Дело № 2-1424/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Гремячинск 10 декабря 2018 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе судьи Козель Н.Ю., с участием пом. прокурора г. Гремячинска Виноградовой Е.Р., при секретаре судебного заседания Обуховой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Гремячинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шумихинского сельского поселения Гремячинского муниципального района о понуждении к действию,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с уточненным иском к ответчику о понуждении к совершению действий, указывая, что прокуратурой на основании поручения прокуратуры <адрес> проведена проверка по информации и.о. руководителя СУ СК РФ по <адрес> ФИО3 о размещенной в сети интернет публикации «Детские игры в заброшенных домах. Как и чем сегодня живут бывшие шахтерские поселки?».
Из обращения заявителя следует, что при мониторинге средств массовой информации в сети «Интернет» выявлена статья на сайте интернет - издания «59.ru» о том, что дети играют в заброшенных домах поселком Кизеловского угольного бассейна.
Из содержания статьи следует, что в поселках Шумихинский и Юбилейный Гремячинского MP <адрес> дети играют без присмотра в заброшенных домах. В данных домах не проживают люди с 2002 года...
В ходе мониторинга средств массовой информации также установлены многочисленные случаи обрушения нефункциональных зданий и нежилых домов в <адрес>, а также получения телесных повреждений людьми при нахождении в таких зданиях.
П. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений, кь.- земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Однако проведенная проверка свидетельствует о том, что указанные полномочия в сфере благоустройства территории поселения администраций Шумихинского сельского поселения в полной мере не обеспечиваются.
В ходе проведения проверки установлено, что на территории Шумихинского сельского поселения находится 7 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Часть, из которых находится в полуразрушенном состоянии. Все дома расселены.
Осмотренные строения не огорожены, доступны для их посещения третьими лицами.
Наличие на территории Шумихинского сельского поселения останков многоквартирных домов ведет к несанкционированному складированию на указанных участках бытового, строительного мусора, отходов потребления, ухудшает внешний облик поселения.
Наличие свободного доступа к неликвидированным многоквартирным домам не исключает возможность травматизма и гибели детей при нахождении в них, совершения правонарушений в их помещениях, в т.ч. лицами, ведущими асоциальный образ жизни, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.
Прокурор просит обязать администрацию Шумихинского сельского поселения Гремячинского MP принять меры по установке ограждения на месте останков многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, 10, 11, <адрес>, 33, 35, <адрес> MP <адрес>, решение в данной части обратить к немедленному исполнению; в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по ликвидации останков многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, 10, 11, <адрес>, 33, 35, <адрес> MP <адрес>.
В судебном заседании пом. прокурора ФИО4 на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала, изложив доводы, аналогичные доводам уточненного искового заявления.
Представитель ответчика администрации Шумихинского сельского поселения в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, письменных возражений не направил.
Суд, выслушав пом. прокурора <адрес> ФИО4, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В силу п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако ч. 10 ст. 32 ЖК РФ срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по информации и.о. руководителя СУ СК РФ по <адрес> ФИО3 о размещенной в сети интернет публикации «Детские игры в заброшенных домах. Как и чем сегодня живут бывшие шахтерские поселки?», в ходе которой установлено, что многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>, 10, 11, <адрес>, 33, 35, <адрес> MP <адрес> признанны аварийными и подлежащими сносу. Часть домов находится в полуразрушенном состоянии. Жители указанных домов расселены. Осмотренные строения не огорожены, доступны для их посещения третьими лицами.
Наличие на территории Шумихинского сельского поселения останков многоквартирных домов ведет к несанкционированному складированию на указанных участках бытового, строительного мусора, отходов потребления, ухудшает внешний облик поселения.
В соответствии со ст. ст. 210, 211 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.п. 20, 21 ст. 3 Устава Шумихинского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" - при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Часть 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Судом установлено, что здания многоквартирных домов расположенные по адресам: <адрес>, 10, 11, <адрес>, 33, 35, <адрес> MP <адрес> признанные аварийными и подлежащими сносу не эксплуатируется, находятся в частично разрушенном состоянии, в зданиях отсутствуют оконные рамы, двери открыты, ограждение по периметру зданий отсутствует, что способствует несанкционированному свободному проникновению внутрь здания неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, в результате чего не исключена возможность несчастных случаев, поджогов, террористических актов, что представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, свободно проникающих в здание, а также жизни и здоровью иных физических лиц, имуществу физических и юридических лиц, находящихся в близлежащих жилых домах и зданиях.
Администрацией Шумихинского сельского поселения не принимаются меры к ограничению свободного доступа в здание неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, для исключения несчастных случаев, предупреждения причинения вреда населению, профилактики терроризма и экстремизма.
Наличие свободного доступа к неликвидированному аварийному жилому дому не исключает возможность совершения правонарушений в его помещениях, в т.ч. лицами, ведущими асоциальный образ жизни, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать администрацию Шумихинского сельского поселения Гремячинского муниципального района принять меры по установке ограждения на месте останков многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, 10, 11, <адрес>, 33, 35, <адрес> MP <адрес>.
Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.
Обязать администрацию Шумихинского сельского поселения Гремячинского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по ликвидации останков многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, 10, 11, <адрес>, 33, 35, <адрес> MP <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через постоянное судебное присутствие в городе Гремячинске Губахинского городского суда в течение одного месяца.
Судья Н.Ю. Козель