Именем Российской Федерации
27 ноября 2013 г. г. Махачкала
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Тагирова Т.Б., при секретаре Курбановой А.М., с участием представителя заявителя Асеева К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 63354 старшего сержанта Гадисова Ибрагима Гадисовича об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, командующего войсками Южного военного округа, руководителя федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и командира войсковой части 63354, связанных с ненадлежащим обеспечением денежным довольствием,
установил:
Гадисов обратился в суд с заявлением, в котором просил:
- признать незаконными действия Министра обороны Российской Федерации, командующего войсками Южного военного округа, руководителя федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ЕРЦ) и командира войсковой части 63354, связанные с ненадлежащим обеспечением денежным довольствием за сентябрь 2012 г.;
- обязать руководителя ЕРЦ произвести перерасчет и выплату недополученных денежных средств за сентябрь 2012 г.
Заявитель надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился и просил рассмотреть дело в его отсутствие, потому в силу требований ч.2 ст.257 ГПК РФ препятствий для рассмотрения его заявления не имеется.
В судебном заседании представитель заявителя Асеев просил удовлетворить требования его доверителя, пояснив, что Гадисов приказом командира войсковой части 63354 от 28 февраля 2012 г. назначен на должность заместителя командира взвода, предусматривающую оклад по 7-му тарифному разряду, при этом заявителю ЕРЦ выплачивался оклад по воинской должности исходя из 2-го тарифного разряда в размере 11000 рублей, хотя данная должность в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700 соответствует 7-му тарифному разряду в размере 17000 рублей. Поэтому заявитель остальные положенные надбавки получает в меньшем размере.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания представители Министра обороны РФ, командующего войсками Южного военного округа, руководителя ЕРЦ и командира войсковой части 63354 в суд не явились, просив рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель руководителя ЕРЦ Бирюкова в своих в своих письменных возражениях просила суд отказать в удовлетворении заявления Гадисова на том основании, что денежное довольствие ему выплачено в полном объеме исходя из сведений, содержащихся в базе данных по начислению денежного довольствия.
Представитель Министра обороны РФ и командующего войсками Южного военного округа Ляднов в своих письменных возражениях также не признал требований заявителя на том основании, что сам факт выплаты заявителю денежного довольствия за оспариваемый период не в полном объеме не свидетельствует о нарушении его прав Министром обороны РФ и командующим войсками Южного военного округа, поскольку ответственность за своевременное предоставление проектов приказов о выплате военнослужащим денежного довольствия возложена на командиров воинских частей, а выплата на ЕРЦ. Проекты приказов о выплате Гадисову денежного довольствия в адрес Министра обороны РФ и командующего войсками Южного военного округа не поступали.
Выслушав представителя заявителя, а также исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление Гадисова подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 3 и 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306 «Оденежном довольствии военнослужащих и предоставлении им дельных выплат» денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 2 вышеназванного Федерального закона денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты), а часть 34 той же статьи закона наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями устанавливать иные выплаты в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых военнослужащими.
Судом установлено, что Гадисов с 1 ноября 2011 г. проходит военную службу по контракту в войсковой части 63354, при этом он с 28 февраля 2012 г. освобожден от ранее занимаемой воинской должности водителя и назначен на воинскую должность заместителя командира взвода с 5-м тарифным разрядом.
Гадисову за сентябрь 2012 г. выплачен оклад по воинской должности исходя из 2-го тарифного разряда в размере 11000 рублей.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой из войсковой части 63354 от 8 ноября 2013 г., выпиской из приказа командира войсковой части 63354 от 28 февраля 2012 г. № а также возражениями представителя руководителя ЕРЦ Бирюковой и расчетным листком за сентябрь 2012 г.
Пунктом 32 статьи 2 Федерального закона «Оденежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлено, что порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 5 октября 2011 г. № 1818 признан утратившим силу приказ того же Министра от 11 декабря 2004 г. № 410, регламентирующий полномочия должностных лиц Вооруженных Сил РФ по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий. Этим же приказом установлено, что проекты приказов по личному составу представляются на подпись Министру обороны РФ. Тем самым указанные выше полномочия, перешли в исключительную компетенцию Министра обороны РФ.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2011 г. № 1771 федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 13240» переименовано в федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц и выдано свидетельство серия 77 №011962311 от 9 ноября 2011 г.
ЕРЦ создано в целях реализации государственной, социальной, финансовой и налоговой политики в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Одним из основных видов деятельности и основной обязанностью ЕРЦ в отношении личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации является проведение своевременного и правильного начисления денежного довольствия, производство необходимых удержаний и перечисление денежных средств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, а также учитывая положения пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьи 82 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению военнослужащих положенными видами довольствия действующим законодательством возложена на командиров (начальников) всех степеней, поэтому командир войсковой части 63354, Министр обороны РФ и руководитель ЕРЦ, на денежном обеспечении которого состоит Гадисов должны нести ответственность за надлежащее обеспечение заявителя денежным довольствием.
Из представленных представителем руководителя ЕРЦ документов усматривается, что указанный Центр, начислял Гадисову за сентябрь 2012 г. оклад по воинской должности в размере 11000 рублей, тогда как в судебном заседании установлено, что заявитель с 28 февраля 2012 г. назначен на должность заместителя командира взвода, соответствующей 7 тарифному разряду, то ему должен выплачиваться оклад по воинской должности в размере 17000 рублей.
В соответствии с Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Министром обороны РФ 23 июля 2011 г., а также Положения о Федеральном казенном учреждении «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», утвержденного указанным должностным лицом 21 октября 2011 г., издание приказов в 2012 году о производстве дополнительных выплат военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации входило в полномочия Министра обороны РФ, а обеспечение их денежным довольствием осуществляется через ЕРЦ. При этом обязанность по предоставлению сведений о производстве военнослужащим дополнительных выплат возложена на командование воинских частей.
Согласно требованиям Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 205/2/835, с 1 января 2013 г. приказы по обеспечению денежным довольствием военнослужащих издаются должностными лицами Вооруженных Сил РФ, имеющими в своем подчинении органы венного управления, объединения, соединения, воинские части, оснащенные совмещенными программными изделиями ресурсного обеспечения «Алушта».
На основании ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств законности оспариваемых решений, действий (бездействия) должностных лиц, возлагается на лиц, которые приняли, совершили оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено, что в результате незаконного бездействия командования войсковой части 63354, выразившегося в непредставлении необходимых документов и сведений должностным лицам, уполномоченным издавать приказы по личному составу, Гадисову необоснованно в сентябре 2012 г. было выплачено денежное довольствие в меньшем размере, тем самым нарушены его права и законные интересы.
При таких обстоятельствах следует прийти к выводу, что Министром обороны РФ, командующим войсками Южного военного округа, а также руководителем ЕРЦ не были совершены действия (бездействие), послужившие основанием выплаты Гадисову денежного довольствия за сентябрь 2012 г. не в полном объеме, в связи с чем не имеется оснований признавать незаконными оспариваемые действия названных должностных лиц.
На основании изложенного, учитывая положения ст. 258 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что бездействие командира войсковой части 63354, связанное с непредставлением, установленным порядком, сведений о выплате заявителю денежного довольствия за сентябрь 2012 г. из расчета должностного оклада, соответствующему 7-му тарифному разряду, следует признать незаконным, возложив обязанность на командира воинской части представить вышеуказанные сведения в соответствии с требованием Министра обороны РФ от 30 декабря 2012 г. № 205/2/835, а на руководителя ЕРЦ произвести перерасчет выплаченного Гадисову денежного довольствия за сентябрь 2012 г.
Дополнительные же надбавки также должны производиться заявителю с учетом названного должностного оклада.
В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ, судебные расходы, понесенные заявителем, подлежат возмещению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 и 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Гадисова Ибрагима Гадисовича об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, командующего войсками Южного военного округа, руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и командира войсковой части 63354, связанных с выплатой денежного довольствия за сентябрь 2012 г. не в полном объеме, - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие командира войсковой части 63354, связанное с непредставлением, установленным порядком, сведений о выплате Гадисову Ибрагиму Гадисовичу денежного довольствия за сентябрь 2012 г. из расчета должностного оклада, соответствующему 7-му тарифному разряду.
Обязать командира войсковой части 63354 представить в порядке подчиненности в адрес должностного лица, имеющего право издавать приказы
(по строевой части), необходимые документы и сведения для перерасчета и выплаты денежного довольствия Гадисову Ибрагиму Гадисовичу за сентябрь 2012 г., с учетом ранее произведенных выплат из расчета оклада по воинской должности, соответствующего 7-му тарифному разряду.
Обязать руководителя федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» произвести Гадисову Ибрагиму Гадисовичу перерасчет денежного довольствия за сентябрь 2012 г., исходя из оклада по воинской должности, соответствующего 7-му тарифному разряду.
В части требований, касающихся признания незаконными действий Министра обороны Российской Федерации и командующего войсками Южного военного округа в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его.
Председательствующий