Дело № 2-200/2013 года
Мотивированное решение составлено 08 апреля 2013 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2013 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Нигматзяновой О.А., с участием истца Морозовой О.М., представителя третьего лица Сурова С.Н., при секретаре Энгельс Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой О. М. к Администрации Артемовского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа о признании факта принятия наследства Морозовой О. М. после смерти ФИО1, о включении в состав наследственного имущества земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Морозова О.М. обратилась в суд с иском к Муниципальному образованию «Артемовский городской округ», Управлению федерального казначейства по Свердловской области Отделение по г. Артемовскому о признании факта принятия наследства Морозовой О. М. после смерти отца ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, о включении в состав наследственного имущества после смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.
Как следует из искового заявления на л.д. 74- 78, ДД.ММ.ГГГГ после смерти отца истца - ФИО1 истец, Морозова О. М., обратилась к нотариусу Артемовского нотариального округа ФИО7 с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти отца. Дата смерти ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в совершении данного нотариального действия. Основанием к отказу нотариусом указано на то, что наследственное имущество, на которое тот момент имелись документы (доля в квартире и денежные средства), не было принято отцом после смерти его матери ФИО2
Кроме указанного имущества после смерти ФИО1 остался земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, в котором ранее проживал ФИО1 и был зарегистрирован на дату смерти. ФИО1 пропал без вести зимой 2005 года и впоследствии на основании судебных решений он был сначала признан безвестно отсутствующим, а затем объявлен умершим. Какие- либо документы о принадлежности данного дома ФИО1 либо его матери ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали, но при жизни они говорили, что дом был куплен ФИО1
Для установления собственника дома и земельного участка и сбора документов для получения у нотариуса свидетельства о праве на наследство в ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО4 обращалась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и получила информацию об отсутствии сведений о правообладателях в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, никаких документов о принадлежности дома ФИО1 найти не удалось.
Указанный жилой дом и земельный участок ДД.ММ.ГГГГ использовался только истцом и ее матерью, являющейся законным представителем истца до ее совершеннолетия (до ДД.ММ.ГГГГ). После пропажи ФИО1 мать истца длительное время приезжала в дом- искала отца, ждала, не появится ли он в доме, оставляла там ему записки, опрашивала соседей, потом обращалась в милицию. С этого времени за домом и участком смотрела только она, никто другой домом и землей не пользовался. На земельном участке имелись насаждения: деревья, плодово- ягодные кусты, с которых мать собирала ягоды, а также огород, которые она также обрабатывала.
ДД.ММ.ГГГГ дом взломали и обокрали- из дома пропал котел системы отопления. После этого мать истца и ее муж ФИО5 отремонтировали сломанное окно, восстановили остекление и усилили входную дверь, а также пробрели и установили на ворота и входную дверь новые замки. Для того чтобы следить за сохранностью дома, истец и ФИО4 с ее мужем приезжали в дом несколько раз в осенне- зимний период, весной и летом приезжали чаще и иногда оставались там ночевать. Однако отсутствие правоустанавливающих документов на дом лишало возможности заключить договор с энергоснабжающими организациями- подключить электричество, а также подвести газ. Поэтому полноценно пользоваться домом было невозможно.
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО4 по доверенности продолжила сбор документов на дом: заказала кадастровый паспорт на дом и на земельный участок, оформила технический паспорт на землевладение и получила дубликат договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ФИО1 и был приобретен земельный участок и дом.
Дубликат договора купли- продажи, полученный у нотариуса по нотариальному округу: <адрес> и <адрес> ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ и другие собранные документы были переданы нотариусу ФИО7, которая вновь отказала в оформлении наследства, о чем выдала справку от ДД.ММ.ГГГГ.
Днем смерти ФИО1 является ДД.ММ.ГГГГ. Истец обратилась с заявлением о принятии наследства к нотариусу ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах предусмотренного законом срока осуществила один из установленных законодательством способов по принятию наследства. Постановление нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в совершении нотариального действия, вынесенное по заявлению истца о принятии наследства, не отменяет факта подачи данного заявления.
То обстоятельство, что на момент подачи данного заявления не было документов о принадлежности умершему ФИО1 земельного участка и дома по адресу: <адрес> также не является основанием для отказа нотариусом в оформлении наследства в дальнейшем, поскольку универсальное правопреемство при наследовании означает переход всего наследственного имущества наследнику. Согласно норме закона наследуется имущество, принадлежащее наследодателю на момент смерти, поэтому отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок и дом на момент подачи заявления нотариусу не может исключать данное имущество из наследственной массы. Таким образом, правовое значение имеет сам факт принадлежности имущества наследодателю на момент его смерти, а не наличие либо отсутствие правоустанавливающих документов у наследников при обращении к нотариусу. Также правовое значение имеет факт принятия наследственного имущества наследниками предусмотренным законом способом и в установленные сроки.
Заявление о принятии наследства было подано нотариусу в установленный срок. Кроме того, истцом осуществлено фактическое принятие наследства, которое заключается во вступлении во владение и пользование данным земельным участком и домом, принятии мер по его сохранности, затрат на ремонт дверей и покупку замков, уход за земельным участком и насаждениями.
В судебном заседании истец Морозова О.М. на исковых требованиях настаивала, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала.
Определением Артемовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу был привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа (л.д. 42- 45).
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал (л.д. 94), дополнительно указал в отзыве на исковое заявление, что спорный жилой дом и земельный участок в реестре объектов муниципальной собственности Артемовского городского округа не числятся.
Определением Артемовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащих ответчиков- Муниципального образования Артемовский городской округ, Управления федерального казначейства по Свердловской области на Администрацию Артемовского городского округа (79- 82). Представитель ответчика Администрации Артемовского городского округа в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал (л.д. 49).
Представитель третьего лиц нотариуса ФИО7- Суров С.Н., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования Морозовой О.М., пояснил, что Морозова О.М. обратилась к нотариусу ФИО7 в течение шести месяцев после смерти наследодателя с заявлением о принятии наследства после смерти бабушки. Заявления о принятии наследства после смерти отца не писала. Нотариус объяснила ей, что необходимо собрать все документы.
С учетом мнения истца, представителя третьего лица дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков, при данной явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Свидетель ФИО4, допрошенная в судебном заседании, суду пояснила, что приходится родной матерью истцу, и бывшей супругой умершему ФИО1 ФИО1 являлся собственником <адрес> в <адрес> и земельного участка, на котором данный дом расположен, о чем имеется договор купли- продажи. Данный договор наследодателем не был зарегистрирован в установленном законом порядке. В связи с чем, у дочери - Морозовой О.М. возникли сложности при оформлении документов на наследство, открывшееся после смерти отца. Фактически ее дочь приняла наследство после смерти отца- обрабатывала земельный участок, принимала меры к сохранности имущества (сменили замки на воротах и дверях после взлома).
Суд, заслушав истца, представителя третьего лица, допросив свидетеля ФИО4, исследовав письменные доказательства по делу, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
На основании пункта 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. Для приобретения наследства наследник должен его принять (пункт 1 статьи 1152 ГК РФ).
В силу ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. Местом открытия наследства является последнее место жительство наследодателя (ст. 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации определены способы принятия наследства, один из которых это подача по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Вторым способом признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации определен срок для принятия наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Днем открытием наследства по ст. 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации является день смерти гражданина.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
Согласно справке о смерти № (л.д. 20), ФИО2, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о смерти III-АИ № (л.д. 21), ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из свидетельства о рождении (л.д. 23), Морозова О. М. родилась ДД.ММ.ГГГГ, родители ФИО1 и ФИО3.
Согласно свидетельству о расторжении брака I-АИ № (л.д. 24), брак между ФИО1 и ФИО3 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению нотариуса ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в совершении нотариального действия (л.д. 8), Морозовой О. М. отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти бабушки ФИО2, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, на все принадлежавшее ФИО2 имущество, в связи с тем, что она не является наследницей по праву представления, а ее отец ФИО1 наследство после смерти матери ФИО2 не принял.
Согласно договору купли- продажи (купчей) земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является собственником недвижимого имущества, заключающегося в земельном участке и расположенном на нем жилом доме под номером № с хозяйственными строениями и сооружениями, находящееся в селе <адрес> участок имеет площадь <данные изъяты> кв.м. жилой дом имеет площадь с учетом веранд и холодных пристроев - <данные изъяты> кв.м., площадь дома <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая <данные изъяты> кв.м. (л.д. 9- 12), отметка о регистрации данного договора в установленном законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отсутствует, что также подтверждается ответом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 14).
Согласно справке нотариуса ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ №, наследницей Морозовой О. М. пропущен срок для принятия наследства после смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, Морозовой О. М. отказано в оформлении наследства. Наследственное дело после смерти ФИО1 не заводилось. Наследники с заявлениями в нотариальную контору не обращались (л.д. 13).
Согласно справке, выданной Территориальным органом местного самоуправления села Покровское с подведомственной территорией населенного пункта поселка Заболотье от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 15), ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был зарегистрирован по месту жительства: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по день смерти ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу Комитета по управлению муниципальным имуществом Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 72), дом, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в реестре объектов муниципальной собственности не числится.
Таким образом, судом установлено, что наследодатель ФИО1 оформил договор купли- продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, однако данный договор не был зарегистрирован в установленном законом порядке. Морозов О.М. умер ДД.ММ.ГГГГ. Правопритязания иных лиц на объекты недвижимости не заявлены. Тем не менее, при своей жизни Морозов О.М. владел и пользовался на праве собственности жилым домом и земельным участком, на котором данный дом расположен. Фактически Морозова О.М. приняла наследство- продолжала пользоваться жилым домом и земельным участком, приняла меры к сохранности имущества, в связи с чем, исковые требования Морозовой О.М. подлежат удовлетворению в полном объеме.
При подаче иска истцом не доплачена государственная пошлина в размере 6 054 рубля 26 копеек за 1 исковое требование, в связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с Морозовой О.М.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Признать факт принятия Морозовой О. М. наследства, открывшегося после смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ.
Включить в состав наследственного имущества после смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.
Признать за Морозовой О. М. право собственности в порядке наследования на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.
Взыскать с Морозовой О. М. государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Артемовский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья: О.А. Нигматзянова