Дело № 2а-1779/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием административного истца Малыгина А.Е.,
представителя административного ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа Криворуковой О.Ю., действующей на основании доверенности от 31.12.2019 г. и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области – Цепенды В.И., действующей на основании доверенности от 13.01.2020 г. и диплома о высшем юридическом образовании
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Малыгина Александра Евгеньевича к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа об оспаривании страховых взносов,
У С Т А Н О В И Л:
Малыгин А.Е. обратился в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа об отмене начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 г. на общую сумму 6 526,74 руб.
В обоснование заявленных требований указав, что 21 мая 2019 года он был внесен в реестр индивидуальных предпринимателей с ОКВЭД 70.22, для работы в качестве Управляющего.
Для выполнения этой работы между Малыгиным А.Е. и ООО «ПОЛИМЕРТЭК» был заключен договор, поданы документы в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области на регистрацию представленного истцу права действовать без доверенности от имени юридического лица.
Решением 16987А от 20.06.2019 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области Малыгину А.Е. было отказано в регистрации данного изменения, что сделало исполнение обязанностей Управляющего в рамках заключенного договора невозможным.
В связи с указанным решением, Малыгин А.Е. 25 июля 2019 г. закрыл ИП.
За время регистрации ИП с 21.05.2019 г. до 25.07.2019 г. истцу были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 5286,88 руб. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 1239,86 руб.
По мнению административного истца, в связи с отсутствием возможности осуществления коммерческой деятельности в период регистрации ИП, начисленные страховые взносы должны быть отменены (л.д.5).
26 февраля 2020 года определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная ИФНС №12 по Воронежской области (л.д. 38-39).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 11 марта 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ФНС России по Воронежской области (л.д. 82-85).
В судебном заседании административный истец Малыгин А.Е. заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа Криворукова О.Ю., действующая на основании доверенности от 31.12.2019 г. и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 32-34), возражала против удовлетворения заявленных требований, представлен письменный отзыв относительно заявленных требований (л.д. 35).
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области - Цепенда В.И., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 100,101), возражала против удовлетворения заявленных требований просила в удовлетворении иска отказать, представлены письменные возражения относительно заявленных требований (л.д. 107-109).
Заинтересованное лицо – МИФНС №12 по Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, о чем имеется заявление, представлен письменный отзыв (л.д. 46-47).
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: в т.ч. индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу части 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Из положений статьи 430 НК РФ следует, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Малыгин А.Е. состоял на налоговом учете в ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа в качестве индивидуального предпринимателя с 21.05.2019 года по 25.07.2019 года (л.д.51-54).
Согласно п. 2 письма ФНС России от 07.03.2018 г. № БС-4-11/4091@, в случае, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, исчисленных исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Платить страховые взносы за себя индивидуальные предприниматели обязаны с момента государственной регистрации до исключения из ЕГРИП. Обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать страховые взносы не зависит от того, получает ли он доходы и ведется ли бизнес (Письма Минтруда России от 26.10.2015 N 17-4/ООГ-1464, от 06.10.2015 N 17-4/ООГ-1358, от 01.04.2014 N 17-4/ООГ-224)
Поскольку административным истцом самостоятельно обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и по уплате страховых выносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере исполнена не была, налоговым органом Малыгину А.Е. выставлено требование №56313 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 14 августа 2019 года об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 69 526,74 руб., пени в размере 6,31 руб. со сроком уплаты до 08 октября 2019 года.
Указанное требование направлено в адрес Малыгина А.Е., что не отрицается истцом.
Приведенная задолженность в установленный срок Малыгиным А.Е. не уплачена.
Налоговым законодательством предусмотрен перечень случаев (оснований), когда плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе не исчислять и не уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Перечень оснований, при наличии которых плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, является исчерпывающим.
Так, пунктом 7 статьи 430 НК РФ предусмотрено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование: за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов, а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.
То есть, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, могут не исчислять и не уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование:
- за период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (в части военной службы по призыву)
- за период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
- за период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- за период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- за период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
Как указано выше, Малыгин Александр Евгеньевич был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем 21.05.2019 г. в ЕГРЮЛ внесена запись ОГРНИП 319366800049072.
13.06.2019 г. в регистрирующий орган от ООО «ПОЛИМЕРТЭК» ОГРН 1193668022492 представлено заявление по форме № Р14001 (л.д. 56-63), о данном факте свидетельствует расписка № 16987А от 13.06.2019 г. (л.д. 55)
Согласно, данному заявлению производилась смена единоличного исполнительного органа - а именно, прекращение полномочий прежнего руководителя Саниева М.Р. и возложение их на управляющего ИП Малыгина А.Е.
Как следует из пояснений административного истца, статус ИП им был приобретен для работы в качестве Управляющего и для выполнения этой работы был заключен договор с ООО «ПОЛИМЕРТЭК», документы были предъявлены в МИФНС №12 по Воронежской области для регистрации представленного ему права действовать без доверенности от имени юридического лица.
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области от 20 июня 2019 г. отказано в государственной регистрации на основании пп. «ф» п. 1 ст. 23 федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», т.к. по сведениям ЕГРЮЛ Малыгин А.Е. ранее являлся руководителем ООО «ЭКО-ТЕХНОЛОГИИ», ОГРН 1133668039240, которое 31.07.2017 г. исключено из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица, в отношении которого по сведениям МИФНС России №12 по Воронежской области, задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица (л.д. 6).
Указанное решение Малыгиным А.Е. обжаловано в Управление ФНС России по Воронежской области (л.д. 7-8).
15 июля 2019 года жалоба Малыгина А.Е. на решение от 20 июня 2019 г. №16987А об отказе в государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме заявления №Р14001, вынесенное МИ ФНС России №12 по Воронежской области в отношении ООО «Полимертэк» оставлена без удовлетворения (л.д. 9-12).
Административный истец в судебном заседании пояснил, что 25 июля 2019 г. был вынужден прекратить статус индивидуального предпринимателя в связи с вынесенным решением МИФНС России №12 по Воронежской области от 20 июня 2019 г., поскольку статус индивидуального предпринимателя ему был необходим только в связи с работой Управляющего.
Вместе с тем, решение об отказе Межрайонной ИФНС России № 12 по Воронежской области в регистрации изменений (№ 16987А от 20.06.2019), вопреки мнению административного истца, не влечет прекращение осуществления предпринимательской деятельности и не является основанием для освобождения административного истца от исчисления и уплаты страховых взносов как плательщика страховых взносов.
Малыгин А.Е. в адрес налогового органа с заявлениями об освобождении от уплаты страховых взносов не обращался, документы, подтверждающие отсутствие осуществления предпринимательской деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством в инспекцию, так же как и в материалы дела, истцом не представлены.
Довод, что Малыгин А.Е. не вел предпринимательской деятельности и не имел дохода в период с 21 мая 2019 года по 25.07.2019 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку по смыслу законодательства исполнение обязанности по уплате страховых взносов не обусловлена наличием у индивидуального предпринимателя доходов.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В связи с изложенными обстоятельствами, требования Малыгина А.Е. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа о признании незаконными и отмене начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 5 286,88 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 г. в размере 1239,86 руб., а всего 6526,74 руб. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных требований Малыгина Александра Евгеньевича к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа о признании незаконными и отмене начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 5 286,88 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 г. в размере 1239,86 руб., а всего 6526,74 руб.- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: Е.Ю. Курындина
В окончательной форме решение принято 04 июня 2020 года.
Дело № 2а-1779/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием административного истца Малыгина А.Е.,
представителя административного ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа Криворуковой О.Ю., действующей на основании доверенности от 31.12.2019 г. и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области – Цепенды В.И., действующей на основании доверенности от 13.01.2020 г. и диплома о высшем юридическом образовании
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Малыгина Александра Евгеньевича к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа об оспаривании страховых взносов,
У С Т А Н О В И Л:
Малыгин А.Е. обратился в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа об отмене начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 г. на общую сумму 6 526,74 руб.
В обоснование заявленных требований указав, что 21 мая 2019 года он был внесен в реестр индивидуальных предпринимателей с ОКВЭД 70.22, для работы в качестве Управляющего.
Для выполнения этой работы между Малыгиным А.Е. и ООО «ПОЛИМЕРТЭК» был заключен договор, поданы документы в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области на регистрацию представленного истцу права действовать без доверенности от имени юридического лица.
Решением 16987А от 20.06.2019 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области Малыгину А.Е. было отказано в регистрации данного изменения, что сделало исполнение обязанностей Управляющего в рамках заключенного договора невозможным.
В связи с указанным решением, Малыгин А.Е. 25 июля 2019 г. закрыл ИП.
За время регистрации ИП с 21.05.2019 г. до 25.07.2019 г. истцу были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 5286,88 руб. и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 1239,86 руб.
По мнению административного истца, в связи с отсутствием возможности осуществления коммерческой деятельности в период регистрации ИП, начисленные страховые взносы должны быть отменены (л.д.5).
26 февраля 2020 года определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная ИФНС №12 по Воронежской области (л.д. 38-39).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 11 марта 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ФНС России по Воронежской области (л.д. 82-85).
В судебном заседании административный истец Малыгин А.Е. заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району г. Воронежа Криворукова О.Ю., действующая на основании доверенности от 31.12.2019 г. и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 32-34), возражала против удовлетворения заявленных требований, представлен письменный отзыв относительно заявленных требований (л.д. 35).
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области - Цепенда В.И., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 100,101), возражала против удовлетворения заявленных требований просила в удовлетворении иска отказать, представлены письменные возражения относительно заявленных требований (л.д. 107-109).
Заинтересованное лицо – МИФНС №12 по Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещено в установленном законом порядке, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, о чем имеется заявление, представлен письменный отзыв (л.д. 46-47).
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: в т.ч. индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу части 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Из положений статьи 430 НК РФ следует, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Малыгин А.Е. состоял на налоговом учете в ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа в качестве индивидуального предпринимателя с 21.05.2019 года по 25.07.2019 года (л.д.51-54).
Согласно п. 2 письма ФНС России от 07.03.2018 г. № БС-4-11/4091@, в случае, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, исчисленных исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Платить страховые взносы за себя индивидуальные предприниматели обязаны с момента государственной регистрации до исключения из ЕГРИП. Обязанность индивидуального предпринимателя уплачивать страховые взносы не зависит от того, получает ли он доходы и ведется ли бизнес (Письма Минтруда России от 26.10.2015 N 17-4/ООГ-1464, от 06.10.2015 N 17-4/ООГ-1358, от 01.04.2014 N 17-4/ООГ-224)
Поскольку административным истцом самостоятельно обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и по уплате страховых выносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере исполнена не была, налоговым органом Малыгину А.Е. выставлено требование №56313 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 14 августа 2019 года об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 69 526,74 руб., пени в размере 6,31 руб. со сроком уплаты до 08 октября 2019 года.
Указанное требование направлено в адрес Малыгина А.Е., что не отрицается истцом.
Приведенная задолженность в установленный срок Малыгиным А.Е. не уплачена.
Налоговым законодательством предусмотрен перечень случаев (оснований), когда плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе не исчислять и не уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Перечень оснований, при наличии которых плательщики страховых взносов не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, является исчерпывающим.
Так, пунктом 7 статьи 430 НК РФ предусмотрено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование: за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов, а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.
То есть, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам, могут не исчислять и не уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование:
- за период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (в части военной службы по призыву)
- за период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
- за период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- за период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- за период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
Как указано выше, Малыгин Александр Евгеньевич был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем 21.05.2019 г. в ЕГРЮЛ внесена запись ОГРНИП 319366800049072.
13.06.2019 г. в регистрирующий орган от ООО «ПОЛИМЕРТЭК» ОГРН 1193668022492 представлено заявление по форме № Р14001 (л.д. 56-63), о данном факте свидетельствует расписка № 16987А от 13.06.2019 г. (л.д. 55)
Согласно, данному заявлению производилась смена единоличного исполнительного органа - а именно, прекращение полномочий прежнего руководителя Саниева М.Р. и возложение их на управляющего ИП Малыгина А.Е.
Как следует из пояснений административного истца, статус ИП им был приобретен для работы в качестве Управляющего и для выполнения этой работы был заключен договор с ООО «ПОЛИМЕРТЭК», документы были предъявлены в МИФНС №12 по Воронежской области для регистрации представленного ему права действовать без доверенности от имени юридического лица.
Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области от 20 июня 2019 г. отказано в государственной регистрации на основании пп. «ф» п. 1 ст. 23 федерального Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», т.к. по сведениям ЕГРЮЛ Малыгин А.Е. ранее являлся руководителем ООО «ЭКО-ТЕХНОЛОГИИ», ОГРН 1133668039240, которое 31.07.2017 г. исключено из ЕГРЮЛ в качестве недействующего юридического лица, в отношении которого по сведениям МИФНС России №12 по Воронежской области, задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица (л.д. 6).
Указанное решение Малыгиным А.Е. обжаловано в Управление ФНС России по Воронежской области (л.д. 7-8).
15 июля 2019 года жалоба Малыгина А.Е. на решение от 20 июня 2019 г. №16987А об отказе в государственной регистрации изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме заявления №Р14001, вынесенное МИ ФНС России №12 по Воронежской области в отношении ООО «Полимертэк» оставлена без удовлетворения (л.д. 9-12).
Административный истец в судебном заседании пояснил, что 25 июля 2019 г. был вынужден прекратить статус индивидуального предпринимателя в связи с вынесенным решением МИФНС России №12 по Воронежской области от 20 июня 2019 г., поскольку статус индивидуального предпринимателя ему был необходим только в связи с работой Управляющего.
Вместе с тем, решение об отказе Межрайонной ИФНС России № 12 по Воронежской области в регистрации изменений (№ 16987А от 20.06.2019), вопреки мнению административного истца, не влечет прекращение осуществления предпринимательской деятельности и не является основанием для освобождения административного истца от исчисления и уплаты страховых взносов как плательщика страховых взносов.
Малыгин А.Е. в адрес налогового органа с заявлениями об освобождении от уплаты страховых взносов не обращался, документы, подтверждающие отсутствие осуществления предпринимательской деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством в инспекцию, так же как и в материалы дела, истцом не представлены.
Довод, что Малыгин А.Е. не вел предпринимательской деятельности и не имел дохода в период с 21 мая 2019 года по 25.07.2019 года, не могут быть приняты во внимание, поскольку по смыслу законодательства исполнение обязанности по уплате страховых взносов не обусловлена наличием у индивидуального предпринимателя доходов.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В связи с изложенными обстоятельствами, требования Малыгина А.Е. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа о признании незаконными и отмене начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 5 286,88 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 г. в размере 1239,86 руб., а всего 6526,74 руб. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных требований Малыгина Александра Евгеньевича к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа о признании незаконными и отмене начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2019 год в размере 5 286,88 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 г. в размере 1239,86 руб., а всего 6526,74 руб.- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: Е.Ю. Курындина
В окончательной форме решение принято 04 июня 2020 года.