Дело № 2-452/29-2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2012 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.
при секретаре Шириновой С.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыжаненковой Л.Г. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконным отказа в постановке в очередь на улучшение жилищных условий, обязании выполнить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Рыжаненкова Л.Г. обратилась в суд по тем основаниям, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны, а также бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, проживает в квартире по адресу: <адрес>, которая принадлежит на праве собственности <данные изъяты> Кузнецовой Н.С. и Гурстиевой Ю.С., совместного хозяйства с владельцами квартиры не ведет, членом их семей не является. Указывает, что является с учетом положений п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающейся в улучшении жилищных условий, подлежит обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ст.ст.21, 23.2 ФЗ «О ветеранах», п.7 утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 года № 81-П «Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем». Ссылается на то, что в 2011 году обращалась к ответчику с заявлением с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ содержался отказ в заявленной просьбе. Данный отказ ответчика, полагает, лишает возможности реализовать свое право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в рамках реализации указанного Указа Президента РФ. С учетом изложенного, просит признать незаконным отказ Администрации Петрозаводского городского округа в постановке в очередь на улучшение жилищных условий, изложенный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа поставить в очередь на улучшение жилищных условий, а также обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия сведения о постановке Рыжаненковой Л.Г. в очередь на улучшение жилищных условий.
В соответствии с определением суда от 13.01.2012г. к участию в деле в качестве 3-го лица на стороне ответчика привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
В соответствии с определением суда от 26.01.2012г. к участию в деле в качестве 3-х лиц привлечены Гурстиева Ю.С., Кузнецова Н.С., Кузнецов С.А.
Истец Рыжаненкова Л.Г. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, направила в суд представителя.
Представитель истца адвокат Романьков М.А., действующий по ордеру, требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, указав, что требования ставятся в настоящее время ввиду наличия у Рыжаненковой Л.Г. статуса вдовы ветерана Великой Отечественной войны; требования об обязании Администрации Петрозаводского городского округа предоставить в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия сведения о постановке Рыжаненковой Л.Г. в очередь на улучшение жилищных условий не поддерживает, при этом полномочий на отказ от требований по ордеру не имеет. Указал, что Рыжаненкова Л.Г. членом семьи никому из собственников квартиры, в которой проживает, не является, в случае если бы даже она приняла долю в наследстве после смерти своей дочери, размер соответствующей доли не позволял бы сделать вывод о том, что она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Продажа дома, находящегося ранее в собственности, не была вызвана желанием ухудшить свои жилищные условия, соответствующий факт имел место, ввиду сложившихся жизненных обстоятельств, Рыжаненкова Л.Г. не имела возможности самостоятельно проживать в неблагоустроенном доме в силу возраста и состояния здоровья. Кроме того, обращает внимание, что заявление Рыжаненковой Л.Г. подано в суд в порядке главы 25 ГПК РФ, а не как исковое заявление, с учетом этого должен решаться вопрос о распределении бремени доказывания соответствующих обстоятельств.
Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений по иску не представили, о причинах неявки представителя не сообщили.
3-е лицо Кузнецова Н.С. полагала требования обоснованными, указав, что Рыжаненкову Л.Г. в г.Петрозаводск перевезла из <адрес> ее дочь (мать Кузнецовой Н.С.) по состоянию здоровья, так как там истец проживала в неблагоустроенном доме, не могла сама себя обслуживать с учетом необходимости заготовки дров, отсутствия в доме водопровода, износа дома. Прибыв в г.Петрозаводск, Рыжаненкова Л.Г. была зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, как член семьи собственника – ВВВ, на тот момент в указанной квартире сама (Кузнецова Н.С.), будучи зарегистрированной в этой квартире, фактически не проживала, никогда с истцом совместного хозяйства не вела. В 2010 году дочь истца ВВВ умерла, от принятия наследства после смерти дочери истец отказалась по этическим соображениям. Просит учесть, что в настоящее время сама является собственником названной квартиры наряду с Гурстиевой Ю.С. и Кузнецовым С.А., истец никому из собственников квартиры членом семьи не является, совместного хозяйства с ними не ведет, в отношении жилого помещения решается вопрос о его продаже, о чем заключено соглашение.
3-е лицо Кузнецов С.А. и Гурстиева Ю.С. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия Буш В.Е. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе, в установленном законом порядке, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В п.2 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) закреплен принцип свободы граждан (физических лиц) и юридических лиц в приобретении и осуществлении своих гражданских прав своей волей и в своем интересе. Граждане и юридические лица, согласно статье 9 ГК РФ, по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Таким образом, учитывая то, что при подаче заявления Рыжаненковой Л.Г. судом вид судопроизводства был определен, исходя из характера спорных правоотношений как исковое производство, в таком порядке заявление Рыжаненковой Л.Г. принято к производству суда и рассматривалось на протяжении всех судебных заседаний, рассмотрение дела в указанно порядке суд в настоящее время также считает обоснованным и не нарушающим прав Рыжаненковой Л.Г. и других участников дела, оснований для разрешения заявленных требований в порядке главы 25 ГПК РФ не усматривается.
Согласно ч.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах» нетрудоспособные члены семьи погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, состоявшие на их иждивении, получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение), нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на однократное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Статья 23.2 указанного закона предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации (статья 28 ФЗ «О ветеранах»).
Президент РФ своим Указом № 714 от 07.05.2008г. (с учетом изменений) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановил, в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Постановлением Правительства Республики Карелия от 13.09.2011г. № 241-П «О предоставлении ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» мер социальной поддержки по обеспечению жильем (ранее действовало постановление Правительства Республики Карелия от 23.06.2006г. № 81-П «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») утвержден Порядок предоставления лицам, имеющим статус вдов погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п.2 данного Порядка реализация права на рассматриваемую меру социальной поддержки осуществляется в форме предоставления жилого помещения либо в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В целях решения вопросов по обеспечению жильем граждан в соответствии с ФЗ «О ветеранах», в том числе, для определения права гражданина на меру социальной поддержки, создана Межведомственная комиссия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 11 октября 2010 года № 216-П «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия» Министерство осуществляет государственную политику в сфере социальной защиты населения Республики Карелия.
Судом установлено, что Рыжаненкова Л.Г., <данные изъяты> года рождения, является вдовой ветерана Великой Отечественной войны – супруга ААА, умершего ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о браке от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ). После смерти супруга Рыжаненкова Л.Г. в брак не вступала и фамилию не изменяла.
<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Рыжаненковой Л.Г. выдано бессрочное удостоверение серии №, согласно которому она имеет право на льготы, установленные ст.21 ФЗ «О ветеранах».
В 2011 года Рыжаненкова Л.Г. обращалась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако в письме Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ истцу в указанной просьбе отказано.
Также установлено, что истица зарегистрирована и проживает в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>.
Данное жилое помещение в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра принадлежит на праве собственности Кузнецову С.А., Кузнецовой Н.С. и Гурстиевой Ю.С.
По данным справки <данные изъяты> наряду с истцом, в указанной квартире зарегистрированы также Кузнецов С.А. и ССС
Площадь жилого помещения, в котором зарегистрирована истец, составляет в соответствии с данными технического паспорта на него, <данные изъяты> кв.м., в том числе, <данные изъяты> кв.м. – жилая площадь.
Решением Петрозаводского городского совета № XXV/XXV-256 от 27.12.2005г. «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске», установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Петрозаводске в размере 10 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека
В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч.2 ст.52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Суд полагает, что, несмотря на то, что Рыжаненкова Л.Г. на момент регистрации в указанной квартире вселялась в вышеуказанную квартиру как член семьи собственника, в настоящее время она членом семьи никому из собственников не приходится. Так, по отношению к Кузнецову С.А. истец не является членом его семьи в связи со смертью ВВВ, являющейся дочерью Рыжаненковой Л.Г.
Согласно ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Таким образом, Кузнецова Н.С. и Гурстиева Ю.С., будучи внучками истца, прямо законом не отнесены к членам семьи истца, кроме того, ни Кузнецова Н.С., ни Гурстиева Ю.С. с Рыжаненковой Л.Г. с момента прибытия последней в г.Петрозаводск и до настоящего времени совместного хозяйства не вели, в настоящее время совместное хозяйство истицей не ведется и с бывшим зятем Кузнецовым С.А.
По сведениям, представленным в материалы дела, Рыжаненкова Л.Г. не имеет в собственности других объектов недвижимости, не занимает жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ст.53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом установлено, что в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продала жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <данные изъяты>, дом без номера, в котором ранее проживала до смерти супруга.
Между тем, суд учитывает, что продажная цена за названный дом составила <данные изъяты> руб., что явно недостаточно для приобретения иного жилья в пределах г.Петрозаводска, куда прибыла истец, кроме того, на момент совершения указанной сделки последняя была совершена не с целью намеренно ухудшить свои жилищные условия, а в связи с вынужденным переездом истца на иное место жительства, учитывая то, что самостоятельно в неблагоустроенном доме истец не имела возможности проживать и себя обслуживать, проживание в том доме было небезопасно для жизни и здоровья истца.
Также суд учитывает, что действия истца по отказу от доли в наследстве поле смерти своей дочери, могут расцениваться в порядке ст.53 Жилищного кодекса РФ, так как доля, в том числе в квартире, в которой сейчас истец зарегистрирована, на которую истец могла бы претендовать, не позволяла бы считать ее обеспеченной жилым помещением с учетом необходимой нормы площади.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает необходимым признать отказ в постановке истца в очередь на улучшение жилищных условий как имеющей право на льготы, установленные для ветеранов Великой Отечественной войны, со стороны Администрации Петрозаводского городского округа незаконным, и считает необходимым обязать ответчика принять Рыжаненкову Л.Г. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В отношении требований об обязании Администрации Петрозаводского городского округа предоставить в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия сведения о постановке Рыжаненковой Л.Г. в очередь на улучшение жилищных условий, суд полагает, что выводы истца о нарушении своих прав в такой части преждевременны, доказательств того, что после постановки истца на учет ответчик названную обязанность по передаче сведений не исполнит, не имеется.
Поскольку истец при подаче иска оплатила государственную пошлину в сумме <данные изъяты> руб., иск истца частично удовлетворен, однако Администрация Петрозаводского городского округа от уплаты государственной пошлины освобождена с учетом положений п/п 19 п.1 ст.333-36 Налогового кодекса РФ, оплаченная Рыжаненковой Л.Г. государственная пошлина подлежит возврату.
Руководствуясь ст.ст.98, 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Рыжаненковой Л.Г. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации Петрозаводского городского округа о постановке в очередь на улучшение жилищных условий.
Обязать Администрацию Петрозаодского городского округа принять на учет Рыжаненкову Л.Г. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как имеющую право на льготы, установленные для ветеранов Великой Отечественной войны.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Возвратить Рыжаненковой Л.Г. государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Т.Н.Тимошкина
Решение принято в окончательной форме 05.03.2012г.,
срок обжалования решения суда до 05.04.2012г.