Дело № 10RS0011-01-2020-015394-96 (2а-981/2021 (2а-8158/2020))
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2021 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н. Картавых,
при секретаре
М.О. Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Парамонова Артема Александровича об оспаривании действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия, ФКЛПУ ОБ им. Ф.П. Гааза УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по постановке на профилактический учет,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что в период времени с 25.08.2020 по 25.09.2020 административный истец содержался в ФКЛПУ ОБ им. Ф.П. Гааза УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. 18.09.2020 он был избит сотрудниками данного учреждения, о чем подал жалобу помощнику прокурора Ленинградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. После обращения с жалобой 25.09.2020 административный истец был этапирован в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. При этапировании административному истцу стало известно, что 23.09.2020 он был поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к нападению на сотрудников правоохранительных органов и иных лиц, а также как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительства. Решением ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК от 03.11.2020 указанный профилактический учет продлен. На заявление административного истца о снятии его с профилактического учета, письмом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК от 10.12.2020 в удовлетворении требований отказано. Полагая постановку на профилактический учет незаконной и необоснованной, административный истец просит признать действия по постановке на профилактический учет незаконными и обязать сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК снять его с профилактического учета.
В судебном заседании Парамонов А.А., участие которого было обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи, поддержал доводы административного иска.
Представители ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК Никифоров В.В., УФСИН РФ по РК Манин П.А. в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать, полагали действия административных ответчиков законными.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте. 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, в период времени с 25.08.2020 по 25.09.2020 административный истец содержался в ФКЛПУ ОБ им. Ф.П. Гааза УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
23.09.2020 протоколом №43 комиссии по постановке на профучет административный истец был поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к нападению на сотрудников правоохранительных органов и иных лиц, а также как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительства. Парамонов А.А. с данным протоколом под роспись ознакомлен.
Основанием для постановки на учет послужил рапорт младшего оперуполномоченного оперативного отдела, прапорщика внутренней службы Н.О. Ганина от 22.09.2020.
27.10.2020 административный истец поступил в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК.
Решением ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК от 03.11.2020, оформленным протоколом №44 заседания административной комиссии учреждения указанный профилактический учет Парамонову А.А. продлен.
Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы регламентирован Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 20.05.2013 N 72 (далее Инструкция).
Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика) (п. 5 Инструкции).
Согласно п. 8 Инструкции основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения уголовно-исполнительной системы, являющихся инициатором постановки на профилактический учет.
На профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в частности, склонные к совершению побега; склонные к совершению суицида и членовредительству; склонные к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов (п. 24 Инструкции).
Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (п. 26 Инструкции).
Инструкцией от 20 мая 2013 года N 72 предусмотрено, что сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС (пункт 27).
Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку (пункт 28).
Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным (пункт 29).
Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС (пункт 30).
Таким образом, о получении сотрудниками исправительного учреждения оперативной информации по факту вынашивания осужденным Парамоновым А.А. противоправных намерений, следует, что у администрации исправительного учреждения имелись основания для постановки осужденного на профилактический учет. Постановка осужденного на профилактический учет влечет возникновение дополнительных обязанностей у администрации исправительного учреждения в виде проведения с ним индивидуальной профилактической работы, не налагая на осужденного каких-либо дополнительных ограничений или взысканий, нахождение его на таком учете не противоречат положениям закона, регулирующим спорные правоотношения, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
Пункт 39 Инструкции предусматривает, что при поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках.
В соответствии с пунктом 43 Инструкции при убытии лица, поставленного на профилактический учет, в другое учреждение УИС учетная карточка на него и справка-ориентировка с предварительными выводами о результатах и целесообразности проведения с ним в дальнейшем профилактической работы, подписанная начальником учреждения УИС, приобщаются к личному делу обвиняемого, подозреваемого осужденного. Администрация учреждения УИС, принявшая такого осужденного (обвиняемого, подозреваемого), постановку его профилактический учет осуществляет в соответствии с пунктом 39 настоящей Инструкции.
На основании вышеизложенного, в целях профилактики правонарушений со стороны Парамонова А.А. и оказания на него корректирующего воздействия, а так же в связи с п.п. 23.24 Приказа № 72 в отношении обвиняемого Парамонова А.А. в ФКУ СИЗО-1 была проведена административная комиссия от 03.11.2020 (протокол № 44) решением которой было принято продлить обвиняемому Парамонову А.А. пребывание на профилактическом учете как лицо, склонное к нападению на представителей правоохранительных органов, а так же как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительства.
На данной административной комиссии Парамонов А.А. присутствовал, с решением о продлении ему профилактического учета был ознакомлен, что подтверждает его личной подпись в листе ознакомления от 03.11.2020 года.
Постановка осужденного на профилактический учет влечет возникновение дополнительных обязанностей у администрации исправительного учреждения в виде проведения с ним индивидуальной профилактической работы, не налагая на осужденного каких-либо дополнительных ограничений или взысканий, нахождение его на таком учете не противоречат положениям закона, регулирующим спорные правоотношения, прав и законных интересов административного истца не нарушают.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца являются необоснованными, а административный иск – не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд
решил:
В удовлетворении требований Парамонова Артема Александровича отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 25.01.2021