Дело № 1-264/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Березовка Красноярского края 01 марта 2017 года
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Дозорцева Д.А.,
при секретаре Максименко Е.А.,
с участием:
представителя истца прокурора Березовского района Красноярского края помощника прокурора Неудахиной С.С.,
Ларионов А.Г., являющегося представителем ответчика Смирных Д.В. на основании доверенности от <дата>, Полякова Н.Б., действующей на основании доверенности от <дата>, Костюченко Н.А. – Ларионов А.Г., действующего по доверенности от <дата>,
представителя ответчика – администрации Зыковского сельсовета Бекетова А.Р., действующей на основании доверенности от <дата>
представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации <адрес> Красноярского края – Ильин А.С., действующего по доверенности № от <дата>,
представителя третьего лица Бордикова Н.И.- Новиков С.В., действующего на основании доверенности от <дата>,
рассмотрев гражданское дело по исковым заявлениям прокурора <адрес> Красноярского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Смирных Д.В., к Полякова Н.Б., к Костюченко Н.А. о признании незаконным постановления о предоставлении земельного участка и об изъятии земельного участка из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действующий в интересах РФ и в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми заявлениями к Смирных Д.В., Полякова Н.Б., Костюченко Н.А. в которых просил:
- признать незаконным постановление администрации Зыковского сельсовета от <дата> № «О предоставлении многодетному гражданину Смирных Д.В. земельного участка, расположенного по адресу (описание местоположения): Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет, для ведения садоводства, в собственность бесплатно»;
- истребовать из незаконного владения Смирных Д.В. в пользу администрации Зыковского сельсовета земельный участок с кадастровым номером 24:04:4001001:1937;
- признать незаконным постановление администрации Зыковского сельсовета от <дата> № «О предоставлении многодетному гражданину Полякова Н.Б. земельного участка, расположенного по адресу (описание местоположения): Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет, для ведения садоводства, в собственность бесплатно».
- истребовать из незаконного владения Полякова Н.Б. в пользу администрации Зыковского сельсовета земельный участок с кадастровым номером 24:04:4001001:1935;
- признать незаконным постановление администрации Зыковского сельсовета от <дата> № «О предоставлении многодетному гражданину, Костюченко Н.А., земельного участка, расположенного по адресу (описание местоположения): Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет, для ведения садоводства, в собственность бесплатно».
- истребовать из незаконного владения Костюченко Н.А. в пользу администрации Зыковского сельсовета земельный участок с кадастровым номером 24:04:4001001:1939.
Определением Березовского районного суда от <дата> гражданские дела по искам прокурора к Смирных Д.В., к Полякова Н.Б., к Костюченко Н.А. объединены в одно производство. В ходе рассмотрения дела, в судебном заседании <дата> в качестве соответчика привлечена администрация Зыковского сельсовета, изначально принимавшая участие в деле, в качестве третьего лица.
Исковые требования прокурора мотивированы тем, что оспариваемыми постановлениями администрации Зыковского сельсовета Смирных Д.В., Полякова Н.Б. и Костюченко Н.А., как многодетным гражданам, бесплатно предоставлено по одному земельному участку на территории Зыковского сельсовета.
Истец считает, что земельные участки предоставлен незаконно, так как Смирных Д.В., Полякова Н.Б., Костюченко Н.А. никогда на территории Зыковского сельсовета не проживали, сами в сельсовет с заявлением не обращалась, оригиналы документов не предъявляли и нотариально их не заверяли. Указанным ответчикам земельные участки не могли быть предоставлены в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ и Закона Красноярского края от <дата> № «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> Неудахина С.С. просила исковые требования удовлетворить, дополнительно пояснила, что, действительно в ходе рассмотрения дела выяснилось, что нотариально заверенные копии документов с заявлениями многодетных ответчиков, в администрацию Зыковского сельсовета были представлены. В ходе прокурорской проверки администрация представила не полный пакет документов. Вместе с тем, в <адрес> имеется очередь многодетных граждан на получение земельных участков. При таких условиях участки не могли быть предоставлены ответчикам - жителям <адрес>.
Ответчики Смирных Д.В., Полякова Н.Б., Костюченко Н.А., надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, направили в суд своего представителя Ларионов А.Г., который возражал против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным им в письменных возражениях (пояснениях). Земельные участки ответчикам выделены с соблюдением требований закона. Прокуратура при подаче иска не имела сведений о том, что право собственности ответчиков зарегистрировано. Необходимые нотариально удостоверенные документы с заявлениями ответчиков в администрацию Зыковского сельсовета были поданы. Применительно к данному случаю статья 39.14 Земельного кодекса РФ должна применяться в совокупности со статьями 11.10, 39.5, 39.15, 39.17 ЗК РФ и статьями 14, 15, 29.4 закона края от <дата> №. Довод прокурора о том, что жители <адрес> оказались в неравном положении с жителями <адрес>, неоснователен. Спорные участки были представлены в соответствии с абз. 7 п. 2 ст. 14 закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», которая не предусматривает размещение информации на едином краевом портале «Красноярский край» в сети интернет. Заявляя требования, прокурор не учитывает, что земельные участки образованы за счет средств ответчиков. Прокурор необоснованно заявил иск в интересах неопределенного круга лиц, вместе с тем из иска усматривается, что имеется некая очередь из многодетных граждан, доказательств наличия которой с иском не представлено.
Представитель ответчика – администрации Зыковского сельсовета Бекетова А.Р. поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве главы администрации Зыковского сельсовета, согласно которому <дата> в администрацию Зыковского сельсовета поступило заявление представителя ответчиков Костбченко Н.А. и Смирных Д.В. о предоставлении указанным гражданам в собственность земельного участка, как многодетному гражданину, а <дата> аналогичное заявление подано Ларионовым в интересах Полякова Н.Б. К заявлениям прилагались документы, предусмотренные п. 3 ст. 29.1 закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае». В соответствии с п. 3 ст. 29.1 указанного закона информация о подаче документов Костбченко Н.А., Полякова Н.Б. и Смирных Д.В. была направлена в администрацию <адрес> для включения указанных многодетных в очередь на предоставление земельного участка. Согласно п. 1 ст. 29.6 Закона, администрацией <адрес> ответчики поставлены в очередь многодетных граждан на получение земельного участка.
Одновременно с вышеуказанными заявлениями представителем Костбченко Н.А., Полякова Н.Б. и Смирных Д.В. в администрацию Зыковского сельсовета поданы заявления об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Постановлениями администрации Зыковского сельсовета №№, 459, 464 от <дата> Смирных Д.В., Полякова Н.Б., Костюченко Н.А. соответственно были утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. После этого, представителем ответчиков Ларионов А.Г. были поданы заявления о предоставлении земельного участка в собственность (<дата> Смирных Д.В., <дата> – Полякова Н.Б.) <дата> администрацией Зыковского сельсовета вынесены оспариваемые постановления №№, 523, 525, о предоставлении земельных участков, которые явились основанием регистрации права собственности Смирных Д.В., Костбченко Н.А. и Полякова Н.Б. на спорные земельные участки. Полагает, что порядок бесплатного предоставления участков был соблюден, вместе с тем исковые требования считает обоснованными, так как ответчики Смирных Д.В., Полякова Н.Б. и Костбченко Н.А. не должны были быть поставлены на очередь и обеспечены земельными участками на территории Зыковского сельсовета. Для обеспечения указанных ответчиков земельными участками, в силу требований закона необходимо было наличие свободного земельного участка и отсутствие поставленных на очередь многодетных граждан.
Также Бекетова А.Р. уточнила, что книга учета многодетных граждан, согласно закону, ведется администрацией <адрес> и, после поступления заявлений 18 и <дата> ответчики были поставлены на очередь в <адрес>. В администрации Зыковского сельсовета также, неофициально, велась книга учета многодетных граждан, желающих получить земельные участки на территории сельсовета и, на момент поступления заявлений ответчиков было достоверно известно о наличии очереди, и ответчики поставлены в очередь.
Представитель третьего лица, администрации <адрес> Красноярского края Ильин А.С., исковые требования прокурора поддержал, пояснил, что право на получение земельных участков на территории Зыковского сельсовета не имели многодетные граждане, проживающие в <адрес>. Кроме того, необходимо учитывать положения ФЗ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях, согласно которым для получения участка для огородничества необходима постановка на очередь. Требование о постановке на очередь содержится также в ст. 29.2 закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае». Вместе с тем, многодетные из <адрес> на очередь не могут быть поставлены.
Привлеченная по делу судом в качестве третьего лица Бордикова Н.И., (в связи с заключением ею договоров купли-продажи спорных земельных участков с ответчиками – многодетными гражданами), надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила своего представителя Новиков С.В., который представил письменные возражения на исковое заявление. Просил в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым довод прокурора о том, что ответчиками не был предоставлен необходимый пакет надлежащим образом заверенных документов, неоснователен. Информация о наличии земельных участков, испрашиваемых Смирных Д.В., Костбченко Н.А. и Полякова Н.Б., вопреки доводам прокурора, не должна была размещаться на сайте krskstate.ru. В силу ст. 29.7 закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» размещению на официальном сайте подлежат только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. В силу абз. 2 п. 1 ст. 29.4 указанного закона, в случае, если в месячный срок со дня поступления заявления, о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня принятия, решение об утверждении схемы направляется заявителю, в силу абз. 3,4 п. 1 ст. 29.4 указанного Закона, при поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка, решение об утверждении схемы направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее других заявителей. Иные многодетные граждане с заявлениями о предоставлении спорных участков не обращались. Каких-либо доказательств наличия очереди на предоставления многодетным земельных участков для ведения садоводства, не представлено. Кроме того обжалуемые постановления являются следствием постановлений администрации Зыковского сельсовета №№, 464, 459 от <дата> Так как в типовой форме «книги учета многодетных граждан на получение земельного участка», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края №-п от <дата>, не содержится графы «разрешенный вид использования земельного участка», такие книги должны вестись отдельно, по каждому виду разрешенного использования. Наличие в администрации <адрес> одной книги не должно ущемлять права многодетных, проживающих в ином районе. Отсутствие книги учета многодетных граждан, поставленных на очередь на получение земельного участка для садоводства, свидетельствует об отсутствии очереди на данные участки. Вместе с тем, ответчики включению в очередь не подлежали. Согласно письмам Управления по архитектуре, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> заявлений от многодетных граждан на предоставление земельных участков с видом размещенного использования «для ведения садоводства» с кадастровыми номерами 24:04:4001001:1935, 24:04:4001001:1937, 24:04:4001001:1939 не поступало. <адрес> не был вправе обратиться с иском в суд, так как конкретных обращений многодетных граждан, права которых нарушены, не представлено.
Привлеченное в качестве третьего лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, возражений на исковое заявление не представило.
Выслушав представителей сторон, третьих лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из положений статьи 17 ФЗ от <дата> N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшей на момент вынесения оспариваемых постановлений) следует, что основанием для государственной регистрации возникновения права на земельный участок может быть акт, изданный органом местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен" законодательством, действовавшим в месте издания актов на момент их издания.
Согласно положениям ст. 1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура РФ осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации РФ, ст. 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан недействительным.
В силу п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
В силу абз. 1,2, 7 п. 2 ст. 14 закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от <дата> №, в редакции, действовавшей на дату подачи заявлений о предоставлении спорных земельных участков ответчиками (далее по тексту «<адрес> №»):
- многодетные граждане, имеющие место жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства (за исключением территории Красноярской агломерации), индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства;
- многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка;
- порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Абзацами 3,4,5 п. 2 указанной статьи предусмотрена возможность предоставления земельных участков на территории района за пределами их проживания, многодетным гражданам имеющим место жительства на территории закрытого административно-территориального образования, в районах Крайнего Севера и в <адрес>.
Глава 3.1. Закона № состоит из статей 29.1 – 29.7
В статье 29.1 содержатся требования к документам, необходимым для бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и порядок их подачи.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 29.1. многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. (п. 1). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка. (п. 2)
В п. 3 ст. 29.1 содержится перечень документов, прилагаемых к заявлению. По данному делу спор о том, что все документы, согласно перечню ответчиками представлены, на момент рассмотрения дела отсутствует.
Статьей 29.2. Закона № предусмотрен порядок формирования очереди на предоставление земельного участка многодетным гражданам. Согласно пунктов 1-3 указанной статьи:
1. При поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка:
- исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка;
- орган местного самоуправления поселения, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, направляет информацию о поступивших заявлениях в орган местного самоуправления муниципального района для включения заявителей в формируемую этим органом очередь на предоставление земельного участка. Информация о поступившем заявлении с указанием даты и времени поступления заявления направляется в орган местного самоуправления муниципального района в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления в случае отсутствия установленных в пункте 1 статьи 29.6 настоящего Закона оснований для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка. Орган местного самоуправления муниципального района в течение трех рабочих дней со дня получения указанной информации включает заявителя в очередь на предоставление земельного участка и направляет в орган местного самоуправления поселения уведомление о дате и времени постановки на очередь, соответствующей дате и времени поступления заявления в орган местного самоуправления поселения. В случае, если в орган местного самоуправления поселения (органы местного самоуправления поселений) в один день поступило несколько заявлений, включение в очередь осуществляется в порядке поступления заявлений.
(п. 1 в ред. Закона Красноярского края от <дата> N 8-3496)
2. Исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанным в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в течение 15 дней со дня поступления заявления заявителю направляется уведомление о дате и времени постановки на очередь, соответствующей дате и времени поступления заявления, или отказ в постановке на очередь, либо уведомление о направлении заявления в иной орган в случае, установленном в пункте 1 статьи 29.7 настоящего Закона.
(п. 2 в ред. Закона Красноярского края от <дата> N 8-3496)
3. Очередь многодетных граждан формируется путем их включения в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка, которая ведется в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, указанном в пункте 1 настоящей статьи, по форме, установленной <адрес>.
Подпунктом «а» п. 1 ст. 29.6 Закона № предусмотрено, что основанием для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка является, если многодетный гражданин не имеет места жительства в муниципальном районе или городском округе, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок или земли либо земельный участок, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, за исключением случаев, указанных в абзацах третьем, четвертом, пятом пункта 2 статьи 14 настоящего Закона.
Таким образом, Законом № предусмотрено, что в случае если многодетный гражданин не имеет место жительства на территории муниципального района, в котором желает получить земельный участок, предназначенный для предоставления многодетным гражданам, а также он не имеет место жительства на территории закрытого административно-территориального образования, в районах Крайнего Севера и в <адрес>, он не может быть поставлен на очередь на предоставление земельного участка на территории муниципального района.
Статьей 29.3. Закона № предусмотрен порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет. Согласно п. 1 и 2 указанной статьи:
1. В случае поступления от многодетного гражданина заявления о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, информация о котором размещена на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет в порядке, установленном в статье 29.7 настоящего Закона, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в течение 45 дней принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю в случае, если в течение 30 дней со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении этого земельного участка от многодетных граждан не поступили.
2. При поступлении в течение 30 дней иных заявлений о предоставлении земельного участка в течение 45 дней со дня поступления первого заявления принимается решение о предоставлении земельного участка заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.
Статьей 29.4. Закона № предусмотрен порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности. Согласно п. 1, 3, 4 указанной статьи:
1. При поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - решение об утверждении схемы) в соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня принятия решение об утверждении схемы направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка решение об утверждении схемы направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей.
В течение 3 дней со дня направления заявителю решения об утверждении схемы иным заявителям направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.
(в ред. Закона Красноярского края от <дата> N 8-3496)
3. Заявитель, получивший решение об утверждении схемы, обеспечивает за свой счет выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка на основании решения об утверждении схемы и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
4. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в месячный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявителю.
Копия решения направляется заявителю в течение 7 дней со дня его принятия с приложением кадастрового паспорта земельного участка.
Статьей 29.5. Закона № предусмотрен порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет. В силу п.1 указанной статьи:
1. При поступлении заявления о предоставлении земельного участка в границах земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанный в пункте 1 статьи 29.1 настоящего Закона, в двухмесячный срок со дня поступления заявления принимает и направляет заявителю решение об утверждении схемы в случае, если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка от многодетных граждан не поступили.
При поступлении иных заявлений о предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка решения об утверждении схем в количестве, соответствующем количеству поступивших заявлений о предоставлении земельных участков в границах указанного земельного участка, принимаются в двухмесячный срок со дня поступления первого заявления. Решения об утверждении схем в недельный срок со дня принятия направляются заявителям в порядке поступления заявлений.
В случае если количество заявлений превышает количество земельных участков, которые могут быть образованы в границах указанного земельного участка, решения об утверждении схем направляются заявителям в порядке постановки их на очередь на предоставление земельного участка. В течение трех дней со дня направления заявителям решений об утверждении схем заявителям, которым не было направлено решение об утверждении схемы, направляется отказ в предоставлении земельного участка в границах указанного земельного участка в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.
Подпунктом «а» п. 1 ст. 29.6 Закона № предусмотрено, что при отказе в предоставлении земельного участка заявитель не снимается с очереди, ему разъясняется возможность обращения с заявлением о предоставлении другого земельного участка, доводится информация о размещении на едином краевом портале "Красноярский край" в сети Интернет перечня, указанного в пункте 2 статьи 29.7 настоящего Закона, а также направляется извещение в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 29.2 настоящего Закона. При этом при подаче в орган, принявший решение об отказе в предоставлении земельного участка, нового заявления должен быть повторно представлен только документ, указанный в подпункте "г" пункта 3 статьи 29.1 настоящего Закона, представление иных документов не требуется.
Из анализа вышеуказанных норм закона следует, что, во-первых, многодетный гражданин, проживающий на территории <адрес>, вправе получить земельный участок, предназначенный для многодетных граждан, только при отсутствии очереди многодетных граждан на территории <адрес>. Об этом свидетельствует то, что в ст. 29.3, 29.4, 29.5 Закона № имеются ссылки на то, что при наличии желающих получить земельный участок многодетных граждан, поставленных в очередь ранее заявителя, заявитель не имеет право на получение конкретного земельного участка. То есть заявитель, при наличии очереди в муниципальном образовании, должен быть лицом, поставленным в очередь многодетных граждан на получение земельного участка.
При этом, закон не разделяет очередь на получение участка, в зависимости от цели их использования, так как по смыслу и тексту закона, включенный в очередь многодетный гражданин вправе получить земельный участок с любой целью использования, указанной в п. 2 ст. 14 Закона №, в случае если он поставлен на очередь ранее других претендентов. Подпунктом «а» п. 1 ст. 29.6 Закона № предусмотрена возможность гражданина, поставленного на очередь, выбирать вид и цель разрешенного использования земельного участка, который он желает получить, после постановки на очередь, независимо от того на получение какого земельного участка было первоначальное заявление очередника.
Довод представителя ответчиков Смирных Д.В., Полякова Н.Б. и Костбченко Н.А., а также третьего лица Бодиковой о том, что очередь должна вестись по каждому виду земельных участков, предусмотренных п. 2 ст. 14 указанного Закона, неоснователен, не основан на нормах закона.
Кроме того, Постановлением Правительства Красноярского края от <дата> №-п, во исполнение требований Закона №, утверждена форма книги учета многодетных граждан на получение земельного участка, в которой отсутствует графа о виде земельного участка или цели его использования. То есть, очередь в муниципальном образовании одна независимо от категории (вида) земельного участка на который претендует многодетный гражданин.
Как поясняют ответчики и третье лицо, предоставление спорных земельных участков производилось в соответствии с требованиями ст. 29.4 Закона №.
Вместе с тем, статьями 29.3, 29.4, 29.5 указанного закона, регламентирующими предоставление земельного участка, поставленного на кадастровый учет, находящегося в государственной собственности, предоставление земельного участка не поставленного на кадастровый учет, предоставление земельного участка, образуемого из земельного участка, поставленного на кадастровый учет, предусмотрено преимущественное право на получение земельных участков многодетными гражданами, поставленными на очередь раньше заявителя.
Таким образом, закон № позволяет в данном случае жителям <адрес> Красноярского края обращаться с заявлениями на предоставление земельного участка, в том числе, в порядке, предусмотренном статьями 29.3, 29.4, 29.5 указанного закона, только при отсутствии очереди многодетных граждан на получение земельного участка на территории <адрес>.
Доводы представителя ответчиков Смирных Д.В., Полякова Н.Б. и Костбченко Н.А., и представителя третьего лица Бодиковой о необходимости иного толкования, Закона №, с учетом положений Конституции РФ и Земельного кодекса РФ, неосновательны, так как несоответствия Закона № Конституции РФ и Земельному кодексу РФ не установлено, ни при рассмотрении настоящего дела, ни какими-либо иными судебными решениями.
При рассмотрении дела установлен следующие обстоятельства.
<дата> в администрацию Зыковского сельсовета поступило заявление представителя ответчика Смирных Д.В. Ларионов А.Г., в котором он просил представить доверителю в собственность бесплатно земельный участок, местоположение: Красноярский край <адрес>, Зыковский сельсовет, площадью 1025 кв.м. (т 3 л.д. 7).
В этот же день тем же лицом, в тот же орган, было подано заявление с просьбой утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории: в границах Зыковского сельсовета. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - ведение садоводства, площадь – 1025 кв.м., местоположение: Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет, цель использования, - осуществление деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур и картофеля, размещение садового дома, цель образования, - для предоставления в собственность бесплатно многодетным гражданам.
Постановлением администрации Зыковского сельсовета от <дата> № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой территории площадью 1025 кв.м., расположенного по адресу: (описание местоположения): Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, территориальная зона Ж-9 – зона «жилая садоводства и дачного хозяйства», вид разрешенного использования: ведение садоводства (код вида 13.2). Также в указанном постановлении Смирных Д.В. предписано обеспечить выполнение кадастровых работ, для образования испрашиваемого участка и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием участка, по итогам кадастровых работ, направить заявление о предоставлении земельного участка с указанием его кадастрового номера и вида использования. Также указано, что настоящее постановление является основанием для предоставления земельного участка в собственность бесплатно многодетному гражданину Смирных Д.В. (т. 2 л.д. 79-80)
<дата> администрацией Зыковского сельсовета внесено постановление № о предоставлении в собственность многодетному гражданину Смирных Д.В. земельного участка с кадастровым номером 24:04:4001001:1937 из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства, площадью 1025 кв.м., расположенный (описание местоположения): Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним… право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Смирных Д.В. <дата> (№) (т. 1 л.д. 81).
Согласно договору купли-продажи от <дата> Продавец (Смирных Д.В.) передает в собственность Покупателя (Бордикова Н.И.) земельный участок с кадастровым номером 24:04:4001001:1937, площадью 1025 кв.м. В настоящее время переход права собственности не зарегистрирован, в связи принятыми по иску обеспечительными мерами.
<дата> в администрацию Зыковского сельсовета поступило заявление представителя ответчика Костбченко Н.А. - Ларионов А.Г., в котором он просил представить доверителю в собственность бесплатно земельный участок, местоположение: Красноярский край <адрес>, Зыковский сельсовет, площадью 1241 кв.м. (т 1 л.д. 215).
В этот же день тем же лицом, в тот же орган, было подано заявление с просьбой утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории: в границах Зыковского сельсовета. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - ведение садоводства, площадь – 1241 кв.м., местоположение: Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет, цель использования, - осуществление деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур и картофеля, размещение садового дома, цель образования, - для предоставления в собственность бесплатно многодетным гражданам.
Постановлением администрации Зыковского сельсовета от <дата> № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой территории площадью 1241 кв.м., расположенного по адресу: (описание местоположения): Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, территориальная зона Ж-9 – зона «жилая садоводства и дачного хозяйства», вид разрешенного использования: ведение садоводства (код вида 13.2). Также в указанном постановлении Костбченко Н.А. предписано обеспечить выполнение кадастровых работ, для образования испрашиваемого участка и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием участка, по итогам кадастровых работ, направить заявление о предоставлении земельного участка с указанием его кадастрового номера и вида использования. Также указано, что настоящее постановление является основанием для предоставления земельного участка в собственность бесплатно многодетному гражданину Костюченко Н.А. (т. 1 л.д. 152)
<дата> администрацией Зыковского сельсовета внесено постановление № о предоставлении в собственность многодетному гражданину Костюченко Н.А. земельного участка с кадастровым номером 24:04:4001001:1939 из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства, площадью 1241 кв.м., расположенный (описание местоположения): Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним… право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Костюченко Н.А. <дата> (№) (т. 1 л.д. 94).
Согласно договору купли-продажи от <дата> Продавец (Костюченко Н.А.) передает в собственность Покупателя (Бордикова Н.И.) земельный участок с кадастровым номером 24:04:4001001:1939, площадью 1241 кв.м. В настоящее время переход права собственности не зарегистрирован, в связи принятыми по иску обеспечительными мерами.
<дата> в администрацию Зыковского сельсовета поступило заявление представителя ответчика Полякова Н.Б. - Ларионов А.Г., в котором он просил представить доверителю в собственность бесплатно земельный участок, местоположение: Красноярский край <адрес>, Зыковский сельсовет, площадью 1169 кв.м. (т. 2 л.д. 18).
В этот же день тем же лицом, в тот же орган, было подано заявление с просьбой утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории: в границах Зыковского сельсовета. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - ведение садоводства, площадь – 1169 кв.м., местоположение: Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет, цель использования, - осуществление деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур и картофеля, размещение садового дома, цель образования, - для предоставления в собственность бесплатно многодетным гражданам.
Постановлением администрации Зыковского сельсовета от <дата> № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой территории площадью 1169 кв.м., расположенного по адресу: (описание местоположения): Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, территориальная зона Ж-9 – зона «жилая садоводства и дачного хозяйства», вид разрешенного использования: ведение садоводства (код вида 13.2). Также в указанном постановлении Костбченко Н.А. предписано обеспечить выполнение кадастровых работ, для образования испрашиваемого участка и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с образованием участка, по итогам кадастровых работ, направить заявление о предоставлении земельного участка с указанием его кадастрового номера и вида использования. Также указано, что настоящее постановление является основанием для предоставления земельного участка в собственность бесплатно многодетному гражданину Костюченко Н.А. (т. 1 л.д. 205-206)
<дата> администрацией Зыковского сельсовета внесено постановление № о предоставлении в собственность многодетному гражданину Полякова Н.Б. земельного участка с кадастровым номером 24:04:4001001:1935 из земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства, площадью 1169 кв.м., расположенный (описание местоположения): Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Полякова Н.Б. <дата> (№) (т. 1 л.д. 74).
Согласно договору купли-продажи от <дата> Продавец (Полякова Н.Б.) передает в собственность Покупателя (Бордикова Н.И.) земельный участок с кадастровым номером 24:04:4001001:1935, площадью 1169 кв.м. В настоящее время переход права собственности не зарегистрирован, в связи принятыми по иску обеспечительными мерами.
В судебном заседании достоверно установлено, что на момент подачи ответчиками Смирных Д.В., Костбченко Н.А. и Полякова Н.Б. заявлений о предоставлении земельного участка, в <адрес> Красноярского края имелась очередь многодетных граждан, желающих получить земельные участки. Указанные ответчики, проживающие в <адрес> Красноярского края, в нарушение п. «а» п. 1 ст. 29.6 Закона № были поставлены на очередь <адрес> (т. 2 л.д. 130-131), что подтверждается книгой учета многодетных граждан (впоследствии они исключены, как указано в книге, в связи с представлением прокурора).
В данном случае администрацией Зыковского сельсовета не могли быть рассмотрены заявления Смирных Д.В., Костбченко Н.А. и Полякова Н.Б. об утверждении схем земельных участков, так как указанные граждане не могли быть поставлены на очередь по вышеизложенным основаниям, а очередь многодетных граждан в <адрес> имелась.
Вышеуказанные постановления администрации Зыковского сельсовета №№, 459, 464 от <дата>, об утверждении схем земельных участков, являются недействительными в той части, в которой указывается на необходимость представления земельных участков Смирных Д.В., Костбченко Н.А. и Полякова Н.Б..
Показания свидетеля Рудешко И.М., которая в судебном заседании пояснила, что по ее мнению процедура выделения земельных участков многодетным гражданам соблюдена, не могут влиять на выводы суда.
Учитывая изложенное, исковые требования о признании незаконными (недействительными) постановлений администрации Зыковского сельсовета №№, 523, 525, о предоставлении земельных участков, Смирных Д.В., Костбченко Н.А. и Полякова Н.Б. подлежат удовлетворению.
Довод представителей ответчика и третьего лица о том, что прокурор необоснованно обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц, хотя круг лиц определен, неоснователен, так как получить земельные участки, которые были выделены ответчикам мог любой гражданин, поставленный в очередь на территории <адрес>, изъявивший на это желание, независимо от того, заявление о получении земельного участка какой категории (вида, цели использования) он подавал при постановке на очередь.
Так как постановления – правоустанавливающие документы, признаются судом незаконными (недействительными), земельные участки представленные многодетным гражданам – ответчикам подлежат истребованию в государственную собственность.При этом суд учитывает, что в силу ст. 3.3 Федерального закона от <дата> N 137-ФЗ (в ред. от <дата>) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Поэтому в данном случае, после истребования земельных участков в государственную собственность, администрация <адрес> сможет предоставить их нуждающимся гражданам, в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от <дата> (ред. от <дата>) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
На момент вынесения решения суда с <дата> вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», в силу п.п. 1, 5 п. 2 ст. 14 которого основаниямии для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; вступившие в силу судебные акты.
Учитывая изложенное, учитывая принятие судом решения об истребовании у ответчиков земельных участков, предоставленных оспариваемыми постановлениями администрации Зыковского сельсовета, сведения о государственной регистрации права собственности ответчиков на спорные земельные участки подлежат исключению из единого государственного реестра недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Смирных Д.В., Полякова Н.Б., к Костюченко Н.А. удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации Зыковского сельсовета от <дата> № «О предоставлении многодетному гражданину Смирных Д.В. земельного участка, расположенного по адресу (описание местоположения): Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет, для ведения садоводства, в собственность бесплатно».
Истребовать из незаконного владения Смирных Д.В. в государственную собственность земельный участок с кадастровым номером 24:04:4001001:1937, категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства, площадью 1025 кв.м., расположенный по адресу (описание местоположения): Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о государственной регистрации права собственности Смирных Д.В. на земельный участок с кадастровым номером 24:04:4001001:1937.
Признать незаконным постановление администрации Зыковского сельсовета от <дата> № «О предоставлении многодетному гражданину Полякова Н.Б. земельного участка, расположенного по адресу (описание местоположения): Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет, для ведения садоводства, в собственность бесплатно».
Истребовать из незаконного владения Полякова Н.Б. в государственную собственность земельный участок с кадастровым номером 24:04:4001001:1935, категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства, площадью 1169 кв.м., расположенный по адресу (описание местоположения): Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о государственной регистрации права собственности Полякова Н.Б. на земельный участок с кадастровым номером 24:04:4001001:1935.
Признать незаконным постановление администрации Зыковского сельсовета от <дата> № «О предоставлении многодетному гражданину, Костюченко Н.А., земельного участка, расположенного по адресу (описание местоположения): Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет, для ведения садоводства, в собственность бесплатно».
Истребовать из незаконного владения Костюченко Н.А. в в государственную собственность земельный участок с кадастровым номером 24:04:4001001:1939, категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: ведение садоводства, площадью 1241 кв.м., расположенный по адресу (описание местоположения): Красноярский край, <адрес>, Зыковский сельсовет
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о государственной регистрации права собственности Костюченко Н.А. на земельный участок с кадастровым номером 24:04:4001001:1939.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Березовский районный суд.
Председательствующий Д.А. Дозорцев
Резолютивная часть решения объявлена <дата>
Мотивированное решение изготовлено <дата>
Копия верна
Судья Березовского районного суда Д.А. Дозорцев