Указанный договор аренды земельного участка расторгнут решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Шуваевского сельсовета <адрес> и Жуковым С.А. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Россия, <адрес> категория земель - земли с/х назначения с разрешенным видом использования для с/х производства, сроком на 20 лет.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец указывал на то, что при осмотре земельных участков с кадастровыми номерами № было установлено, что на участках ведутся земляные работы по извлечению ранее захороненных отходов. На нарушенной части земельного участка с кадастровым номером № на площади <данные изъяты> кв.м., в результате неселективного снятия плодородного слоя и перемешивания с ранее захороненными отходами, загрязненными тяжелыми металлами 1-го и 2-го класса опасности (согласно СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 установлена чрезвычайно опасная степень загрязнения) в результате антропогенных воздействий произошло ухудшение физического и эколого-токсикологического состояния, изменение условий почвообразования, разрушение почвенной структуры, то есть деградация почвенного покрова с полной потерей плодородия, снижение природно-хозяйственной значимости земель. На нарушенной части земельного участка с кадастровым номером № на площади <данные изъяты> кв.м., в результате снятия и перемещения плодородного слоя почвы и извлечения ранее захороненных отходов, загрязненных тяжелыми металлами 1-го и 2-го класса опасности (СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-03) установлена чрезвычайно опасная степень загрязнения, в результате антропогенных воздействий произошло ухудшение физического и эколого-токсикологического состояния, изменение условий почвообразования, разрушение почвенной структуры, то есть деградация почвенного покрова с полной потерей плодородия, снижение природно-хозяйственной значимости земель.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель Жукова С.А. указывал на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Шуваевского сельсовета <адрес> с заявлением, в котором просил произвести земельный контроль за состоянием земельного участка с кадастровым номером №, поскольку со стороны котлована находятся огромные кучи мусора и полностью отсутствует плодородный слой почвы.
Согласно пояснений свидетеля ФИО10, Жуковым С.А.проводились земляные работы, в том числе по прокладке водопроводной трубы на земельном участке с кадастровым номером №. Рядом с данным земельным участком расположено СНТ «Солнышко» и СНТ «Солонечный сад №», вокруг которых образовалась несанкционированная свалка. После приобретения земельного участка в аренду, Жуков С.А. расчистил территорию от бытового мусора, огородил земельный участок металлическим забором. В 90-е годы неизвестные лица приезжали на земельные участки с кадастровыми номерами №, рыли котлован, вывозили с участков белую глину.
Кроме того, в материалы дела представлено заявление Жукова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ года на имя главы Шуваевского сельсовета <адрес>, в котором он просит провести рекультивацию земельного участка находящегося у него в аренде.
При этом, по данным, предоставленным администрацией <адрес>, мероприятия по рекультивации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на земельных участках с кадастровыми номерами № администрацией <адрес> не проводились.
Согласно представленных в материалы дела материалов космической съемки, на снимке от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано начало проведения земляных работ в центральной части участка с кадастровым номером №.
Согласно снимку от ДД.ММ.ГГГГ земляные работы проводятся в южной и центральной частях земельных участков с кадастровыми номерами 24№, отражена спецтехника.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представители истца указывал на то, что администрация <адрес> предоставила ООО «Сибирская строительная компания» земельный участок с кадастровым номером № по договору № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет (на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Пунктом ДД.ММ.ГГГГ договора установлено, что после окончания срока действия договора земельный участок по акту приема-передачи в состоянии и качестве не хуже первоначального возвращается арендодателю. С помощью аэрофотоснимков «Роскосмос» и «Google Earth» была изучена информация о состоянии и способах использования земельного участка с кадастровым номером № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в динамике, где было установлено, что земляные работы, связанные с нарушением почвенного покрова на участке проводились с ДД.ММ.ГГГГ года (центральная часть), и далее, к марту 2011 года, земляные работы уже проводились в том числе на смежном участке с кадастровым номером №. В настоящее время на земельных участках ведутся работы арендатором Жуковым С.А. и неограниченным кругом лиц, извлекаются ранее захороненные цветные металлы, при этом администрацией не приняты меры по прекращению незаконной деятельности. Кроме того, администрацией <адрес> не принимаются меры на земельных участках с кадастровыми номерами № по предотвращению размещения отходов ТКО; по прекращению земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова и извлечением ранее захороненных отходов (цветных металлов); по восстановлению целостности земельных участков путем рекультивации для возможного использования земельных участков в соответствии с категорией и разрешенным видом использования (земли сельскохозяйственного назначения).
Согласно представленному в материалы дела акту приема-передачи земельного участка, предоставленного на праве аренды Жукову С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок соответствует его количественным характеристикам, указанным в кадастровом паспорте и пригоден для использования в соответствии с целями его предоставления, взаимных претензий у сторон не имеется.
Из ответа и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером № не используется по целевому назначению, так как на участке имеется свалка ТБО. Решается вопрос о ликвидации свалки на данном земельном участке совместно с администрацией Шуваевского сельсовета <адрес>. На ДД.ММ.ГГГГ назначено обследование земельного участка с кадастровым номером №, после чего арендатору будет выдано предписание об освобождении земельного участка от отходов.
Согласно заключению эксперта ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» № от ДД.ММ.ГГГГ, на земельных участках с кадастровыми номерами № почвенные образцы характеризуется очень высоким содержанием калия, что не свойственно естественному плодородию и свидетельствует о том, что за период перегнивания бытовых отходов под плодородным слоем почвы после рекультивации в условиях рассматриваемого участка произошло накопление соединений калия и фосфора. Очень высокое содержание органического вещества указывает на процессы химического и биологического разложения органических отходов в анаэробных условиях во времени в условиях захоронения. Таким образом, по агрохимическим и химико-токсикологическим показателям почвенные образцы, отобранные на земельном участке с кадастровым номером №, не соответствует качеству контрольных проб. Экспертом также установлена чрезвычайно опасная степень загрязнения почвы по содержанию тяжелых металлов - меди, свинца, цинка, никеля. Высокоопасная степень загрязнения по содержанию серы и мышьяка.
На нарушенной части земельного участка с кадастровым
номером № на площади <данные изъяты>1 кв.м. в результате неселективного снятия плодородного слоя и перемешивания с ранее захороненными отходами, загрязненными тяжелыми металлами 1-го и 2-го класса опасности (согласно СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 установлена чрезвычайно опасная степень загрязнения) в результате антропогенных воздействий произошло ухудшение физического и эколого-токсикологического состояния, изменение условий почвообразования, разрушение почвенной структуры, то есть деградация почвенного покрова с полной потерей плодородия, снижение природно-хозяйственной значимости земель.
На нарушенной части земельного участка с кадастровым
номером № на площади 12046,5 кв.м. в результате снятия и перемещения плодородного слоя почвы и извлечения ранее захороненных отходов, загрязненных тяжелыми металлами 1-го и 2-го класса опасности (согласно СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 установлена чрезвычайно опасная степень загрязнения), в результате антропогенных воздействий произошло ухудшение физического и эколого-токсикологического состояния, изменение условий почвообразования, разрушение почвенной структуры, то есть деградация почвенного покрова с полной потерей плодородия, снижение природно-хозяйственной значимости земель.
По результатам административного расследования в отношении Жукова С.А. ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ за не выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель и охране почв от процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения,что привело к ухудшению физического, биологического и токсикологического состояния почвы земельных участков с кадастровыми номерами №на общей площади <данные изъяты> кв.м. с полной потерей плодородия.
Постановлением № Управления Россельхознадзора по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Жуков С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
По результатам административного расследования в отношении администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № об административном правонарушении по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ,
Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Судом установлено, в том числе из снимков государственной корпорации «Роскосмос», что земляные работы на земельном участке с кадастровым номером № зафиксированы с ДД.ММ.ГГГГ по его восточной границе. На снимках от ДД.ММ.ГГГГ извлеченный грунт складировался на восточной части нарушенного участка, а также за восточной границей на смежном участке с кадастровым номером №. На снимке от ДД.ММ.ГГГГ произошло увеличение нарушенной площади по направлению на север по восточной границе земельного участка с кадастровым номером № в длину до 225 метров, по западной границе земельного участка с кадастровым номером № - в длину до 262,5 метров.
На снимке от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано, что в центральной части земельного участка с кадастровым номером № ведутся работы по разработке выемки вглубь, границы нарушенной части участка в сравнении со снимком от ДД.ММ.ГГГГ изменились значительным образом.
Оценив представленные по делу доказательства, суд исходит из того, что в силу ст. 56 ГПК РФ именно истец, требуя от ответчиков разработать проект рекультивации нарушенных земель и провести рекультивационные работы должен представить доказательства, свидетельствующие о том, что в процессе использования арендованного земельного участка ответчиком Жуковым С.А. были совершены действия, приведшие к деградации земель, их загрязнению, снятию или уничтожению плодородного слоя почвы и невозможности использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
При этом разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута и т.д.
Согласно заключению эксперта ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» № от ДД.ММ.ГГГГ, на нарушенной части земельного участка с кадастровым номером № на площади <данные изъяты> кв.м. в результате неселективного снятия плодородного слоя и перемешивания с ранее захороненными отходами, загрязненнымитяжелыми металлами 1-го и 2-го класса опасности (согласно СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 установлена чрезвычайно опасная степень загрязнения) в результате антропогенных воздействий произошло ухудшение физического и эколого-токсикологического состояния, изменение условий почвообразования, разрушение почвенной структуры, т. е деградация почвенного покрова с полной потерей плодородия, снижение природно-хозяйственной значимости земель.
На нарушенной части земельного участка с кадастровым
номером № на площади <данные изъяты> кв.м. в результате снятия и перемещения плодородного слоя почвы и извлечения ранее захороненных отходов, загрязненных тяжелыми металлами 1-го и 2-го класса опасности (согласно СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 установлена чрезвычайно опасная степень загрязнения), в результате антропогенных воздействий произошло ухудшение физического и эколого-токсикологического состояния, изменение условий почвообразования, разрушение почвенной структуры, т. е деградация почвенного покрова с полной потерей плодородия, снижение природно-хозяйственной значимости земель.
Таким образом, экспертом указано на необходимость проведения мероприятий по рекультивации земель.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
Законодателем на муниципальные районы, как и на городские округа, возложена обязанность по осуществлению мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности очистки территории муниципального образования от загрязнения бытовыми и промышленными отходами.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район", подчеркнул, что, поскольку отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования (Постановление от 26 апреля 2016 года N 13-П).
В силу п.2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
Частью 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Исходя из п. 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 (далее также - Правил), рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (абз. 1 п. 8 Правил).
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий (абз. 2 п. 8 Правил).
В силу пп."в" п. 4 Правил в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
Удовлетворяя исковые требования и возлагая на администрацию <адрес> обязанность обеспечить разработку проекта рекультивации, обеспечить рекультивацию земельного участка с кадастровым номером №, суд, руководствуясь п. 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 800, установив, что в результате снятия и перемещения плодородного слоя почвы и извлечения ранее захороненных отходов, загрязненных тяжелыми металлами 1-го и 2-го класса опасности произошло ухудшение физического и эколого-токсикологического состояния, изменение условий почвообразования, разрушение почвенной структуры; при этом, лица, деятельность которых привела к деградации указанного земельного участка, не установлены, зафиксированная на снимках Роскосмоса спецтехника не является доказательством ее принадлежности Жукову С.А.; земельный участок, на котором извлечены захороненные отходы является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена; уполномоченным на предоставление данного земельного участка органом является администрация <адрес>, приходит к выводу о том, что обязанность обеспечить разработку проекта рекультивации и рекультивацию в границах земельного участка с кадастровым номером № должна быть возложена на администрацию <адрес>.
Доводы о том, что Территориальное управление Росимущества в <адрес> является надлежащим ответчиком по делу, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами № расположены на землях неразграниченной собственности, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи <адрес> администрация <адрес> - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления <адрес>, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>.
Согласно пункту 3 статьи <адрес> в структуру администрации <адрес> входят отделы, управления и другие структурные подразделения.
Структурные подразделения администрации <адрес> осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на исполнение решений районного Совета депутатов, правовых актов <адрес>, администрации района и структурных подразделений государственной власти, принятых в пределах их компетенции (пункт 5 статьи <адрес>).
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Таким образом, администрация <адрес> является надлежащим ответчиком по делу.
Принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен в аренду Жукову С.А. для сельскохозяйственного использования, представленные по делу доказательства о проведении на земельном участке земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также то, что арендодателем по договору является муниципальное образование (администрация <адрес>), суд приходит к выводу о возложении на администрацию <адрес> и Жукова С.А. обязанности обеспечить разработку проекта рекультивации и обеспечить рекультивацию земельного участка с кадастровым номером №.
Кроме того, возложение на <адрес> обязанности по приведению земельного участка с кадастровым номером № в пригодное для использования состояние путем его рекультивации не препятствует осуществлению работ по рекультивации непосредственно за счет лица, осуществлявшего эксплуатацию земельного участка (то есть Жукова С.А.), в том числе и путем разработки проекта рекультивации земельного участка.
В силу положений статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред окружающей среде подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Ответственность, предусмотренная названными нормами, наступает при условии доказанности противоправного поведения причинившего вред лица и его вины, размера причиненного вреда, а также причинно-следственной связи между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.
Удовлетворяя исковые требования истца о возложении на Жукова С.А. обязанности в случае непроведения рекультивации или частичного проведения рекультивации выплатить в доход бюджета причиненный ущерб, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив факт причинения ответчиком вреда окружающей среде в виде самовольного снятия плодородного слоя почвы земельного участка с кадастровым номером № и, исходя из положений статей 77, 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238, приходит к выводу о доказанности совокупности условий, предусмотренных статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, для привлечения ответчика Жукова С.А. к ответственности в виде возмещения ущерба в случае непроведения рекультивации земельного участка.
Согласно заключению эксперта ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» № от ДД.ММ.ГГГГ, а также заключению эксперта ООО «Красноярск Проект изыскания» от ДД.ММ.ГГГГ 9 года, на нарушенной части земельного участка с кадастровым номером № на площади 12046,5 кв.м. в результате снятия и перемещения плодородного слоя почвы и извлечения ранее захороненных отходов, загрязненных тяжелыми металлами 1-го и 2-го класса опасности (согласно СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 установлена чрезвычайно опасная степень загрязнения), в результате антропогенных воздействий произошло ухудшение физического и эколого-токсикологического состояния, изменение условий почвообразования, разрушение почвенной структуры, т. е деградация почвенного покрова с полной потерей плодородия, снижение природно-хозяйственной значимости земель.
Таким образом, нарушенная площадь земельного участка с кадастровым номером № составила <данные изъяты> кв.м.
При таких обстоятельствах, размер ущерба составляет <данные изъяты> кв.м. (площадь участка на котором обнаружена порча почв) х 0,5 (показатель, учитывающий глубину порчи почв) х1,6 (показатель категории земель) х 500 (такса для исчисления размера вреда), что составит 4 818 400 руб.: 12046,5 кв.м.= 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Россельхознадзора по <адрес> удовлетворить частично.
Возложить на администрацию <адрес>, Жукова С.А. обязанность по разработке проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером № на общей нарушенной площади <данные изъяты> кв.м.в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Возложить на <адрес> обязанность по разработке проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером № на нарушенной площади <данные изъяты> кв.м. в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать <адрес>, Жукова С.А. провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером № на общей нарушенной площади <данные изъяты> кв.м.в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать <адрес> провести рекультивацию на земельном участке с кадастровым номером № на нарушенной площади 29359,1 в течение 12 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Обязать Жукова С.А. в случае непроведения рекультивации или частичного проведения рекультивации на нарушенной площади 12046,5 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером № в течение 2 месяцев с момента окончания срока ее завершения, установленного решением суда, выплатить в доход местного бюджета ущерб в размере 400 руб. за 1,0 кв.м. нерекультивированных земель.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева
Копия верна:
Судья Емельяновского районного суда: