Дело № 2-455
Мотивированное решение изготовлено 23.04.2015 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации21 апреля 2015 г. г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Плескачевой Л.И.,
при секретаре Сливинской Т.В.,
с участием истца Виноградова В.И.,
представителя ответчика Терсинских Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кандалакшского районного суда гражданское дело по иску
Виноградова В.И.
к открытому акционерному обществу «Мурманэнергосбыт»
об оспаривании действий по начислению платы за централизованное отопление квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Виноградов В.И. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» (далее по тексту – ОАО «Мурманэнергосбыт») об оспаривании действий по начислению платы за централизованное отопление квартиры. В обоснование иска указал, что является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме – квартиры № <номер> в доме № <номер> по ул. <адрес> в г. Кандалакша. В 2003 г. данное жилое помещение было переведено им на электрообогрев от электроконвекторов с демонтажем системы центрального отопления и изоляцией проходящих стояков отопления. Переустройство жилого помещения производилось в соответствии с действующими нормативными актами по согласованию с электроснабжающей и теплоснабжающей организациями, приняты Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Кандалакши, специалистами ресурсоснабжающих организаций. В дальнейшем им по согласованию с правлением ТСЖ производилась оплата за центральное отопление мест общего пользования дома.
С января 2015 г. исполнителем коммунальной услуги по отоплению дома стало ОАО «Мурманэнергосбыт», которое путем выставления счетов возлагает на него обязанность по оплате неоказываемой услуги, что является нарушением части 1 статьи 37 Закона РФ «О защите прав потребителей». В его квартире отсутствуют приемники теплой энергии, т.е. он фактически не может являться потребителем данной услуги и состоять в договорных отношениях с теплоснабжающей организацией.
Истец просит обязать ответчика не производить начисления за коммунальную услугу по отоплению в квартире № <номер> дома № <номер> по ул. <адрес> в г. Кандалакше, а также признать недействительными предъявленные к оплате счета-извещения за январь, февраль 2015 г. за коммунальную услугу по отоплению квартиры № <номер> в доме № <номер> по ул. <адрес> в г. Кандалакше на общую сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В судебном заседании Виноградов В.И. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Терсинских Н.Е. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что требования к расчету размера платы за отопление установлены пунктом 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 г. Каких-либо исключений для помещений, переведенных на электрообогрев, Правила не содержат, в связи с чем, размер платы для таких помещений должен определяться в порядке, установленном Правилами. Иной порядок расчета платы за услуги теплоснабжения, помимо установленного Правилами № 354, а также невозможность применения установленных в Правилах формул, изменение каких-либо величин закон не предусматривает.
Освобождение собственника жилого помещения, переведенного на электрообогрев, от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу (отопление) фактически нарушает права иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, являющихся потребителями такой коммунальной услуги (отопление), поскольку возлагает на них обязанность по уплате за отопление жилых помещений в большем размере, с нарушением требованием правовых актов, регулирующих данные правоотношения.
Также ответчик указал, что в технический паспорт многоквартирного дома № <номер> по ул. <адрес> изменений, касательно перевода квартиры на электрообогрев не внесено. Решения органа местного самоуправления о согласовании переустройства квартиры истца, принятого в порядке статьи 26 ЖК РФ, а также протокола общего собрания собственников по вопросу дачи согласия на уменьшение размера общей собственности (системы отопления) не представлено.
Потребителям выставляются квитанции на оплату согласно нормативам потребления и тарифам, установленным Правительством Мурманской области.
В представленном в материалы дела «Расчете потребности тепловой энергии отапливаемых стояков в жилых квартирах» определено количество тепловой энергии, подлежащей снятию с реализации за отопление согласно актов, при этом не определена подлежащая оплате доля в отоплении на общедомовые нужды, расходы на которую собственник несет в силу ст.ст. 210, 289, 290 ГК РФ.
Третье лицо - администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направила, просила рассмотреть дело в его отсутствие, полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению. В письменном отзыве указала, что истцом был соблюден установленный законодательством порядок переустройства жилого помещения.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, общим правилом и принципом оплаты коммунальных услуг является фактическое предоставление исполнителем этих услуг потребителю и пользование ими со стороны потребителя. Данный принцип нашел свое отражение в новых Правилах о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.
Исходя из изложенного следует, что возложение на истца обязанности оплатить коммунальную услугу по отоплению, которую он не получает, противоречит требованиям закона и нарушает его права.
Товарищество собственников жилья «ТСЖ № <номер>» (далее по тексту – ТСЖ № <номер>) о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном письменном отзыве указало, что до введения в действие Правил о предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных и жилых домах утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 г. собственники квартир, переведенных на электрообогрев, услуги по отоплению квартир не оплачивали. В то же время, ТСЖ <номер> считает, что решение по данному вопросу лежит вне его компетенции, порядок расчета размера платы за коммунальные услуги устанавливает Правительство Российской Федерации.
2.
Государственная жилищная инспекция по Мурманской области (далее по тексту – ГЖИ) о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя. В представленных в суд письменных пояснениях указала, что в соответствии со статьей 12, частью 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определяющие, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлениями Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, от 27.08.2012 № 857, от 06.04.2013 № 307 право определения порядка начисления платы за отопление делегировано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Мурманской области от 01.07.2013 № 358-ПП утверждён порядок расчёта размера платы за коммунальную услугу по отоплению, который предусматривал переход с 01.09.2013 от оплаты в отопительный период по фактическому объему потребления тепловой энергии к равномерной оплате за отопление в течение года.
В Правилах № 354, Постановлении № 358-ПП установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению одинаковый для всех, Правилами № 354, Постановлениями № 857 и № 358-ПП не предусмотрены какие-либо исключения для определения значений, применяемых при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению, в том числе в жилых/нежилых помещениях, в которых отсутствуют приборы отопления, позволяющие потреблять такой коммунальный ресурс, как тепловая энергия.
Перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованной системой отопления на индивидуальное (альтернативное) отопление не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии от централизованной системы отопления. Потребление тепловой энергии на обогрев непосредственно помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами, а также в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, указанными собственниками продолжается, поскольку:
- одним из источников теплоснабжения данных помещений будет являться отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме, которые невозможно отключить без нарушения прав и законных интересов соседей;
- потребление тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях подлежат оплате собственниками помещений вне зависимости от факта пользования услугами отопления внутри принадлежащих им помещений.
При этом, следует отметить, возможность возложения или передачи части государственных полномочий, к которым, в том числе, относится определение порядка расчета размера платы за коммунальные услуги, на исполнителей коммунальных услуг (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК) ни ЖК РФ, ни постановлениями Правительства Российской Федерации, регулирующими порядок определения размера платы за коммунальные услуги, не предусмотрена.
При выполнении расчета размера платы за отопление в жилом помещении без учета площади жилых помещений, переведенных на электрообогрев, фактически нарушаются права иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, являющихся потребителями такой коммунальной услуги, поскольку возлагает на них обязанность по оплате за отопление в жилых помещениях в большем размере, с нарушением требований правовых актов, регулирующих данные правоотношения.
Управление Роспотребнадзора по Мурманской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие. Сообщило суду, что основу правового регулирования жилищных отношений между их участниками определяют нормы жилищного законодательства. Перечень вопросов в области жилищных отношений, в целом регулируемых положениями жилищного законодательства, закреплен пунктами 1-13 части 1 статьи 4 ЖК РФ. При этом статья 8 ЖК РФ, говоря о возможности применения к жилищным отношениям иного законодательства, закрепляет приоритет норм Жилищного кодекса РФ по таким вопросам, как предоставление коммунальных услуг и внесение платы за коммунальные услуги.
Таким образом, оценка обоснованности начисления платы за коммунальные услуги в полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не входит.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании установлено, что Виноградов В.И. и его жена ФИО4 с 19 апреля 1996 г. зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире № <номер> в доме № <номер> по ул. <адрес> в г. Кандалакше; с 04 февраля 2015 г. истец является собственником данного жилого помещения, ранее квартира находилась в собственности его жены.
В 2002 году квартира № <номер> в доме № <номер> по ул. <адрес> в г. Кандалакше была переведена на электрообогрев, в квартире демонтированы радиаторы централизованной системы отопления, проходящие через квартиру стояки отопления заизолированы, и на основании технических условий, выданных 11 ноября 2002 г. ГОУЭП «Кандалакшская теплосеть», установлены электрообогреватели.
03 октября 2008 г. исх. № 2782 администрация муниципального образования городское поселение Кандалакша Кандалакшского района направила в ООО «УК «ЖКС» перечень квартир, переведённых в установленном порядке на электрообогрев, и предложила не предъявлять собственникам данных жилых помещений оплату за централизованное теплоснабжение, которым они не пользуются (либо пользуются частично). В приложенном к письму списке под № 121 указана квартира № <номер> в доме № <номер> по ул. <адрес> в г. Кандалакше, указан процент снятия оплаты за недопоставку услуги теплоснабжение – 100 %.
Решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № <номер> по ул. <адрес> в г. Кандалакше выбран способ управления – ТСЖ № <номер>.
Сторонами не оспаривалось, что дом № <номер> по ул. <адрес> оборудован общедомовым прибором учёта потребления тепловой энергии. Индивидуальными приборами учёта потребления тепловой энергии жилые помещения в многоквартирном доме не оборудованы.
С 01 января 2015 г. внесение платы за коммунальные услуги гражданами, проживающими в доме № <номер> по ул. <адрес>, осуществляется непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Счета за отопление в адрес граждан выставляет ОАО «Мурманэнергосбыт».
ОАО «Мурманэнергосбыт» выставлены Виноградову В.И. счета-квитанции на оплату отопления по вышеуказанной квартире за январь 2015 г. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и за февраль 2015 г. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Согласно пункту 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту Правила № 354).
Указанные Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно абзацу первому пункта 40 Правил № 354 (в редакции, действовавшей до внесения изменений Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 № 34) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с абзацем вторым пункта 40 Правил № 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 N 34) потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
На основании пунктов 42 (1) и 43 Правил № 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 N 34) при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии.
Согласно пункту 2 приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в доме не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 2:
,
где:
- общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений. В силу части 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами.
Суд не может согласиться с доводом истца о том, что, так как в соответствии с подпунктом «а» пункта 32 Правил № 354 исполнитель коммунальных услуг имеет право требовать внесения платы только за потреблённые коммунальные услуги, то, в связи с отсутствием в квартире приборов, потребляющих тепловую энергию, у него отсутствуют условия для потребления услуг централизованного теплоснабжения, соответственно исполнитель не может требовать оплаты.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 289 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Суд отмечает, что многоквартирный жилой дом оборудован системой централизованного парового отопления, посредством данной системы отопления происходит отопление не только жилых помещений, но и общего имущества многоквартирного жилого дома. Определить теплоотдачу через общие конструкции многоквартирного жилого дома помещений, в том числе переведённых на электрообогрев, в настоящее время невозможно. Кроме того, приборы учёта потребленной тепловой энергии по каждому помещению не установлены.
Истцом не оспаривалась его обязанность по оплате тепловой энергии, потребленной на общедомовые нужды.
В то же время, как указывалось выше, абзацем вторым пункта 40 Правил № 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 N 34) предусмотрено внесение потребителем платы за услугу по отоплению совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды. При этом начисление платы за отопление производится по единой формуле, которая не предусматривает возможность исчисления платы за потребление тепловой энергии только на общедомовые нужды.
Применение иных формул и методик расчета платы за отопление в многоквартирных жилых домах для собственников и нанимателей жилых помещений действующим законодательством не предусмотрено.
Доводы ГЖИ о том, что при выполнении расчета размера платы за отопление в жилом помещении без учета площади жилых помещений, переведенных на электрообогрев, фактически нарушает права иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, являющихся потребителями такой коммунальной услуги (отопление), поскольку возлагает на них обязанность по уплате за отопление жилых помещений (и на общедомовые нужды) в большем размере, с нарушением требований правовых актов, регулирующих данные правоотношения, при рассмотрении настоящего дела истцом не опровергнуты.
Принимая во внимание, что Правила № 354 приняты Правительством Российской Федерации в пределах установленных законом полномочий и компетенции, в части порядка расчёта платы за отопление Правила № 354 никем не оспорены и не признаны недействующими, начисление платежей по услуге отопление произведённое ОАО «Мурманэнергосбыт» и за январь, и февраль 2015 г. по квартире № <номер> в доме № <номер> по ул. <адрес> в г. Кандалакше, основано на требованиях нормативно-правовых актов, в том числе Правилах № 354, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Виноградова В.И. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Виноградова В.И. к открытому акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о признании недействительными предъявленных к оплате счетов-извещений за январь, февраль 2015 г. за отопление квартиры № <номер> в доме № <номер> по ул. <адрес> в г. Кандалакше на общую сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и возложении обязанности не производить начисления за отопление данной квартиры оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.И. Плескачева