Дело № 2а-904/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2020 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Горбачевой Е.Н.
при секретаре Горбачевой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ерошкиной А.И. к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия,
У С Т А Н О В И Л :
Ерошкина А.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес>, в котором просила признать незаконным отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в передаче в собственность Ерошкиной А.И. без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>», мотивируя заявленные требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Ерошкина А.И. обратилась к ответчику с заявлением о продаже вышеуказанного земельного участка, который ранее был передан ей в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ. Арендная плата по договору оплачивалась арендатором своевременно и надлежащим образом, нарушений законодательства по использованию участка не допускалось. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация <адрес> отказала заявителю в заключении договора купли-продажи земельного участка, ссылаясь на то, что по результатам обследования земельного участка с кадастровым номером № установлено, что какая-либо деятельность на участке не ведется, участок в целях сельскохозяйственного производства не используется. Однако данные обстоятельства документально не подтверждаются. Иных обстоятельств, препятствующих передаче участка в собственность, ответчиком не приведено. С указанным ответом Ерошкина А.И. не согласна, поскольку в отношении земельного участка № актов государственного земельного контроля не составлялось.
В судебное заседание административный истец Ерошкина А.И. не явилась, была извещена просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика - администрации <адрес> в судебное заседание не явился, был извещен.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу ст. 226 КАС РФ бремя доказывания по делам об оспаривании действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, именно на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) законом возлагается обязанность доказать: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно ст. 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
В силу ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Частоостровского сельсовета <адрес> и Ерошкиной А.И. заключен договор аренды, по которому Ерошкиной А.И. в аренду сроком на 3 года предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Согласно кадастрового паспорта, земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.
ДД.ММ.ГГГГ Ерошкина А.И. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность без торгов на основании пп.9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером № за подписью и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» Ерошкиной А.И. отказано в заключении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что на основании ст. 72 ЗК РФ ведущим специалистом Отдела муниципального земельного контроля МКУ «УправЗем» проведено обследование земельного участкам с кадастровым номером № в целях установления фактического использования данного земельного участка, в ходе которого установлено, что какая-либо деятельность на участке не ведется, участок для целей сельскохозяйственного производства не используется, зарос многолетней сорной растительностью, не огорожен, имеет свободный доступ, следовательно, не используется по назначению 3 лет.
В подтверждение данных доводов административным ответчиком представлен акт обследования объекта земельных отношений, составленный ведущим специалистом Отдела земельного контроля МКУ «УправЗем» ДД.ММ.ГГГГ, исследовав который судом установлено, что при выезде по месту нахождения земельного участка с кадастровым номером № установлено, что участок не огорожен, границы участка на местности не обозначены, участок не используется, имеется многолетняя сорная растительность (сухая трава); к акту обследования приобщены фотоматериалы.
Исследовав указанный акт, суд не может признать его допустимым и достоверным доказательством неиспользования Ерошкиной А.И. земельного участка с кадастровым номером №, поскольку никаких данных о том, каким образом специалистами Отдела земельного контроля установлено местоположение участка, в акте не содержится; сведений об использованных приборах измерения с целью установления соответствия объекта обследования данным о местоположении участка по реестровому учету, в акте не приведено; выезд на участок осуществлен без участия Ерошкиной А.И.
Из пояснений представителя административного истца, данных в ходе судебного разбирательства, не опровергнутых представителем административного ответчика, Ерошкиной А.И. надлежаще исполнялись обязательства по внесению арендных платежей, задолженности по их уплате не имеется.
Исходя из совокупности представленных в дело доказательств, судом не установлено фактов ненадлежащего исполнения Ерошкиной А.И. условий договора аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем сообщение МКУ «УправЗем» от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Ерошкиной А.И. отказано в заключении договора купли-продажи земельного участка, не может быть признано законным. Восстановительной мерой нарушенных прав Ерошкиной А.И. будет являться возложение на административного ответчика обязанности вернуться к повторному рассмотрению заявления Ерошкиной А.И. от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования административного искового заявления Ерошкиной А.И. к администрации <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить действия.
Признать незаконным отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение Ерошкиной А.И. от ДД.ММ.ГГГГ входящий №.
Обязать администрацию <адрес> повторно рассмотреть заявление Ерошкиной А.И. от ДД.ММ.ГГГГ входящий № и направить заявителю мотивированный ответ.
Обязать администрацию <адрес> сообщить в месячный срок заявителю и в Емельяновский районный суд об исполнении решения.
Требования Ерошкиной А.И. об обязании администрации <адрес> предоставить земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>», в собственность Ерошкиной А.И. без проведения торгов, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева