Дело № 2-1451/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Михайловка 23 сентября 2014 года
Волгоградской области
Михайловский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Якубовой О.А.,
при секретаре Поляковой Л.М.,
с участием помощника Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Спицыной А.С.,
истца Семеновой В.И.,
представителя ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Дупак С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Семеновой Валентины Ивановны к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с 01 марта 2013 года,
у с т а н о в и л:
Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области в интересах Семеновой Валентины Ивановны обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с 01 марта 2013 года, указав в обоснование заявленных требований, что Михайловской межрайонной прокуратурой по обращению Семеновой В.И. проведена проверка исполнения пенсионного законодательства. В ходе проведенной проверки установлено, что Семеновой В.И. в связи с выходом на пенсию, постановлением главы Раздорского сельского поселения от Дата Номер установлена пенсия за выслугу лет с Дата. За период с Дата данная пенсия выплачена Семеновой В.И. в размере, соответствующем Закону Волгоградской области от 30 декабря 2002 года № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области», в размере 45 % ежемесячного денежного содержания муниципального служащего, что составляло .... Однако решением Михайловской городской Думы Волгоградской области от 27 февраля 2013 года № 783 с 01 марта 2013 года закреплен механизм определения размера пенсий за выслугу лет, в частности в размере 45 % ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В связи с чем администрацией городского округа г. Михайловка был произведен перерасчет пенсии за выслугу лет, и пенсия Семеновой В.И. стала составлять – ... рублей. При расчете пенсии за выслугу лет с применением новых правил размер пенсии Семеновой Валентины Ивановны с 01 марта 2013 года снизился. Действиями администрации городского округа г. Михайловка нарушаются социальные права Семеновой Валентины Ивановны в части пенсионного обеспечения. Истец просит суд обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области произвести перерасчет Семеновой Валентине Ивановне пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 31.12.2002 года № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области» с 01 марта 2013 года.
Помощник Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Спицына А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просила суд обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области произвести перерасчет Семеновой Валентине Ивановне пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 31.12.2002 года № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области» с 01 марта 2013 года.
Истец Семенова В.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просила суд обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области произвести ей перерасчет пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 31.12.2002 года № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области» с 01 марта 2013 года.
Представитель ответчика администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области Дупак С.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Михайловскому межрайонному прокурору Волгоградской области, поскольку перерасчет пенсии с 01 марта 2013 года истцу произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства и направлен на обеспечение гражданам, относящимся к одной и той же категории – муниципальным служащим городского округа город Михайловка равных прав на получение такого рода выплат и не может рассматриваться как нарушение права истца на пенсионное обеспечение.
Суд, выслушав помощника прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, считает исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Доводы истца Семеновой В.И. о том, что она являлась муниципальной служащей в период с Дата и на момент увольнения занимала муниципальную должность муниципальной службы в администрации Раздорского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области – ..., подтверждаются копией трудовой книжки, выданной Дата на имя Семеновой Валентины Ивановны, Дата года рождения (л.д. 18-28).
Конституция РФ, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Федеральный закон от Дата № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в числе основных государственных гарантий для государственных гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52).
Введенный в действие с Дата Федеральный закон от Дата № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентирует условия пенсионного обеспечения за выслугу лет только федеральных государственных служащих. Что касается государственных служащих субъектов Российской Федерации, то согласно пункту 4 статьи 7 данного Федерального закона условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячной доплаты к пенсии государственным служащим субъектов РФ и допустимости уменьшения субъектом Российской Федерации размера такого рода выплат, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что предоставляемые за счет средств бюджетов субъектов РФ доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших государственных служащих субъекта РФ, в силу чего при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (Определения от Дата N 189-О, от Дата N 88-О и от Дата N 332-О-П, от Дата N 108-О-О).
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», включающий право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в круг основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11), относит к числу гарантий муниципального служащего его пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23). При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения.
Федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.
Как Федеральный закон от Дата N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (пункт 4 статьи 7), так и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (часть 1 статьи 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом, как вытекает из ранее принятых решений Конституционного Суда Российской Федерации, участие субъектов Российской Федерации в регулировании вопросов дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих не выходит за пределы их компетенции в рамках конституционного разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерацией, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (Определения от Дата N 1190-О-О, от Дата N 63-О, от Дата N 656-О и др.).
Определение конкретного размера государственной пенсии муниципального служащего за выслугу лет - в силу действующего правового регулирования пенсионного обеспечения муниципальных служащих - осуществляется именно органами местного самоуправления, которые, однако, не могут действовать произвольно. Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления должны руководствоваться установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель в общем виде определил границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» не предусматривает обязанность субъектов Российской Федерации по установлению минимального размера пенсии муниципального служащего за выслугу лет, однако для них такая возможность не исключается, имея в виду, что в целом это согласуется с полномочиями субъектов Российской Федерации, вытекающими из статьи 72 (пункты «в», «ж», «н» части 1) Конституции Российской Федерации, а также с их полномочиями по обеспечению сопоставимости условий пенсионного обеспечения муниципальных служащих и государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Такое правовое регулирование, осуществляемое субъектом Российской Федерации в части установления требований к минимальному размеру пенсии муниципального служащего за выслугу лет, не может рассматриваться как несовместимое с конституционной самостоятельностью местного самоуправления, поскольку самим по себе законодательным установлением для муниципальных служащих гарантии в виде получения пенсии за выслугу лет, минимальный размер которой должен определяться на уровне не ниже предусмотренного для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, не затрагиваются исключительные прерогативы органов местного самоуправления, связанные с определением, как конкретного размера соответствующих пенсий муниципальных служащих, так и источников финансирования выплат подобного рода (Определение Конституционного Суда РФ от Дата N 1591-О).
Согласно п. 1 ст. 6 Закона Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (Главы Администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области» за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), государственных гражданских служащих Волгоградской области и лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области» лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа государственной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона, то есть при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет, в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области.
Как следует из материалов дела, решением Михайловской городской Думы Волгоградской области № 479 от 28.12.2009 года утверждено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа город Михайловка Волгоградской области, которое устанавливает в соответствии с Федеральными законами от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Волгоградской области от 30.12.2002 года № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Главы Администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области», Законом Волгоградской области от 02.12.2008 года № 1791-ОД «О гарантиях осуществления полномочий депутата и выборного должностного лица местного самоуправления в Волгоградской области», Уставом городского округа город Михайловка, порядок её назначения и размер.
В соответствии со ст. 5 указанного «Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа город Михайловка Волгоградской области» - пенсия за выслугу лет устанавливается по достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин независимо от возраста, в котором лица, указанные в статье 3 настоящего Положения, были уволены с муниципальной службы городского округа - город Михайловка или освобождены от должности.
В силу п. 1 ст. 6 «Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы городского округа город Михайловка Волгоградской области» за каждый год муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания муниципального служащего. При этом пенсия не может превышать 75 процентов ежемесячного денежного содержания муниципального служащего и составлять более 2,8 должностного оклада.
Как следует из копии постановления главы администрации Раздорского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области ФИО8 за Номер от Дата, в связи с наличием стажа муниципальной службы более ... лет и увольнением с должности заместителя главы администрации Раздорского сельского поселения по истечению срока трудового договора, постановлено назначить с Дата Семеновой Валентине Ивановне пенсию за выслугу лет (л.д. 9).
В соответствии с копией решения комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Раздорского сельского поселения и должности муниципальных служащих муниципальной службы Раздорского сельского поселения за Номер от Дата, Семеновой Валентине Ивановне, занимавшей должность заместителя главы администрации, с Дата назначена пенсия за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы ... года, составляющая суммарно с учетом пенсии по старости ... % месячного денежного содержания (л.д. 8).
Решением Михайловского районного суда Волгоградской области от Дата признано незаконным решение комиссии по назначению пенсии за выслугу лет при администрации Раздорского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области Номер от Дата в части не включения Семеновой Валентине Ивановне в муниципальный стаж периода работы с Дата по Дата; на администрацию Раздорского сельского поселения Михайловского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность включить Семеновой Валентине Ивановне период работы с Дата по Дата в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет с момента наступления права на пенсию за выслугу лет с Дата (л.д. 10).
В соответствии с копией решения комиссии по назначению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности Раздорского сельского поселения и должности муниципальных служащих муниципальной службы Раздорского сельского поселения за Номер от Дата, Семеновой Валентине Ивановне, занимавшей должность заместителя главы администрации, с Дата назначена пенсия за выслугу лет, исходя из стажа муниципальной службы ... года, составляющая суммарно с учетом пенсии по старости ... % месячного денежного содержания (л.д. 11).
Как следует из копии расчета Номер размера пенсии за выслугу лет с Дата, Семеновой Валентине Ивановне, решено определить к пенсии по старости (страховой части) в размере ... в месяц, пенсию за выслугу лет в размере ... в месяц, исходя из общей суммы пенсии в размере ..., составляющей ... % денежного содержания (...) (л.д. 12).
Согласно справке за Номер от Дата, выданной МКУ «...» муниципальная пенсия Семеновой Валентины Ивановны с Дата по Дата составляла: в Дата года – ..., в Дата года – ..., с Дата года – ... рублей ежемесячно, в Дата года – ... рубля, с Дата года – ... рубль ежемесячно (л.д. 15).
Как следует из расчетов размера ежемесячной пенсии за выслугу лет Семеновой В.И., размер её пенсии за выслугу лет за Дата года – ... рублей, за Дата года – ... рублей, за Дата года – ... рублей (л.д. 36-38).
Таким образом, судом установлено, что на момент вступления в законную силу Решения Михайловской городской Думы от 27.02.2013 г. № 783 – 01 марта 2013 года, размер пенсии Семеновой В.И. за выслугу лет составлял ... рублей из расчета: ... (денежное содержание, из которого исчисляется пенсия за выслугу лет) х ... % (при стаже муниципальной службы 24 года) = ... рублей.
Указанный размер пенсии за выслугу лет был закреплен в решении Михайловской городской Думы Волгоградской области от 28.12.2009 г. № 479 (в ред. от 28.06.2012 г.).
В данное Решение с 01 марта 2013 года внесены изменения Решением Михайловской городской Думы Волгоградской обл. от 27.02.2013 № 783, согласно которому лицам, замещавшим должности муниципальной службы городского округа город Михайловка, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 настоящего Положения, в размере 45 процентов ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», что противоречит вышеприведенному п. 1 ст. 6 Закона Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД.
Исходя из принципа, закрепленного в ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действия администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области по установлению с 01 марта 2013 года Семеновой В.И. иного размера пенсии за выслугу лет, чем установлено Законом Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД, являются незаконными.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области произвести перерасчет пенсии за выслугу лет Семеновой Валентине Ивановне в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 31.12.2002 г. № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области», с 01 марта 2013 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Семеновой Валентины Ивановны к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет незаконным и возложении обязанности производить оплату пенсии за выслугу лет с 01 марта 2013 года – удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области произвести перерасчет пенсии за выслугу лет Семеновой Валентине Ивановне в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 31.12.2002 г. № 778-ОД «О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области», с 01 марта 2013 года.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 28 сентября 2014 года.
Судья О.А. Якубова