Решение по делу № 2-641/2018 ~ М-523/2018 от 04.06.2018

Дело № 2-641/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2018 года                                                                                     г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Бойцовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Е.В. к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Иванова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка. Требования мотивированы тем, что истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером , местоположение: (адрес), на основании договора аренды земельного участка от 15 сентября 2003 года в редакции дополнительного соглашения от 06 июня 2010 года.

При эксплуатации земельного участка истцом была обнаружена ошибка в описании его границы (фактическая граница не соответствует указанной в ЕГРН).

При этом фактическая граница земельного участка никогда не менялась и соответствует границам изначально предоставленного в аренду земельного участка площадью 3300 кв. метров.

Ошибочная граница земельного участка не соответствует плану границ, утвержденному Постановлением главы администрации Костромского района в от 17 декабря 1992 года и фактическому землепользованию.

В целях устранения ошибки она обратилась к кадастровому инженеру, ранее формировавшему участок. Кадастровым инженером подготовлен межевой план от 29.05.2018 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» проведено согласование исправленного местоположения границы земельного участка с заинтересованными лицами.

По результатам проведения процедуры согласования:

Комитет имущественных и земельных отношений архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района согласовал местоположение участка границы;

Межрегиональное территориальное управление Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях не согласовало местоположение участка границы.

Ответчик мотивировал отказ в согласовании наложением границ земельного участкана земли лесного фонда.

Такой отказ является необоснованным в силу следующего:смежная с земельным участком территория не сформирована в виде лесного участка на основании результатов межевания; граница лесничества, на которую ссылается ответчик, явно носит ошибочный характер; согласно описанию границ смежных землепользователей, которое содержится в Плане 1992 года, изначальная граница между земельным участком и территорией Костромского лесничества совпадет с исправленной границей в чертеже межевого плана от 29 мая 2018 года.

На основании изложенного просила исправить воспроизведенную в Едином государственном реестре недвижимости реестровую ошибку в координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , установив границу земельного участка с кадастровым номером в соответствии с межевым планом от 29 мая 2018 года, подготовленным кадастровым инженером Маловой А.В. по следующим координатам характерных точек границы: н 1 (Х - 306660,71, Y - 1209761,21), н2 (Х - 306653,14, Y - 12097,62,51), н3 (Х - 306640, 07, Y - 1209764,66).

В ходе рассмотрения дела к участию в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, кадастровый инженер Малова А.В., Департамент лесного хозяйства Костромской области, ОГКУ Костромское лесничество, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области.

Истец Иванова Е.В. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Ранее истец Иванова Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Она пояснила, что на основании договора о переуступке прав от 12 мая 2010 года она владеет спорным земельным участком. В данном договоре площадь участка указана 3300 кв.м., впоследствии к этому договору было уточнение площади, но она на данные изменения не обратила внимание. Относительно межевания земельного участка, которые было осуществлено, а также изменение площади земельного участка в договоре уступки прав от 12 мая 2010 года и в дополнительном соглашении от 06 июля 2010 года указала, что она «в этом не разбирается, всем занимался юрист, который сказал, что все в порядке, она их подписала». До приобретения прав на спорный участок, она его осматривала, забор стоял в том же месте, где стоит и сейчас. Навес и строение, которые не вошли в границы участка, были возведены до неё. Реестровая ошибка была обнаружена, когда стали проводить газ к своему участку, потребовалось все строения, имеющиеся на участке, узаконить.

Представитель истца Дмитриев С.Р., действующий на основании доверенности, исковые требования считал обоснованными, пояснил, что в данном случае имеет место реестровая ошибка. Границы спорного земельного участка на данный момент установлены в ЕГРН без учета содержания правоустанавливающих документов и без учета сложившегося фактического землепользования. Истец принял земельный участок площадью 3 300 кв.м в соответствии с правоустанавливающими документами от 1992г., что следует из договора уступки прав и обязанностей по договору аренды, так и из договора купли-продажи объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке. Что касается отнесением спорной земли к землям лесного фонда, то действующим законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах на землю, перед сведениями государственных лесных реестров. Указал, что удовлетворение требований в данном случае не влечет за собой нарушений каких-то публичных интересов, фактически землепользование в данных границах давно уже осуществляется.

Представитель ответчика Межрегиональное территориальное управление Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях Матвеева А.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования считала необоснованными, так как спорный земельный участок находится в землях лесного фонда.

Представитель ответчика Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны, возражений на исковое заявление не представил.

Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Ранее представитель третьего лица Лебедев О.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что основываясь на материалах лесоустройства, руководствуясь характеристиками границ в системе МСК-44, установленных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 декабря 2016 года , земельный участок с кадастровым номером площадью 3 194 кв.м., местоположение (адрес), расположен в землях лесного фонда в Костромской области - Костромское лесничество, квартале 17, выделе 1 и 4 Пригородного участкового лесничества. Лесной участок по своему целевому назначению отнесен к защитным лесам, категория защищенности - нерестоохранные полосы лесов. На землях данной категории возводить капитальные строение запрещено.

Представитель третьего лица ОГКУ Костромское лесничество в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Ранее в судебном заседании представитель третьего лица Акимов В.Н., действующий на основании доверенности, оставил разрешение требований на усмотрение суда, указал, что весь земельный участок Ивановой Е.В. находится в землях лесного фонда.

Третье лицо кадастровый инженер Малова А.В. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, причины неявки неизвестны, ранее в судебном заседании полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению. Она пояснила, что Первое межевание спорного участка было сделано в 2005г., заказчиком был ООО «Аксон», был предоставлен договор аренды земельного участка, в котором площадь была указана 3300 кв. м, к данному договору был приложен план границ. На месте представитель заказчика показал земельный участок, на тот момент земельный участок уже был огорожен. По существующему ограждению были проведены геодезические измерения, в результате которых площадь земельного участка уменьшилась за счет того, что фактически ограждение стояло не прямо, как нарисовано в плане границ земельного участка, а с небольшой выемкой, а именно по точкам 3, 4, 5 межевого плана от 2017 г. проходило металлическое ограждение. На момент осуществление первого межевания земельного участка спорных объектов недвижимости на участке не имелось. Граница земельного участка была сформирована по металлическому ограждению, получено согласований с лесничеством. В дальнейшем к ней обратилась Иванова с желанием «восстановить границы земельного участка, которые были изначально, без выемки». Реестровая ошибка, по мнению Маловой, состоит в том, что при подготовке межевого плана в 2005 году не были приняты границы по плану от 1992 года, граница сформирована по фактическому использованию. При подготовке нового межевого плана была обследована территория земельного участка, установлено, что на участке находится хозяйственная постройка и навес. Эти объекты были закоординированы, и получилось так, что эти объекты находятся на той территории, которая должна была бы войти в первоначальный план земельного участка.

Представитель третьего лица Комитета имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Представитель Управления Росреестра по Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором оставил разрешение спора на усмотрение суда, поскольку у Управления отсутствует материально-правовая заинтересованность относительно предмета спора.

Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал, что основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствует, в связи с чем просят отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 28.03.2005 года, как ранее учтенный, расположен по адресу: Костромская область, район Костромской, база отдыха, вид категории - земли особо охраняемых территорий и объектов, имеет уточненную площадь - 3193.72 кв.м. Установленное разрешенное использование - для размещения базы отдыха. Земельный участок с кадастровым номером имеет следующие незарегистрированные ограничения или обременения: аренда земли, особый режим использования земли, водоохранная зона, свободный доступ к прибрежной полосе-бечевник.

На земельном участке с кадастровым номером расположено нежилое здание (база отдыха нежилое строение - баня) с кадастровым номером , год ввода в эксплуатацию - 2017 г, дата постановки на учет 04.12.2017 г., правообладателем которого является Иванова Е.В..

Границы земельного участка с кадастровым номером установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, то есть работы по межеванию данного земельного участка и установлению его границ на местности проведены.

В отношении земельного участка с кадастровым номером государственный кадастровый учет осуществлен на основании представленных заявителем документов: заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка и межевого плана.

Оснований для приостановления или отказа в осуществлении кадастрового учета выявлено не было, и в соответствии с действующим законодательством была осуществлена постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.

Свидетель Л. в суде показала, что в (адрес) она имеет земельный участок. Данный участок не является смежным по отношении к участку Ивановой, находится от него через 5 участков. Спорный земельный участок обнесен забором, за которым располагаются хозяйственные строения. Местоположение забора Ивановой не изменялось. С владельцами земельного участка, которые ранее Ивановой владели землей, она отношения не поддерживала.

Свидетель Т. дал в суде аналогичные показания.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Объектами земельных отношений выступают земельные участки, сформированные в соответствии с законодательством о кадастровом учете объектов недвижимости, обладающие индивидуальными характеристиками.

На основании ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности" работы по определению координат характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координат характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координат характерных точек контура объекта незавершенного строительства, обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка, осуществляются кадастровыми инженерами при выполнении кадастровых работ.

Результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования (статья 37 ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

15 сентября 2003 года между администрацией Костромского муниципального района и ООО «АКСОН» заключен договор аренды земельного участка , согласно условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает и использует на условиях договора земельный участок под базой отдыха общей площадью 3300 кв.м.. расположенный в районе (адрес) сельской администрации Костромского района, предоставляемый на основании постановления главы местного самоуправления Костромского района от 15 сентября 2003 года.

В п. 1.2.1 договора указано, что границы участка обозначены на прилагаемом к договору плане земельного участка, которая является неотъемлемой частью договора.

Согласно п. 1.2.5 договора на земельном участке имеются объекты недвижимости: нежилое строение (баня) общая площадь 51 кв.м., два вагончика металлических каркасных, дебаркадер, площадью 152,5 кв.м, уборная тесовая, мостки металло-деревянные, ограждения: металлическая сетка на ж/б столбах, ворота металлические, тротуар железо-бетонный, ВЛ 04 кв За 50 на ж/б опорах, ВД 10 кв А 50 на ж/б опорах, КТП 100 10/04 кв, принадлежащие ООО «АКСОН» на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права б/н от 16.07.2002 г., договор купли-продажи № б/н от 16.07.2002 г. )

Согласно плану границ земельного участка, утвержденному постановлением главы администрации Костромского района от 17 декабря 1992 года в, земельный участок имеет площадь 3300 кв.м. В данном плане имеется описание границ смежных землепользователей, отражена конфигурация границ земельного участка, длины сторон, а также номера (без указания координат) поворотных точек.

Суду представлена копия реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером . В данном деле имеется заявление ООО «Аксон» от 12 ноября 2009 года на осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости: уточнение местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером . К заявлению представлено землеустроительное дело по межеванию земельного участка по адресу (адрес), Сущевская сельская администрация, база отдыха, выполненное в 2005 году ООО «Меридиан - Кострома».

В пояснительной записке указано, что площадь земельного участка по договору аренды кв.м. -ориентировочная, подлежит уточнению при межевании.

Ранее работы по межеванию на данном участке не проводились.

С северной стороны граница земельного участка сформирована по существующему металлическому ограждению смежного землепользователя (ООО «Тракторно-ремонтный завод», который стоит на уточненном учете по материалам межевания с кадастровым номером

С восточной и южной сторон граница земельного участка сформирована по существующему ограждению. С западной стороны граница земельного участка сформирована по урезу воды Горьковского водохранилища.

Площадь объекта землеустройства по адресу:: (адрес) вычислена по координатам поворотных точек границы земельного участка и составила Рвыч.= 3193.72 кв.м. Согласно договору аренды земельного участка , площадь земельного участка составляет Рдок,- 3300 кв.м. Расхождение между вычисленной площадью и площадью, указанной в документе, составляет 106.28 кв.м. Расхождение в площади земельного участка произошло в связи с уточнением границ земельного участка на местности. Точки, указанные в плане границ земельного участка 6, 7, 8 закреплены на местности металлическими столбами ограждения. От т. Б до т. В границы земельного участка согласованы с землями Костромского лесхоза. При этом в представленных материалах имеется план границ земельного участка, утвержденный 17 декабря 1992 года. Проект межевания земельного участка базы отдыха ООО «Аксон» по адресу (адрес) согласован с землепользователем ООО «Аксон», с зав.отделом комитета имущественных и земельных отношений Администрации Костромского района, а также Костромским лесхозом

Решением Территориального отдела Управления Роснедвижимости по Костромской области от 12 декабря 2009 года произведен учет изменений в соответствии с представленными документами.

Согласно договору купли - продажи от 24 марта 2010 года ООО «АКСОН» продало Ивановой Е.В.следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: (адрес)

- нежилое строение (баня), общая площадь 51 кв.м., основная площадь 41,4 кв.м, вспомогательная площадь 9,6 кв.м., инв. , лит. А, пристройка (лит. А), объект ,

условный ,

- сооружение (линейный объект), в составе КТП-100 10/04 кВ, ВЛ 04 кВ протяженность воздушных линий 0,54 км, протяженность трассы 0,54 км, напряжение 4000 вольт; ВЛ-10 кВ протяженность воздушных линий 1,60 км, протяженность трассы 1,60 км., напряжение 10000 вольт, инв. , объект , условный ,

В п. 2 договора указано, что земельный участок, на котором расположены вышеназванные объекты недвижимости, предоставлен продавцу на праве аренды, согласно договора аренды земельного участка от ДДММГГГГ, общей площадью 3300 кв.м., предоставленный на основании Постановления главы местного самоуправления от 15.09.2003 г. «О передаче земельного участка в аренду ООО Аксон». Покупатель своими силами и за свой счет обязуется оформить свои права на вышеназванный земельный участок после регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.

На основании указанного договора Управлением Росреестра по Костромской области 21 апреля 2010 года произведена государственная регистрации права собственности Ивановой Е.В. на нежилое строение (баню) общей площадью 51 кв.м., расположенную по адресу (адрес), на сооружение (линейный объект) в составе КТП-100 10/04 кВ; протяженность воздушных линий 0,54 км, протяженность трассы 0,54 км, напряжение 4000 вольт; ВЛ-10 кВ протяженность воздушных линий 1,60 км, протяженность трассы 1,60 км., напряжение 10000 вольт.

12 мая 2010 года между ООО «Аксон» и Ивановой Е.В. заключен договор уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 15 сентября 2003 года, согласно которому ООО «Аксон» передал Ивановой Е.В. все права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 15 сентября 2003 года в отношении земельного участка общей площадью 3300 кв.м., расположенного в районе (адрес) на основании постановления главы местного самоуправления Костромского района от 15 сентября 2003 года . В п. 2 договора указано, что к новому арендатору по настоящему договору переходят все права и обязанности по договору аренды в полном объеме и на тех же условиях, которые существуют к моменту заключения настоящего договора.

06 июля 2010 года между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района и Ивановой Е.В. заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 15 сентября 2003 года. Согласно условиям данного соглашения арендодатель передает, а арендатор принимает и использует на условиях настоящего договора земельный участок с кадастровым номером площадью 3193,72 кв.м., расположенный по адресу база отдыха (адрес), предоставленный на основании постановления главы местного самоуправления Костромского района от 15 сентября 2018 года .

В письме от 20 ноября 2017 года председатель Комитета земельных и имущественных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района уведомил Иванову Е.В. о продлении договора аренды земельного участка на неопределенный срок.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

На основании ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ работы по определению координат характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координат характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координат характерных точек контура объекта незавершенного строительства, обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка, осуществляются кадастровыми инженерами при выполнении кадастровых работ.

Результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования (статья 37 ФЗ от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ).

Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 218-ФЗ если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Со дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.

В настоящее время возможность устранения ошибок, допущенных при проведении кадастровых работ по установлению границ земельных участков предусмотрена статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которой воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (ч. 3).

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч. 4 ст. 61).

Согласно выписке из ЕГРН от 06 марта 2018 года земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу (адрес), база отдыха, имеет площадь 3194+/-20 кв.м., дата присвоения кадастрового номера 28 марта 2005 года; категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для размещения базы отдыха, граница земельного участка определена, представлены сведения о характерных точках границы земельного участка. В отношении данного земельного участка имеются ограничения: аренда.

Суду представлен межевой план земельного участка с кадастровым номером (адрес), расположенного по адресу: (адрес), по точкам, указанным в межевом плане, подготовленным кадастровым инженером Маловой А.В. ООО «МеридианЪ»» 29 мая 2018 года, в котором отображены конфигурация и координаты поворотных точек земельного участка, а именно н1 (Х - 306660,71, Y - 1209761,21), н2 (Х - 306653,14, Y - 12097,62,51), н3 (Х - 306640, 07, Y - 1209764,66), а также уточняемая площадь земельного участка, которая составила 3343 кв.м..

В заключение кадастрового инженера указано, что исправление ошибки в местоположении связано с не включением в границы земельного участка точек с обозначением н1, н2, н3, обосновывающих существование данных границ при его образовании согласно плату границ, утвержденному постановлением главы администрации Костромского района от 17 декабря 1992 года.

К договору аренды земельного участка от 15.09.2003 г. прилагается план границ земельного участка, утвержденный постановлением главы администрации Костромского района в от 17.12.1992 года. Данный документ является документом, определяющем местоположение границ земельного участка при его образовании. В данном плане границ имеется описание границ смежных землепользователей: от А до Б -земли Костромского МЛХ, от Б до А - земли Костромского водохранилища, отражена коннфигурация границ земельного участка, номера поворотных точек границ земельного участка, а также длины линий между поворотными точками и румбы. Данный чертеж выполнен в масштабе 1:1000, что позволяет определить, что граница от точки 1 до точки 2 на плане границ 1992 г. совпадет с границей от точки 10, 9, 13, до точки 8 в сведениях ЕГРН и чертеже межевого плана по исправлению ошибки в местоположении границ земельного участка, граница от точки 2 до точки 3 на плане границ 1992 г. совпадет с границей от точки 8, 7, 6, до точки 5 в сведениях ЕГРН и чертеже межевого плана по исправлению ошибки в местоположении границ земельного участка, граница от точки 3 до точки 4 на плане границ 1992 г. совпадет только с границей от точки 5, н1, н2 до точки н3 в чертеже межевого плана по исправлению ошибки в местоположении границ земельного участка и не совпадает со сведениями ЕГРН, т.е. часть земельного участка с к.н. площадью 149 кв.м, не вошла в границы данного участка при формировании землеустроительного дела от 16.12.2005 года, и местоположение земельного участка исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании не были учтены при формировании землеустроительного дела.

Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером закреплены на местности с использованием объектов искусственного происхождения, а именно: от точки 10 до точки н1 граница проходит по металлическому ограждению, от точки н1 через точку н2, через точку н3 до точки 3 граница проходит по стене нежилых строений, от точки 3 через точку 2 до точки 1 граница проходит по металлическому ограждению, от точки 1 до точки 10 граница проходит по береговой линии.

Указанный межевой план согласован 04 апреля 2018 года Ивановой Е.В., 18 апреля 2018 года - председателем комитета имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района.

Согласно акту согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером участок по точкам 5 - 3, включая новые точки н1, н2, н3, является смежным с землями лесного фонда.

МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях представили возражения в письме от 16 мая 2018 года и в письме Департамента лесного хозяйства Костромской области от 16 апреля 2018 года № ЛХ/2462.

Департамент лесного хозяйства Костромской области в своем ответе от 13 апреля 2018 года № ЛХ/2462 указал, что границы земельных участков, смежные с землями лесного фонда следует согласовывать с МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях. Согласно материалам лесоустройства и установленным границам Костромского лесничества в системе координат МСК-44 (приказ Федерального агентства лесного хозяйства от ДДММГГГГ) земельный участок с кадастровым номером площадью 33343 кв.м., местоположение : (адрес), расположен на землях лесного фонда Костромского лесничества в квартале 14 выделе 1, 4 Пригородного участкового лесничества. Указанный земельный участок по целевому назначению отнесен к защитным лесам с категорией защищенности - нерестоохранные полосы лесов.

МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях в своем ответе от 16 мая 2018 года указало, что согласно заключению Департамента лесного хозяйства Костромской области от 13 апреля 2018 года выявлено наложение общего контура границ земельного участка с кадастровым номером , на земли лесного фонда ОГКУ «Костромское лесничество», а именно Пригородное участковое лесничество, квартал 17, выделы 1,4. В связи с чем отказано в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером

Земли лесного фонда, в том числе по районам Костромской район площадь 67102,0 га, в том числе по лесничествам Пригородное, в том числе по категории защищенности: запретные полосы вдоль нерестовых рек площадью 1066,0 га №№ кварталов 1-17 принадлежат на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 июня 2015 года.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26 декабря 2016 года установлены границы Костромского лесничества, расположенного на землях лесного фонда в Костромской области.

Суду представлен скриншот публичной кадастровой карты, на которой нанесены границы Костромского лесничества, в том числе квартала 14 выделы 1, 4 Пригородного участкового лесничества. Из анализа данной карты следует, что весь земельный участок с кадастровым номером 44:07:121901:30 расположен на землях лесного фонда Костромского лесничества в квартале 14 выделе 1, 4 Пригородного участкового лесничества.

23 ноября 2017 года Иванова Е.В. обращалась в Комитет имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района с заявлением, в котором просила разрешить уточнить границы земельного участка с кадастровым номером в целях устранения изломанности и обеспечения рационального использования.

Комитет имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района в ответе от 29 января 2018 года Ивановой Е.В. указал, что согласно информации Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области площадь и описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером являются уточненными по результатам межевания. Провести повторно кадастровые работы в отношении указанного участка не представляется возможным.

В абз. 2 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент подготовки землеустроительного дела) указано, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно абз. 3 ст. 1 ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 года, действовавшем на момент возникновения спорных правоотношений, кадастровый учет - это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других участков.

В соответствии со ст. 7 Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Согласно ст. 68 ЗК РФ землеустройство включает в себя мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению границ объектов землеустройства.

В соответствии с положениями ст. 69 ЗК РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда (ч. 1).

Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ч. 7)

Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) при проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ: образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства; межевание объектов землеустройства. Порядок их проведения определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 17 указанного Закона межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно - территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Действующим на момент проведения оспариваемого межевания Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 года было утверждено «Положение о проведении территориального землеустройства», устанавливающее порядок проведения территориального землеустройства, включая образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства.

Статьей 2 «Положения о проведении территориального землеустройства» установлен круг лиц, в чьей компетенции находится выполнение данного вида работ, а именно: Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также на землях, находящихся в федеральной собственности. Территориальное землеустройство остальных объектов землеустройства проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей или по решению суда.

Согласно п. «б» ст. 3 данного Положения работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства включают в себя определение местоположения границ объектов землеустройства.

Пунктом «а» ст. 9 установлено, что работы по межеванию объектов землеустройства, т.е. по установлению границ земельного участка, включают в себя определение границ, объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты.

Как уже отмечалось, директором ООО «АКСОН» подписан акт согласования границ земельного участка с кадастровым номером , землеустроительное дело по межеванию земельного участка было передано ООО «АКСОН», спорный земельный участок на основании заявления представителя ООО «Аксон» поставлен на уточненный кадастровый учет в 2009 году.

Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу(адрес), определено в установленном законом порядке, в отношении земельного участка выполнены кадастровые работы, подготовлено землеустроительное дело, на основании которого земельный участок поставлен на уточненный кадастровый учет.

Доказательств того, что имеет место воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка (техническая, реестровая), исправление которых в настоящее время регламентировано ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», истцом не представлено.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ошибок при определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ООО «Меридиан-Кострома» Маловой А.В. допущено не было.

Определяя местоположение границ указанного земельного участка, кадастровый инженер исходила из данных о площади земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах, и фактического землепользования.

Из дополнительного соглашения, заключенного между Ивановой Е.В. и Комитетом имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района от 06 июля 2010 года, следует, что арендодатель передает, а арендатор принимает и использует на условиях настоящего договора земельный участок с кадастровым номером площадью 3193,72 кв.м., расположенный по адресу база отдыха (адрес).

Кроме того, в п. 2 договора от 12 мая 2010 года указано, что к новому арендатору по настоящему договору переходят все права и обязанности по договору аренды в полном объеме и на тех же условиях, которые существуют к моменту заключения настоящего договора.

Доводы представителя истца о наличии кадастровой ошибки, выразившейся в том, что границы земельного участка сформированы в 2005 году без учета фактического землепользования, поскольку на спорной территории находятся хозяйственное строение и навес, суд находит не состоятельными.

Из землеустроительного дела на земельный участок с кадастровым номером усматривается, что граница земельного участка по восточной (спорной) стороне сформирована по существующему ограждению, граничит с землями Костромского лесхоза. Аналогичные показания дала в суде кадастровый инженер Малова А.В., пояснившая, что в 2005 году граница земельного участка была сформирована по имеющемуся ограждению, строений, о которых говорит представитель истца, на момент проведения землеустроительных работ не было.

Суду ОГБУ «Костромаоблкадастр - Областное БТИ» представлено инвентарное дело на базу отдыха (адрес). Из указанного дела следует, что последняя инвентаризация объекта была осуществлена 30 мая 2002 года. Земельный участок с трех сторон по периметру обнесен забором, при этом на спорной стороне забор поставлен не по прямой линии, имеет излом. Сведений о наличии в данном месте каких-либо хозяйственных строений, навесов и иных объектов не имеется.

Представителем истца представлены спутниковые снимки земельного участка от 02 апреля 2008 года, от 22 июня 2012 года, от 26 июля 2016 года. Однако данных, позволяющих однозначно определить фактическое местоположение спорной границы земельного участка на 2005 год, истцом и её представителем не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ивановой Е.В. к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), по точкам, указанным в межевом плане, подготовленным кадастровым инженером Маловой А.В. ООО «МеридианЪ»» 29 мая 2018 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ивановой Е.В. к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровой ошибки, установлении границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: (адрес), по точкам, указанным в межевом плане, подготовленным кадастровым инженером Маловой А.В. ООО «МеридианЪ»» 29 мая 2018 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                                                                                    М.Ю. Соболева

Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2018 года.

2-641/2018 ~ М-523/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванова Елена Владимировна
Ответчики
Межрегиональное ТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях
Федеральное агенство лесного хозяйства
Другие
ОГКУ Костромское лесничество
Департамент лесного хозяйства ксотромской области
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра"
Комитет имущественных и земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Костромского муниципального района
Управление Росреестра по Костромской области
Малова Анна Владимировна
кадастровый инженер Малова Анна Владимировна
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Соболева Марина Юрьевна
Дело на странице суда
kostromskoy--kst.sudrf.ru
04.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2018Передача материалов судье
05.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.07.2018Предварительное судебное заседание
15.08.2018Судебное заседание
06.09.2018Судебное заседание
19.09.2018Судебное заседание
28.09.2018Судебное заседание
05.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2019Дело оформлено
13.05.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее