УИД 63RS0№-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2023 года <адрес>
Куйбышевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Кузиной Н.Н.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1358/23 по административному иску заместителя прокурора <адрес>, в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования администрации городского округа Самара, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» городского округа Самара о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер на получения дополнительного финансирования в целях устранения нарушений требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, об антитеррористической защищенности здания образовательного учреждения, обязании осуществлении финансирования для оборудования системой охранной сигнализации, об устранении нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – заместитель прокурора <адрес> ФИО3 обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования администрации городского округа Самары, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №» городского округа Самара, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие администрации г.о. Самара в лице Департамента образования администрации г.о. Самара, выразившееся в непринятии мер к финансированию в целях устранения нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, об антитеррористической защищенности здания МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара; обязать Департамент осуществить финансирование для оборудования охранной сигнализацией входных дверей в здание образовательного учреждения; обязать МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара в течение 6 месяцев с момента получения финансирования оборудовать системой охранной сигнализации 9 входных дверей образовательного учреждения.
В обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательной организации, законодательства в сфере обеспечения безопасности условий образовательного процесса. Проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства не обеспечена охрана МБДОУ Детский сад №» г.о. Самара, входные двери не оборудованы охранной сигнализацией. Департаментом образования Администрации г.о.Самары не приняты меры к получению финансирования и не обеспечено финансирование в целях устранения нарушений.
В судебном заседании административный истец заместитель прокурора <адрес> – ФИО3 уточненные административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика – МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара ФИО4, действующая на основании приказа, не оспаривала факт нарушения закона, пояснила, что в настоящее время установлена охранная сигнализация на одну дверь, устранение нарушений требует дополнительного финансирования. После выделения денежных средств нарушения будут устранены.
В судебное заседание представитель административного ответчика – Департамента образования администрации городского округа Самара не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Предоставил суд письменные возражения, в которых указал, что согласно приказу Департамента №-од от <дата>, на монтаж охранной сигнализации в здании детского сада выделена субсидия в размер 25 000 руб.
Представитель заинтересованного лица - Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Как следует их пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
При этом в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Как следует из положений пункта 6.48 свода правил "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утверждены Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/10)", для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся предписано предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения в МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, в том числе законодательства о противодействии терроризму.
В ходе проверки было установлено, что двери в здание учреждения не оборудованы охранной сигнализацией.
<дата> по результатам проверки прокурором <адрес> в адрес учреждения направлено представление об устранении нарушений закона.
В ответ на представление, заведующей МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара направлено информационное письмо от <дата> о направлении заявки на выделение денежных средств в адрес Департамента образования Администрации г.о. Самара.
Установлено, что по результатам рассмотрения заявки учреждения Департаментом образования Администрации г.о. Самара МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара выделено финансирование на оборудование 1 (одной) двери охранной сигнализацией.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара при наличии выявленных нарушений законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Из материалов дела следует, что после поступления представления прокурора, административный ответчик обратился в Департамент за получением финансирования, после поступления которого, принял меры к частичному устранению нарушений закона в пределах поступившего финансирования.
При этом Департамент не принял мер на предоставление финансирования в полном объеме, выделив финансирование на оборудование охранной сигнализацией только одной входной двери.
В соответствии с п.25 Постановления Правительства РФ от <дата> N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия, в том числе по оснащению объектов (территорий) охранной сигнализацией.
Школа/детский сад относятся к 3 категории опасности, в связи с чем, подлежат оборудованию охранной сигнализацией.
Стороной административного ответчика не представлено доказательств наличия на исследуемом объекте охранной сигнализации, установка которой прямо предусмотрена п.25 Постановления Правительства РФ от <дата> N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, пунктом 6.48 свода правил "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утверждены Приказом Минрегиона России от <дата> N 635/10)".
При рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности и пожарной безопасности применяется системное толкование нормативных правовых актов Российской Федерации.
Устанавливая бездействие Департамента по финансированию учреждения в целях устранения нарушений закона законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, об антитеррористической защищенности здания учреждения, и возлагая обязанность осуществить финансирования, суд также исходит из следующего.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (ст.215 ГК РФ).
В силу ст.296 ГК РФ МБДОУ «Детский сад №» г.о. Самара, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п.3 ст.25 Устава г.о.Самара и постановления Администрации г.о.Самары от <дата> № «Об утверждении перечней муниципальных автономных и муниципальных бюджетных учреждений» финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий и предоставления субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание муниципальных услуг для муниципальных бюджетных учреждений, осуществляется администрацией г.о.Самары в лице Департамента образования в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Департаментом образования на соответствующие цели на текущий финансовый год и плановый период 2023, 2024 годов.
Согласно п.1.1, 1.2, 1.5 Решения Думы городского округа Самара от <дата> N 460 "О внесении изменения в Решение Думы городского округа Самара от <дата> N 707 "Об утверждении Положения "О Департаменте образования Администрации городского округа Самара" Департамент является отраслевым органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация осуществляет свои полномочия в сфере образования. Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету, открытый в установленном порядке лицевой счет, круглую печать со своим наименованием, соответствующие штампы и бланки, а также иные реквизиты; может приобретать и осуществлять имущественные и иные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Департамент осуществляет свою деятельность в целях обеспечения условий для реализации конституционного права граждан городского округа Самара на образование с учетом особенностей и задач социально-экономического развития городского округа Самара.
В соответствии с п.3.1 указанного Решения Думы г.о.Самары Департамент организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных учреждениях городского округа Самара в сфере образования. Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета городского округа Самара по отрасли "Образование". Распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями средств бюджета городского округа Самара, а также поступающих средств бюджетов других уровней. Формирует заявки на финансирование находящихся в ведении Департамента расходов из бюджета городского округа Самара.
С учетом указанных нормативных актов, суд полагает, что Департамент, как главный распорядитель бюджетных средств по отрасли «Образования», является ответственным за финансирование обязательств, связанных с устранением нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, об антитеррористической защищенности здания образовательного/воспитательного учреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования заместителя прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента образования Администрации городского округа Самара, выразившееся в непринятии мер к финансированию в целях устранения нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, об антитеррористической защищенности здания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №» городского округа Самара.
Обязать Департамент образования Администрации г.о.Самара в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда осуществить финансирование в целях устранения нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, об антитеррористической защищенности, выражающихся в отсутствии охранной сигнализации 9 (девяти) входных дверей в здание Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №» городского округа Самара, расположенном по адресу: <адрес>, пер.Молодежный, <адрес>.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №» городского округа Самара в течение 6 (шести) месяцев с момента получения финансирования устранить нарушения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, об антитеррористической защищенности, выражающиеся в отсутствии охранной сигнализации 9 (девяти) входных дверей в здание учреждения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья: подпись Н.Н. Кузина
Копия верна.
Судья Н.Н. Кузина
Подлинник документа находится в административном деле №а-1358/2023 Куйбышевского районного суда <адрес>.