Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3142/2023 ~ М-2530/2023 от 30.08.2023

УИД 63RS0030-01-2023-003799-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 сентября 2023 года г. Тольятти

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Милованова И.А.,

при секретаре судебного заседания Веприковой Д.М.,

с участием помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Терехиной В.В.,

представителя административного истца Частухина С.Н.,

административного ответчика Сачкова Ю.А.,

представителей административного ответчика Сачкова Ю.А. – Полянцева В.Е., Верстовой О.С.,

представителя административного ответчика – председателя Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Учаевой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3142/2023 по административному исковому заявлению представителя кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти Самарской области Серикова С.М. - Частухина С.Н. к кандидату в депутаты Думы городского округа Тольятти Самарской области Сачкову Ю.А., Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района г. Тольятти Самарской области об отмене регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти VIII созыва по одномандатному избирательному округу № 22 Сачкову Ю.А.,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец - кандидат в депутаты Думы г.о. Тольятти Самарской области Сериков С.М. в лице представителя Частухина С.Н. предъявил в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области административное исковое заявление к кандидату в депутаты Думы городского округа Тольятти Самарской области Сачкову Ю.А., Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района г. Тольятти Самарской области об отмене регистрации кандидата в депутаты Думы г.о. Тольятти Самарской области Сачкова Ю.А., указав при этом следующее.

Решением территориальной избирательной комиссии Комсомольского района г. Тольятти Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатным избирательным округам № 22 - № 27 по выборам депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва № 40/1 от 04.08.2023г. зарегистрирован кандидат в депутаты Думы г. Тольятти VIII созыва по одномандатному избирательному округу № 22, выдвинутый избирательным объединением - Тольяттинским местным городским отделением политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации», Сачков Ю.А.

Административный истец является зарегистрированным кандидатом в депутаты Думы г. Тольятти VIII созыва по одномандатному избирательному округу № 22 в соответствии с решением Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района г. Тольятти от 01.08.2023г. №39/12.

Административный истец считает, что при проведении избирательной кампании кандидатом Сачковым Ю.А. допущено грубое нарушение избирательного законодательства, поскольку административным ответчиком осуществляется распространение агитационного печатного материала, который изготовлен с применением шрифтов Proxima Nova Extra Condensed Bold.

Кроме того, административный истец считает, что поскольку административный ответчик является действующим депутатом Думы города Тольятти, замещает должность заместителя председателя Думы, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения, например, назначать лиц, работающих в коллективе, руководителем которого является кандидат, в качестве его представителей для осуществления в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению этого кандидата.

Согласно акту приема-передачи нежилого помещения от 20.09.2019 г., подписанному представителем Думы г. Тольятти Головниным А.А. и депутатом Думы г. Тольятти Сачковым Ю.А., утвержденном заместителем руководителя аппарата Думы г. Тольятти Шарафан Е.В., административному ответчику передано во временное пользование нежилое помещение по адресу: ...., площадью 44,6 кв.м.

Указанное помещение является муниципальной собственностью. Тем не менее, в нарушение п. «б» ч. 5 ст. 40 Федерального закона № 67- ФЗ, административный ответчик использует указанное помещение в качестве избирательного штаба, а именно осуществляется хранение и распространение агитационных материалов, проводится найм и инструктажи распространителей АПМ, агитаторов и т.п. Факты нецелевого использования нежилого помещения неоднократно зафиксированы.

Определением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 01.09.2023г. от представителя административного истца приняты уточнения к административному иску.

В уточнениях к административному иску административный истец указывает, что штаб административного истца Сачкова Ю.А. расположен по адресу: .....

Учитывая изложенные обстоятельства, административный истец полагает, что административный ответчик Сачковым Ю.А. допустил нарушения избирательного законодательства при проведении предвыборной агитации и его регистрация нарушает право административного истца на равенство кандидатов, установленное статьей 39 Федерального закона № 67-ФЗ, потому что указанное нарушение ставит Административного ответчика в привилегированное, более выгодное положение по сравнению с остальными кандидатами, которые соблюдают требования избирательного законодательства.

В связи с этим административный истец в лице представителя Частухина С.Н. был вынужден обратиться в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области с административным исковым заявлением, в котором просит отменить регистрацию кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти VIII созыва по одномандатному избирательному округу № 22 Сачкова Ю.А.

Определением Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 30.08.2023г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены территориальная избирательная комиссия Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, избирательная комиссия Самарской области, администрация г.о. Тольятти, Дума г.о. Тольятти, Самарское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», ООО НПП «ПАРАТАЙП».

Административный истец в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, об отложении, рассмотрения дела без своего участия не просил. Реализовал свое право на участие в судебном разбирательстве через представителя – Частухина С.А.

Представитель административного истца Частухин С.А. в судебном заседании исковые требования административного истца поддержал в полном объеме, считал, что имеются предусмотренные законом основания для отмены регистрации кандидата в депутаты городского округа Тольятти Сачкова Ю.А. Представленные им, а также территориальной избирательной комиссией Комсомольского района г. Тольятти Самарской области доказательства нарушения ответчиком законодательства об интеллектуальной собственности, использования им своего положения депутата Думы города Тольятти в агитационной деятельности, использовании логотипа избирательной компании 2023 года без согласия ЦИК РФ, использования помещения, в отсутствии доказательств его оплаты, оплаты труда агитаторов не из специального фонда кандидата, использование труда несовершеннолетнего подтверждаются представленными доказательствами по делу.

Административный ответчик - кандидат в депутаты Думы городского округа Тольятти Самарской области Сачков Ю.А. в судебном заседании пояснил, что с требованиями, указанными в административном исковом заявлении с учетом уточнения он не согласен, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Административным истцом не представлены доказательства нарушения им каких-либо требований Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые являются основаниями для отмены регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти по одномандатному избирательному округу № 22.

Шрифт в своих печатных агитационных материалах, на который указывает административный истец, он использовал бесплатно, а помещение по адресу: г. Тольятти, ул. Коммунистическая, д.33 ему предоставлено безвозмездно политической партией «Коммунистическая Партия Российской Федерации», в которой он состоит. В данном помещении располагается Комсомольский районный комитет КП РФ и этим помещение пользуется 4 кандидата. Кроме того, у него действительно два помощника, которых он не нанимал, их работодателем является Дума г.о. Тольятти. Кроме того, Максимова Л.В. также является членом партии.

Таким образом, нарушений требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и избирательного законодательства он не допустил. Каких-либо объективных доказательств нарушения с его стороны ограничений, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 56 Федерального закона, административным истцом не представлено.

Представитель административного ответчика - Полянцев В.Е. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, и дополнил, что в статье 56 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прописан, куда могут использоваться средства фонда и расчеты производятся только в безналичной форме. Истцом оплачено исследование не из средств фонда, доказательств обратного не представлено. Представленное заключение специалиста является недопустимым доказательством. Помещение, на которое в своем исковом заявлении ссылается административный истец, не может использоваться в служебных целях, оно принадлежит политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации».

Представитель административного ответчика Верстова О.С. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержав позицию представителя административного ответчика - Полянцева В.Е., поскольку в материалах дела не содержится доказательств того, что используемый шрифт является объектом интеллектуальной собственности. Кроме того, доказательств использования кандидата Сачкова Ю.А. помещения по адресу: ...., на которое в своем исковом заявлении ссылается административный истец, также не представлено, а на видеозаписи зафиксировано, как помощник кандидата раздает иные агитационные материалы.

Представитель заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Учаева Л.В. в судебном заседании, а также в своих письменных возражениях пояснила, что с доводами административного истца, указанными в административном исковом заявлении, она не согласна. Решением Думы городского округа Тольятти от 21 июня 2023 года № 1598 на 10 сентября 2023 года назначены выборы депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва (официальное опубликование состоялось 23 июня 2023 в газете «Городские ведомости» № 48 (2600).

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона Территориальная избирательная комиссия Автозаводского района города Тольятти Самарской области (далее - ТИК организующая выборы) решением от 23.06.2023 №38/1 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов № 1-№ 35 по выборам депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва на территориальные избирательные комиссии Автозаводского, Комсомольского, Центрального районов города Тольятти Самарской области» возложила полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва (далее - выборы депутатов) на территориальные избирательные комиссии города Тольятти Самарской области - на Территориальную избирательную комиссию Комсомольского района г. Тольятти по одномандатным избирательным округам с №22 по №27.

Таким образом, территориальная избирательная комиссия Комсомольского района города Тольятти Самарской области на выборах депутатов осуществляет полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №27, предусмотренные статьей 25 Федерального закона, статьей 24 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» (далее - Закон Самарской области), в том числе осуществляет регистрацию кандидатов, выдвинутых по соответствующим одномандатным избирательным округам.

Сериков С.М. и Сачков Ю.А. зарегистрированы кандидатами в депутаты Думы городского округа Тольятти VIII созыва, следовательно, должны обоюдно соблюдать обязанности, предусмотренные требованиями Федерального закона и Закона Самарской области, в том числе порядок проведения предвыборной агитации, регламентированный Федеральным законом и Законом Самарской области. В Комиссии сведений о каких-либо нарушениях требований действующего избирательного законодательства, допущенных данными кандидатами, не имеется.

В Комиссии имеются сведения о нарушениях требований действующего избирательного законодательства, допущенных кандидатом Сачковым Ю.А.

17.08.2023 г. в Комиссию обратилась Рубцова О.И. на незаконную, по ее мнению, агитационную деятельность кандидата Сачкова Ю.А. Из содержания обращения следует, что ею на информационном стенде многоквартирного дома №... по ул. Механизаторов, в почтовом ящике, в лифте были обнаружены листовки кандидата Сачкова Ю.А. без выходных данных на других размещен логотип ЦИК о едином дне голосования.

18.08.2023 г. от Рубцовой О.И. поступило еще одно обращение. Ею обнаружены листовки кандидата Сачкова Ю.А. идентичные предыдущим (с логотипом ЦИК), но без выходных данных.

По обоим обращениям Комиссией принято решение о признании незаконными агитационными печатными материалами и обращении в отдел полиции по Комсомольскому району У МВД России по г. Тольятти с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении лиц, допустивших нарушение действующего избирательного законодательства РФ.

23.08.2023 г. в Комиссию поступило обращение кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти по одномандатному избирательному округу №22 Серикова С.М. о нарушении Кандидатом Сачковым Ю.А. избирательного законодательства.

Из содержания жалобы следует, что 22.08.2023г. по адресу ...., проходило публичное агитационное мероприятие кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти по одномандатному избирательному округу № 22 Сачкова Ю.А. (далее - кандидат Сачков Ю.А.) без предварительного уведомления органов местного самоуправления, в нарушении п.2 ст.53 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Комиссия приняла решение о признании проведения пикетирования с целью распространения печатного агитационного материала кандидата Сачкова Ю.А. с использованием сборно-разборной конструкции, проведенным с нарушением действующего федерального законодательства.

Кандидату Сачкову Ю.А. было указано на необходимость строгого соблюдения требований действующего законодательства, регламентирующего организацию и проведение публичных мероприятий.

С учетом изложенного соответствующие обстоятельства, связанные с соблюдением предусмотренных законом о выборах ограничений проведения предвыборной агитации подлежат доказыванию в ходе судебного разбирательства по административному исковому заявлению об отмене регистрации кандидата.

Представитель заинтересованного лица – Территориальной избирательной комиссии Автозаводского района г. Тольятти Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, об отложении, рассмотрения дела без своего участия не просил, возражений не представил.

Представитель заинтересованного лица - избирательной комиссии Самарской области Авазбекова Ю.А. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменных возражениях просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица – администрации г.о. Тольятти в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, просил вынести решение по заявленным требованиям на основании имеющихся в деле доказательств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица – Думы г.о. Тольятти в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствии. Из представленного отзыва следует, что на основании договора от 01.07.2022 №124-07/Д помощником депутата Думы Сачкова Ю.А. по гражданско-правовому договору на платной основе за счет средств бюджета городского округа Тольятти (смета Думы городского округа Тольятти) является Максимова Л.Д.. Кроме того, в соответствии с договором от 01.04.2022 №119-04/Д помощником депутата Думы Сачкова Ю.А. по гражданско-правовому договору на платной основе также является Курочкина Г.И..

Представитель заинтересованного лица - Самарского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку из административного искового заявления кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти Самарской области восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 22 Серикова С.М. не следует, какие права, свободы, либо законные интересы нарушены.

Представитель заинтересованного лица – Тольяттинского местного городского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, поскольку из административного искового заявления кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти Самарской области восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 22 Серикова С.М. не следует, какие права, свободы, либо законные интересы нарушены.

Представитель заинтересованного лица – ООО НПП «ПАРАТАЙП» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, об отложении, рассмотрения дела без своего участия не просил, возражений не представил.

Помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Терехина В.В., давшая заключение в порядке ст. 39 КАС РФ, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии со статьями 14 и 16 ФЗ РФ от 22.12.2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения гражданского дела заблаговременно размещалась на интернет-сайте Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание требования ч. 2 ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, отсутствие оснований для отложения судебного разбирательства по делу, которое может повлечь за собой нарушение сроков его рассмотрения, предусмотренных процессуальным законодательством, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Оснований для отложения судебного разбирательства по делу, предусмотренных ч. ч. 1, 6 ст. 150, 152 КАС РФ, не установлено.

Выслушав стороны и заключение прокурора, изучив письменные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит административное исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 11 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

В соответствии с ч. 5 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования).

Указанный срок представителем административного истца соблюден.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав отражены в Федеральном законе от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся в соответствии с уставами муниципальных образований в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст. 3 указанного закона выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся в соответствии с уставами муниципальных образований в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).

На основании ст. 23 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

В Самарской области отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, городских и сельских поселений Самарской области, а также членов выборных органов местного самоуправления Самарской области регламентированы Законом Самарской области от 31.12.2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области».

Согласно ст. 12 Законом Самарской области от 31.12.2019 № 142-ГД выборы депутатов нового созыва назначает представительный орган муниципального образования.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Думы городского округа Тольятти № 1598 от 21.06.2023 г. назначены выборы депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва на 10 сентября 2023 года. Данное решение опубликовано в газете «Городские ведомости» 23.06.2023 г. (л.д. 60).

Решением Территориальной избирательной комиссии Автозаводского района г. Тольятти Самарской области № 38/1 от 23.06.2023 г. полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов № 22 - № 27 по выборам депутатов Думы городского округа Тольятти VIII созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию Комсомольского района г. Тольятти Самарской области (л.д. 62).

В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ предвыборная агитация представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую цель побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Согласно подпункту "в" пункта 3 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться посредством изготовления и распространения, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

В пункте 4 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ закреплено, что кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.11.1996 № 138-ФЗ граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата.

Предвыборная агитация может проводиться: через средства массовой информации; путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий); путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате изготовления этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Все агитационные материалы кандидата, являющегося иностранным агентом, кандидата, аффилированного с иностранным агентом, избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах (в том числе в составе списка кандидатов) такого кандидата, а также агитационные материалы, в которых использованы высказывания, указанные в пункте 9.5 статьи 48 настоящего Федерального закона, должны содержать информацию об этом в соответствии с пунктами 9.4 и 9.5 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры или копии аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии, экземпляры или копии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, также при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке.

Запрещается привлекать к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.

Подпунктом "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 данного Федерального закона.

Пунктом 1.1 статьи 56 данного Федерального закона запрещена агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Аналогичные требования содержаться в ч. 2 ст. 53, п. 5 ч. 6 ст. 75 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области".

Согласно п. 112 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума является основанием для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации кандидата (подпункт "к" пункта 24 статьи 38, пункт 1.1 статьи 56, пункт 6 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав, раздел VII Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Таким образом, основанием к отмене регистрации кандидата по названному основанию является использование кандидатом результатов интеллектуальной собственности в целях предвыборной агитации и их распространение с нарушением законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Статьей 1259 Гражданского кодекса РФ определено, что объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в частности произведения архитектуры и иные произведения.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (пункт 3).

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (пункт 4).

В соответствии со статьей 1228 Гражданского кодекса РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Статьей 1229 Гражданского кодекса РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Другие лица не могут использовать соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя.

При этом, в силу пункта 1 статьи 1276 Гражданского кодекса РФ допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение и распространение изготовленных экземпляров, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, если изображение произведения является основным объектом использования или изображение произведения используется в целях извлечения прибыли.

Судом установлено, что решением № 39/12 от 01.08.2023 г. Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Тольятти Самарской области Сериков С.М. зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы городского округа Тольятти VIII созыва по одномандатному избирательному округу № 22 (л.д. 72).

Решением № 40/11 от 04.08.2023 г. Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Тольятти Самарской области административный ответчик Сачков Ю.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Думы городского округа Тольятти VIII созыва по одномандатному избирательному округу № 22 (л.д.71).

Административным ответчиком Сачковым Ю.А. в Территориальную избирательную комиссию Комсомольского района города Тольятти Самарской области предоставлены агитационные печатные материалы, изготовление которых оплачено за счет средств избирательного фонда кандидата Сачкова Ю.А., что подтверждается уведомлениями кандидата в период избирательной компании, счетами на оплату, копиями платежных поручений, образцами печатных агитационных материалов, договорами на изготовление и размещение печатных агитационных материалов, аренды рекламной продукции, представленных суду Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Тольятти Самарской области (л.д. 87-155).

Судом установлено, что указанные экземпляры печатных агитационных материалов были представлены в Территориальную избирательную комиссию Комсомольского района города Тольятти Самарской области до распространения и содержат необходимые реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 54 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД.

Доводы представителя административного истца о незаконном использовании шрифта Proxima Nova Extra Condensed Bold, правообладателем которого является Марк Симонсон, при изготовлении печатных агитационных материалов в рамках предвыборной кампании судом проверены и не нашли своего подтверждения.

В обоснование незаконного использования вышеуказанного Шрифты представителем истца представлено исследование специалиста Богачёвой М.А. № 355-08/23 от 26.08.2023 г.

Из указанного исследования следует, что печатный Шрифт на агитационном материале на имя Сачкова Ю.А., являющего кандидатом в депутаты Думы г.о. Тольятти Самарской области, соответствует семейству Шрифтов Proxima Nova Extra Condensed Bold, является объектом интеллектуальной собственности - Proxima Nova, торговой марки Марка Симонсон.

В соответствии со ст. 61 КАС РФ доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Суд признает доказательства недопустимыми по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 50 КАС РФ специалистом является лицо, обладающее специальными знаниями и (или) навыками и назначенное судом для дачи пояснений, консультаций и оказания иной непосредственной помощи при исследовании доказательств и совершении иных процессуальных действий по вопросам, требующим соответствующих знаний и (или) навыков. Перед специалистом могут быть поставлены вопросы, связанные с установлением содержания положений нормативного правового акта, норм иностранного права, технических норм.

Из вышеуказанного исследования от 28.08.2023 г. следует, что производство исследования поручено специалистуООО «БТЭ ЭКСПЕРТ» Богачёвой М.А.

Вместе с тем квалификация специалистаБогачёвой М.А. в исследуемой области не подтверждается представленными документами, как не подтверждается и правомерность выдачи ею таких исследований. Согласно представленному свидетельству № 002779 от 06.03.1993 г. (л.д.21) Богачёва М.А. имеет право проведения дактилоскопических, трасологических, почерковедческих экспертиз, установления личности по признакам внешности, экспертизы холодного оружия, технического исследования документов. Диплом НТ ..., выданный в 1990 году, диплом юриста АВС 0225003, выданный 12.07.1999 г. не подтверждают право осуществление ею исследований и проведение компьютерно-технических экспертиз, экспертиз в области интеллектуальной собственности. Иных доказательств суду не представлено.

Кроме этого, согласно исследованию специалиста № 355-08/2023 г. следует, что в распоряжение эксперта для исследования представлен печатный агитационный материал на имя кандидата в депутаты Думы г.о. Тольятти Самарской области Сачков Ю.А.. Сведений о предоставлении специалисту Богачёвой М.А. образцов Шрифта Proxima Nova Extra Condensed Bold его правообладателем или иным уполномоченным лицом, в указанном исследовании не содержится. Обстоятельства сравнения используемого в печатном агитационном материале Шрифта со справочными данными Шрифтов, якобы указанных во вводной части исследования, соответствующей вводной частью исследования не подтверждается.

В исследовательской части указано, что информация по Шрифту Proxima Nova Extra Condensed Bold взята специалистом из файла Шрифта «ТТF», однако источник получения указанного файла и сам файл к исследованию не приложены.

С учетом вышеизложенного и в соответствии с требованиями ст. ст. 59, 61 КАС РФ суд признает исследование специалиста № 355-08/2023 г. недопустимым доказательством по настоящему делу.

Из информационного письма Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района г. Тольятти Самарской области от 14.08.2023 г. № 48 (л.д.75) судом установлено, что в адрес кандидата Сачкова Ю.А. направлялось предупреждение о недопустимости использования в агитационной деятельности логотипа избирательной компании 2023 года без согласия ЦИК России.

Из решения Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района г. Тольятти Самарской области от 18.08.2023 г. № 43/2 и обращения Рубцовой О.И. от 17.08.2023 г. (л.д.83-86) следует, что в печатном агитационном материале, на котором изображен Сачков Ю.А., использован логотип избирательной компании 2023 года.

Исследованием данного печатного агитационного материала с учетом обстоятельств дела установлено, что логотип избирательной компании 2023 года не является основным самостоятельным объектом воспроизведения, не преследует коммерческой цели, занимает незначительную часть агитационного материала и не имеет самостоятельного смысла, играя второстепенную и информационную роль о дате голосования в составе другого графического объекта – стилизованного написания имени, фамилии кандидата и его фотографии, в связи с чем не противоречит положениям статьи 1276 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Иных доказательств использование кандидатом в депутаты Думы г.о. Тольятти Самарской области Сачковым Ю.А. результатов интеллектуальной собственности в целях предвыборной агитации и их распространение с нарушением законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности суду не представлено и судом таких доказательств не установлено.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Думы г.о. Тольятти Самарской области Сачкова Ю.А. с учетом требований п. 1.1. ст. 56, пп. "д" п. 7 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ суд не усматривает.

Пунктом 7 статьи 76 Федерального № 67-ФЗ определено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (подпункт "в").

В соответствии с пунктом 5 этой же статьи под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума (подпункт «а»); использование помещений, занимаемых организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях (подпункт "б").

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.п. 118-119 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения, например назначать лиц, работающих в коллективе, руководителем которого является кандидат, в качестве его представителей для осуществления в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению этого кандидата (подпункт "л" пункта 24 статьи 38, пункт 1 статьи 40, пункт 6, подпункт "а" пункта 7 статьи 76 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Законом установлен закрытый перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, кампании референдума. Данный перечень не подлежит расширительному толкованию (пункт 5 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ).

При решении вопроса о том, является ли использование служебного или должностного положения достаточным основанием применения судом неблагоприятных последствий для кандидата, предусмотренных Законом об основных гарантиях избирательных прав, необходимо, в частности, выяснять кратность, характер, содержание, цель совершения этих действий.

Основанием для отмены регистрации кандидата может служить только неоднократное (не менее двух раз) использование преимуществ должностного или служебного положения.

Судом установлено, что кандидат в депутаты Думы г.о. Тольятти Самарской области Сачков Ю.А. является действующим депутатом Думы г.о. Тольятти и занимает должность заместителя председателя Думы г.о. Тольятти, что не оспаривалось стороной ответчика и является общедоступной информацией.

Кандидат в депутаты Думы городского округа Тольятти VIII созыва по одномандатному избирательному округу № 22 Сачков Ю.А. выдвинут избирательным объединением – Тольяттинским местным городским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (л.д. 64-70).

Свою деятельность в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти VIII созыва по одномандатному избирательному округу № 22 Сачков Ю.А. осуществлял в помещении, расположенном по адресу: ...., принадлежащему на праве собственности политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и переданному в оперативное управление Самарскому отделению политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», что подтверждается выписками из ЕГРН от 15.09.2016 и 21.11.2016 г.

Таким образом, доводы представителя административного истца о том, что помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Коммунистическая, 33, является муниципальной собственностью не нашли своего подтверждения. Отсутствие доказательств его оплаты из избирательного фонда кандидата самостоятельным основанием для отмены регистрации кандидата не является.

Из представленных административным ответчиком пояснений в судебном заседании следует, что помещение, расположенное по адресу: ...., используется несколькими кандидатами, выдвигающимися от политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», что подтверждается представленными представителем истца видеозаписями, на которых, в том числе запечатлены агитационные материалы иных кандидатов, участвующих в выборах 10 сентября 2023 года.

Доводы представителя административного истца о том, что кандидат в депутаты Думы городского округа Тольятти VIII созыва по одномандатному избирательному округу № 22 Сачков Ю.А. привлекает к агитационной деятельности Максимову Л.В., являющуюся помощником депутата Сачкова Ю.А. согласно договору от 01.07.2022 г., представленными видеозаписями не подтверждается, поскольку на них Максимова Л.В. запечатлена на фоне печатных агитационных материалах иных кандидатов, о которых, в том числе идет речь на видеозаписи. Кроме этого, представителем административного истца не опровергнуты доводы административного ответчика о том, что Максимова Л.В. также является членом политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и не лишена права участвовать в агитационной деятельности своей партии.

Не представлено представителем административного истца и доказательств того, что кандидат в депутаты Думы городского округа Тольятти VIII созыва по одномандатному избирательному округу № 22 Сачков Ю.А., являясь одним из учредителей средства массовой информации - вестника городского комитета политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» «Правда Тольятти» размещал в средствах массовой информации материалы, имеющие признаки агитации. Представленные представителем административного истца фото и видеоматериалы таких доказательств не содержат.

Исследованные в судебном заседания решения Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района г. Тольятти Самарской области № 45/1 от 24.08.2023г., № 43/2 от 18.08.2023 г., которыми установлена незаконность проведения пикетирования с целью распространения печатного агитационного материала кандидата Сачкова Ю.А. и незаконность печатных агитационных материалов – листовок с фотографиями кандидата Сачкова Ю.А. с агитационными сведениями не являются основаниями для отмены регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти Сачкова Ю.А. В части указанных листов суд отмечает, что доказательств причастности к их изготовлению, хранению и использованию в агитационной деятельности Сачковым Ю.А. суду не представлено и таких доказательств судом не установлено.

В соответствии с п. «б» п. 7 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом, в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу в случае превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.

Из представленной представителем истца видеозаписи судом установлено, что между неустановленными лицами и Максимовой Л.В. имел место диалог, в котором речь шла о будущем вознаграждении неустановленных лиц за работу в рамках агитационной деятельности кандидатов, выдвинутых политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации», при этом сведений о выполнении неустановленными лицами, в том числе несовершеннолетними соответствующей работы в интересах кандидата Сачкова Ю.А. и получении вознаграждения от последнего или иных лиц от его имени, представленные фото и видеоматериалы не содержат. Не представлено стороной истца и доказательств того, что озвученное вознаграждение превышает предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата Сачкова Ю.А., установленного законом, более чем на 5 процентов.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Думы г.о. Тольятти Самарской области Сачкова Ю.А. с учетом требований п. 7 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ суд не усматривает.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии с учетом доводов, содержащихся в административном исковом заявлении и уточнениях к нему, оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти VIII созыва Сачкова Ю.А.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление представителя кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти Самарской области Серикова С.М. – Частухина С.Н. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 239-244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление представителя кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти Самарской области Серикова С.М. - Частухина С.Н. к кандидату в депутаты Думы городского округа Тольятти Самарской области Сачкову Ю.А., Территориальной избирательной комиссии Комсомольского района г. Тольятти Самарской области об отмене регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Тольятти VIII созыва по одномандатному избирательному округу № 22 Сачкову Ю.А. – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение в полной форме составлено в день его принятия – 01 сентября 2023 года в 21 часов 35 минут.

Председательствующий судья И.А. Милованов

2а-3142/2023 ~ М-2530/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сериков С.М.
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Комсомольского района г. Тольятти Самарской области
Сачков Ю.А.
Другие
Самарское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»
Местное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»
Дума г.о. Тольятти
ООО НПП «ПАРАТАЙП»
Территориальная избирательная комиссия Автозаводского района г. Тольятти Самарской области
Избирательная комиссия Самарской области
Администрация г.о. Тольятти
Прокуратуру Комсомольского района г. Тольятти
Суд
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Милованов И. А.
Дело на странице суда
komsomolsky--sam.sudrf.ru
01.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2023Регистрация административного искового заявления
30.08.2023Передача материалов судье
30.08.2023Решение вопроса о принятии к производству
30.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2023Судебное заседание
04.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее