Дело № 92RS0003-01-2020-001658-05
Производство № 2-1320/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2020 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Котешко Л.Л.
при секретаре судебного заседания – Петрушечкиной Е.А.
с участием истца – прокурора Берловой Е.В.
представителя ответчика Департамента здравоохранения города Севастополя – Магомедовой Л.А., действующей на основании доверенности.
представителя Картамышевой Дианы Александровны, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, и законного представителя лица, в интересах которого подано исковое заявление, - Агабабяна С.С., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Севастополя в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Департаменту здравоохранения города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Картамышева Диана Александровна, Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Крым и городу Севастополю об обеспечении лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит:
- признать право несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом с международным непатентованным наименованием «Вигабатрин» (торговое наименование «Сабрил»).
- обязать Департамент здравоохранения города Севастополя обеспечивать несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом с международным непатентованным наименованием «Вигабатрин» (торговое наименование «Сабрил») по жизненным показаниям в необходимом количестве в соответствии с рекомендациями врачей бесплатно.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Картамышевой Д.А. по вопросу необеспечения ее несовершеннолетнего ребенка - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по жизненным показаниям незарегистрированным на территории Российской Федерации лекарственным препаратом с международным непатентованным наименованием «Вигабатрин» (торговое наименование «Сабрил»). В ходе проверки установлено, что несовершеннолетний ФИО2, являясь ребенком-инвалидом, после обращения в медицинские учреждения до настоящего времени не обеспечен лекарственным препаратом с международным непатентованным наименованием «Вигабатрин» (торговое наименование «Сабрил»), что противоречит законодательству Российской Федерации, нарушает права и законные интересы несовершеннолетнего ребенка-инвалида в части его социальной защиты, включая социальное обеспечение, чьи права и законные интересы, гарантированы Конституцией Российской Федерации, нарушены.
Прокурор и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, и законного представителя лица, в интересах которого подано исковое заявление, в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, указали, что непринятие мер может привести к ухудшению состояния здоровья ФИО2
Представитель ответчика возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв по сути исковых требований, согласно которому у лекарственного препарата «Сабрил» («Вигабатрин») нет регистрационного удостоверения, что подтверждается информацией с официального сайта Государственного реестра лекарственных средств, в связи с чем у Департамента отсутствует возможность закупки указанного препарата в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора - Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Крым и городу Севастополю явку своего представителя не обеспечил, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщил.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения участников процесса, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, выслушав пояснения прокурора, представителей ответчика и третьего лица, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой города Севастополя проведена проверка по обращению Картамышевой Д.А. по вопросу необеспечения ее несовершеннолетнего ребенка - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по жизненным показаниям незарегистрированным на территории Российской Федерации лекарственным препаратом с международным непатентованным наименованием «Вигабатрин» (торговое наименование «Сабрил»).
В ходе проверки установлено, что несовершеннолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, ему установлен диагноз: <данные изъяты>. Бюро медико-социальной экспертизы № федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Севастополю» 01 октября 2019 года повторно установлена инвалидность до 01 октября 2021 года.
Ребенок по месту жительства наблюдается в ГБУЗС «Городская больница № 4», а также в детском научно-практическом противосудорожном центре ПИКИ им. Академика Ю.Е. Вельтищева г. Москвы.
Консилиумом врачей обособленного структурного подразделения - научно-исследовательского клинического института педиатрии им. академика Ю.Е. Вельтищева федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» (далее - научно-исследовательский клинический институт педиатрии им. академика Ю.Е. Вельтищева) 07 октября 2019 года постановлено разрешить к индивидуальному ввозу и применению незарегистрированный на территории Российской Федерации препарат – «Вигабатрин» (торговое наименование «Сабрил») для оказания медицинской помощи несовершеннолетнему ФИО2 по жизненным показаниям, отсутствием альтернативных препаратов при данной форме эпилепсии и аналогов в России.
В связи с этим Картамышева Д.А. обратилась в ГБУЗС «Городская больница № 4», Департамент здравоохранения города Севастополя по вопросу организации обеспечения ее несовершеннолетнего сына названным лекарственным препаратом.
Письмом Департамента здравоохранения города Севастополя Картамышевой Д.А. сообщено, что лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием «Вигабатрин» (торговое наименование «Сабрил») не зарегистрирован в Российской Федерации и не внесен в Государственный реестр лекарственных средств. В связи с этим Департамент здравоохранения города Севастополя обратился в Министерство здравоохранения Российской Федерации. Согласно предоставленной Министерством здравоохранения Российской Федерации информации следует, что обеспечение препаратами незарегистрированными на территории Российской Федерации и отсутствующими в Государственном реестре лекарственных средств для медицинского применения за счет бюджетных средств не представляется возможным и производится за счет личных средств граждан.
До настоящего времени несовершеннолетний Картамышев Д.И. лекарственным препаратом с международным непатентованным наименованием «Вигабатрин» (торговое наименование «Сабрил») не обеспечен.
Вместе с тем, обеспечение гражданина необходимыми лекарственными средствами должно осуществляться за счет средств субъекта Российской Федерации и не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия лекарственного препарата в соответствующем перечне лекарственных средств. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной переносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. В частности, каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН).
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Согласно статье 4 Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч. 1 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Стандартом специализированной медицинской помощи детям при туберозном склерозе, утвержденным приказом Минздрава России от 29 декабря 2012 года № 1697н, назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09 августа 2005 года № 494.
Согласно п. 3 названного Порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Исходя из положений ст. 47 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» допускается ввоз в Российскую Федерацию конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по заявлениям лиц, указанных в статье 48 данного федерального закона, в числе которых названы медицинские организации.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановление Правительства Севастополя от 27 декабря 2019 года № 715-ПП утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Севастополе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Разделом 5 названной программы предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя осуществляется, в частности, обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Кроме того, пунктом 5 раздела 8.3 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлено, что льготное лекарственное обеспечение граждан при амбулаторном лечении в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», осуществляется согласно стандартам оказания медицинской помощи и Перечню лекарственных препаратов для льготного отпуска, определенному приложением № 5 к данной программе, в рамках реализации указанных нормативных правовых актов. Назначение и выписка лекарственных препаратов, не входящих в Перечень препаратов, осуществляется при оказании амбулаторной помощи по медицинским показаниям (при нетипичном течении болезни, наличии осложнений основного заболевания и (или) сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных препаратов, а также при непереносимости лекарственных препаратов) на основании решений врачебной комиссии медицинской организации.
Таким образом, из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи города Севастополя в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - города Севастополя) детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации может быть осуществлен на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности, по заявлению медицинских организаций. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Согласно Положению о Департаменте здравоохранения города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 17 марта 2015 года № 182-ПП, Департамент здравоохранения города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории города.
Основными задачами Департамента здравоохранения города Севастополя являются, в том числе, обеспечение реализации единой государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств; разработка и реализация системы мер по охране здоровья граждан, повышению эффективности и доступности лекарственного обеспечения населения; осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств.
На Департамент здравоохранения города Севастополя возложено исполнение государственной функции - разработка и реализация Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории города Севастополя, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, региональных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Департамент здравоохранения города Севастополя.
Учитывая изложенное, несовершеннолетний ФИО2, как ребенок-инвалид по решению врачебной комиссии имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами за счет местного бюджета, в том числе лекарственного препарата, незарегистрированного на территории Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что возможность обеспечения детей-инвалидов по жизненным показаниям лекарственными препаратами, не зарегистрированными на территории Российской Федерации, за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрена, является несостоятельным, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-инвалидов в возрасте до 18 лет всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, а Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя лекарственными средствами бесплатно отдельных категорий граждан в соответствии с данным постановлением Правительства Российской Федерации.
С учетом того, что лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием «Вигабатрин» (торговое наименование «Сабрил») назначен ребенку-инвалиду ФИО2 консилиумом врачей научно-исследовательского клинического института педиатрии им. академика Ю.Е. Вельтищева по жизненным показаниям - необеспечение его этим препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации, как социальном государстве, предусматривается охрана здоровья людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
При этом материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ).
Часть 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Пункт ж ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Конституция Российской Федерации определяет основные свойства прав и свобод человека как неотчуждаемость, т.е. ни одно из прав не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания этих ограничений (лишь в строго установленных случаях - на основе Конституции и закона), и естественный характер - т.е. момент возникновения основных прав совпадает с моментом рождения человека.
Непосредственное действие положений Конституции РФ обеспечивается правосудием.
Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.
Нормы Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), действующие в Российской Федерации с 1990 года, основываясь на незыблемости права детей на особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье, предписывают, что государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24).
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Обеспечение интересов детей также находится в спектре государственной политики в здравоохранении.
Суд, принимая решение об обращении решения суда к немедленному исполнению, исходит из того, что промедление может привести к ухудшению состояния здоровья несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО2, поскольку он нуждается в постоянном лечении и приобретении лекарственных средств.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора города Севастополя в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Департаменту здравоохранения города Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Картамышева Диана Александровна, Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Крым и городу Севастополю об обеспечении лекарственным препаратом - удовлетворить.
Признать право несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом с международным непатентованным наименованием «Вигабатрин» (торговое наименование «Сабрил»).
Обязать Департамент здравоохранения города Севастополя обеспечивать несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом с международным непатентованным наименованием «Вигабатрин» (торговое наименование «Сабрил») по жизненным показаниям в необходимом количестве в соответствии с рекомендациями врачей бесплатно.
Решение в части возложения на Департамент здравоохранения города Севастополя обязанности обеспечивать несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом с международным непатентованным наименованием «Вигабатрин» (торговое наименование «Сабрил») подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27.05.2020.
Председательствующий -