Дело № 12-970/2017
Решение
«02» августа 2017 года город Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Астафьева Т.С.,
при секретаре Басистой И.Р.,
с участием защитника ФГБОУ ВО «АмГУ» Вилль Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ректора ФГБОУ ВО «АмГУ» Плутенко А.Д. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда по Амурской области от 14.06.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Амурской области от 14 июня 2017 года Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Амурский государственный университет» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст.28.5 КоАП РФ, считает, что должностным лицом при назначении наказания не принято во внимание, что правонарушение совершено впервые, не повлекло причинения вреда жизни и здоровью людей, имущественного ущерба, все недостатки были устранены. Кроме того, считает вывод должностного лица о наличии у ФГБОУ ВО «АмГУ» возможности надлежащим образом исполнить требования трудового законодательства РФ ошибочным, так как до выявления правонарушения, администрация университета не владела информацией о том, что некоторым работникам Университета денежные средства были выплачены с нарушением требований трудового законодательства, за данное правонарушение к административной ответственности привлечена главный бухгалтер ФГБОУ ВО «АмГУ», что свидетельствует об отсутствии в действиях ФГБОУ ВО «АмГУ» состава правонарушения.
Срок подачи жалобы не пропущен.
В судебное заседание извещенный надлежащим образом законный представитель ФГБОУ ВО «АмГУ» не явился, обеспечил явку защитника Вилль Д.Е.
В письменных возражениях начальник отдела Государственной инспекции труда в Амурской области считает постановление законным и обоснованным, юридическим лицом не представлены документы, исключающие административную ответственность. Считает, что оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения не имеется.
В судебном заседании защитник ФГБОУ ВО «АмГУ» Вилль Д.Е. на доводах, изложенных в жалобе, настаивал в полном объеме.
Выслушав защитника ФГБОУ ВО «АмГУ» Вилль Д.Е., изучив материалы дела в полном объеме, а также доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующим выводам.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч.2 ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В силу положений ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки соблюдения ФГБОУ ВО «АмГУ» трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 27.04.2017 года по 26.05.2017 года на основании распоряжения № 8-ПП/2016-1/53/52/23/1 от 04.04.2017 года, установлено:
- в нарушение ч. 9 ст. 136 ТК РФ очередной оплачиваемый отпуск НВ, предоставленный с 09.01.2017 г. по 22.01.2017 г., выплачен позднее чем за три дня до его начала, а именно 13.01.2017 года, что подтверждается платежным поручением № 458592 от 13.01.2017 г., № 458589 от 13.01.2017 г.
Аналогичные нарушения выявлены в отношении ЕВ (согласно графику отпусков на 2017 г. отпуск предоставлен с 01.02.2017 г., отпускные выплачены 02.02.2017 г.), ЛА( согласно приказу № 28-о от 13.02.2017г. отпуск предоставлен с 13.02.2017г., отпускные выплачены 17.02.2017г.), ЕИ ( согласно приказу № 256-о от 04.10.2017 года отпуск предоставлен с 08.10.2017г., отпускные выплачены 10.10.2016г.), АМ ( согласно приказу №39-0 от 07.03.2017 года отпуск предоставлен с 25.02.2017 г., отпускные выплачены 10.03.2017г.), АП ( согласно приказу № 05-о от 12.01.2017г. отпуск предоставлен с 15.01.2017 г., отпускные выплачены 17.01.2017г.)
Кроме того, в нарушение ч.2 ст. 22, ч. 6 ст. 136 ТК РФ СВ, ЕГ, НИ, ДС заработная плата за первую половину декабря 2016 г. выплачена в нарушением установленных дней выплаты заработной платы предусмотренных коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка: 21 числа текущего месяца, окончательный расчет - 6 числа следующего за расчетным.
Так, согласно расчетного листка за декабрь СВ начислено 18 941,00 руб. (без вычета НФДЛ). Согласно платежного поручения № 401983 от 26.12.2016 г. СВ за декабрь 2016 г. перечислена заработная плата в размере 16 479,00 руб.
Согласно расчетного листка за декабрь 2016 г. ЕГ начислено 23 883,89 (без вычета НДФЛ). Согласно платежного поручения № 401993 от 26.12.2016 г. ЕГ выплачена заработная плата за декабрь 2016 г в размере 20 778,89 руб.
Согласно расчетного листка за декабрь 2016 г. НИ начислено 28 498,98 руб.(без вычета НДФЛ). Платежным поручением № 402127 от 26.12.2016 г. выплачена заработная плата за декабрь 2016 г.в размере 24 782,98 руб.
Согласно расчетного листка ДС начислена заработная плата за декабрь 2016 г. в размере 17 580,00 (без вычета НДФЛ). Согласно платежного поручения № 402063 от 26.12.2016 г. выплачено 4 178,33 руб., согласно платежного поручения 402164 № 402164 от 26.12.2016 г. выплачено 6 602,00 руб.
Кроме того, в нарушение ст. 236 ТК РФ выплата компенсации за задержку первой половины декабря 2016г заработной платы СВ, ЕГ, НИ, ДС не произведена.
Допущенные нарушения трудового законодательства послужили основанием для составления главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Амурской области в отношении ФГБОУ ВО «АмГУ» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Вина ФГБОУ ВО «АмГУ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, при указанных в постановлении обстоятельствах, установлена материалами дела и подтверждается доказательствами, которым должностным лицом дана надлежащая правовая оценка, вывод о виновности ФГБОУ ВО «АмГУ» надлежащим образом обоснован. Оснований подвергать сомнению выводы должностного лица о виновности ФГБОУ ВО «АмГУ» в совершении данного правонарушения, суд не усматривает.
Ссылка в жалобе на отсутствие вины юридического лица является несостоятельной.
Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2) не выделяет.
В отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическому лицу, применению не подлежат.
Доказательств, исключающих возможность ФГБОУ ВО «АмГУ» соблюсти правила и нормы, за нарушение которых данной нормой предусмотрена административная ответственность, в том числе вследствие обстоятельств непреодолимой силы, в материалах дела не имеется, суду не представлено.
Доводы о том, что вина ФГБОУ ВО «АмГУ» отсутствует, так как к административной ответственности привлечено нарушившее нормы трудового законодательства должностное лицо, подлежат отклонению, поскольку ответственность должностного лица не исключает ответственности юридического лица за совершение соответствующего правонарушения.
Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия самого юридического лица.
Ссылка в жалобе на несоблюдение срока составления протокола об административном правонарушении не может являться основанием для отмены постановления, так как установленный ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ срок не является пресекательным.
Доводы жалобы о возможности назначения наказания в виде предупреждения являются необоснованными.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая, что выявленные нарушения носили не единичный и продолжительный характер, правонарушение заключается в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей работодателя, возложенных на него трудовым законодательством, и к интересам работников, которым государством гарантируется создание условий беспрепятственного и своевременного получения заработной платы и иных выплат, при этом несвоевременная выплата работникам заработной платы, отпускных, а также невыплата компенсации за задержку выплаты заработной платы свидетельствуют о причинении работникам имущественного ущерба, оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения не имеется.
Наказание ФГБОУ ВО «АмГУ» в виде административного штрафа назначено с учетом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований закона, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Амурской области от 14 июня 2017 года является законным и обоснованным, оно подлежит оставлению без изменения, а жалоба оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Амурской области от 14 июня 2017 года по делу об административном правонарушении по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ, вынесенное в отношении ФГБОУ ВО «АмГУ», оставить без изменения, а жалобу– без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья Т.С. Астафьева