Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июня 2018 года <адрес>
<адрес>
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Васильевой Ю.О.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству здравоохранения <адрес>, Государственному автономному учреждению здравоохранения <адрес> «Химкинская центральная клиническая больница» о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения <адрес>, ГАУЗ МО «Химкинская центральная клиническая больница» о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований в заявлении указано, что ФИО2 состоит под динамическим наблюдением ГБУЗ по МО «Химкинская городская больница №» (в настоящее время - ГАУЗ МО «Химкинская центральная клиническая больница») с 2008 года, является инвалидом второй группы, является льготником, имеет право на льготное лекарственное обеспечение.
Российским Онкологическим научным центром им. Н.И. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ истице было выдано заключение о наличии у нее наследственного ассоциированного рака яичников. В качестве рекомендаций по лечению, в том числе, указано употребление «Линпарза 400 мг х 2 раза в день длительно, до прогрессирования заболевания в качестве поддерживающей терапии по жизненным показаниям по месту жительства.
Решением врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ также рекомендовано проведение поддерживающей таргетной терапии по схеме: Олапариб (Линпарза) 400 мг внутрь 2 раза в сутки ежедневно под контролем почечной функции.
Как инвалиду второй группы вышеуказанные лекарственные средства ФИО2 должны предоставляться бесплатно.
Протоколом решения врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ подвержен диагноз и постановлено продолжать лечение.
В этот же день истица обратилась в ГБУЗ МО «ХГП №» с целью организации получения необходимого препарата Линпарза. Сотрудниками больницы незамедлительно была составлена и направлена в Министерство здравоохранения <адрес> заявка о предоставлении истице препарата. Однако заявка была отклонена в связи с неправильной подготовкой пакета документов.
Следующим протоколом решения врачебной комиссии медицинской организации от ДД.ММ.ГГГГ показано проведение таргетной терапии препаратом Линпарза 400 мг 2 раза в сутки ежедневно, по жизненным показаниям.
Повторно документы на лекарственный препарат были направлены ДД.ММ.ГГГГ, которые вновь были возвращены в связи с ненадлежащим оформлением. К рассмотрению документы были приняты лишь ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ лекарственный препарат не был предоставлен на бесплатной основе, в связи с чем истица приобрела указанный препарат за собственные денежные средства в размере 448 398 рублей.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ препарат также не был предоставлен истице, в связи с чем она была вынуждена вновь приобрести препарат за собственные денежные средства.
С учетом изложенного, истица просит взыскать с Министерства здравоохранения <адрес>, ГАУЗ МО «Химкинская центральная клиническая больница» денежные средства в размере 448 398 рублей с каждого, за вынужденную покупку лекарственного препарата, по 100 000 рублей с каждого из ответчиков за причинение морального вреда, судебные расходы в размере 15 000 рублей.
Истица ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась. Представитель истицы ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Ответчик - Министерство здравоохранения <адрес>, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания (л.д.53), явку уполномоченного представителя в суд не обеспечило, представило письменный отзыв, в котором, в том числе, изложено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства (л.д. 56-60).
Представитель ГАУЗ МО «Химкинская центральная клиническая больница» ФИО5, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, заявленных к учреждению, по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.144-146).
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителей истицы и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Согласно п.2 ч.1 ст. 16. к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно п. 8 ст. 6.1 названного Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуги имеют, в частности, инвалиды.
В соответствии с п. 11 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, основными задачами Министерства являются:
- обеспечение защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья и связанных с этими правами государственных гарантий;
-разработка и реализация в пределах своей компетенции системы мер по охране здоровья населения <адрес>, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской и лекарственной помощи населению <адрес>.
Согласно п. 12, пп. 12.8, 12.15 Положения Министерство осуществляет полномочия по обеспечению медицинских организаций <адрес> лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также устанавливает порядок и объем предоставляемых отдельным группам населения <адрес> мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.
Судом установлено, что ФИО2 является инвалидом второй группы (бессрочно) (л.д.22).
Решением врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ей рекомендовано проведение поддерживающей таргетной терапии по схеме: Олапариб (Линпарза) 400 мг внутрь 2 раза в сутки ежедневно под контролем почечной функции (л.д.26).
Протоколом решения врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ подвержен диагноз и постановлено продолжать лечение (л.д.30-32), направлена заявка на поставку лекарственных препаратов для истицы (л.д.33).
Согласно ответу Министерства здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждено право истицы на получение бесплатных лекарственных препаратов, а также указано, что лекарственное средство будет выдано истице только после получения лекарственного препарата Министерством здравоохранения <адрес> (л.д.17-18,19).
В связи с задержкой в выдачи лекарственного препарата, истица заключила договор розничной купли-продажи товара ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на покупку препарата по жизненным показаниям (л.д.12,14), на общую сумму 896 796 рублей, что подтверждается соответствующими платежными поручениями (л.д.13,15).
Впервые лекарственный препарат был выдан истице лишь ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 101 день с момента подачи документов на его получение.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по своевременному предоставлению лекарственного препарата по жизненным показаниям возложена на Министерство здравоохранения <адрес>, в связи с чем исковое требование в части возмещения денежных средств на самостоятельное приобретение лекарственного препарата подлежит удовлетворению в полном объеме. Взысканию с Министерства здравоохранения <адрес> подлежит 896 796 рублей.
В удовлетворении требований о возмещении денежных средств на приобретение жизненно важных лекарственных препаратов с ответчика ГБУЗ МО «ХПГ №» следует отказать, поскольку обязанность по закупке и последующей передаче лекарственных препаратов для определенной категории граждан возложена на Министерство здравоохранения <адрес>.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку заявленный ФИО2 иск направлен на защиту имущественных прав (компенсация расходов на приобретение лекарственных препаратов) и требований о защите личных неимущественных прав (например, вреда здоровью) не содержит, требование истицы о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что истица понесла расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей (л.д.34-38). Учитывая принцип разумности и справедливости, частичное удовлетворение иска, суд считает необходимым взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> в пользу истицы расходы на оплату услуг представителя в размере 12 000 рублей.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к выводу, что иск ФИО2 подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО2 к Министерству здравоохранения <адрес> - удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО2 денежные средства, затраченные на самостоятельное приобретение льготного лекарственного препарата, в сумме 896 796 рублей, расходы на оплату услуг представителя в сумме 12 000 рублей, а всего взыскать денежные средства в сумме 908 796 (девятисот восьми тысяч семисот девяноста шести) рублей.
В удовлетворении иска в части требований о компенсации морального вреда – отказать.
В удовлетворении иска ФИО2 к Государственному автономному учреждению здравоохранения <адрес> «Химкинская центральная клиническая больница» - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Васильева Ю.О.