Дело № 2-2032/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2014 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шиверской А.К.,
с участием истца Пономаревой Г.П.,
при секретаре Кирилловой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарева МА, Пономаревой ГП к Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельского совета, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ о признании проживающими на условиях социального найма, и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Пономарев М.А., Пономарева Г.П. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Ачинского района, Администрации Ключинского сельского совета, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства Обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ о признании проживающими на условиях социального найма, и признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: … по 1/2 доле за каждым, мотивируя свои требования тем, что решением жилищной комиссии в/ч 74008 на основании протокола № 8 от 04 октября 1988 года Пономареву М.А. была выделена квартира по адресу: …, где он проживает с супругой по настоящее время, исполняя свои обязанности нанимателей жилого помещения. Спорная квартира ранее относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа. Распоряжением Правительства от 01 июня 2000 г. № 752-р был утвержден перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, где в разделе «Красноярский край» были исключены закрытые военные городки во всех населенных пунктах, кроме г.Енисейска. Распоряжением правительства РФ от 17 апреля 2012 года № 487-р «О внесении изменений в Перечень, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ», указано, что жилищный фонд закрытых военных городков, исключенных из перечня, передается органам местного самоуправления. Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности Ачинского района, спорное жилое помещение в ре5естре объектов муниципальной собственности отсутствует. В связи с чем, истцы полагают, что фактически занимают спорную квартиру на условиях социального найма, просят признать их проживающими на условиях социального найма, признать за ними право собственности в порядке приватизации (л.д.3-5).
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Борейшо А.В. и Хритоненко С.В. (л.д.62).
Истец Пономарева Г.П. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что ее супруг Пономарев М.А. работал …... Затем ему предложили работу вагонника на станцию, которая обслуживала войсковую часть 74008, с условием предоставления жилья, он согласился. Пономареву М.А. представили квартиру по адресу…., с учетом членов семьи – ее и двух дочерей, при этом также поставили условие о том, что кто - то один из членов семьи должен работать в войсковой части. В связи с чем, она была трудоустроена в Войсковую часть 74008 на должности гражданского персонала. С момента предоставления жилья, и в настоящее время после увольнения из войсковой части, они постоянно проживают в спорном жилом помещении, требований о выселении к ним не предъявлялось. Дочери в настоящее время в квартире не проживают, самостоятельных прав относительного жилого помещения не заявляют.
Истец Пономарев М.А., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился (л.д.64), представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 59)
Представитель ответчика Администрации Ачинского района, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 67), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление О.Н. Ключеня, действующей на основании доверенности от 20 января 2014 года (л.д.122), по заявленным исковым требованиям не возражает при установлении в судебном порядке факта проживания истцов в спорной квартире на условиях социального найма, сведения в отношении спорной квартиры о включении ее в число служебных отсутствуют в реестре служебных помещений, и до настоящего времени жилищный фонд Ачинского района д.Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передавался. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации района (л.д.121).
Представитель ответчика администрации Ключинского сельсовета, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 110), в суд не явилась, согласно представленному заявлению, Глава Ключинского сельсовета просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Ключинского сельсовета (л.д. 108).
Представитель ответчика Министерство обороны РФ, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д.67, л.д.116), в суд не явился, В.Н. Махмудова, действующая на основании доверенности № от 10 февраля 2014 года (л.д.94-95), согласно письменному отзыву на исковое заявление просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства обороны РФ (л.д.91-93, л.д.119).
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 67, л.д. 118), в суд не явился, В.Н.Махмудова, действующая на основании доверенности № 16 от 03 марта 2014 года (л.д102), представила возражения на исковое заявление, согласно которым с заявленными исковыми требованиями не согласна, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Спорное жилое помещение было предоставлено Пономареву М.А. на основании договора найма служебной квартиры в домах государственного жилого фонда в РФ № 41 от 09 января 2004 года. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны РФ, не является обязанностью Министерства обороны РФ, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениям жилого фонда Вооруженных Сил РФ. Полагает, что у истцов отсутствуют основания для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации, расположенную по адресу: …. просила дело рассмотреть в отсутствие представителя ФГКУ «Сибирское ТУИО» (л.д.98-101, л.д.120).
Представитель ответчика ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», будучи надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания (л.д.68, л.д. 117), в суд не явился, об уважительности причинах неявки не сообщили, и о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Представитель третьего лица Войсковой части № 58661, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 89), в суд не явился, представил заявление, согласно которому спорное жилое помещение не имеет статуса служебного жилого помещения, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя войсковой части (л.д. 58, л.д. 113).
Представитель третьего лица ТУФА по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 103), в суд не явился, об уважительности причинах неявки не сообщили, и о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Представитель третьего лица Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом (л.д. 90), в суд не явился, согласно письменному отзыву на исковое заявление Зинович Н.А., действующей на основании доверенности от 15 ноября 2013 года (л.д.86), спорное жилое помещение не учитывается в Реестре государственной собственности Красноярского края, в собственность субъекта Российской Федерации – Красноярского края из федеральной собственности не передавался, полагает, что уполномоченным органом по управлению имуществом, находящимся в собственности РФ, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя агентства (л.д.85, л.д. 125).
Третье лицо Хритоненко С.В., будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела (л.д.65), в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.60).
Третье лицо Борейшо А.В., будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела (л.д.115), в суд не явилась, заявлений и ходатайств не представила.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.57 Жилищного кодекса РФ. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с абз. 2 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, утратившим силу с 1 марта 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Вопросы обеспечения жильем гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации регулировались ведомственными нормативными актами.
Приказ Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте", устанавливал порядок и правила обеспечения жильем не только военнослужащих, но и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, которые указаны в приказе как рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота.
В соответствии с Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным вышеуказанным Приказом Министра обороны СССР, рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.
Рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, прекратившие трудовые отношения с воинскими частями в связи с увольнением по собственному желанию, или за нарушение трудовой дисциплины, или за совершение преступления, подлежали выселению из домов Министерства обороны СССР в судебном порядке без предоставления другой жилой площади, за исключением инвалидов войны, инвалидов труда I и II групп, пенсионеров по старости, персональных пенсионеров, семей лиц, находящихся на службе в Вооруженных Силах СССР, а также семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Таким образом, приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 285 "О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте" предусматривалась возможность обеспечения лиц гражданского персонала Вооруженных Сил как служебным жильем, так и жильем по социальному найму за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР.
Согласно действовавшему в 1999 году порядку, вопрос о постановке гражданского персонала на учет нуждающихся по совместному ходатайству командира войсковой части и профсоюза организации выносился на рассмотрение жилищной комиссии. Именно жилищные комиссии воинских частей были наделены полномочиями по постановке на учет работников из числа гражданского персонала, на основании их решения работников признавали нуждающимися в получении служебных жилых помещений и жилых помещений по договорам социального найма.
В последующем, а именно с момента вступления в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, возможность обеспечения лиц гражданского персонала жильем по социальному найму была сформулирована иным образом. Так, в п. п. 26 и 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации было отмечено, что как учет гражданского персонала Вооруженных Сил, нуждающегося в улучшении жилищных условий, так и предоставление им жилых помещений осуществляются в соответствии с жилищным законодательством. Однако у Министерства обороны Российской Федерации сохранялись обязательства по обеспечению жильем по социальному найму определенной категории граждан, а именно лиц гражданского персонала, принятых на учет нуждающихся в получении жилья (улучшении жилищных условий) до 1 марта 2005 года.
Как следует из материалов дела, жилые помещения, расположенные в домах <адрес> (ранее – военный городок Ачинск 13), до 2004 года включались в число служебных решением исполнительного комитета Ачинского городского Совета народных депутатов и Администрацией города Ачинска. Спорная квартира не была отнесена к числу служебных в установленном законом порядке, что объективно подтверждено представленными в материалы дела решением исполкома Ачинского городского Совета народных депутатов от 18.09.1991 г. № 389 (л.д. 30), Постановлениями Администрации города Ачинска №57-п от 09.04.1992 г., от 13.05.1992г.№ 113-П, от 26.11.1992г. №484-П, от 21.06.1993г. №241-П (л.д.31-36). После включения населенного пункта д. Каменка Ачинского района в состав сельского поселения муниципального района, спорная квартира также не была отнесена к числу служебных, что подтверждается представленными распоряжениями администрации Ачинского района за период с 2004-2005 годов (л.д.37-56).
Согласно записям трудовой книжки, имеющейся в материалы дела, истец Пономарев М.А. состоял в трудовых отношениях с Вагонным ДЕПО ст.Ужур с 31 января 1980 года. 15 марта 1980 года был переведен на должность <данные изъяты> <данные изъяты> 26 декабря 2001 года был уволен по собственному желанию (л.д.6).
Истец Пономарева М.А. с 02 января 1986 года до 27 февраля 1987 года, с 12 марта 1998 года по 20 июля 1998 года, с 15 июня 1999 года по 01 мая 2007 года состояла в трудовых отношениях с в/ч 74008 на должностях гражданского персонала, что подтверждается записями трудовой книжки о приеме на работу (л.д. 7-10), уволена по собственному желанию.
В 1988 году по решению жилищной комиссии Пономареву М.В. на состав семьи была предоставлена квартира площадью … кв. м., расположенная по адресу …
Пономарев М.А., его супруга Пономарева Г.П. и двое несовершеннолетних детей вселились в спорную квартиру, приняли на себя все обязанности нанимателей жилого помещения, следили за его техническим состоянием, оплачивали коммунальные платежи.
Согласно выписке из домовой книги, истцы зарегистрированы в жилом помещении по адресу: ….с 16 ноября 1990 года (л.д.16).
Истцы после предоставления им спорного жилого помещения постоянно проживают в нем, дочери истцов Борейшо А.В. и Хритоненко С.В. выехали из спорного жилого помещения. За все время проживания истцов в спорном жилом помещении претензий по проживанию не поступало. Представителями ответчиков законность вселения и факт проживания истца в спорном жилом помещении не оспорены.
09 января 2004 года войсковой частью 74008 с ФИО9 на спорную квартиру был заключен договор найма служебной квартиры в домах государственного фонда РФ № 41, в который в качестве члена семьи нанимателя включены жена Пономарева Г.П. (л.д.12-15).
Вместе с тем, доказательств отнесения спорного жилого помещения к числу служебных ответчиками суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Как было указано выше, спорное жилое помещение было предоставлено Пономареву М.А. в 1988 году на основании решения жилищной комиссии войсковой части.
Каких-либо данных о наличии у спорной квартиры в 1988 году статуса служебной, а также о предоставлении Пономареву М.А. указанной квартиры в качестве служебного жилого помещения ответчиками не представлено. Заключение на спорную квартиру 9 января 2004 года войсковой частью 74008 с Пономаревым М.А. договора найма служебной квартиры, не основано на законе.
Спорная квартира в реестре служебных жилых помещений в Администрации Ачинского района не числится (л.д.121), в реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района отсутствует (л.д.123).
По сообщениям ТУ Росимущества в Красноярском крае и ТУ Росимущества в Забайкальском крае квартира (адрес) в реестре федерального имущества не учитывается (л.д.106, л.д. 111).
В Ачинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю сведения о зарегистрированных правах на квартиру по адресу: … отсутствуют (л.д.20).
Жилое помещение, расположенное по адресу: … состоит на кадастровом учете под номером …, имеет общую площадь … кв.м, что подтверждается кадастровым паспортом помещения (л.д.21-22).
Данные обстоятельства с достоверностью подтверждаются исследованными в судебном заседании вышеуказанными доказательствами.
Таким образом, суд считает установленным, что на момент предоставления спорной квартиры Пономареву М.А. и членам его семьи, указанная квартира статуса служебного жилого помещения не имела, была распределена на общих основаниях, а потому суд приходит к выводу о том, что Пономарев М.А. и Пономарева Г.П. проживают в спорном жилом помещении на условиях социального, а не специализированного найма.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
В силу ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Как было указано выше, до 11 октября 2011 года спорная квартира относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа, вследствие чего приватизация данного жилого помещения была запрещена законом.
Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р» дер.Каменка Ачинского района Красноярского края исключена из указанного перечня, в связи с чем спорное жилое помещение с 11 октября 2011 года является объектом приватизации.
Право на приватизацию жилого помещения Пономарев М.А. и Пономарева Г.П. ранее не использовано, что подтверждается справками Ачинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (л.д.17, л.д. 18).
Учитывая, что действующим законодательством не урегулирован порядок реализации Министерством обороны Российской Федерации функций по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации, во внесудебном порядке реализовать свое законное право на приватизацию указанной квартиры истец не имеет возможности.
С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных требований закона, учитывая, что члены семьи истцов Борейшо А.В. и Хритоненко С.В. не заявили самостоятельных требований относительно предмета спора, суд проходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Пономарева М.А. и Пономаревой Г.П. о признании за ними права собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать Пономарева МА, Пономареву ГП проживающими в жилом помещении по адресу: …. на условиях социального найма.
Признать за Пономаревым МА, Пономаревой ГП право общей долевой собственности по 1/2 доле за каждым на квартиру (адрес), общей площадью … кв. метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья: Шиверская А.К.